Коррекция заикания на логопункте детского сада
учебно-методический материал по логопедии (подготовительная группа) на тему

Михалева Людмила Ивановна
Осуществление педагогической коррекции заикания у детей на логопункте детского сада.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon korrektsiya_zaikaniya_v_d.s.11.doc39.5 КБ

Предварительный просмотр:

Логопед д/с №11 Михалева Л.И.

Осуществление педагогической коррекции

заикания у детей на логопункте детского сада № 11

Заикание – это неоднородное речевое расстройство, проявляющееся в трех основных формах: невротической (вызывается психической травмой – логоневроз), неврозоподобной (вызывается органическим поражением центральной нервной системы в раннем возрасте – ушибов головы, сотрясений мозга, менингоэнцифалитов, после травматического родового акта остаточные явления поражения головного мозга, замедление становления той или иной функции речи, обусловленное наследственными факторами или патологией беременности), смешанной (речевые затруднения и неудачи приводят к повышенным затратам нервной энергии, а порой и к психическим травмам, которые могут вызвать чувство неполноценности, досады, беспомощности и другие отрицательные эмоции. В результате у некоторых заикающихся возникает невроз).

        В практике чаще встречается неврозоподобное и смешанное заикание. Длительность основного курса логотерапии составляет30 занятий (в течение 4 месяцев, 2 раза в неделю). Курс лечения организован таким образом, что занятия по коррекции речи сочетаются с различными формами психотерапии (консультации, учет у невропатолога ) и фармакотерапии (психоневролог ).

        Полный курс комплексной логотерапии включает в себя следующие этапы:

I. Диагностический

1. Психо-неврологическое обследование с целью изучения течения заболевания, характера нарушения голоса, темпа речи, особенности личности и выраженности сопутствующих неврологических проявлений.

2. Логопедическое обследование с целью выявления речевого развития и нарушения устной речи (дислалия).

При обследовании пользуюсь специальной подборкой дидактического материала (включающего стихи, короткие рассказы, серию сюжетных картинок), который подбирается с учетом возраста.

При обследовании детей подготовительной группы практикую первичную запись речи поступающих детей (рассказ, счет, перечисление дней недели). При выпуске магнитофонная запись прослушивается с целью демонстрации результатов.

3. По итогам обследования оформляется документация:

- речевая карта на каждого ребенка (состоит из двух частей:  речевого анамнеза и произносительной стороны речи)

- журнал посещаемости занятий

- дневник (заполняется 1 раз в неделю), в котором отмечается этап лечения, динамика речевой коррекции, материал, на котором идет работа, домашнее задание

- планы: перспективный план на год, календарный и индивидуальный планы.

Календарное планирование состоит из трех этапов: 1.Формирование техники речи. Она (8-10 занятий) состоит из трех разделов: дыхания, голоса и дикции.

2. Овладение речевыми правилами, снятие судорожного компонента речи при расширении объема высказывания (12-14 занятий).

3. Закрепление навыка правильной речи (7-8 занятий).

Индивидуальный план на каждого ребенка по постановке звуков и автоматизации их в речи.

Затем перехожу к следующему этапу логотерапии.

II. Подготовительный (8-10 занятий)

Заикающимся детям свойственны: повышенная возбудимость, двигательное беспокойство, неустойчивость и истощаемость нервных процессов. Система расслабляющих упражнений (релаксация), способствующих мышечному и эмоциональному отдыху, делает более плодотворной работу на занятии. Все упражнения проводятся в игровой форме, в сопровождении рифмованных фраз и с музыкальным оформлением. На логопедических занятиях и дома организуем щадящий режим, чтобы облегчить формирование нового речевого навыка. Часто у заикающихся детей бывает нарушено речевое дыхание, из-за чего пропадает плавность речи, четкость и выразительность. Поэтому провожу регулярные занятия дыхательной гимнастикой. Задачи гимнастики – освоить технику диафрагмально-реберного дыхания; сознательно регулировать ритм дыхания, правильно соотносить вдох и выдох; распределять выдох на определенные речевые отрезки. Дыхательная гимнастика включает в себя – статические упражнения (упражнения для воспитания навыков правильного полного вдоха; выдоха; фиксированного выдоха со звуком и слогом, носового дыхания):

  • упражнения с движениями

-   упражнения для удлинения продолжительности речевого выдоха

Чтобы добиться четкости произношения, необходимо развивать артикуляционный аппарат при помощи специальных упражнений (артикуляционной гимнастики). Эти упражнения помогают снять излишнюю напряженность артикуляционной и мимической мускулатуры, выработать необходимые мышечные движения для свободного владения частями артикуляционного аппарата. Артикуляционная гимнастика включает в себя:

- тренировку мышц нижней челюсти (т.к. напряжение мышцы нижней челюсти приводит к «зажатости» звука).

- тренировка губ (суетливость и неподвижность губ приводит к «смазанности и невнятности» речи)

- тренировка мышц языка (малоподвижный «вялый» язык приводит к потере разборчивости речи)

- тренировка мышц глотки и мягкого нёба

- упражнения для мимических мышц

Встречаются дети с выраженным напряжением мышц артикуляционного аппарата. Поэтому использую приемы массажа, направленные на его расслабление путем поверхностного поглаживания:

- расслабление мышц шеи (рефлекторно расслабляет мышцы корня языка)

- расслабление лицевой и губной мускулатуры;

- расслабление мышц языка (указательным пальцем, деревянным шпателем, зондами);

- постукивающий массаж со звуком.

На подготовительном этапе в ходе занятий уделяю внимание технике правильного голосоведения, интонационным навыкам (провожу интонационные и голосовые упражнения), стабилизация темпа речи. Для нормализации темпа и ритма речи большое значение имеют специальные упражнения с использованием слухового контроля и ритмических движений – логоритмика.

В качестве речевого материала на подготовительном этапе предлагаю гласные и йотированные звуки, их сочетания, слова и только простые фразы.

III. Основной этап (12-14 занятий)

На основном этапе все вышеперечисленные моменты также проводятся, но усложняются по содержанию. Речевые упражнения здесь направлены на замедление темпа речи, овладение речевыми правилами, снятие судорожного компонента речи при чтении стихов, составлении рассказа, разговорной речи. На занятиях используются ожившие игрушки, настольный театр, куклы бибабо.

IV. Заключительный этап (7-8 занятий)

На заключительном этапе осуществляю:

- совершенствование навыков техники речи на материал пословиц, каламбуров;

- уделяю внимание правильному литературному произношению (работа над орфоэпией);

- работаю над словарем (расширяю словарный запас, уточняю значение слов);

- использую стихи сложнее по ритмическому рисунку и содержанию;

- работаю над спонтанной речью (продолжить рассказ, придумать начало рассказа, импровизированные диалоги в сюжетно-ролевых играх «В магазине», «В парикмахерской», «День рождения» и т.д.)

Надо отметить, что при осуществлении коррекции речи детей положительную роль играет взаимосвязь логопеда и педагогического коллектива. Это:

-по рекомендации логопеда муз.работники и физ.руки используют на занятиях элементы релаксации, психогимнастики, логоритмики, дыхательную гимнастику, вокально-ритмические упражнения;

-консультации для педагогического коллектива,

-оформление стендов в помощь педагогическим работникам;

-сообщения логопеда на педагогических советах;

-взаимное посещение занятий

        Немаловажное место в коррекционно-педагогической работе отводится привлечению родителей к учебному процессу. На начальном этапе проводятся индивидуальные беседы с родителями (уточнение анамнеза, характера детей, анкетирование, рисунки детей на тему

«Семья»). В процессе коррекционной работы проводятся родительские собрания (о задачах учебного процесса, о домашних заданиях). В конце года родители посещают открытые занятия. Для родителей оформлены стенды, работают речевые уголки (с еженедельной сменой материала).

        Школа – самая трудная ситуация для ребенка. Часто при поступлении в первый класс ребенок испытывает речевые трудности. Поэтому весь речевой материал и речевые упражнения нацелены на развитие памяти, внимания, мышления, связной грамотной речи, т.е. подготовку ребенка к обучению в школе.

Коррекция заикания в д.с.11   Логопед д./с № 11 Михалёва Л.И.      Дата печати 17.08.00 21:22  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Из опыта работы логопункта детского сада 2079

Основные проблемы в развитии речи старших дошкольников...

Работа логопеда на логопункте детского сада.

Задачи логопеда . Методы и способы их реализации....

ОРГАНИЗАЦИЯ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В УСЛОВИЯХ ФГОС НА ЛОГОПУНКТЕ ДЕТСКОГО САДА

В статье описан опыт спользования проектной деятельности на логопункте...

Конспект открытого подгруппового логопедического занятия с ребенком 6-7 лет на логопункте детского сада по теме:Слоги

Подгрупповое логопедическое занятие для детей 6-7 лет на логопункте по теме: Слоги...

Практический материал для диагностики речевого развития детей 6 - 7 лет, посещающих логопункт детского сада

Данный маиериал разработан для проведения диагностики речевого развития детей 6 - 7 лет на основе пособия для педагогов дошкольных учреждений "Педагогическая диагностика развития детей перед пост...

Рабочая программа учителя-логопеда логопункта детского сада.

В настоящее время учитель-логопед в своей работе должен  представить рабочую программу в соответствии с которой будет построена работа на текущий год. Перспективное планирование кануло в прошлое....