Использование авторских речевых игр как один из факторов формирования социально-коммуникативного развития старших дошкольников.
статья по логопедии на тему

Потапова Юлия Игоревна

 Творческая среда развития предполагает постоянно обновляемую «копилку» дидактических игр и пособий. Рассмотрим  использование речевых игр на этапе автоматизации звуков.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon potapova_yuliya_igorevna_statya.doc53 КБ

Предварительный просмотр:

            Потапова Юлия Игоревна

МБДОУ «ЦРР «Аленушка» - детский сад №3»

 учитель – логопед

Создаем творческую среду развития на логопедических занятиях по автоматизации поставленных звуков.

   Этап автоматизации звуков обозначен в методике логопедического воздействия по исправлению звукопроизношения как этап формирования первичных произносительных умений и навыков [5]. Его цель – научить ребёнка правильно произносить уже поставленный звук в свободном высказывании. Произношение звука закрепляется сначала изолированно, затем в слогах, словах, фразах, связной речи. Параллельно идёт работа по развитию навыков звукового анализа, умения определять позицию звука в слове, подбирать слова с заданным звуком.

    Для автоматизации звука используются различные приемы: отраженного повторения и самостоятельного называния языковых единиц по картинкам; произношение чистоговорок, скороговорок; составление предложений и  рассказов по сюжетным картинкам; составление рассказов по сериям сюжетных картинок; разнообразные дидактические игры. Используются задания по работе над лексико-грамматическими категориями, обогащению словарного запаса, развитию высших психических функций, общей и мелкой моторики. Одно условие – весь речевой материал должен быть максимально насыщен автоматизируемым звуком. Работа строится от простого к сложному.

   После этапа автоматизации идёт дифференциация звуков (твёрдых-мягких, например, Л-Л', Р-Р'; или тех, которые близки по акустико-артикуляционным характеристикам и смешиваются ребенком, например, Л-Р, С-Ш, Ж-Ш, Ж-З и т.д.). Если ребёнок не путает поставленный звук, то работа над ним завершается на этапе автоматизации.

   При тяжелых речевых нарушениях (особенно при различных формах дизартрии) этап автоматизации затягивается, ребенок долго не в состоянии правильно произносить поставленный звук в свободном высказывании. Многократное повторение одного и того же речевого материала утомляет ребенка. К тому же, для некоторых звуков (например, Й, Щ ) речевой материал ограничен. При длительной автоматизации у ребенка теряется интерес к занятиям, появляется негативное отношение к логопедическому кабинету. Трудно всем: ребенку, родителям и самому логопеду. А ведь активное участие детей в занятии и постоянное закрепление пройденного дома с родителями – необходимое условие для быстрой автоматизации звука.

      Для повышения интереса к логопедическим занятиям, нужны разнообразные творческие задания, новые упражнения и игры по закреплению правильного произношения.

    На своих занятиях использую различные дидактические игры, наглядные пособия, игрушки, купленные или изготовленные самостоятельно. Кабинет постоянно пополняю новыми разработками. Бывает, увидишь картинку, и уже созреет идея нового пособия или игры. Одно из моих пособий полностью изготовлено из конфетных фантиков. Главное, желание, воображение и творчество. Дети чувствуют,  когда с фантазией подходишь к занятиям, и сами включаются в творческий процесс.

   Приведу примеры используемых мной игр на различных этапах автоматизации  звуков.

1.Подготовительный этап. Выполнение артикуляционных упражнений.

  Для этого раздела в моем кабинете выделен специальный уголок. Здесь живет обезьянка Чита (в ее язык вставляется ладошка, и она помогает показывать артикуляционные упражнения). Некоторым детям трудно освоить какое - то артикуляционное положение языка, а после того, как они вставят свою ручку в язычок обезьянки, и поучат  ее выполнять упражнение, им легче понять необходимый артикуляционный уклад.

Также здесь представлены книжки с картинками по артикуляционной гимнастике [4, 8-13], разработанные и распечатанные комплексы «зарядок» (например, артикуляционная гимнастика для мальчиков, зарядка с котиком Мурзиком и т.д.)

Для дыхательной гимнастики:

- «бассейн» с водой (длинный пластиковый контейнер для рассады, декорированный  морской тематикой) и небольшие резиновые игрушки, которые держатся на воде (устраиваем соревнования: дети дуют, чей герой быстрее проплывет);

- дерево с бабочками и дерево с божьими коровками (фигурки привязаны на леске - дуем на бабочек и жучков, кто выше полетит);

- «волшебные снежинки» (легкие игрушечные снежинки на леске, дуем, устраиваем настоящую метель);

- «музыка ветра» с птичкой (дуем, а птичка летит и звенит);

- «рыбки на волнах» (привязаны самодельные рыбки на леске и голубые ленточки, имитирующие волны) – дуем – рыбки «плавают» в «волнах»;

- различные «флюгеры», «пропеллеры», «вертелочки», мыльные пузыри, «магические цветочки», бабочки (у них двигаются крылышки, когда подуешь).

   Дети просто влюблены в этот уголок. А так как артикуляционная и дыхательная гимнастика используются не только в подготовительном этапе, но и на последующих занятиях по автоматизации, она не надоедает. И даже используется в моей практике в качестве  поощрения после занятия. Как же уйти и не посмотреть, как, например, поплывут рыбки?

2. Для этапа автоматизации изолированного звука использую картинки – символы (комарик - З, водичка – С, синица – Ц, змейка – Ш, жук – Ж и т.д.). Также использую звуковые дорожки (для длительного произнесения изолированного звука) – здесь можно нарисовать целое море вариантов; символы – движения (например, прогоняем комарика, когда услышим звук З , «умываемся», когда услышим звук С и т.д.).

3.На этапе автоматизации звуков в слогах использую слоговые лесенки, чистоговорки в картинках, игры с мячом. Дети с добросовестными родителями дома тоже занимаются словотворчеством и сами сочиняют чистоговорки для заданных слогов.

4.Для автоматизации звуков в словах, фразах, тексте, конечно, использую готовые книжки с картинками. Их у меня их скопилось множество, но есть любимые и проверенные временем.[1,3,14-21] Позволяю ребенку выбрать книжку, по которой он бы хотел позаниматься сегодня (конечно, из содержащих необходимый материал для занятия). Когда дети сами делают выбор, они с большей старательностью и усидчивостью занимаются.

   Использую различные игры, как купленные [6,7] , так и самодельные. Практика показывает, что самодельные нравятся детям даже больше. Вот одни из любимых:

«Поймай рыбку». Сделана удочка, на конце магнит, к картонным рыбкам с картинками, содержащими нужный для автоматизации звук, прицеплена скрепка. Выигрывает тот, кто поймает больше рыбок и назовет правильно картинки.

Игры – «бродилки» с кубиком (бросая кубик и попадая на кружок с картинкой, нужно правильно ее назвать, тогда можно идти дальше).

 «Детский компьютер»: Я переделала одноименную советскую игрушку. Нарисованы картинка,а внизу написаны ответы (например, по теме «Деревья»). Вставляешь лист с картинками в пластмассовый «компьютер», ответы закрываются. Называешь картинку и можешь открыть «клавишу», посмотреть ответ. Я сделала различные диски на разные звуки. Дети называют их и угадывают, в какой части слова находится звук, с которым они играют. Потом смотрят ответ-символ.

При изготовлении игр нет границ для творчества. Некоторые родители, присутствуя на занятиях, видят, как детям нравится играть в игры, делают дома какие-то новые игры и автоматизируют звук без принуждения.

     Также сделала папки на автоматизацию различных групп звуков, где собраны, разработанные мной или позаимствованные в интернет – источниках,  игры, занимательные задания, «цепные» рассказы в картинках, описательные рассказы в схемах. Для домашних заданий созданы отдельные папки на автоматизацию свистящих, шипящих, сонорных, заднеязычных  звуков, чтобы материал не дублировался и не надоедал.

  5. На этапе автоматизации звука в свободном высказывании использую серии сюжетных картинок, кукольные театры различных типов, игры с обычными игрушками (озвучиваем их диалоги), театрализованные постановки (дети сами становятся каким – то героем). Дети с удовольствием включаются в театрализованную деятельность. В творческой обстановке закрепляем звук в речи легко и непринужденно.

   На всех этапах автоматизации помогают игрушки: кукла Маргаритка (учим ее правильно говорить), тигрица и тигренок (на Р и Р’), жук (на Ж), змейка (на Ш), большой гном и маленький гномик (на твердый и мягкий звук, например, С – С’).

   Когда с удовольствием и творчеством проводишь занятия, в награду получаешь «горящие» глаза ребенка, «чистые» звуки, красивую речь. В конце занятия слышишь: «А почему уже все?», а когда выпустил ребенка с исправленной речью: «Почему меня больше не берете?» Ни о каком речевом негативизме здесь уже не может идти речь! Ради этого стоит работать…

Список литературы:

  1. Баскакина И.В. День рождения Р. Логопедические игры/ И.В. Баскакина, М.И.Лынская. – М.: Айрис – пресс, 2011.- 32с.: ил.- (Популярная логопедия).
  2. Самоучитель по логопедии. Универсальное руководство/ Авт.-сост. Белов Н.В. – Минск: Харвест, 2011. – 320с.

3. Богомолова А.И. Логопедическое пособие для занятий с детьми.- ТОО «Издательство «Библиополис». СПб., 1994 – 208.

 4. Будённая Т.В. Логопедическая гимнастика: Метод.пособие. – СПб.: «Детство-Пресс», 2003.- 64с.+ вкл.8с.

5.Логопедия: Учеб. для студ. Дефектол. фак. пед. высш. учеб. заведений / Под ред. Л.С.Волковой, С.Н. Шаховской. – М.: «Владос», 2002, 680с.

6.А.С.Галанов Лото логопедическое Звуки Р, Р’. Учебно-методический комплект. – «Премьера», ООО «Издательство АСТ», 2002.

7. А.С.Галанов Логопедические игры

Учим звуки Р, Р’, Л, Л’. - Издательство «Академия развития», 2011.

8.В.В. Коноваленко, С.В. Коноваленко Хлоп – топ: Нетрадиционные приёмы коррекционной логопедической работы с детьми 6-10 лет. - М.: «Изд-во ГНОМиД», 2003.-20с. (Практическая логопедия)

9.В.В. Коноваленко, С.В. Коноваленко Артикуляционная, пальчиковая гимнастика и дыхательно-голосовые упражнения. – М.: «Изд-во ГНОМиД», 2001.-16с.

10.Крупенчук О.И., Воробьёва Т.А. Логопедические упражнения: Артикуляционная гимнастика. – СПб.: Издательский дом «Литера», 2004. – 64с.: ил. – (Серия «Готовимся к школе»).

11. Куликовская Т.А. Артикуляционная гимнастика в считалках: пособие для логопедов, воспитателей логопедических групп и родителей/ Т.А.Куликовская. – М.:Издательство ГНОМ, 2013.- 64с.

12. Куликовская Т.А. Артикуляционная гимнастика в стихах и картинках: пособие для логопедов, воспитателей и родителей/ Т.А.Куликовская. – М.:Издательство ГНОМ, 2014.- 64с.

13.Новоторцева Н.В. Речевая гимнастика для дошкольников. Книга для родителей и воспитателей./Н.В.Новоторцева; худ.О.М.Падерина. – Ярославль, ООО «Академия развития», 2012. – 96с.: ил.

14. Руденко В.Н. Домашний логопед. – Ростов н/Д: изд-во «Феникс», 2002. – 320с.

15.Соколенко Н.И. Посмотри и назови. Дидактический материал по исправлению недостатков произношения у детей. Книга первая: Свистящие звуки. Шипящие звуки. – СПб.: Библиополис, М.: Издательство АСТ – ЛТД, 1997 – 224с.

16.Соколенко Н.И. Посмотри и назови. Дидактический материал по исправлению недостатков произношения у детей. Книга вторая: Звуки Л-ЛЬ. Звуки Р-РЬ. – СПб.: Библиополис, М.: Издательство АСТ – ЛТД, 1997 – 152с.

17.Смирнова Л.Н. Логопедия. Играем со звуками. Речевой дидактический материал: Пособие для логопедов, дефектологов, воспитателей. – М.: «Мозаика – Синтез», 2006.- 56с

18.Весёлые скороговорки для «непослушных» звуков ( Автор-составитель И.Г.Сухин/ Художник В.Н.Куров. – Ярославль: Академия развития: Академия Холдинг, 2002.- 192с.: ил.- (Детский сад: день за днём).

19.Ф.Б. Шапиро Страна сказилия. Игры и головоломки со звуками и буквами (С, С’) – Ярославль: Издательство «Академия развития», 2005.

20.Ф.Б. Шапиро Лукоморье. Игры и головоломки со звуками и буквами (Л, Л’) – Ярославль: Издательство «Академия развития», 2005.

21.Ф.Б. Шапиро Остров Робинзона. Игры и головоломки со звуками и буквами (Р, Р’) – Ярославль: Издательство «Академия развития», 2005.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методические рекомендации по формированию социально-коммуникативных навыков у старших дошкольников с ЗПР

Методические рекомендации по формированию социально-коммуникативных навыков у старших дошкольников с ЗПР разработаны на основе педагогического опыта и могут быть полезны специалистам систем...

Статья "РАЗВИТИЕ СОЦИАЛЬНО-КОММУНИКАТИВНЫХ НАВЫКОВ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ"

В условиях реализации ФГОС дошкольного образования особую значимость приобретает развитие социально-коммуникативных навыков у старших дошкольников. В статье рассматриваются теоретические аспекты разви...

Развитие социально-коммуникативных компетенций у старших дошкольников через сюжетно-ролевую игру с элементами конструирования

Истоки способностей и дарования детей – на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие нити – ручейки, которые питают источник творческой мысли. Другими словами, чем бо...

«Создание мультфильмов в технике «песочная анимация» как средство развития познавательных процессов и социально – коммуникативных умений у старших дошкольников с нарушением зрения»

laquo;Создание мультфильмов в технике «песочная анимация» как средство развития познавательных процессов и социально – коммуникативных умений у старших дошкольников с нарушением зре...

«Создание мультфильмов в технике «песочная анимация» как средство развития познавательных процессов и социально – коммуникативных умений у старших дошкольников с нарушением зрения»

laquo;Создание мультфильмов в технике «песочная анимация» как средство развития познавательных процессов и социально – коммуникативных умений у старших дошкольников с нарушением зре...

«Создание мультфильмов в технике «песочная анимация» как средство развития познавательных процессов и социально – коммуникативных умений у старших дошкольников с нарушением зрения»

Что может быть ближе, чем игра в песок? Песок – необыкновенно приятный материал, который притягивает к себе. Его сыпучесть привлекает и детей, и взрослых....