Авторское дидактическое пособие: «Вместе с мамой, вместе с папой» (по формированию лексико-грамматических средств языка для детей с тяжелыми нарушениями речи)
рабочие листы (средняя группа)

Давлетбаева Елена Ивановна

Цель: вовлечение родителей в обучающий процесс, расширение Их компетентности в вопросах развития речи дошкольников.

 Обучать, играя, а не просто играть – главная цель учителя-логопеда в процессе коррекционной работы. 

Данный материал разработан для обучающихся с ТНР средней группы и предлагается родителям  для закрепления пройденного в течении недели материала, в соответствии с лексической темой. С помощью предложенных игр и упражнений незаметно и непринуждённо отрабатываются  и закрепляются в семье необходимые речевые навыки

Использование данного пособия в логопедической практике поможет сделать коррекционный процесс полноценным, поддержать стойкий интерес к занятиям, желание узнать новое и активно применять усвоенные знания и умения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vmeste_s_papoy_-_vmeste_s_mamoy_1.docx831.78 КБ

Предварительный просмотр:

Авторское дидактическое пособие:

«Вместе с мамой, вместе с папой»

(по формированию лексико-грамматических средств языка

у детей  средней группы

с тяжелыми нарушениями речи)

Разработала учитель-логопед:

 Давлетбаева Елена  Ивановна

Цель: вовлечение родителей в обучающий процесс, расширение Их компетентности в вопросах развития речи дошкольников.

 Обучать, играя, а не просто играть – главная цель учителя-логопеда в процессе коррекционной работы.  

Невозможно переоценить роль дидактических упражнений в развитии речи детей. Они помогают выработать чувство родного языка и умение правильно произносить слова, легко усвоить грамматические нормы, подготовить к успешному усвоению русского языка в школе. Они дают детям определенный объем знаний и учат их владеть этими знаниями; развивают активность детей и самостоятельность их мышления; помогают в игровой форме решать умственные задачи, преодолевая при этом определенные трудности.

Данный материал разработан для различных возрастных групп и предлагается родителям обучающихся с ТНР для закрепления пройденного в течении недели материала, в соответствии с лексической темой. С помощью предложенных игр и упражнений незаметно и непринуждённо отрабатываются  и закрепляются в семье необходимые речевые навыки

Использование данного пособия в логопедической практике поможет сделать коррекционный процесс полноценным, поддержать стойкий интерес к занятиям, желание узнать новое и активно применять усвоенные знания и умения.

Тема:  «Дикие животные и их детёныши»

1

Рассмотреть  с ребёнком иллюстрации с изображением диких животных  с детёнышами ; отметить их внешние признаки;   рассказать о том, где они живут, чем питаются;   закрепить  в словарном запасе ребёнка названия зверей и их детёнышей.

2

Запишите названия животных, которые вспомнит ребёнок

3

Попробуйте вместе с ребёнком составить рассказы о животных по плану:

  • Кто это? (это медведь)
  •  Где он живёт? (он живёт в лесу)
  •  Как называется его дом? (Его дом- берлога)
  • Какого он (она) размера? (он большой )
  • Какие у него (неё) части тела? (у него есть тело, лапы, голова, уши, глаза, пасть, нос, маленький хвостик)
  • Чем питается? (он любит рыбу, мёд, ягоды)

Запишите один из рассказов(если ребёнку трудно самому отвечать на вопросы, начните предложение и пусть ребёнок продолжит его.)

4

Дидактическая игра «Угадай кто это?» (подобрать существительные к прилагательным).

Бурый, косолапый, неуклюжий, большой - _________________

Серый, зубастый, страшный - ____________________________

Рыжая, пушистая, хитрая - ______________________________

Маленький, длинноухий, пугливый - ______________________

Маленький, серый, колючий - ____________________________

5

Поиграйте с ребёнком в игру

«кто сыночек?»

Папа                                                  детёныш

медведь -               __________                     _____________

олень -                   __________________________________

заяц -                      __________________________________

лис-                       ___________________________________

кабан  -                  ___________________________________

ёж -                        ___________________________________

волк-                      ___________________________________

6

Поиграйте с ребёнком в игру

«Кого я вижу?»

животное               я вижу (животное)

медведь -         __      ________  ____________________

олень -             __      ________  ____________________

лис-                  __      ________  ____________________

кабан  -            __      ________ ____________________

ёж -                 __      ________    ____________________

волк -              __      ________  ____________________

белка-              __      ________           ____________________

Предложите ребёнку обвести по точкам и разукрасить зайца. Нарисовать ему морковку.

Тема:  « Домашние и дикие животные и их детёныши»

1

Вспомните вместе с ребёнком о домашних и диких животных.  Кто где живёт, как выглядят.

2

Запишите названия животных, которые вспомнит ребёнок

Дикие:

Домашние:

3

Попробуйте вместе с ребёнком составить рассказы о животных по плану:

  • Как называется?
  • Какого оно размера?
  • Какого он цвета?
  • Где оно живёт?
  • Чем питается?

Запишите один из рассказов

4

Игра «Кому что дадим?»

белке __________,  собаке_______, барану  ________, кошке ________, оленю________, козе________, медведю _______.

5

Поиграйте с ребёнком в игру

«Семья»

Мама                   Папа                           Детёныш

Собака                 пёс                               щенок

Кошка              ___________        ____________

Свинья             ___________        ____________

Волчица              ___________        ____________

Коза                  ___________        ____________

Лиса                 ___________        ____________

Зайчиха            ___________        ____________

Корова           ___________        ____________

6

Поиграйте с ребёнком в игру

«Кто где живёт?» (В лесу, с человеком)

Корова живёт в ____ ________

Лиса   живёт в ____ ________  

Медведь  живёт в ____ ________  

Лошадь  живёт в ____ ________  

Ёжик  живёт в ____ ________  

Кошка  живёт в ____ ________  

7

Нарисуйте вместе с ребёнком  рисунок по пройденной теме




Тема:  «Домашние птицы»

1

•рассмотреть с ребенком на иллюстрациях домашних птиц, вспомнить их названия, характерные внешние признаки (хвост, клюв, расцветка перьев, величина), где они живут, чем питаются, почему называются домашними;

•во время совместной прогулки в парке или на улице рассмотреть встретившихся зимующих птиц, обратить внимание на то, какие сходства и отличия с домашними птицами;

•провести беседу с ребенком о бережном отношении к птицам, о необходимости помощи птицам зимой;

2

Запишите названия домашних птиц, которые вспомнит ребёнок

3

Упражнение «Кто как голос подает?» Закончи предложения.

Курица  - __________    (ко-ко-ко)   петух  — _____________        

Индюк  — ____________             утка — ________________

Гусь - ________________   цыплята -____________________

4

Поиграйте с ребёнком в игру

«мама детёныш»

Мама                                 детёныш  

Курица                             ____________  

Индюшка                        ____ ________  

Утка                          _   ____ ________  

Гусыня                     -____ ________ 

5

д\и «Кто где сидит»

придумайте с ребёнком предложения с предлогами : НА, ПОД, В.

6

Вместе с  ребёнком нарисуйте  рисунок по пройденной теме




Тема: «Зима»

Рассмотреть с ребенком во время прогулки окружающую природу,  назвать приметы зимы: снег, мороз, холодно, лёд и т.д.

Дидактическая игра «Подбери признак»:

Снег  (какой?)

_______________________________________________________

Лёд (какой?)

 _______________________________________________________

ёлка (какая?) –

_______________________________________________________

зима (какая?) —

________________________________________________

Дидактическая игра «Закончи предложение»:

 Инструкция: Я тебе скажу предложение, а ты добавишь подходящее слово:

Наступила (что?) — __________________,

С неба падает ____________________,

 Н улице дует ____________,

За окном кружится_________________  

На реке замерзает __________________________,

На  веточках  (иней) _________________,

Дети лепят _________________________.

Дидактическая игра «Подбери слова действия»:

Снежинка (что делает?) – ______________________________________________

Лед (что делает?) –

_______________________________________________

Закрепите с ребёнком

Раз, два, три, четыре (загибаем пальчики)

Мы с тобой снежок лепили (имитация лепки снежка)

Круглый, твёрдый, очень гладкий (показывают ладошками)

 Раз подбросим, два поймаем, три уроним, и сломаем

( показываем действия)

Вместе  с ребёнком нарисовать зиму, снежинки

Тема:  « Зимние забавы»

1

Спросите у детей, какое сейчас время года? Какие изменения произошли в природе? Назвать прошедший зимний праздник. Вспомнить, в какие игры дети любят играть зимой.

2

Д.и. «Как это называется?»

Лыжи

Коньки

Санки

Ватрушка

                                                                                                   

                                            1

3

Отгадай загадки

Кто по снегу быстро мчится

Провалиться не боится? _________

По снегу прокатите - я подрасту,

На костре согреете- я пропаду ________________

Всё лето стояли, зимы ожидали,

Дождались поры, помчались с горы ______________

4

Поиграйте с ребёнком в игру

«скажи правильно»

Помочь ребёнку  правильно использовать в речи предлоги «НА», «С», «ИЗ»

  лыжи – на чём дети катаются?  -_________________________________________

санки- на чём дети катаются?-_______________________________________

снег-_откуда падает снег? -_____________________________________________

снеговик- из чего лепят снеговика? -__________________________________________

горка- с чего скатываются дети?-_________________________________________

5

Закрепите с ребенком стихотворение. Расскажите его с  движениями, имитируя лепку зайчика.

Мы лепили снежный ком.

Ушки сделали потом

Вместо глаз, угольки нашлись у нас.

Зайчик вышел , как живой:

И с хвостом, и с головой.

За усы не тяни, из соломинки они!

Длинные , блестящие, точно настоящие!

Тема:  «Зимующие птицы»

1

•рассмотреть с ребенком на иллюстрациях зимующих птиц, вспомнить их названия, характерные внешние признаки (хвост, клюв, расцветка перьев, величина), где они живут, чем питаются, почему называются зимующими;

•во время совместной прогулки в парке или на улице рассмотреть встретившихся зимующих птиц, обратить внимание на то, какие птицы часто прилетают во двор;

•провести беседу с ребенком о бережном отношении к птицам, о необходимости помощи птицам зимой;

2

Запишите названия зимующих птиц, которые вспомнит ребёнок

3

Попробуйте вместе с ребёнком составить рассказы о птицах по плану:

  • Как называется?
  • Какого размера?
  •  Чем покрыто тело?
  • Какого цвета оперение?
  • Как кушает?

Запишите один из рассказов

4

Упражнение «Кто так голос подает?» Закончи предложения.

Гуль-гуль- - _________ (голубь)  — кар-кар_________ (ворона)        

Чик-чирик—___________ (воробей)   тив-тив — ________(Синица)

5

Поиграйте с ребёнком в игру

«Назови ласково»

Синица  ____ ________        Ворона   ____ ________  

Воробей   ____ ________      Сова   ____ ________  

Голубь ____ ________            Куропатка -____ ________ 

6

д\и «Кто где сидит»

придумайте с ребёнком предложения с предлогами : НА, В.

7

Предложите ребёнку разукрасить снегиря, воробья  

   

Тема «Профессии. почтальон».

     Побеседовать с ребёнком о том, что на свете есть очень много профессий, спросить его, какие профессии он знает, кем бы он хотел стать, когда вырастет;

     Если  есть возможность, отведите ребёнка на почту и расскажите для чего нужна почта. Кто такой почтальон.

   Дидактическая игра «что делаем на почте?»

 (посылку, бандероль, письмо, журналы, газеты)

   

На почте получаем  _________________,

На почте получаем  _________________,

На почте отправляем _______________,

На почте отправляем  ___________________,

На почте получаем  _________________,

Дидактическая игра «что нужно для работы почтальону?»:

 

чтобы взвешивать посылку нужны -___________,

 чтобы принимать деньги нужна - ___________,

чтобы упаковать посылку нужны -_____________,

Дидактическая игра «Ответь на вопрос, кто это делает?»

Кто готовит в садике еду? ________________________

 Кто разносит письма? __________________,

Кто  разносит  журналы? ______________

Кто  принимает посылки? ___________________

 Кто  продает хлеб?______________

Кто  лечит детей?______________

 Кто воспитывает детей в садике? ______________

Кто тушит пожар? ________________________

Назвать профессию и разукрасить

ПОЖАРНЫЙ - ЛОГОпедические ПРОГраммы  ПРОДАВЕЦ - ЛОГОпедические ПРОГраммы     ПОЧТАЛЬОН - ЛОГОпедические ПРОГраммы

Тема «Мебель»

Рассмотреть с ребёнком домашнюю мебель, предназначенную для спальни, столовой, кухни; Назвать мебель и её отдельные части (крышка, ножка, ручка, спинка, дверца), внешне признаки (цвет, форму). Материал, из которой она изготовлена;

Объяснить ребёнку назначение мебели, различных её видов;

Игра «Логические упражнения».

Мама будет кушать. Куда Мама сядет? __________________________

Оля маленькая. У неё маленький стол. Она сядет на большой стул или на маленький стульчик. ______________________________________

Саша сидел на диване. Откуда он встал? - _____________________________________________

Папа будет спать. Куда он ляжет? - _____________________________________________

Родители просят детей выполнить действия с предметами, дети выполняют, (правильное понимание и выполнение заданий). __+__   _-_

     Положить (достать) мяч:

на стул  _____, под стул_____,       за стул_____,

около стула_____, между стульями____,

перед стулом_____, поднять мяч над стулом_____,

Справа от стула _____, слева от стула _____,

из под стула _____, из-за стула _______.

Составь рассказ о мебели по схеме.

Запишите один из составленных рассказов

                                 Цвет                размер            из чего сделан      предназначение              

Составьте словосочетания

 Один                   маленький

стул –        _________________

стол -     _______________________

диван- ________________________

кресло-      _____________________

шкаф -      ______________________

кровать-      _______________________

полка-     ______________________

Нарисуйте, ребёнок пусть раскрасит предметы мебели

Тема «Международный женский день».

Рассмотреть вместе с ребёнком картинки о семье. Закрепить названия всех женщин в  семье. (мама, бабушка, тётя, сестра, внучка и т.п.)

Ответь на вопрос:

 Кто дома…

самый добрый – _______________

делает уборку - ________________

лечит детей -  _______________

готовит  вкусные обеды- _______________

убирает  игрушки _______________

ремонтирует мебель  - ______________

ходит в магазин за покупками -_______________

ремонтирует (или шьёт) – одежду ______________

стирает - ________________________

Игра «какая женщина?»

Подобрать слова признаки  к слову «женщина»

какая мама?–  _________________________

какая мама?–  _________________________

какая мама?–  _________________________

какая бабушка?–  _________________________

какая бабушка?–  _________________________

какая бабушка?–  _________________________

Продолжи (проговори)  предложения о маме ,      о бабушке:

(моя мама самая …; я люблю бабушку потому, что… т.п.)

моя мама самая

моя мама самая

моя мама самая

я люблю бабушку потому, что

я люблю бабушку потому, что

Составьте словосочетания

«Что мама делает?»

 мама –         ________________      

мама –         _________________________  

мама –         __________________________  

бабушка   -  _________________________    

бабушка - _______________________    

девочка - _________________________    

Нарисуй букет цветов  для мамы

     Тема «Обувь»

Рассмотреть с ребёнком обувь, предназначенную для дома, спорта, прогулок в разное время года; Назвать обувь и её отдельные части (каблук, шнурки, замок, подошва, пятка, носок), внешне признаки (цвет, форму). Материал, из которой она изготовлена;

Объяснить ребёнку назначение обуви, различных её видов;

Составьте словосочетания

 Один           много                      маленький

ботинок – _________ ___        _____________ ______

тапок - ____________     _______________________

сапог-  ____________     ________________________

кроссовок- ____________     _____________________

туфель - _________     ______________________

сандаль- ____________     _______________________

Выполнить действия с предметами по указанию взрослого (понимание предложных конструкций). __+__   _-_

     Положить мяч: на стул  _____, под стул_____,       за стул_____, около стула_____, перед стулом_____, поднять над стулом_____,

Закрепить  стихотворение

Тема «ОВОЩИ, ФРУКТЫ».

Рассмотреть вместе с ребёнком фрукты и  овощи, их строение. Закрепить их названия, отличия. Объяснить, что всё это можно назвать одним словом -  «овощи – растут на грядке» или «фрукты – растут на дереве»; Обратить внимание на следующие признаки: цвет, форму, вкус; По возможности рассказать и показать ребёнку, где и как растут, что из них готовят (суп, сок, салат, винегрет, варенье, компот…);

   Закрепите подбор в рифму названия овощей:

   Поздним летом в огороде собирается народ.

   Зрел всё лето урожай, что собрали – отгадай!

    Где весною было пусто,

    летом выросла… (капуста)

                                               

  От дождя земля намокла

  вылезай толстушка…(свёкла)

   

    Надо наклониться низко

      чтобы вытащить… (редиску)

     

Помогает деду внук

   собирает с грядок… (лук)

     

Собираем мы в лукошко

     очень крупную…(картошку)

Из земли за чуб плутовку

    тянем сочную… (морковку)

А вот жёлтый толстячок,

    крупный, гладкий…(кабачок)

 

И красавец – великан

     тёмно-синий… (баклажан)

Вставить в предложение пропущенный предлог НА.

 Инструкция: Я тебе назову плрд, а скажи где он растёт

яблоко растёт ____ _______- (дереве).

Капуста растёт  ___ ________(грядке).

Морковка растёт  ____ __________

     Груша  растёт ____ ______________

     Картошка растёт ____ ______________

    Апельсин растёт ____ ______________

    Помидор растёт ____ ______________

    Баклажан растёт ____ ______________

     Кабачок  растёт ____ ______________

Д/и

«Назови какой на вкус» - образование прилагательных:

Яблоко ___________________

морковка - ____________

груша  - __________

лимон  - _______________

помидор ______________

Д/и  «большой-маленький» (словообразование с помощью уменьшительно – ласкательных суффиксов)

Большой огурец –  маленький огурчик,

тыква-  ___________   яблоко- ______________

помидор - __________   банан-________________

морковь -  __________   абрикос-________________

апельсин - ___________   перец - _______________

лук - _____________  груша - _________________

баклажан-__________________________

Составь рассказ по плану: что это?

Где растёт?

Какого цвета, формы, размера, вкуса?

Что из него готовят?

Почему  это любит ли человек?

На свободной  странице, наклеить или нарисовать овощи или фрукты.

Тема «ОВОЩИ».

Рассмотреть вместе с ребёнком овощи, их строение. Закрепить названия овощей, их отличия. Объяснить, что всё это можно назвать одним словом -  «овощи»; Обратить внимание на следующие признаки овощей: цвет, форму, вкус; По возможности рассказать и показать ребёнку, где и как растут овощи,

   Подбери в рифму названия овощей:

   Поздним летом в огороде собирается народ.

   Зрел всё лето урожай, что собрали – отгадай!

    Где весною было пусто,

    летом выросла… (капуста)

                                                       Собираем мы в лукошко

                                                      очень крупную…(картошку)

        От дождя земля намокла

        вылезай толстушка…(свёкла)

                                                         Из земли за чуб плутовку

                                                      тянем сочную… (морковку)

    Надо наклониться низко

     чтобы вытащить… (редиску)

                                                                       Помогает деду внук

                                                                      собирает с грядок… (лук)

     А вот жёлтый толстячок,

    крупный, гладкий…(кабачок)

Д/и  «один - много» (словообразование )

один огурец –  много огурцов,

тыква-  _________________________

помидор - __________________________

морковка -  __________________________

репка - __________________________

перец - ____________________________

лук - ______________________________

Д/и  «большой-маленький» (словообразование с помощью уменьшительно – ласкательных суффиксов)

Большой огурец –  маленький огурчик,

тыква-  _________________________

помидор - __________________________

морковь -  __________________________

репа - __________________________

перец - ____________________________

лук - ______________________________

Предложите ребёнку разукрасить овощи соответствующим цветом

ПОМИДОР - ЛОГОпедические ПРОГраммыМОРКОВЬ - ЛОГОпедические ПРОГраммыКАПУСТА - ЛОГОпедические ПРОГраммы

Тема: «Одежда»

рассказать ребёнку о том, какое время года наступило:

      обратить внимание на изменения погоды, объяснить ребёнку, почему человек меняет одежду в зависимости от времени года. При этом следует внимательно рассмотреть, ощупать  летнюю, осеннюю, зимнюю одежду. Определить её качества и назначение;

      во время прогулки будет полезно обратить внимание ребёнка на то, как одеты люди;

      в качестве экскурсии посетить магазины, где продают одежду.

Внимательно рассмотреть верхнюю одежду и назвать её детали:

Что это? — _______________________( куртка )

Что это? — _______________________( штаны )

Что это? — _______________________( шапка )

Что это? — _______________________(шорты)

Что это? — _______________________(носки)        

Что это? — _______________________(варежки)        

Дидактическая игра «Чья? ЧЕЙ? ЧЬИ? ЧЬЁ?» -употребление притяжательных местоимений.

 Это чья куртка? – ______.        Это чей плащ? – ___________.

Это чьи перчатки? – ____.         Это чьё пальто? – ________.

Это чья кофта? – _______.         Это чей комбинезон? – _____.

Выполнить указание и ответить на вопрос (понимание сложных инструкций):

Повесь шарф на стул, а перчатки положи на стол.  ____

Куда ты повесил шарф?  _____________

Куда ты положил перчатки?_____________

_____________________________________________

Дидактическая игра

«кому , что подарим» - Инструкция: Я  буду называть одежду, а ты будешь говорить, кому её подаришь.

Взрослый:                                                   Ребёнок:

шарф.                                   (Я подарю шарф папе)______________

плащ                                                        _____________________.

куртка.                                                  ________ ______________.

шапка                                              _________________________.

рукавицы                          _______________________________.

штаны                                     _____________________________.

свитер                                       ____________________________.

Дидактическая игра «что делают с одеждой?» (стирают, развешивают, сушат, гладят, складывают и т.д.)

________________________________________________________

Вырезать и вклеить в тетрадь картинки с изображением одежды.

Тема «Осень. Деревья осенью».

Рассмотреть вместе с ребёнком окружающую природу: погодные условия,  деревья, их строение, листья. Закрепить названия деревьев.

Почитайте ребёнку стихи Постарайтесь выучить одно по выбору.

«Осенний лист»                          «весёлый ветер»

Только ветер ветку тронет -      Ветер дует нам в лицо.

Жёлтый лист она уронит.          Закачалось деревцо

С ветки, как парашютист,        ветерок всё выше, выше,

Полетит на землю лист.            Листик падает всё ниже.

Попросите ребёнка ответить предложением.

 Инструкция: подойдите к дереву или нарисуйте ветку с листьями.( листик висит на дереве; листик падает с дерева; листик упал ; листик лежит на земле.) Вопросы «Где этот листик? Какого цвета листик?» указываете на один из листьев. Если  ребёнок сам не ответил на вопрос, повторите вопрос и проговорите несколько раз ответ. Затем попросите ребёнка повторить ответ самостоятельно или вместе с вами.

Д/и «Назови лист» - образование относительных прилагательных:

Лист берёзы – _________  (берёзовый)

Лист осины - ____________

Лист дуба - __________

Лист клёна  - _______________

Лист рябины _______________

 Если ребёнок не говорит, повторите сами и попросите повторить вместе с вами

Кто нарисован на картинке?

Где ёжик гуляет?

Что он собирает?

Раскрась рисунок цветными карандашами.

Тема «Посуда».

          рассмотреть вместе с ребёнком посуду – кухонную, чайную, столовую;

          рассмотреть посуду, объяснить, что посуда бывает двух видов: в которой готовят пищу и из которой едят;

   Составить предложения с предлогом  В, упражнять в словообразовании.

В какую посуду кладут ?

Хлеб кладут (а не ложат!) в хлебницу. и т.п.

Чай наливают ________________

Кашу кладут _________________

Суп наливают________________

Сахар насыпают _______________

Сок наливают _________________

Дидактическая игра «какой? какая? какое?»

- стакан из стекла - ________________________

 -вилка из металла -  __________________,

- чашка из глины -  ____________________

 - хлебница из пластмассы -  ___________________

  - ложка из железа -______________

Дидактическая игра «Почему так названы(сложные слова):

кофеварка –  потому, что ловит рыбу,

хлебница -  _________________________

сахарница - __________________________

соусница -  __________________________

овощечистка - __________________________

Нарисовать и разукрасить любую посуду

Тема «Продукты питания».

          рассмотреть вместе с ребёнком продукты питания – мучные, мясные, молочные, овощные и т.д.;

     показать, где дома хранятся продукты (в шкафу, в буфете, в холодильнике, в хлебнице); куда их кладут перед употреблением.

 Д.и « Что из чего?»

 Начните предложение, а ребёнок должен продолжить.

Котлету делают из ________

Сок делают из ___________

Хлеб делают из ____________

Суп варят из ______________

Варенье варят из ____________

Составить рассказ по плану:

Что это?

Из чего это делают?

Как это готовят?

Какое оно на вкус?

С чем его можно кушать?

___________________________________________

Дидактическая игра «Что где лежит?»

 Хлеб лежит  __________________( на тарелке)

Компот наливают_______________

Чай наливают __________________

 Суп наливают _________________

 Кашу кладут __________________

Нарисовать и разукрасить любое  блюдо

Тема «Профессии. продавец».

     Побеседовать с ребёнком о том, что на свете есть очень много профессий, спросить его, какие профессии он знает, кем бы он хотел стать, когда вырастет;

     Если  есть возможность, отведите ребёнка в магазин и закрепите, что магазины бывают разные (специализированные).

   Дидактическая игра «Кто купим в магазине?»

   

В книжном магазине купим _________________,

В обувном магазине купим_________________,

В хлебном магазине купим _______________,

В продуктовом магазине купим ___________________,

Дидактическая игра «что нужно для работы продавцу?»:

 

чтобы взвешивать продавцу нужны -___________,

 чтобы принимать деньги продавцу нужна - ___________,

чтобы выкладывать товар продавцу нужны -_____________,

Дидактическая игра «Ответь на вопрос» (употребление предлога В).

Куда пойдёт мама:

- если нужен врач? ________________________

 -если нужно купить платье __________________,

- если нужно купить игрушки? ______________

 - если нужно купить хлеб? ___________________

  - если нужно  купить лекарство?______________

-  - если нужно  купить сапоги?______________

  - если нужно  купить книжку ?______________

Назвать профессию и разукрасить

ПОЖАРНЫЙ - ЛОГОпедические ПРОГраммы ПОВАР - ЛОГОпедические ПРОГраммы  ПРОДАВЕЦ - ЛОГОпедические ПРОГраммы

Тема «ФРУКТЫ. САД».

1.

Рассмотреть вместе с ребёнком фрукты, их строение. Закрепить названия фруктов, их отличия. Объяснить, что всё это можно назвать одним словом -  «фрукты»; Обратить внимание на следующие признаки фруктов: цвет, форму, вкус; По возможности рассказать и показать ребёнку, где и как растут фрукты, что из них готовят (компот, сок, салат, варенье, мармелад, пироги и т.д…);

2.

   Попробуйте вместе с ребёнком составить рассказы об фруктах по плану:

  • Как называется этот фрукт?
  • Какого он размера?
  • Какой он формы?
  • Какого он цвета?

Запишите один из рассказов

   ________________________________________________________

3.

Вставить в предложение пропущенный предлог НА.

 Инструкция: Я тебе скажу предложение, а ты добавишь маленькое слово НА.

Яблоко  растёт ____ дереве.

Апельсин лежит  ____тарелке.

    Грушу  положили  ____ стол.

4.

Д/и  «большой-маленький» (словообразование с помощью уменьшительно – ласкательных суффиксов)

Большой банан–  маленький _______________,

Большое яблоко-  _________________________

Большая груша - __________________________

Большой апельсин -  __________________________

Большой абрикос - __________________________

Большая слива  - ____________________________

5.

Выучи наизусть стихотворение:          

Три яблока из сада

 Ёжик притащил.

Самое румяное

Белке  подарил.                                     В.Волина.

6.

Наклеить или нарисовать картинки фруктов.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование лексико-грамматических средств языка у детей с общим недоразвитием речи.

Использование разнообразных дидактических и игровых приемов для формирования лексико-грамматических средств языка у детей с тяжелым нарушением речи в дошкольном учреждении...

Буклет "Игры и упражнения, направленные на формирование лексико-грамматического строя речи у детей с тяжелыми нарушениями"

При развитии речи дошкольников и коррекции ее недоразвития на одно из ведущих мест выходит формирование лексико-грамматических навыков - это одна из основных задач коррекционного обучения и воспитания...

Консультация для родителей: «Игры на развитие лексико-грамматического строя языка у детей с тяжелыми нарушениями речи»

В данной консультации для родителей  представлены дидактические игры и задания на развитие лексико-грамматического строя языка у детей с тяжёлыми нарушениями речи.Развитие лексико-грамматического...

Применение игровых приемов для формирования лексико-грамматического строя речи у детей с тяжелыми нарушениями речи

Используя данные пособия, можно отрабатывать лексико-грамматические навыки, используя разные грамматические конструкции. Игровое поле может выбираться в зависимости от времени года, лексической темы н...

Авторское дидактическое пособие: «Вместе с мамой, вместе с папой» (по формированию лексико-грамматических средств языка у детей старшей группы с тяжелыми нарушениями речи)

Цель: вовлечение родителей в обучающий процесс, расширение Их компетентности в вопросах развития речи дошкольников. Обучать, играя, а не просто играть – главная цель учителя-логопеда в проц...

Авторское дидактическое пособие: «Вместе с мамой, вместе с папой» (по формированию лексико-грамматических средств языка у детей подготовительной к школе группы с тяжелыми нарушениями речи

Цель: вовлечение родителей в обучающий процесс, расширение Их компетентности в вопросах развития речи дошкольников.  Обучать, играя, а не просто играть – главная цель учителя-логопеда ...