Подгрупповое занятие с детьми старшего дошкольного возраста с диагнозом ОНР в комнате психологической разгрузки, как заключительное по теме «Весна».
методическая разработка по логопедии (старшая группа) на тему

Предлагаемое подгрупповое занятие может проводиться с детьми старшей и подготовительной групп. Оно поможет поможет разнообразить материал, сделать его более интересным и увлекательным для усвоения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kiseleva_l.a.docx20.53 КБ

Предварительный просмотр:

Подгрупповое занятие с детьми старшего дошкольного возраста с диагнозом ОНР в комнате психологической разгрузки, как заключительное по теме «Весна».

Тема.        В гости к весне.

Цель: Активизация речевой деятельности детей через развитие сенсорно – перцептивной сферы.

Образовательные задачи: Обобщить  знания о ранней и  поздней весне, о лесе, активизировать  словарь по теме «весна», активизировать действия в воображаемой ситуации, использовать предметы-заместители, упражнять в умении переносить в игру увиденное в процессе экскурсий, прогулок, показов и т.д. Совершенствовать  грамматический  строй речи (составление простого распространённого предложения, употребление предлогов, падежных окончаний).

Коррекционно - развивающие задачи: Развивать  умение пользоваться накопленным словарём,  совершенствовать связную  речь, зрительное и слуховое внимание, восприятие, воображение, память, мелкую и общую моторику, тактильные ощущения, координацию речи с движением, звукоподражания. Закреплять навыки выполнения основных видов движений (ходьба и бег в заданном темпе), расслабления с удержанием равновесия. Закреплять умения действовать по словесной инструкции взрослого.

Воспитательные задачи: Формировать положительные  установки на участие в занятии, навыки  взаимодействия и сотрудничества, чувства коллективизма, воспитывать  умения вслушиваться в музыкальное произведение, чувствовать определённое настроение, создаваемое характером музыки. Формировать  потребности в соблюдении правил поведения в природе.

Оборудование:Компьютер,  мультимедийная  установка, фрагмент компьютерной программы «Лента времени», светящийся шар, «сухой бассейн», мячи-фитболы, панно «звёздное небо», спил дерева (полено), тонкие прутья, по возможности соломинки, стебельки трав, пух,  магнитофон, кассета с музыкой П.И. Чайковского «Времена года», кассета с записью пения птиц.

Пропедевтическая работа:Активизация словаря детей по лексико-грамматической теме «Весна» на занятиях воспитателей, логопеда, наблюдение примет наступающей весны в природе, их  фотографирование, перенос фотографий в компьютерную программу «Лента времени», знакомство со стихами и играми о весне, отгадывание и заучивание загадок о весне, рассматривание картин и иллюстраций о весне, повторение названий перелётных птиц, чтение с последующим обсуждением: В. Берестов «Гололедица», русская народная сказка «Снегурочка», М. Пришвин «Жаркий час»,  Г.Скребицкий  «В лесу», аппликации и рисование  на весеннюю тему, обучение детей работе  на персональном компьютере,  знакомство и работа  с  программой «Лента времени».

Ход занятия.

Организационный момент. Логопед: «Мы сегодня  отправляемся в гости к весне. Давайте вспомним, как весна к нам пришла».

Основная часть.

1.Игра «Лента времени», часть «Что бывает?» весной с фотографиями примет весны, сделанными  в процессе наблюдений на прогулках:

тающие сугробы и снежные постройки на нашем участке

лужи на дорожках, ручейки

проталины, сначала маленькие, потом большие

ветка дерева с набухшими почками

ветка с проклюнувшимися листочками

грачи гуляют по нашему участку

появилась первая травка

зелёные островки на нашем участке

первые насекомые и т.д.

Дети поочерёдно подходят к компьютеру, переключают фотографии на «Ленте времени», вспоминают и комментируют снимки, остальные дети, сидя на ковре, смотрят, помогают комментировать.

2.Логопед: «Давайте отправимся в лес. Посмотрим, как он изменился весной. Последний раз, когда мы там были, кругом ещё лежал снег. А сегодня там, где когда-то лежали сугробы теперь зеленеет трава и распустились цветы. Как вы думаете, почему это произошло? (ответы детей) Правильно, стало солнышко жарче пригревать, земля прогрелась и напиталась влагой и вся природа ожила, ведь наступила весна.

Солнце вышло из-за тучки,

Протянуло солнце ручки.

Ручки солнышка - лучи –

Так нежны и горячи».

3.«Светящийся шар». Логопед: «Ох, какое яркое, горячее солнышко! Как нагрело оно всё вокруг!  Но вот подул ветер и на лесном озере поднялись волны».

4.Мячи – фитболы. Логопед: «Вот как вода колыхается у берега. Мы качаемся на волнах». ( дети ложатся на мячи животом и покачиваются, удерживая равновесие, расслабляются).

5. Пано «Звёздное небо». Логопед: «Солнышко лучиком коснулось берега и начали раскрываться первые весенние цветы. Какие? (ответы детей).

6.Подвижная игра «Веснянка».

Солнышко, солнышко,                Идут по кругу, взявшись за руки.

Золотое донышко.

Гори, гори ясно,

Что бы не погасло.

Побежал в саду ручей,               Бегут по кругу друг за другом на носочках.                                                                                      

Прилетели сто грачей.               Бегут, взмахивая руками, как крыльями.

А сугробы тают, тают.               Медленно приседают.

А цветочки подрастают.            Тянутся вверх, встав на носочки и подняв

 руки.

7.Пльчиковая гимнастика. Логопед: «Представьте себе, что вы деревья. Распрямите стволы (выпрямляют спины), раскиньте ветки (поднимают руки). Почки были ещё закрытые (пальчики рук соединены в «щепотку»). Вот лучики солнышка коснулись веточек. Что это? Проснулись деревья, набухли почки, лопнули, показались зелёные листочки (ладошки раскрыли, пальчики раздвинули). Покажите ещё раз, как спали деревья (сложили пальчики в «щепотку»), и вот солнышко разбудило их (развести пальчики в стороны)».

8.Дыхательная гимнастика. (открыть окно) Логопед: «Ребята, а вы заметили, как дышится в лесу? В лесу воздух чистый, свежий. Как вы думаете, почему? (ответы детей). Правильно, деревья очищают воздух, которым мы дышим, поэтому люди берегут леса и заботятся о них. Расскажите, что для этого нужно делать? (ответы детей) Верно: не мусорить, не ломать ветки и деревья, не разводить огонь, защищать от вредителей и т.д. Давайте подышим чистым воздухом леса: глубокий вдох носом и длительный выдох ртом (4-5раз).

9.Тактильные ощущения. (звучит запись пения птиц). Логопед: «Что вы слышите? (ответы) Прилетели птицы. Какие, кто помнит? Ласточки, грачи, скворцы. Вы почувствовали, что в лесу стало, как будто веселее? Это птицы помогли нам это почувствовать.  Теперь они вьют гнёзда. Подойдите , потрогайте – вот на таком шершавом, тёмном суку появляется гнездо (ощупывают ствол дерева). Для гнезда нужны гибкие, тонкие прутики, соломинки, стебельки трав (ощупывают прутики), а внутри птичка положит тёплый, мягкий пух. Вот уже и птенчики вылупились. Запищали, зачирикали. Покажите как (звукоподражание).

10.Речь с движениями «Пёрышки».

Птиц крыльями махали,                 Ритмично поднимают и опускают руки,

держа в одной руке перо.

Пух и пёрышки теряли.        

Перья в воздухе кружились,          Кружатся, руки вытянуты в стороны,

перо в одной руке.

На ладошки к нам ложились.        Кладут перо к себе на ладонь.

Ветерочек прилеталДуют на пёрышки, сдувая их с ладоней.

И с ладошеких сдувал.

Все мы пёрышки подняли,            Поднимают перья и кладут их к себе

на ладонь.

С ними весело играли.                   Дуют на пёрышки, сдувая их с ладоней.

11. «Сухой бассейн». Логопед: «На лугу подрастает травка, а на солнечном месте она густая. Давайте полежим на ней («сухой бассейн»). Наверху небо голубое,  вокруг трава молодая, яркая, зелёная, шелковистая. Хорошо на лугу! Послушайте, какая нежная музыка. Её написал П.И.Чайковский, называется она «Подснежник». Полежите и послушайте» (слушание музыки).

Итог занятия. Логопед: «О чём вам напомнила эта музыка? (ответы детей). Похожа она на ласковую весну, когда распускаются на деревьях листья, появляются первые цветы, возвращаются птицы. Давайте подумаем, что можно ещё сказать про весенний лес? (ответы)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект подгруппового занятия с детьми старшего дошкольного возраста с речевым диагнозом НПОЗ.

цель данного занятия: обогащение словаря детей, закрепление умения различать и правильно произносить гласные звуки А, О, У, И, формирование фонематических представлений, вопроизведение заданного ритма...

Подгрупповое занятие с детьми старшего дошкольного возраста

Гармонизация эмоционально-личностного развития детей, формирование волевых качеств и творческих способностей...

Конспект подгруппового занятия с детьми старшего дошкольного возраста в группе компенсирующей направленности с использованием ТИКО конструктора «Домашние животные»

Конспект занятия с детьми старшего дошкольного возраста по формированию лексико-грамматического строя речи по теме "Домашние животные  с использованием ТИКО конструктора...

конспект подгруппового занятия с детьми старшего дошкольного возраста "Как мишка шишку искал"

Конспект подгруппового занятия с детьми старшего дошкольного возраста.«Как Мишка шишку искал»Основная образовательная область – речевое развитие.Дополнительные образовательные област...

Рабочая тетрадь для занятий с детьми старшего дошкольного возраста по развитию произвольной познавательной деятельности, психологической подготовки ребенка к обучению в школе

Развитие умственных способностей имеет особое значение для подготовки детей к школьному обучению. Ведь важно не только, какими знаниями владеет ребенок ко времени поступления в школу, а...

Конспект подгруппового занятия с детьми старшего дошкольного возраста « Звуки, которые нас окружают»

Занятие "Звуки, которые нас окружают"  знакомит детей с понятием «звук», учит различать звуки (речевые, музыкальные).  Дидактическая игра «Назови по порядку...