Конспект логопедического занятия для детей подготовительной группы Формирование фонематиеского слуха
план-конспект занятия по логопедии (подготовительная группа) на тему

Аринина Марина Сергеевна

Формирование фонематиеского слуха

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_dlya_bezrukovoy_fonemat_sluh.docx21.3 КБ

Предварительный просмотр:

КОНСПЕКТ ЛОГОПЕДИЧЕСКОГО ЗАНЯТИЯ

ДЛЯ ДЕТЕЙ ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЫ

ФОРМИРОВАНИЕ ФОНЕМАТИЕСКОГО СЛУХА

Составлено: Арининой Мариной Сергеевной

Тема: Звуки [Ж]и [Ш]

Цель: Формировать умение различать звуки [Ж]и [Ш] среди близких и далёких по артикуляции звуков.

Программное содержание

Логопедические

  • закреплять умение детей различать не речевые звуки;
  • Закрепить правильную артикуляцию звуков [Ж][Ш]
  • Закрепить умение различать звуков [ж][ш] на уровне ряда звуков
  • Формировать умение различать звуков [ж][] на уровне ряда слогов
  •  Формировать умение различать звук [ж][ш] на уровне ряда слов
  • учить различать на слух и по артикуляции  звуки Ш-Ж;
  • закрепить в речи правильное произношение звуков Ш-Ж

Развивающие:

  • развивать первоначальные навыки звукового анализа и синтеза;
  • развивать фонематический слух;
  • развивать внимание и память.

Воспитательные:

  • воспитать интерес к занятию через использование занимательных упражнений.

Оборудование: зеркала, предметные картинки: шапка, мышь, сапожок, нож, лошадь, пожар, каша ,пижама, жук, уж, журавль, ландыш, шапка,

Ход занятия:

  1. Подготовительный этап

Приветствие

Логопед: Сегодня в гости к нам пришёл добрый Жук

 Он вместе с нами будет справляться с заданиями, которые я для вас приготовила. Но сначала давайте послушаем тишину.

 1. Развитие слухового восприятия

1.Игра «Тишина» 

Дети, закрыв глаза, «слушают тишину». Через 1-2 минуты детям предлагается открыть глаза и рассказать, что они услышали.

Логопед: мы с вами долго сидели и нам надо немного размяться

2.Игра «Эхо»

Игра служит для упражнения фонематического слуха и точности слухового восприятия. Играть можно вдвоем или большой группой. Перед игрой взрослый обращается к детям: «Вы слышали когда-нибудь эхо? Когда вы путешествуете в горах или по лесу, проходите через арку или находитесь в большом пустом зале, вы можете повстречать эхо. То есть увидеть-то его вам, конечно, не удастся, а вот услышать — можно. Если вы скажете: «Эхо, привет!», то и оно вам ответит: «Эхо, привет!», потому что всегда в точности повторяет то, что вы ему скажете. А теперь давайте поиграем в эхо». Затем назначают водящего – «Эхо», который и должен повторять то, что ему скажут.

Начать лучше с простых слов, затем перейти к трудным и длинным (например, «ау», «жу-жу», «лужа»). Кроме того можно попробовать предложить для повторения стихотворные и прозаические фразы.

 2. Развитие слуховой памяти

Игра «Запомни и покажи» 

Игра направлена на развитие слуховой памяти и соотнесения зрительных и слуховых образов.

1 вариант.

Ребенку предлагается прослушать ряд существительных( жук, журавль, ландыш, шапка, уж, мышь)  а затем разложить предметные картинки с изображением данных слов в нужной последовательности. Число картинок постепенно увеличивается от 3-х до 10-ти.

2 вариант.

Ребенку зачитываются слова (4-5) и предлагается 8-10 предметных картинок. Требуется отобрать те картинки, на которых изображены названные слова. На более продвинутых этапах предлагается эти картинки разложить в нужной последовательности

  1. Основной этап

1.Сообщение темы

Какая песенка у жука? Картинка жука. (Звук произносится хором, по- одному. Дети жестикулируют руками).

Какая  песня у ужа? Как шипит уж? Картинка ужа.

Сегодня на занятии мы будем повторять звуки ж-ш, учиться  различать их, правильно проговаривать слоги, слова, предложения с этими звуками. Но сначала вспомним характеристику звуков.

1.Характеристика звуков, сравнение их по артикуляционным и акустическим признакам.

Повторение: « Дать характеристику звукам»

               Ж                                   Ш

           Согласный                      согласный

           Звонкий                          глухой

           Твердый                          твердый

2.Уточнение правильной артикуляции звуков Ж-Ш.

Артикуляционный уклад звуков Ш–Ж (работа с индивидуальными зеркалами).
“Губы выдвинуты вперед рупором, язык в форме чашечки, чубы сближены, воздушная струя идет по середине языка, голосовые связки при произнесении звука Ж сомкнуты и вибрируют, а при Ш – разомкнуты”

3.Игра “Какой звук лишний?”. Логопед называет детям звуки Ж и Ш, просит запомнить их. Затем называет ряд звуков, включающий наряду с вышеуказанными и другие согласные: к,п,р,д и др. . Детям предлагается поднимать флажок только на тех звуках, которые были предложены к запоминанию. Аналогично игра проводится с согласными звуками (близкими по акустическим характеристикам).

4 Игра «Шаловливый ветерок» - Смотри перед тобой лежат картинки. На них подул ветерок, и они перепутались. Надо их сложить так, чтобы в одной стороне были слова со звуком  [ж], а в другой со звуком [ш]:
шапка, мышь, сапожок, нож, лошадь, пожар, каша ,пижама…

5 Физкультминутка

Носом – вдох, а выдох – ртом

Дышим глубже, а потом,

Шаг на месте не спеша

Как? Покажем малышам

По ровненькой дорожке

Шагают наши ножки

6.Игра “Повторяй за мной только слоги со звуком ш — предлагаемые слоги: ас, шу, су, ша, сы, аш и т. д.( тоже со звуком Ж)

7 Игра“Повторяй за мной только слова со звуком ж” — предлагаемые слова: ёж, шапка, сумка, пожар, заря, кружок. сапожок и т. д.( тоже звук Ш)

8.“Озорные звуки”. Логопед читает детям двустишие и предлагает определить, какие звуки “озорничают”, и сказать слово правильно:

На глазах у детворы Крысу (крышу) красят маляры.

Любопытные мартышки собирают с елок фишки( шишки)

8. Заучивание стихотворения « Жадина»

Жадину я ни о чем не прошу,

В гости я жадину не приглашу.

Не выйдет из жадины друга хорошего,

Даже приятелем не назовешь его.

9. Итог


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект логопедического занятия для детей подготовительной группы по теме "Приключение Лунтика".

Данная НОД направлена на знакомство детей со звуком [Л], развитие фонематического восприятия, формирования правильного звукопроизношения и развитие связной речи....

Конспект логопедического занятия для детей подготовительной группы «На поиск сокровищ Джека Воробья».

Занятие по закреплению произношения и дифференциации звуков С-Ш, З-Ж....

Конспект логопедического занятия для детей подготовительной группы (6-7 лет)по теме "профессии на стройке".

В конспекте содержится материал по развитию лексико-грамматических средств языка и связной речи по теме "профессии на стройке." детей 6-7 лет....