Практикум "Правила проведения артикуляционной гимнастики"
учебно-методический материал по логопедии на тему

Семинар - практикум

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon seminar_-_praktikum.doc45 КБ

Предварительный просмотр:

Семинар – практикум «Правила проведения артикуляционной гимнастики»

Провела: учитель-логопед Фурманчук Е.В.


План семинара-практикума

  1. Орг.момент - артикуляционная гимнастика-считалочка с презентацией.
  2. Теоретическая часть «Правила проведения артикуляционной гимнастики»
  3. Практикум «Артикуляционное дерево», «Кубики для артикуляционной гимнастики»

Артикуляционная считалка. (Презентация)

Садимся ровно, спины выпрямляем, плечи расправляем, руки кладем  на колени,  ноги подружили, посмотрите на меня – улыбнитесь. А теперь, внимание на экран. Начинаем.

Все ребята по порядку

Утром делают зарядку.

Язычок наш хочет тоже

На детишек быть похожим.

Раз - мы песенку запели (бегемотик)

Два - уселись на качели (качели)

Три – мы с кошкой поиграли, и немножко напугали  (киска сердится)

На четыре – со слоном мы «подудели» (хоботок)

Пять – покушали мы меда (вкусное варенье, мед)

Шесть - мы в часики играли (часики)

Семь - лакали, словно кошка (лакает кошечка)

Восемь – с хомячком надули щеки (хомячок)

Девять - сделали заборчик (заборчик)

Десять - ротик на замок.

Теоретическая часть (Презентация) слайд 1

По современным нормативам ребенок должен овладеть всеми звуками своего родного языка к 6-7 годам. Однако, статистика показывает, что далеко не все  дошкольники к этому возрасту успешно овладевает правильным произношением звуков.

Нарушение произношения может быть вызвано следующими причинами:

1. Дефектами строения артикуляционного аппарата.

2. Недостаточной сформированностью артикуляционных движений.

3. Недостатками в развитии фонематического слуха.

Поэтому  успешное формирование правильного звукопроизношения невозможно без предварительной подготовки, а именно проведения артикуляционной гимнастики.

Артикуляционная гимнастика – комплекс упражнений, один из которых помогает улучшить подвижность органов артикуляции, другие увеличить объем и силу движений, третьи вырабатываю точность позы губ, языка, необходимую для произнесения того или иного звука. (слайд 2)

Цель артикуляционной гимнастики – выработка полноценных движений и определенных положений органов артикуляционного аппарата, необходимых для правильного звукопроизношения(слайд 3)

Артикуляционная гимнастика бывает двух видов: пассивная (ребенок повторяет движения за взрослым) и активная (ребенок самостоятельно выполняет упражнения).  (слайд 2)

В зависимости от того, чему мы будем учить ребенка, либо переключаться с одной позы на другую, либо удерживать позу, артикуляционные упражнения делятся на динамические («улыбка-трубочка», «качели», «часики», «лопатка-иголка») и статические  («улыбка», «трубочка», «окошко», «лопатка»,  «иголочка») они служат для формирования артикуляционного уклада) (слайд 4)

Принципом отбора артикуляционных упражнений служит характер дефекта произношения и целесообразность рекомендуемых движений для правильного произнесения данного звука

Недостаточно только отобрать нуждающиеся в коррекции движения, нужно научить ребенка правильно применять соответствующие движения, выработать точность, чистоту, плавность, силу, темп, устойчивость перехода от одного движения к другому (слайд 5)

Точность движения речевого органа определяется правильностью конечного результата, что может быть оценено конечным местоположением и формой этого органа.

Плавность и легкость движения предполагают движения без толчков, подергиваний и дрожания органа.

Темп - это скорость движения. Вначале движение производится несколько замедленно, взрослый регулирует темп при помощи отстукивания рукой или счета вслух, постепенно убыстряя его. Затем темп движения должен стать произвольным - быстрым или медленным.

Устойчивость конечного результата означает, что полученное положение органа удерживается без изменений произвольно долго.

Переход (переключение) к другому движению и положению должен совершаться плавно и достаточно быстро.

Как проводить артикуляционную гимнастику? (слайд 6)

1. Прежде чем начать занятия, лучше познакомить ребенка с названиями артикуляционных органов. Такое знакомство лучше провести в форме сказки. В результате ребенок должен усвоить названия органов: зубы, нижняя и верхняя губа, небо, язык.

2. Артикуляционная гимнастика обязательно должна проводиться систематично, в противном случае новый навык не закрепиться. Желательно заниматься ежедневно 2 раза в день по 3-5 минут (лучше, чтобы после последнего приема пищи прошло не менее 1 часа). Не следует предлагать детям более 2-3 заданий за один раз, каждое выполняется по 5-6 раз.

Статические упражнения выполняются по 5-7 секунд (удержание артикуляционной позы в одном положении).

3. Артикуляционную гимнастику выполняйте сидя, так как в таком положении у ребенка прямая спина, тело не напряжено, руки и ноги находятся в спокойном положении. Дети сидят за столами или полукругом перед воспитателем. Размещать детей надо так, чтобы они все видели лицо воспитателя, которое должно быть хорошо освещено, губы ярко окрашены. Артикуляционные упражнения необходимо выполнять перед зеркалом. Размер зеркала должен быть таким, чтобы ребенок видел в нем себя и взрослого.

 4. Артикуляционную гимнастику выполняйте не торопясь, под счет, следя за точностью, координированностью движения, за полнотой объема.

5. У ребенка всегда должен быть чистый платочек, чтобы вытирать губы,  обязательно чисто вымытые  руки и у ребенка и у взрослого. (слайд 7)

Работа организуется следующим образом: (слайд 8)

- воспитатель рассказывает о предстоящем упражнении, используя игровые приемы;

- показывает его выполнение;

- упражнение выполняет каждый ребенок по очереди, а воспитатель проверяет правильность выполнения.

Упражнение выполняют все дети одновременно.

При отборе заданий для артикуляционной гимнастики необходимо соблюдать определенную последовательность, идти от простых к более сложным. Рекомендуется проводить их эмоционально, в игровой форме. Из выполняемых двух-трех упражнений новым может быть только одно, второе и третье даются для повторения и закрепления. Если же ребенок выполняет какое-то задание недостаточно хорошо, не следует вводить новых, лучше отрабатывать старый материал. Для его закрепления можно придумать новые игровые  приемы.

Взрослый должен следить за качеством выполняемых каждым ребенком движений, в противном случае артикуляционная гимнастика не достигает своей цели.

Практикум

Исходя из того, что мышление дошкольников носит наглядно – образный характер, большинство артикуляционных упражнений связано с определенными игровыми образами. Картинки-символы используются в различных игровых пособиях.

Кубики для проведения артикуляционной гимнастики. Для каждого звука - отдельный кубик. Догадайтесь, для постановки какого звука кубик с упражнениями "заборчик", "лошадка", "маляр", "грибок", "барабанщик", "заведи моторчик".

Игровое пособие "Логокуб" позволяет производить сменяемость материала, а именно картинок-символов, как педагогу, так и  самому ребенку, манипулируя речевым кубом самостоятельно.

Вашему вниманию хочу представить пособие «Артикуляционное дерево».

Итак, наступила осень. Листочки на деревьях желтеют, краснеют и опадают. Но у нас не обычное дерево, а артикуляционное. На каждом листочке – картинка с упражнением для язычка. Возьмите себе каждый по листочку с дерева и расскажите нам об упражнении, которое нужно сделать. (Воспитатели берут себе по листочку с дерева, называют картинку и показывают соответствующее упражнение.)

   Упражнения, которые преподносятся детям в игровой форме, основаны на непроизвольных движениях, не утомляют их, не вызывают негативных реакций и отказа от выполнения в случае неудачи. Занятие становится интересным, увлекательным, эмоциональным. Ребёнок не замечает, что его учат. А это значит, что процесс развития артикуляционной моторики протекает активнее, быстрее, преодоление трудностей проходит легче. Главное, подходить к выполнению  артикуляционных упражнений творчески.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

презентация "Упражнения для проведения артикуляционной гимнастики"

Правила и принципы коррекционно-логопедической работы. Для чего нужна артикуляционная гимнастика? Звуки речи образуются в результате сложного комплекса движений артикуляционных органов — кин...

Методические рекомендации к проведению артикуляционной гимнастики.Нетрадиционные упражнения для совершенствования артикуляционной гимнастики.

Мы правильно произносим различные звуки благодаря хорошей подвижности органов артикуляции, к которым относятся язык, губы, нижняя челюсть, мягкое нёбо. Цель артикуляционной гимнастики - выработка...

Проведение мастер-класса на тему: «Использование биоэнергопластики при проведении артикуляционной гимнастики»

Ежедневные занятия артикуляционной гимнастикой, к сожалению, снижают интерес детей к этому процессу, что в свою очередь приводит к уменьшению эффективности выполнения артикуляционных упражнений. Поэто...

консультация «Методика проведения артикуляционной гимнастики. Знакомство с комплексами артикуляционных упражнений для различных групп звуков»

Консультация "Методика проведения артикуляционной гимнастики. Знакомство с комплексами артикуляционных упражнений для различных групп звуков"...

Тематическая консультация «Методика проведения артикуляционной гимнастики. Знакомство с комплексами артикуляционных упражнений для различных групп звуков»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждениеБорисоглебского городского округа Борисоглебская средняя общеобразовательная школа №13 структурное подразделение детский сад...

Мастер-класс «Вариативность артикуляционной гимнастики. Инновационные методики проведения артикуляционной гимнастики»

Артикуляционная гимнастика – это поле для полета фантазии и развития творчества педагога. Ведь она предназначена не только для подготовки органов артикуляции к постановке и произн...