Конспект логопедического занятия для детей подготовительной группы Формирование фонематиеского слуха
план-конспект занятия по логопедии (подготовительная группа) на тему
Формирование фонематиеского слуха
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_dlya_bezrukovoy_fonemat_sluh.docx | 21.3 КБ |
Предварительный просмотр:
КОНСПЕКТ ЛОГОПЕДИЧЕСКОГО ЗАНЯТИЯ
ДЛЯ ДЕТЕЙ ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЫ
ФОРМИРОВАНИЕ ФОНЕМАТИЕСКОГО СЛУХА
Составлено: Арининой Мариной Сергеевной
Тема: Звуки [Ж]и [Ш]
Цель: Формировать умение различать звуки [Ж]и [Ш] среди близких и далёких по артикуляции звуков.
Программное содержание
Логопедические
- закреплять умение детей различать не речевые звуки;
- Закрепить правильную артикуляцию звуков [Ж][Ш]
- Закрепить умение различать звуков [ж][ш] на уровне ряда звуков
- Формировать умение различать звуков [ж][] на уровне ряда слогов
- Формировать умение различать звук [ж][ш] на уровне ряда слов
- учить различать на слух и по артикуляции звуки Ш-Ж;
- закрепить в речи правильное произношение звуков Ш-Ж
Развивающие:
- развивать первоначальные навыки звукового анализа и синтеза;
- развивать фонематический слух;
- развивать внимание и память.
Воспитательные:
- воспитать интерес к занятию через использование занимательных упражнений.
Оборудование: зеркала, предметные картинки: шапка, мышь, сапожок, нож, лошадь, пожар, каша ,пижама, жук, уж, журавль, ландыш, шапка,
Ход занятия:
- Подготовительный этап
Приветствие
Логопед: Сегодня в гости к нам пришёл добрый Жук
Он вместе с нами будет справляться с заданиями, которые я для вас приготовила. Но сначала давайте послушаем тишину.
1. Развитие слухового восприятия
1.Игра «Тишина»
Дети, закрыв глаза, «слушают тишину». Через 1-2 минуты детям предлагается открыть глаза и рассказать, что они услышали.
Логопед: мы с вами долго сидели и нам надо немного размяться
2.Игра «Эхо»
Игра служит для упражнения фонематического слуха и точности слухового восприятия. Играть можно вдвоем или большой группой. Перед игрой взрослый обращается к детям: «Вы слышали когда-нибудь эхо? Когда вы путешествуете в горах или по лесу, проходите через арку или находитесь в большом пустом зале, вы можете повстречать эхо. То есть увидеть-то его вам, конечно, не удастся, а вот услышать — можно. Если вы скажете: «Эхо, привет!», то и оно вам ответит: «Эхо, привет!», потому что всегда в точности повторяет то, что вы ему скажете. А теперь давайте поиграем в эхо». Затем назначают водящего – «Эхо», который и должен повторять то, что ему скажут.
Начать лучше с простых слов, затем перейти к трудным и длинным (например, «ау», «жу-жу», «лужа»). Кроме того можно попробовать предложить для повторения стихотворные и прозаические фразы.
2. Развитие слуховой памяти
Игра «Запомни и покажи»
Игра направлена на развитие слуховой памяти и соотнесения зрительных и слуховых образов.
1 вариант.
Ребенку предлагается прослушать ряд существительных( жук, журавль, ландыш, шапка, уж, мышь) а затем разложить предметные картинки с изображением данных слов в нужной последовательности. Число картинок постепенно увеличивается от 3-х до 10-ти.
2 вариант.
Ребенку зачитываются слова (4-5) и предлагается 8-10 предметных картинок. Требуется отобрать те картинки, на которых изображены названные слова. На более продвинутых этапах предлагается эти картинки разложить в нужной последовательности
- Основной этап
1.Сообщение темы
Какая песенка у жука? Картинка жука. (Звук произносится хором, по- одному. Дети жестикулируют руками).
Какая песня у ужа? Как шипит уж? Картинка ужа.
Сегодня на занятии мы будем повторять звуки ж-ш, учиться различать их, правильно проговаривать слоги, слова, предложения с этими звуками. Но сначала вспомним характеристику звуков.
1.Характеристика звуков, сравнение их по артикуляционным и акустическим признакам.
Повторение: « Дать характеристику звукам»
Ж Ш
Согласный согласный
Звонкий глухой
Твердый твердый
2.Уточнение правильной артикуляции звуков Ж-Ш.
Артикуляционный уклад звуков Ш–Ж (работа с индивидуальными зеркалами).
“Губы выдвинуты вперед рупором, язык в форме чашечки, чубы сближены, воздушная струя идет по середине языка, голосовые связки при произнесении звука Ж сомкнуты и вибрируют, а при Ш – разомкнуты”
3.Игра “Какой звук лишний?”. Логопед называет детям звуки Ж и Ш, просит запомнить их. Затем называет ряд звуков, включающий наряду с вышеуказанными и другие согласные: к,п,р,д и др. . Детям предлагается поднимать флажок только на тех звуках, которые были предложены к запоминанию. Аналогично игра проводится с согласными звуками (близкими по акустическим характеристикам).
4 Игра «Шаловливый ветерок» - Смотри перед тобой лежат картинки. На них подул ветерок, и они перепутались. Надо их сложить так, чтобы в одной стороне были слова со звуком [ж], а в другой со звуком [ш]:
шапка, мышь, сапожок, нож, лошадь, пожар, каша ,пижама…
5 Физкультминутка
Носом – вдох, а выдох – ртом
Дышим глубже, а потом,
Шаг на месте не спеша
Как? Покажем малышам
По ровненькой дорожке
Шагают наши ножки
6.Игра “Повторяй за мной только слоги со звуком ш” — предлагаемые слоги: ас, шу, су, ша, сы, аш и т. д.( тоже со звуком Ж)
7 Игра“Повторяй за мной только слова со звуком ж” — предлагаемые слова: ёж, шапка, сумка, пожар, заря, кружок. сапожок и т. д.( тоже звук Ш)
8.“Озорные звуки”. Логопед читает детям двустишие и предлагает определить, какие звуки “озорничают”, и сказать слово правильно:
На глазах у детворы Крысу (крышу) красят маляры.
Любопытные мартышки собирают с елок фишки( шишки)
8. Заучивание стихотворения « Жадина»
Жадину я ни о чем не прошу,
В гости я жадину не приглашу.
Не выйдет из жадины друга хорошего,
Даже приятелем не назовешь его.
9. Итог
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект логопедического занятия для детей подготовительной группы на тему «Я и моя семья»
Цели занятия: 1. Закрепление представлений о семье....
Конспект логопедического занятия для детей подготовительной группы на тему «Я и моя семья»
Цели занятия: 1. Закрепление представлений о семье....
Конспект логопедического занятия для детей подготовительной группы по теме "Приключение Лунтика".
Данная НОД направлена на знакомство детей со звуком [Л], развитие фонематического восприятия, формирования правильного звукопроизношения и развитие связной речи....
Конспект логопедического занятия для детей подготовительной группы: «ЗВУК И БУКВА Ч»
конспект занятия...
Конспект логопедического занятия для детей подготовительной группы «На поиск сокровищ Джека Воробья».
Занятие по закреплению произношения и дифференциации звуков С-Ш, З-Ж....
Конспект логопедического занятия для детей подготовительной группы (6-7 лет)по теме "профессии на стройке".
В конспекте содержится материал по развитию лексико-грамматических средств языка и связной речи по теме "профессии на стройке." детей 6-7 лет....
Конспект логопедического занятия для детей подготовительной группы на тему: «Формирование просодической стороны речи»
Формирование просодической стороны речи...