В помощь аттестуемому педагогу "Письменный отчет об особенностях развивающей предметно – пространственной среды группового помещения, игровой площадки, теневого навеса, территории ДОО"
методическая разработка по логопедии на тему

В помощь аттестуемому педагогу "Письменный отчет об особенностях развивающей предметно – пространственной  среды группового помещения, игровой площадки, теневого навеса, территории ДОО"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon otchet_o_pprs.doc49 КБ

Предварительный просмотр:

Приложение 1.1.5

Письменный отчет

об особенностях развивающей предметно – пространственной  среды группового помещения, игровой площадки, теневого навеса, территории ДОО учителя-логопеда муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения детского сада комбинированного вида № 21 посёлка Октябрьского муниципального образования Ленинградский район

Ф.М.Колесниковой

Основное назначение логопедического кабинета – это создание оптимальных условий для коррекционного обучения дошкольников с речевыми нарушениями.

Нам необходимо создать такую развивающую среду, чтобы дети шли в кабинет логопеда с желанием и радостью. Находясь в кабинете, ребенку должно быть комфортно и уютно. Предметно-развивающая среда должна обладать мобильностью, быстро реагировать на изменяющиеся и формирующиеся в коррекционном воспитательном процессе потребности и возможности ребёнка. 

Золотое правило логопедического кабинета: сотрудничество ребёнка и взрослого. Взрослый (педагог, родитель) объясняет, контролирует выполнение задания, а ребёнок слушает, мыслит, действует. И “невозможное возможно”, когда малышу содействует и сопереживает его наставник.

Воздействие коррекционного обучения в детском саду в рамках логопедического кабинета подчинено определенным учебным и воспитательным целям, стоящим перед логопедом. Уверена, что пространство кабинета, его наполненность побуждает ребенка к деятельности, пробуждает в нем жажду познания. Развивающая среда в кабинете организуется мною так, чтобы способствовать развитию всех сторон речи и неречевых психических функций.

Создавая предметно-пространственную развивающую среду логопедического кабинета руководствуюсь следующими принципами:  

  • соответствие психолого-педагогическим и санитарно-гигиеническим требованиям;
  • системность;
  • доступность;
  • мобильность;
  • многообразие материала;
  • инновационная направленность;
  • эстетика оформления.

Организованная мною в соответствии с этими требованиями предметно – пространственная развивающая среда логопедического кабинета в дошкольном учреждении всегда способствует целенаправленному формированию эмоционально-положительного психологического климата в процессе обучения детей. 

Формирование правильной речи, развитие познавательной деятельности, эмоционально – волевой сферы у детей с речевыми нарушениями – многокомпонентный по структуре процесс.

Структура предметно – развивающей среды логопедического кабинета определяется целями коррекционно – образовательной работы, подбором предметного содержания с учетом условий работы, своеобразием пространственного расположения необходимых предметов и материалов. С учетом принципов ФГОС ДО, специфики работы в кабинете мною созданы условия  для коррекционно - развивающей работы с детьми, которые учитывают их особенности. Создавая коррекционно-развивающую среду логопедического кабинета я стремилась к тому, чтобы окружающая обстановка была комфортной, эстетичной, подвижной, вызывала у детей стремление к самостоятельной деятельности. 

1.Комфортность и безопасность.

В кабинете достаточно естественное и искусственное освещение, дополнительное освещение над зеркалом, мебель регулируется по высоте. Дизайн кабинета выдержан в светло – бежевой гамме.  В результате чего у ребёнка создаётся положительное эмоциональное настроение.

2. Обеспечение богатства сенсорных впечатлений.

Для индивидуальных занятий создала центр сенсомоторного развития, с включением необходимых атрибутов: звучащих игрушек, дидактических игр, игрушек-заместителей, с помощью которых ребёнок может услышать звук ручейка, капающую сосульку, хруст снега и т.д.; сенсорного мешочка; «Волшебного куба», в которых ребёнок находит предметы и картинки для занятий и др. Применение  этого развивает сенсорные способности – это базовые в системе интеллектуальных способностей ребёнка дошкольного возраста.

 3. Обеспечение индивидуальной детской деятельности. Для подгрупповых занятий использую панно «Весёлый поезд» с карточками-символами звуков, картинками, карточками звукобуквенного и слогового анализа, компьютерные игры «Учимся говорить правильно» и др. Используя данные пособия, создаю ситуации занятости и увлечённости для каждого ребёнка. 

4. Обеспечение возможности для исследования и обучения.

При организации дидактического оснащения индивидуальных и подгрупповых занятий продумываю для каждого ребёнка выбор способа выполнения задания, возможность экспериментирования. Например, для игры «Моделирование букв» предлагаю различный материал: проволоку, палочки, шнурки и др. При анализе игры или занятия отмечаю положительные стороны в работе каждого ребёнка. В результате создания среды для развития индивидуального стиля деятельности ребёнка, у него всегда присутствует ситуация успеха. 

5. Функциональность предметной среды. На подгрупповых занятиях широко использую различные виды театров, например пальчикового театра «Животные». Его применяю для автоматизации звуков, проговаривания диалогов, «веселый» счёт животных и др., для развития слухового восприятия «Узнай по голосу». Таким образом, у детей развиваются творческое воображение, конструктивное мышление. В итоге, создается обстановка, выполняющая развивающую функцию.

Кабинет оснащен дидактическим и наглядным материалом, обеспечивающим возможность проведения эффективной логопедической работы. Материал размещён по основным компонентам речи. Каждая группа логопедических пособий для фронтальных и индивидуальных занятий имеет свое назначение. 1.Пособия для обследования: слуха, интеллекта.                                       2.Пособия для обследования и формирования: фонематических процессов, звукопроизношения, словарного запаса, грамматического строя, связной речи, дыхания и голоса, мелкой моторики, неречевых психических процессов (внимания, памяти, восприятия, мыслительных операций) .

3. Пособия для подготовки к обучению грамоте.

 Для обследования и для работы по формированию у дошкольников правильного звукопроизношения в логопедическом кабинете есть следующие учебные и наглядные пособия:

1) Иншакова О. Б. Альбом для логопеда. — М., 1998.

2) Смирнова И. А. Логопедический альбом для обследования звукопроизношения. – СПб: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2007.

Пособия для развития дыхания и голоса, сменяемые по временам года:

- «Листья осенние», «Перья», «Снежинки», «Комочки снежные», «Листики»,

- набор вертушек, султанчиков; бумажные кораблики. Мною создана картотека дыхательной гимнастики.

Имеются также наборы предметных, сюжетных картинок, соответствующих месту звука в слове, серии предметных картинок для постановки звуков, относящихся к разным фонематическим группам: гласные, свистящие, шипящие, аффрикаты, сонорные, глухие и звонкие, твердые и мягкие; серии картинок С. С. Большаковой «Работа логопеда с дошкольниками» для отработки слоговой структуры слов.

Настольно-дидактические игры на дифференциацию автоматизированных звуков: «Подбери и назови», «Звуковое лото», «Найди пару» и др.

Лексико-грамматический строй речи.

Для обследования и для работы по формированию у дошкольников лексико-грамматического строя речи в логопедическом кабинете есть следующие учебные и наглядные пособия:

1) Смирнова И. А. Логопедический альбом для обследования лексико-грамматического строя речи. – СПб., 2007.

2) Ткаченко Т. А. В первый класс - без дефектов речи: Методическое пособие. – СПб. : ДЕТСТВО-ПРЕСС, 1999.

Развитие словаря.

1. Картинный материал по лексическим темам.

2. Дидактические игры и пособия по лексическим темам.

Зона грамматики включает в себя: карточки, игры, схемы, символы, картинки: на словообразование с помощью уменьшительно-ласкательных и увеличительных суффиксов; показывающие многозначность слов; слова-антонимы, множественное и единственное число существительных. Дидактические игры и пособия: «Маленькие слова», «Собери урожай».

Для обследования и для работы по формированию у дошкольников связной речи в логопедическом кабинете есть следующие учебные и наглядные пособия:

1) Коноваленко В. В., Коноваленко С. В. Развитие связной речи. - М.  «Издательство ГНОМ и Д», 2000.,

2) Смирнова И. А. Логопедический альбом для обследования связной речи. – СПб. 2007.

В зону развития связной речи включены картинки, книги, слайды, карточки, магнитные записи, театральная зона, альбомы со стихами и играми; серии последовательных сюжетных картинок

Развитие фонематических процессов.

Для обследования и для работы по формированию у дошкольников фонематических процессов в логопедическом кабинете есть следующие учебные и наглядные пособия: Слова-паронимы. Логопедический альбом для обследования ФФН. Смирнова И. А. Логопедический альбом для обследования фонетико-фонематической системы речи. – СПб., 2007. Подборка игр «Найди место звука в слове», «Цепочка слов».

Подготовка к обучению грамоте.

Зона звукобуквенного анализа /обучение грамоте/ включает в себя: игры и пособия «Звуковое домино», «Учим буквы», «Слоговое лото и кубики».

На  игровой площадке организован уголок «Правильной речи» где дети участвуют в театрализованной деятельности,  рассматривают иллюстрации. Игры  для обогащения словаря, грамматического строя речи - «Угадай по описанию», «Один - много», «Чей детеныш?»,  « Схемы предлогов».                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                          

На территории   площадки расположен теневой навес,  где  созданы условия для коррекционно - развивающей работы с детьми.  Имеются игры и пособия для развития мелкой моторики рук,  предметные  и сюжетные  картинки, настольно-печатные дидактические игры,  подборки игр для обучения детей рассказыванию  и совершенствованию  грамматического строя речи, картинки  и игрушки для накопления словаря по всем лексическим темам. Воспитатели заботятся о том, чтобы  пространство теневого навеса  было организовано таким образом,  чтобы ребенок имел широкий выбор разнообразных видов деятельности совместно со сверстниками  и индивидуально.  

Такая организация коррекционно-развивающей среды в логопедическом кабинете, групповой площадке и теневом навесе помогает решать различные коррекционные задачи, а различные методические пособия дают возможность, действуя с ними, повышать интерес к занятиям, активизировать речевую деятельность детей у детей с фонетико – фонематическим нарушением речи.

01.12.2016 г.

Воспитатель МБДОУ детский сад

комбинированного вида № 21              _______________   /Ф.М. Колесникова/

Старший воспитатель МБДОУ детский сад

комбинированного вида № 21              _______________   /Н.Г. Пономаренко/

Заведующий МБДОУ детский сад

комбинированного вида № 21                 ______________    /О.В. Тараненко/


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Отчет об особенностях развивающей предметно – пространственной среды логопедического кабинета, игровой площадки, теневого навеса.

Формирование правильной речи, развитие познавательной деятельности, эмоционально – волевой сферы у детей с речевыми нарушениями – многокомпонентный по структуре процесс. На развитие ребенка с фонетико...

Отчет об особенностях развивающей предметно – пространственной среды группового помещения, игровой площадки, теневого навеса, территории ДОО

ОТЧЕТ     воспитателя МАДОУ детский сад № 22 села Успенского Дубровной Людмилы Александровныоб особенностях развивающей предметно – пространственной среды группового помещени...

Отчёт воспитателяоб особенностях развивающей предметно-пространственной среды группового помещения, игровой площадки, теневого навеса, территории ДОУ.

Развивающая предметно-пространственная среда — это система  материальных объектов деятельности ребенка, единство социальных и предметных сре...

Письменный отчет об особенностях развивающей предметно – пространственной среды группового помещения, игровой площадки, теневого навеса, территории ДОО.

Организация предметно-развивающей среды на групповом участкеДетский сад - это второй дом для детей и нам педагогам так хочется сделать его уютным и теплым. С введением ФГОС ДО меняются не только требо...

Отчёт воспитателя об особенностях развивающей предметно-пространственной среды группового помещения, игровой площадки, теневого навеса, территории ДОУ.

Развивающая предметно-пространственная среда — это система  материальных объектов деятельности ребенка, единство социальных и предметных средств обеспечения разнообразной деятельности...

Справка об особенностях развивающей предметно-пространственой среды группового помещения, игровой площадки, теневого навеса, территории ДОО.

Справка об особенностях развивающей предметно-пространственой среды группового помещения, игровой площадки, теневого навеса, территории ДОО...