Формирование предпосылок оптически грамотного чтения и письма у детей с нарушением речи.
методическая разработка по логопедии (старшая группа) на тему

У детей с проблемами в речевом развитии неполноценная речевая деятельность влияет на формирование таких психических процессов, как внимание, восприятие, память. Предпосылки возникновения оптической дисграфии и дислексии могут быть выявлены еще в дошкольном возрасте, а проведение коррекционно-профилактической работы позволит предупредить развитие этих нарушений или  свести к минимуму степень их выраженности.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Формирование предпосылок оптически грамотного чтения и письма у детей с нарушением речи.

У детей с проблемами в речевом развитии неполноценная речевая деятельность влияет на формирование таких психических процессов, как внимание, восприятие, память. Предпосылки возникновения оптической дисграфии и дислексии могут быть выявлены еще в дошкольном возрасте, а проведение коррекционно-профилактической работы позволит предупредить развитие этих нарушений или  свести к минимуму степень их выраженности.

Предположить возникновение у дошкольников с нарушением речи оптических проблем при чтении, на письме возможно по следующим трудностям:

  •  более длительный процесс усвоения ребенком представления о цвете и форме предметов;
  •  трудности в различении оттеночных цветов и их словесного обозначения;
  • трудности восприятия и узнавания силуэтных изображений предметов, а также дифференциация предметов по внешнему сходству;
  • трудности узнавания контурных изображений предметов наложенных друг на друга;
  • испытывает сложности при нахождении различий в изображениях предметов;
  • не всегда узнают и припоминают ранее виденные изображения предметов, сюжетные картинки;
  • запаздывание сроков выработки представлений о схеме тела;
  • трудности в расположении предметов в пространстве, по образу и по словесной инструкции;
  • сложности в определении пространственного положения частей предметов и изображений;
  • трудности копирования геометрических фигур, узоров (не верно передают размеры, пропускают элементы, не дорисовывают или наоборот, добавляют лишние элементы);
  • трудности дорисовывания предмета до целого;
  • более длительное время овладения навыком обводки, штриховки (захождение за контур, не соблюдение расстояния между линиями, недорисовывание контура);
  • своеобразие рисунков (композиция, линии, соединения).

Несформированность оптико-пространственного восприятия и представления, зрительного внимания и памяти, зрительно-моторной координации наиболее ярко проявляется на начальных этапах обучения грамоте.

При усвоении буквенных обозначений у дошкольников с нарушениями речи отмечаются:

  1. более длительный период формирования связи между звуком и его графическим знаком;
  2. трудности узнавания букв предложенных в стилизованном, перевернутом, пунктирном изображении, наложенных друг на друга;
  3. сложности нахождения заданной буквы в ряду графически сходных;
  4. трудности различения графически верно и не верно изображенных букв;
  5. трудности конструирования букв из элементов;
  6. при чтении, замены звуков изображающие графически сходные буквы.

           Особое значение приобретает первоначальное ознакомление с буквой .

         Зачастую знакомство происходит очень быстро. В результате дети (а у каждого свой темп обучения) не успевают запомнить графический образ буквы, забывают или путают ее название, при написании неправильно располагают букву в пространстве. Такие ошибки обнаруживаются в процессе чтения или самостоятельного письма, что в дальнейшем затрудняет весь образовательный процесс.

Для того чтобы ребенок усвоил буквы можно выделить несколько этапов их изучения:

  1. Выделение изучаемого звука из слова.

Изучаемый звук должен находиться в сильной позиции, т.е в начале слова

в ударном слоге.

Можно использовать следующий прием: на наборное полотно выставляются картинки. Дети называют слова и выделяют первый звук, общий во всех словах.

  1. Называние буквы.

Дети знакомятся с тем, что звук можно обозначить графически, т.е. буквой.

При этом буквы обязательно называются твердыми звуками, например, звук [В] обозначается буквой «В», а не «ВЭ».

  1. Знакомство с печатной буквой. Демонстрация буквы.

Предлагается буква, написанная простым шрифтом среднего размера в черно-белом варианте, чтобы ребенок не отвлекался на цвет. Буква вывешивается на доску. В левом верхнем углу доски закреплено солнышко, своего рода ориентир при написании букв. Вместе с детьми определяем, в какую сторону «смотрит» буква, «любит» ли она солнышко. Позднее, когда буква усвоена можно использовать буквы любых цветов.

  1. Сопоставление печатной буквы с графическим образом.

Благодаря графическому образу дети легче запоминают характерные особенности буквы. Важно, чтобы педагог предлагал вариант графического образа уже после того, как ребенок представил свой.

  1. Стихотворное описание графического образа,  (целостного) буквы.

Например:

  • Оля бублик увидала, букву «О» нарисовала!
  • Буква «З» на три похожа,

                                Она влево смотрит тоже!. и т.д.

Данные стихи дают целостное описание зрительного образа.  Можно предложить детям эти строчки для заучивания наизусть.

  1. Анализ буквы.

Определить:

  • из каких элементов состоит буква;
  • из скольких элементов состоит буква;
  • как расположены эти элементы в пространстве.
  1. Конструирование и реконструирование буквы.
  2. Знакомство с объемным вариантом буквы.
  3. Развитие тактильного восприятия буквы. (Буква из бархатной бумаги)
  4. Закрепление (автоматизация) образа буквы.
  • Лепка из пластилина;
  • вырезывание из бумаги;
  • украшение буквы;
  • «Оживление» буквы;
  • прокалывание контура буквы зубочисткой;
  • игры с буквами стилизованных алфавитов;
  • выкладывание из геометрических фигур и т.д.
  • Ведение альбома «Моя волшебная азбука»

Это альбом, который заполняется детьми совместно с родителями дома по мере изучения букв. На странице рисуется буква, её графический образ или несколько образов. Подбираются стихи, загадки, скороговорки. Таким образом  прочно закрепляется и звукобуквенные связи.

  • Конкурс «А ну-ка, буквы»

Для закрепления изученных букв в группе объявляется конкурс «А ну-ка, буквы!». Необходимо изготовить объёмную букву в любой, интересной для детей и родителей технике . Далее, сочинить загадку, частушку, сказку или стихотворение про свою букву. Найти в окружающей среде всё, что может быть похоже на данную букву (прикладывается фото или рисунок и описание). Родители вместе с детьми готовят презентацию и защищают «свою» букву. Конкурс проходит в 2 этапа. По результатам двух этапов определяются победители.  

  1. Знакомство с траекторией движений при написании буквы.
  2. Самостоятельное написание буквы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

консультация и видеопрезентация для учителей логопедов "Игры и упражнения по предупреждению нарушений чтения и письма у дошкольников с нарушениями речи"

Из опыта работы с дошкольниками  по подготовке к обучению грамоте.Консультация содержит игры, упражнения, фотографии....

"Игры и упражнения по предупреждению нарушений чтения и письма у дошкольников с нарушениями речи "

Игры и упражнения по предупреждению нарушений чтения и письма у дошкольников с нарушениями речи...

Буклет "Игры и упражнения по преодолению нарушений чтения и письма у дошкольников с нарушениями речи".

В буклете родителям и педагогам коррекционных групп,  рекомендуются игры по преодолению нарушений чтения и письма у дошкольников с нарушениями речи....

Система работы по предупреждению дисграфии и совершенствованию навыков чтения и письма у детей с нарушениями речи

Статья содержит материалы по проведению коррекционной работы по предупреждению возникновения предпосылок нарушения чтения и письма у дошкольников с нарушением речи...

Использование комплекса образовательных методик для эффективного формирования навыков чтения и письма у учащихся с нарушениями речи

Опыт показывает, что особое внимание необходимо уделять не только полноценному развитию речевой системы, но и формированию навыков чтения и письма, как психических процессов сложнейшего порядка, не по...