Консультационный центр в ДОУ
статья по логопедии на тему

Джанчурина Екатерина Юрьевна

Сейчас большое внимание уделяется дошкольному образованию. Ведь это одна из главных ступеней в жизни нового поколения, где происходит знакомство с социальными рамками и первыми навыками общения со сверстниками, развивается познавательная сфера, раскрывается творческий потенциал и закладывается фундамент для развития гармоничной личности.

К сожалению, не все дети имеют возможность посещать дошкольные учреждения. Исходя из этой проблемы, на базе многих детских садов создаются консультационные центры, обеспечивающие оказание помощи в вопросах, касающихся воспитания и развития детей, не посещающих дошкольные учреждения. В консультационные центры обращаются родители с детьми от 1 года до 7 лет. Вопросы по воспитанию и развитию ребенка бывают из самых разных областей, но самыми востребованные касаются именно предшкольной подготовки.

В нашем ДОУ  на базе консультационного центра, согласно просьбам обратившихся за помощью родителей,  активно разрабатывается программа  предшкольной подготовки.

В первую очередь, при создании программы для консультационного центра  было обращено внимание на то, что образовательная среда школы коренным образом отличается от образовательной среды дошкольного образовательного учреждения. Правила внутреннего распорядка здесь  строже, нормативы поведения более стандартны.

 Поэтому, ситуация перехода ребенка из дошкольного детства в школу осложняется тем, что существует огромный разрыв между достижениями выпускника детского сада и теми требованиями, которые предъявляет школа к поступающим на обучение детям. Переход в школу это граница двух значимых этапов в жизни ребенка. Чем меньше времени занимает переход, тем сильнее адаптационный стресс. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsionnyy_tsentr_v_dou.docx21.36 КБ

Предварительный просмотр:

«Консультационный центр в ДОУ»

Автор: учитель - логопед- Джанчурина Екатерина Юрьевна

МБДОУ «Детский сад комбинированного вида «Яблонька»

Г. Мичуринск

Сейчас большое внимание уделяется дошкольному образованию. Ведь это одна из главных ступеней в жизни нового поколения, где происходит знакомство с социальными рамками и первыми навыками общения со сверстниками, развивается познавательная сфера, раскрывается творческий потенциал и закладывается фундамент для развития гармоничной личности.

К сожалению, не все дети имеют возможность посещать дошкольные учреждения. Исходя из этой проблемы, на базе многих детских садов создаются консультационные центры, обеспечивающие оказание помощи в вопросах, касающихся воспитания и развития детей, не посещающих дошкольные учреждения. В консультационные центры обращаются родители с детьми от 1 года до 7 лет. Вопросы по воспитанию и развитию ребенка бывают из самых разных областей, но самыми востребованные касаются именно предшкольной подготовки.

В нашем ДОУ  на базе консультационного центра, согласно просьбам обратившихся за помощью родителей,  активно разрабатывается программа  предшкольной подготовки.

В первую очередь, при создании программы для консультационного центра  было обращено внимание на то, что образовательная среда школы коренным образом отличается от образовательной среды дошкольного образовательного учреждения. Правила внутреннего распорядка здесь  строже, нормативы поведения более стандартны.

 Поэтому, ситуация перехода ребенка из дошкольного детства в школу осложняется тем, что существует огромный разрыв между достижениями выпускника детского сада и теми требованиями, которые предъявляет школа к поступающим на обучение детям. Переход в школу это граница двух значимых этапов в жизни ребенка. Чем меньше времени занимает переход, тем сильнее адаптационный стресс.

Организация работы консультационного центра связана с необходимостью внесения изменений в Положение и Устав дошкольного образовательного учреждения. В любом случае вносимые изменения должны быть выверены на основе соотнесения их содержания с принципами и требованиями федеральных региональных законодательных актов об образовании.

Сущность и назначение работы в системе образования дошкольников состоит в создании развивающей среды для реализации ребенком потребности в познании, общении, творчестве, самосовершенствовании. Возраст от 6 до 7 лет является периодом интенсивного присвоения ребенком знаний и социального опыта: за этот год ребенок усваивает столько же, сколько за предыдущие шесть лет жизни.

Целью организации работы следует считать поиск такой развивающей единицы жизнедеятельности детей, которая бы сочетала в себе достижения предыдущего дошкольного этапа развития с базовыми предпосылками последующего школьного.

Функции работы консультационного центра обеспечивают широкий спектр воздействия на личность самого ребенка, и на создание для него развивающей среды.

Принципы осуществления работы в центре представляют собой основные ориентиры практической деятельности педагогов.

Принцип ведущей деятельности. Игра как ведущая деятельность  дошкольника рассматривается как базовая форма познания и общения на развивающих занятиях.

Принцип возрастного развития ориентирован одновременно и на возрастные особенности и на зону ближайшего развития.

Принцип индивидуального личностного развития. Происходит учет особенностей отдельного ребенка в контексте групповой развивающей работы.

Принцип содействия развитию ребенка. Его реализация связана с формированием профессиональной позиции специалиста – педагога, исключающей формальность в построении образовательных отношений с группой детей.

Предшкольная подготовка берет на себя обязанности детского сада, стараясь восполнить пробел в коммуникативной и  познавательной сферах. Основной принцип педагогов в системе предшкольной подготовки состоит в направленности на школьную жизнь. Исходя из этого, консультационный центр проводит занятия с детьми 6-7 лет 3 раза в неделю по 2 часа, что позволяет максимально охватить поставленные задачи.

Было разработано пять основных направлений подготовительной работы с дошкольниками:

1.Игры – манипуляции с количественными отношениями и геометрическое конструирование.

2.Игры на развитие речи и звуко – буквенный анализ слов.

3.Танцевально – ритмические  игры на развитие произвольности и групповой сплоченности.

4.Развитие познавательных функций – памяти, мыслительных операций, внимания, воображения.

5.Развитие логического и абстрактного мышления (большинство школьных программ оперируют логическими задачами).

Большое внимание уделяется  развитию отдельных психических функций (творческое воображение, выработка произвольного внимания, пространственно - временная ориентировка). Во всех направлениях занятий прослеживаются три линии – на развитие познания, на коммуникацию и на саморегуляцию (произвольность). В содержание занятий всех направлений входит обязательно интеллектуальная игра, двигательная активность, интенсивное предметное общение, музыкальные компоненты.

Для работы с детьми в консультационный центр были привлечены психолог, учитель – логопед, музыкальный руководитель, учитель физкультуры, воспитатели, курирует весь процесс-заместитель заведующего.

В основу программы для решения важнейшей возрастной и социальной задачи дошкольника, для раскрытия его ресурсов легли шесть видов готовности:

1.физическая

2.мотивационная

3.интеллектуальная

4.эмоционально – волевая (призвольность)

5.коммуникативная

6.социальная

Физическая готовность к школе

Физическое здоровье ребенка – это наиглавнейшая ценность и основной показатель его готовности к школе, поэтому здоровьесберегающие технологии являются обязательными на каждом виде деятельности.

Занятия  должны содержать максимальное количество движений, направленных на развитие координации, осанки, правильного дыхания, мелкой и крупной моторики. Занятия с дошкольниками должны предупреждать интеллектуальную утомляемость, служить поддержанию хорошей физической формы.

На занятиях должны присутствовать игры с мячом малого и среднего размера. Обязательно использование игр нам развитие мелкой и общей  моторики. В беседе с родителями следует обращать внимание на то, что развитость отдельных физических навыков (катание на велосипеде, быстрый подъем и спускание по лестнице) также способствует развитию психических функций (скорость мыслительных процессов, пространственные представления, объем и распределение внимания).

Физические упражнения и подвижные игры поддерживают в ребенке увлеченность делом, его желание ладить с другими детьми, быть внимательным при усвоении правил игры, принятии социальных явлений в развернутых категориях «правильно – допустимо – неправильно», «честно – надо разобраться – нечестно», что помогает легче переносить спорные ситуации в будущем.

Интеллектуальная готовность ребенка к обучению в школе

Интеллектуальная готовность ребенка к обучению в школе предполагает владение грамматическим строем речи и ее логическое оформление, способностью к конструированию и многое другое. Интеллектуальная готовность предполагает сформированность учебных навыков, таких как:

-понимание сути задания;

-формулирование  вопросов, направленных на понимание задания;

-умение перестроиться в связи с содержанием задания;

- формулирование сущности затруднений при выполнении заданий;

-планирование  предстоящей работы;

-способности сказать о том, как производить умственные действия;

-комментировать свои действия, указывать на допущенные ошибки и их  исправление;

-контролирует и оценивает свои действия;

 По утверждению известного исследователя психологии детства В.В.Давыдова, наряду с  умением действовать по образцу и активно сотрудничать с педагогом, творческое воображение является базовым слагаемым школьной готовности ребенка. Творческое воображение в дошкольном детстве выступает как фундаментальное новообразование возраста.

Эмоционально – волевая готовность к школе

Эмоционально – волевая готовность среди специалистов чаще обозначается понятием произвольность. Произвольность проявляется в способности ребенка управлять своими эмоциями и контролировать свое импульсивное поведение. В ходе групповых развивающих дети учат дожидаться своей очереди в игре, самостоятельно справляться с обидой и досадой при неудачах. Произвольность проявляется в способности ребенка сосредоточиться и довести начатое дело до конца, она помогает ему организовать свои действия, если задание не очень нравиться, но от работы каждого зависит успех. Произвольность играет важную роль в формировании и в целом социальной культуры растущего человека.

Коммуникативная готовность ребенка к обучению в школе

Коммуникативная готовность проявляется в умении ребенка общаться с разными группами людей. Коммуникативная готовность предполагает наличие различных способов общения – словесного и невербального, межличностного и делового.

На развивающих занятиях с дошкольниками задания коммуникативного типа должны составлять значительную часть рабочего времени. Детей следует учить слушать и пересказывать услышанное, отвечать на вопросы, не уклоняясь от содержания обсуждаемой темы, выражать свои мысли, эмоции и желания адекватными способами.

Социальная готовность ребенка к обучению в школе

Социальная готовность ребенка связана с его способностью легко включаться в различные группы детей для выполнения общих заданий. Социально ориентированный ребенок охотно помогает другим, делится с ними пособиями, советами.

Интеллектуальная подготовка к школе в сочетании с коммуникативной поможет развить у детей речевые возможности, предупредить школьный страх ответа у доски, научить их решать учебные задачи совместно с одноклассниками в малых группах.

Опираясь на эти пункты, после диагностирования детей, педагоги разрабатывают индивидуальный маршрут на каждого ребенка, учитывая из школьной готовности больше пробелов.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Игровой сеанс с родителями (законными представителями), детьми, посещающими Консультационный центр "ЦЕНТР ИГРОВОЙ ПОДДЕРЖКИ"

В настоящее время активно развиваются вариативные формы дошкольного образования, одной из таких форм является Консультационный центр «Центр игровой поддержки» (далее - ЦИП). Деятельность Ц...

Игровой сеанс с родителями (законными представителями), детьми посещающими Консультационный центр "Центр Игровой Поддержки" Тема «Золотая осень»

Цель: Создать у детей устойчивый интерес к совместной деятельности.Задачи: привлекать детей к общению с взрослыми и сверстниками;  развивать чувство ритма, мелкую и общую моторику, глазомер, коор...

Игровой сеанс с родителями (законными представителями), детьми посещающими Консультационный центр "Центр Игровой поддержки" Тема" Мир вокруг нас"

Цель: Создать у детей устойчивый интерес к совместной деятельности.Задачи: Привлекать детей к общению с взрослыми и сверстниками;  развивать чувство ритма, мелкую и общую моторику, глазомер, коор...

ВАРИАТИВНЫЕ ФОРМЫ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ. Игровой сеанс "В гостях у зимнего леса" с родителями (законными представителями) и детьми, посещающими Консультационный центр "Центр игровой поддержки"

Посещение Консультационного центра даст возможность детям привыкнуть к режиму и к условиям пребывания в ДОУ, общаться со сверстниками, взрослыми, знакомиться с определенными правилами поведения и учит...

Игровой сеанс с родителями (законными представителями), детьми посещающими Консультационный центр "Центр Игровой поддержки". Тема:" В гости к солнышку".

Центр игровой поддержки  - это одна из вариативных форм дошкольного образования, созданная для того, чтобы включить в образовательный процесс малышей и их родителей....

Игровой сеанс с родителями (законными представителями), детьми посещающими Консультационный центр "Центр Игровой поддержки". Тема:" В гостях у бабушки".

Центр игровой поддержки  - это одна из вариативных форм дошкольного образования, созданная для того, чтобы включить в образовательный процесс малышей и их родителей....