Формирование лексико-грамматических категорий у старших дошкольников с нарушением речи
статья по логопедии (старшая группа) на тему

Провозина Эльвира Николаевна

D статье рассматриваются варианты решения одной из актуальных задач в развитии речи детей старшего дошкольного возраста, а именно:  формирование лексико-грамматического строя речи. Авторы предлагают организовывать процесс обучения лексико-грамматическим категориям посредством  использования  игровых и активно-действенных форм, что дает детям возможность самовыражения, реализации индивидуальных возможностей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya.docx29.81 КБ

Предварительный просмотр:

Формирование лексико-грамматических категорий

у старших дошкольников с нарушением речи

Провозина Эльвира Николаевна,

воспитатель 

Юдина Любовь Васильевна,

учитель-логопед

МБДОУ ДС №37 «Соловушка»

г.Старый Оскол, Белгородская область

Аннотация: в статье рассматриваются варианты решения одной из актуальных задач в развитии речи детей старшего дошкольного возраста, а именно:  формирование лексико-грамматического строя речи. Авторы предлагают организовывать процесс обучения лексико-грамматическим категориям посредством  использования  игровых и активно-действенных форм, что дает детям возможность самовыражения, реализации индивидуальных возможностей.

Ключевые слова: нарушения лексико-грамматического строя речи, старший дошкольный возраст, языковое чутье, активно-действенные формы, пассивный и активный словарь, динамические паузы, синквейн, мнемотехника.

     Корней Иванович Чуковский, великий русский поэт, писавший для детей, удивлялся: « Страшно подумать, какое   множество грамматических   форм   сыплется на бедную детскую голову,  а ребенок как ни в чем не бывало ориентируется во всем этом хаосе, постоянно распределяя по рубрикам беспорядочные элементы услышанных слов и  при этом даже не замечая своей колоссальной работы».

Хорошая, то есть нормированная литературная, речь – важнейшее условие всестороннего полноценного развития детей. Если речь ребенка богата и правильна, то ему достаточно легко высказывать свои мысли, его возможности в познании окружающей действительности намного шире. А также более  содержательными и полноценными становятся взаимоотношения со сверстниками и взрослыми, и соответственно активнее осуществляется его психическое развитие. Поэтому так важно заботиться о своевременном формировании речи детей, о ее чистоте и правильности.

Формирование лексико-грамматического строя речи – одна из актуальных задач в развитии речи детей. Выделяют два этапа формирования грамматического строя речи. Первый этап  - это стадия практического овладения лексико-грамматическим строем в ситуации речевого общения, на котором формируется языковое чутье. На втором этапе происходит осознание ребенком языковых закономерностей, что предполагает включение в образовательный процесс различных упражнений по совершенствованию языковых навыков.

К шести годам речь ребёнка должна быть сформирована. Какие требования предъявляются к правильно сформированной речи? Во-первых, ребенок должен чётко произносить все звуки родной речи, во-вторых, правильно строить фразу, а в-третьих, его словарный запас должен быть достаточно обширен и богат.

В настоящее время довольно много встречается детей дошкольного возраста, имеющих нарушения лексико-грамматического строя речи. Таким детям трудно  усвоить в полном объеме общеобразовательную программу детского сада и в дальнейшем им тяжело при поступлении в школу. Поэтому работа по формированию лексико-грамматических конструкций у дошкольников является одной из актуальных проблем на сегодняшний день.

Обучение лексико-грамматическим категориям через использование игровых и активно-действенных форм дает детям возможность самовыражения, реализации индивидуальных возможностей.  Этот метод обучения влияет на создание благоприятного эмоционально-психологического климата в коллективе и, одновременно, реализует идеи «педагогики».

Необходимо помнить, какие трудности чаще всего испытывают дети:

- в названии многих прилагательных (узкий, кислый, пушистый);

- в употреблении глагольного словаря( преобладают слова, обозначающие действия, которые ребенок ежедневно выполняет или наблюдает (идти, бежать);

- в употреблении слов обобщенного, отвлеченного значения, слов обозначающих оценку, качество, признаки;

- в замене слов, входящих в одно родовое понятие (лось-олень, тигр-лев);

- в замене прилагательных, глаголов.

Очень часто ввиду особенностей языковой среды дети не знают:

- частей предметов и объектов (кабина, сиденье);

- глаголов, уточняющих лексическое значение  действий (лакает, лижет, грызет);

- приставочных глаголов (подплыл, отплыл);

- антонимов (гладкий – шершавый, храбрый – трусливый);

- относительных прилагательных (шерстяной, глиняный).

Также дошкольники в этом возрасте допускают распространённые ошибки:

- в употреблении предлогов: в, к, с, из-под, из-за, между, через, над и другие;

- в согласовании различных частей речи (например, глагола с существительным);

- в построении предложений.

Наблюдается и расхождение в объеме пассивного и активного словаря:

-в названии ягод (клюква, ежевика, земляника);

-в названии цветов (незабудка, фиалка, ирис);

- в названии диких животных (кабан, леопард);

-в названии птиц (аист, филин);

- в наименовании профессий людей (маляр, сварщик, швея);

- в наименовании частей тела и частей предмета (бедро, стопа, кисть, локоть).

Таким образом, при использовании в своей работе игровых и активно-действенных категорий педагог ставит перед собой следующие методические задачи:

создать благоприятную языковую среду, дающую детям образцы грамотной речи, повышающую речевую культуру взрослых;

помочь детям практически освоить морфологическую систему  родного языка (изменение по родам, числам, лицам, временам);

формировать знания о некоторых формах образования новых  слов;

использовать совместную деятельность взрослого с детьми для обучения детей трудным грамматическим формам, направленную на предупреждение ошибок;

помочь детям в овладении синтаксической стороной речи: учить правильному согласованию слов в предложении, построению разных типов предложений и сочетанию их в связном тексте;

формировать грамматические навыки через речевое общение со взрослыми и детьми.

Формирование лексико-грамматической стороны речи (синтаксиса, морфологии, словообразования) у старших дошкольников с нарушением речи  имеют свою специфику и для ее развития применяют различные педагогические средства.

Словарь дошкольника обогащается преимущественно в процессе игры. Игры по расширению словарного запаса разнообразны и проводятся с использованием большого количества наглядного материала. В обогащении речи ребенка существительными, глаголами, прилагательными, обобщающими словами, в уточнении уже имеющихся у него слов, привитии ребенку простейших навыков образования новых слов большое значение могут иметь игры.

Дидактические игры – эффективное средство закрепления грамматических навыков, так как благодаря эмоциональности проведения и заинтересованности детей они дают возможность много раз упражнять ребенка в повторении нужных словоформ.

Можно использовать следующие игры и упражнения с лексико-грамматическим содержанием:

- для работы над образованием множественного числа существительных в именительном и родительном падежах: «Один-много», «Мы волшебники немного – был один, а стало много», «Лови и называй», «Слово – слова – много слов»;

- для работы над образованием уменьшительно-ласкательных существительных: «Назови ласково», «Большой - маленький», «Подумай и назови»;

- для работы над образованием существительных с помощью суффикса -ниц-: игры с карточками «Что для чего? »;

- для работы над образованием названий детенышей в единственном и множественном числе: «Кто у кого? », «Назови детёныша», «Назови детёнышей»;

- дети уточняют названия домашних животных и их детенышей, определяя папу, маму и детеныша: «Папа, мама, я», «Назови семейку»;

- для работы над образованием притяжательных прилагательных: «Чей хвост? », «Чей след?», «Чьи лапы?», «Чья голова?», «Найди свою одежду», «Невиданный зверь»;

- для работы над образованием относительных прилагательных: «Какой сок?», «Какой суп?», «Какой компот?» игра «Каша», «Назови ветку (лист) », «Вкусное варенье», «Весёлый повар», «Скажи какой?».

В качестве динамических пауз в процессе совместной деятельности по формированию лексико-грамматических компетенций с детьми можно использовать игры с мячом. Одновременно у дошкольников развивается ловкость, координация движений, происходит активизация мыслительной деятельности. Вот примеры таких игр:

- «Что у нас какого цвета - мы расскажем вам об этом»;

- «Мы расскажем вам сейчас, что же лишнее у нас»;

- «Мяч получай, сколько каких частей тела у тебя, отвечай?»;

- «Мяч получай, с какого дерева листочек, отвечай?»;

- «Мяч получай, из чего делают игрушки, отвечай? »;

«Насекомых изучай, когда их много, отвечай!»;

«Мы волшебники немного, был один предмет, а станет много»;

«Мячик маленький поймай - растения ласково называй».

У детей, имеющих нарушения речи выявляется недостаточное понимание и различение грамматических форм, затруднения, а иногда и невозможность связно, последовательно, логично передать содержание текста, недостаточность объема словаря, вербальные замены. Поэтому на занятиях по формированию лексико-грамматических категорий можно использовать компьютерные презентации.

Внедрение компьютерных технологий сегодня является новой ступенью в образовательном процессе. Презентация позволяет представить изучаемый материал просто, доступно, наглядно, красочно.

Одним из эффективных методов, используя который педагог может достаточно быстро получить результат в развитии речи  ребёнка, является работа над созданием нерифмованного стихотворения, синквейна. «Синквейн»  переводиться с французского языка как «пять строк», пятистрочная строфа стихотворения.

Существует ряд правил по составлению синквейна.

1-я строка – одно слово, обычно существительное, отражающее главную идею.

2-я строка – два слова, прилагательные, описывающие основную мысль.

3-я строка – три слова, глаголы, описывающие действия в рамках темы.

4-я строка – фраза из нескольких слов, показывающая отношение к теме.

5-я строка – слова, связанные с первым, отражающие сущность темы.

Например:

1. Зонт.

2. Цветной, большой.

3.  Раскрывается, защищает, закрывается.

4.Мой зонтик самый замечательный.

5. Дождь.

Следующий интересный и полезный метод работы в данном направлении – это мнемотехника. Мнемотехника – система специальных приемов, служащих для облегчения запоминания, сохранения и воспроизведения информации.

С помощью мнемотаблиц решаются следующие задачи:

- формирование практических навыков словоизменения и словообразование;

- закрепление грамматических категорий;

- обогащение словарного запаса;

- развитие связной речи.

Итак, для формирования  и совершенствования лексико-грамматических компетенций  и активизации словаря у детей необходимо использовать больше наглядности, игровых приёмов и упражнений, развивать знания и представления об окружающем мире.