Дидактическая игра "Запоминай-ка"
методическая разработка по логопедии на тему

Максимова Елена Владиславовна

фото к статье представлены в альбоме "Запоминай-ка"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл maksimova_e.v._didakticheskaya_igra_zapominay-ka.docx20.64 КБ

Предварительный просмотр:

Описание:

Это инновационная логопедическая игра «Запоминай-ка»*. Инновационность данной авторской логопедической игры мемори заключается в том, что к  игровому полю можно подобрать любой речевой материал. А это достигается с помощью ламинатора и текстильной ленты (липучка).

Итак, инновационность данной логопедической игры «Запоминай-ка» заключается в возможности подбора оригинального речевого материала:

  • полностью исключающий использование в составах слов звуков, которые ребёнок произносит неправильно, что соответствует основному принципу формирования правильного произношения (рис.1 – автоматизация [к]; звуковой состав слов исключает использование звуков позднего онтогенеза: [ш],[ж],[л],[р]).
  • отвечающий законам автоматизации звуков: играя в «Запоминай-ка» - поставленные звуки можно автоматизировать изолированно, затем постепенно, последовательно вводить в слоги (прямые, обратные, со стечением согласных), слова (в начале, середине, конце), предложения, скороговорки и четверостишья. (рис.2 – автоматизация [ш] в начале слова; рис.3- автоматизация [ж] в середине слова, 4- автоматизация [л] в конце слова).

Логопедическая игра «Запоминай-ка»*  выстроена по принципу игры «Memory» или «Memo». Она представляет собой набор из пар одинаковых карточек, которые перед началом игры перемешиваются и ставятся на липучки, а затем закрываются фишками (рис.5). Игроки по очереди открывают по 2 фишки. Если открыты одинаковые карточки (рис.3), то игрок забирает фишки себе и открывает следующую пару карточек. В противном случае - если карточки не совпадают (рис.6) - игрок закрывает их обратно фишками и право хода переходит к следующему участнику. Побеждает игрок, набравший наибольшее количество фишек. Отличие логопедической игры «Запоминай-ка» в том, что нужно обязательно правильно назвать пару картинок с автоматизируемым звуком, лишь в этом случае игрок сможет забрать себе фишки.

Если игрок нашел (рис.7) 2 значка «губы», то он должен рассказать чистоговорку либо стишок, если 2 значка «?» (рис.8), то он должен  придумать слово на заданный звук, ну а если со значком «123» / «5» - то он должен рассказать считалочку на автоматизируемый звук (рис.9, рис. 10). За хорошо рассказанную чистоговорку, стишок, считалку, правильно придуманное слово игрок получает право дополнительно перевернуть две фишки

Цели пособия (подчёркнуты):

Вот ещё один секрет нашей логопедической игры мемори: она не просто инновационна, а так же и универсальна. Играя в эту дидактическую игру можно не только способствует улучшению памяти и зрительного восприятия, тренирует внимание и усидчивость, но и используя одно и то же игровое поле: автоматизировать корригируемые звуки (рис.1), учить (изучать) буквы (рис.11), работать над лексическим строем речи (словарная работа) (рис.12), проводить коррекционную работу по преодолению нарушений слоговой структуры слов.

Сделать задания для малыша ещё более увлекательными, эмоционально-окрашенными; направленными на становления личностных характеристик малыша, умения преодолевать неопределенность, его переживание свободы воли можно использовать следующий приём – «Ситуация выбора». Иначе говоря, мы создаем необходимые условия для становления его активного Я, организуя возможность ему САМОМУ выбрать картинки. Конечно же логопед сам должен выбрать картинки в соответствии целям и задачам упражнения заранее

Категория детей и возраст:

А так же универсальность данной логопедической мемори заключается в том, что нет жёсткого ограничения по возрасту. Можно использовать от 3,5 лет до 9 лет. Играть используя данное игровое пособие можно практически со всеми категориями детьми с ограниченными возможностями здоровья: с детьми с общим недоразвитием речи, с тяжёлыми нарушениями речи, с задержкой психического развития, с задержкой речевого развития, с детьми синдрома Дауна, с детским церебральным параличом, а так же с детьми развивающимися без особенностей, но имеющие нарушения в звукопроизношении.

Содержание пособия:

Вариант I.Автоматизация звука.

Цель: закрепить правильное произношение звуков, улучшить память и зрительное восприятие, тренировать внимание и усидчивость.

Количество игроков: от 1 до 4 человек.

Материал: игровое поле, карточки на автоматизируемый звук (не содержащие в составе слова звуки, которые ребёнок произносит не правильно), фишки.

Ход игры: игроки по очереди открывают по 2 фишки. Если открыты одинаковые карточки, то игрок забирает фишки себе и открывает следующую пару карточек. В противном случае - если карточки не совпадают - игрок закрывает их обратно фишками и право хода переходит к следующему участнику. Побеждает игрок, набравший наибольшее количество фишек. Игрок обязательно должен правильно назвать пару картинок с автоматизируемым звуком, лишь в этом случае игрок сможет забрать себе фишки.

Если игрок нашел 2 значка «губы», то он должен рассказать чистоговорку либо стишок, если 2 значка «?», то он должен  придумать слово на заданный звук, ну а если со значком «123» / «5» - то он должен рассказать считалочку. За хорошо рассказанную чистоговорку, стишок, считалку, правильно придуманное слово игрок получает право дополнительно перевернуть две фишки. В конце можно повторить у кого какая карточка.

Вариант II.  Изучаем буквы

Цель: закрепить представление графических образов букв, улучшить память и зрительное восприятие, тренировать внимание и усидчивость.

Количество игроков: от 1 до 4 человек.

Материал: игровое поле, графические образы букв (которые ребёнок уже знает), фишки.

Ход игры: игроки по очереди открывают по 2 фишки. Если открыты одинаковые карточки, то игрок забирает фишки себе и открывает следующую пару карточек. В противном случае - если карточки не совпадают - игрок закрывает их обратно фишками и право хода переходит к следующему участнику. Побеждает игрок, набравший наибольшее количество фишек. В конце можно повторить у кого какая карточка.

Вариант III. Узнаем новые слова (словарная работа)

Цель: уточнение, расширение и активизация словаря по теме, развить сообразительность, внимание, память, умение соблюдать правила.

Количество игроков: от 1 до 4 человек.

Материал: игровое поле, карточки на определённую лексическую тему, фишки.

Ход игры: игроки по очереди открывают по 2 фишки. Если открыты одинаковые карточки, то игрок забирает фишки себе и открывает следующую пару карточек. В противном случае - если карточки не совпадают - игрок закрывает их обратно фишками и право хода переходит к следующему участнику. Побеждает игрок, набравший наибольшее количество фишек. В конце можно повторить у кого какая карточка.

Вариант IV. Работаем над слоговой структурой слова.

Цель: преодоление нарушений слоговой структуры слов, улучшить память и зрительное восприятие, тренировать внимание и усидчивость.

Количество игроков: от 1 до 4 человек.

Материал: игровое поле, фишки, карточки слов по классификации А.К.Марковой, которая выделяет 14 типов слоговой структуры слова по возрастающей степени сложности:

1. Двухсложные слова из открытых слогов (ива, дети).
2. Трёхсложные слова из открытых слогов 
(охота, малина).
3. Односложные слова 
(дом, сок).
4. Двухсложные слова с закрытым слогом 
(диван, мебель).
5. Двухсложные слова со стечением согласных в середине слова
 (банка, ветка).
6. Двухсложные слова из закрытых слогов 
(тюльпан, компот).
7. Трёхсложные слова с закрытым слогом 
(бегемот, телефон).
8. Трёхсложные слова со стечением согласных 
(комната, ботинки).
9. Трёхсложные слова со стечением согласных и закрытым слогом 
(ягнёнок, половник).
10. Трёхсложные слова с двумя стечениями согласных 
(таблетка, матрёшка).
11. Односложные слова со стечением согласных в начале слова 
(стол, шкаф).
12. Односложные слова со стечением согласных в конце слова 
(лифт, зонт).
13. Двухсложные слова с двумя стечениями согласных 
(плётка, кнопка).
14. Четырёхсложные слова из открытых слогов 
(черепаха, пианино).

Ход игры: игроки по очереди открывают по 2 фишки. Если открыты одинаковые карточки, то игрок забирает фишки себе и открывает следующую пару карточек. В противном случае - если карточки не совпадают - игрок закрывает их обратно фишками и право хода переходит к следующему участнику. Побеждает игрок, набравший наибольшее количество фишек. В конце можно повторить у кого какая карточка.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Виды дидактических игр и Руководство дидактическими играми

Виды дидактических игр Дидактические игры различаются по обучающему содержанию, познавательной деятельности детей, игровым действиям и правилам, организации и взаимоотношениям детей, по роли воспитате...

ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ И РАЗВИТИЕ РЕЧИ. Дидактическая игра многоплановое, сложное педагогическое явление: она является и игровым методом обучения детей дошкольного возраста, и формой обучения, и самостоятельной игровой деятельностью, и средством всестороннего

Дидактическая игра представляет собой многоплановое, сложное педагогическое явление: она является и игровым методом обучения детей дошкольного возраста, и формой обучения, и самостоятельной игро...

Методическая разработка Дидактическая игра « Накорми колобка» Методическая разработка Дидактическая игра « Накорми колобка» Методическая разработка Дидактическая игра « Накорми колобка»

Разработала:Саламатина Ирина Борисовна воспитатель ГБДОУ № 48 Кировского района горохом или фасолью). Санкт ПетербургаОписание игры:Цель: развитие мелкой моторики , тактильной чувствительнос...

Дидактические игры в младшей группе.Основой дидактической игры является дидактическая задача. Дидактические задачи разнообразны. Это может быть ознакомление с окружающим (природа, животный и растительный мир, люди, их быт, труд, события общественной жизни

Что в мешочке?Цель: научить выделять звук [ц] в произношении, развивать речь.Оборудование: мешочек; игрушки и предметы, в названии которых есть звук [п] (цыпленок, курица, овца, заяц, ...

Педагогическая находка Дидактическое пособие «Дидактическое пособие сенсорная, адаптационно-дидактическая юбка»

Сенсорная юбка-это необычное дидактическое пособие, которое привлекает внимание детей, своей яркостью и многообразием элементов....