Формирование предпосылок оптически грамотного чтения и письма у детей с нарушением речи.
методическая разработка по логопедии (старшая группа) на тему
У детей с проблемами в речевом развитии неполноценная речевая деятельность влияет на формирование таких психических процессов, как внимание, восприятие, память. Предпосылки возникновения оптической дисграфии и дислексии могут быть выявлены еще в дошкольном возрасте, а проведение коррекционно-профилактической работы позволит предупредить развитие этих нарушений или свести к минимуму степень их выраженности.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Формирование предпосылок оптически грамотного чтения и письма у детей с нарушением речи.
У детей с проблемами в речевом развитии неполноценная речевая деятельность влияет на формирование таких психических процессов, как внимание, восприятие, память. Предпосылки возникновения оптической дисграфии и дислексии могут быть выявлены еще в дошкольном возрасте, а проведение коррекционно-профилактической работы позволит предупредить развитие этих нарушений или свести к минимуму степень их выраженности.
Предположить возникновение у дошкольников с нарушением речи оптических проблем при чтении, на письме возможно по следующим трудностям:
- более длительный процесс усвоения ребенком представления о цвете и форме предметов;
- трудности в различении оттеночных цветов и их словесного обозначения;
- трудности восприятия и узнавания силуэтных изображений предметов, а также дифференциация предметов по внешнему сходству;
- трудности узнавания контурных изображений предметов наложенных друг на друга;
- испытывает сложности при нахождении различий в изображениях предметов;
- не всегда узнают и припоминают ранее виденные изображения предметов, сюжетные картинки;
- запаздывание сроков выработки представлений о схеме тела;
- трудности в расположении предметов в пространстве, по образу и по словесной инструкции;
- сложности в определении пространственного положения частей предметов и изображений;
- трудности копирования геометрических фигур, узоров (не верно передают размеры, пропускают элементы, не дорисовывают или наоборот, добавляют лишние элементы);
- трудности дорисовывания предмета до целого;
- более длительное время овладения навыком обводки, штриховки (захождение за контур, не соблюдение расстояния между линиями, недорисовывание контура);
- своеобразие рисунков (композиция, линии, соединения).
Несформированность оптико-пространственного восприятия и представления, зрительного внимания и памяти, зрительно-моторной координации наиболее ярко проявляется на начальных этапах обучения грамоте.
При усвоении буквенных обозначений у дошкольников с нарушениями речи отмечаются:
- более длительный период формирования связи между звуком и его графическим знаком;
- трудности узнавания букв предложенных в стилизованном, перевернутом, пунктирном изображении, наложенных друг на друга;
- сложности нахождения заданной буквы в ряду графически сходных;
- трудности различения графически верно и не верно изображенных букв;
- трудности конструирования букв из элементов;
- при чтении, замены звуков изображающие графически сходные буквы.
Особое значение приобретает первоначальное ознакомление с буквой .
Зачастую знакомство происходит очень быстро. В результате дети (а у каждого свой темп обучения) не успевают запомнить графический образ буквы, забывают или путают ее название, при написании неправильно располагают букву в пространстве. Такие ошибки обнаруживаются в процессе чтения или самостоятельного письма, что в дальнейшем затрудняет весь образовательный процесс.
Для того чтобы ребенок усвоил буквы можно выделить несколько этапов их изучения:
- Выделение изучаемого звука из слова.
Изучаемый звук должен находиться в сильной позиции, т.е в начале слова
в ударном слоге.
Можно использовать следующий прием: на наборное полотно выставляются картинки. Дети называют слова и выделяют первый звук, общий во всех словах.
- Называние буквы.
Дети знакомятся с тем, что звук можно обозначить графически, т.е. буквой.
При этом буквы обязательно называются твердыми звуками, например, звук [В] обозначается буквой «В», а не «ВЭ».
- Знакомство с печатной буквой. Демонстрация буквы.
Предлагается буква, написанная простым шрифтом среднего размера в черно-белом варианте, чтобы ребенок не отвлекался на цвет. Буква вывешивается на доску. В левом верхнем углу доски закреплено солнышко, своего рода ориентир при написании букв. Вместе с детьми определяем, в какую сторону «смотрит» буква, «любит» ли она солнышко. Позднее, когда буква усвоена можно использовать буквы любых цветов.
- Сопоставление печатной буквы с графическим образом.
Благодаря графическому образу дети легче запоминают характерные особенности буквы. Важно, чтобы педагог предлагал вариант графического образа уже после того, как ребенок представил свой.
- Стихотворное описание графического образа, (целостного) буквы.
Например:
- Оля бублик увидала, букву «О» нарисовала!
- Буква «З» на три похожа,
Она влево смотрит тоже!. и т.д.
Данные стихи дают целостное описание зрительного образа. Можно предложить детям эти строчки для заучивания наизусть.
- Анализ буквы.
Определить:
- из каких элементов состоит буква;
- из скольких элементов состоит буква;
- как расположены эти элементы в пространстве.
- Конструирование и реконструирование буквы.
- Знакомство с объемным вариантом буквы.
- Развитие тактильного восприятия буквы. (Буква из бархатной бумаги)
- Закрепление (автоматизация) образа буквы.
- Лепка из пластилина;
- вырезывание из бумаги;
- украшение буквы;
- «Оживление» буквы;
- прокалывание контура буквы зубочисткой;
- игры с буквами стилизованных алфавитов;
- выкладывание из геометрических фигур и т.д.
- Ведение альбома «Моя волшебная азбука»
Это альбом, который заполняется детьми совместно с родителями дома по мере изучения букв. На странице рисуется буква, её графический образ или несколько образов. Подбираются стихи, загадки, скороговорки. Таким образом прочно закрепляется и звукобуквенные связи.
- Конкурс «А ну-ка, буквы»
Для закрепления изученных букв в группе объявляется конкурс «А ну-ка, буквы!». Необходимо изготовить объёмную букву в любой, интересной для детей и родителей технике . Далее, сочинить загадку, частушку, сказку или стихотворение про свою букву. Найти в окружающей среде всё, что может быть похоже на данную букву (прикладывается фото или рисунок и описание). Родители вместе с детьми готовят презентацию и защищают «свою» букву. Конкурс проходит в 2 этапа. По результатам двух этапов определяются победители.
- Знакомство с траекторией движений при написании буквы.
- Самостоятельное написание буквы.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
консультация и видеопрезентация для учителей логопедов "Игры и упражнения по предупреждению нарушений чтения и письма у дошкольников с нарушениями речи"
Из опыта работы с дошкольниками по подготовке к обучению грамоте.Консультация содержит игры, упражнения, фотографии....
"Игры и упражнения по предупреждению нарушений чтения и письма у дошкольников с нарушениями речи "
Игры и упражнения по предупреждению нарушений чтения и письма у дошкольников с нарушениями речи...
Игры и упражнения по преодолению нарушений чтения и письма у дошкольников с нарушениями речи
Презентация....
Буклет "Игры и упражнения по преодолению нарушений чтения и письма у дошкольников с нарушениями речи".
В буклете родителям и педагогам коррекционных групп, рекомендуются игры по преодолению нарушений чтения и письма у дошкольников с нарушениями речи....
"Систематизация игр и игровых упражнений по профилактике нарушений чтения и письма у дошкольников с нарушениями речи".
Из опыта работы....
Система работы по предупреждению дисграфии и совершенствованию навыков чтения и письма у детей с нарушениями речи
Статья содержит материалы по проведению коррекционной работы по предупреждению возникновения предпосылок нарушения чтения и письма у дошкольников с нарушением речи...
Использование комплекса образовательных методик для эффективного формирования навыков чтения и письма у учащихся с нарушениями речи
Опыт показывает, что особое внимание необходимо уделять не только полноценному развитию речевой системы, но и формированию навыков чтения и письма, как психических процессов сложнейшего порядка, не по...