Сказкотерапия "Теремок на новый лад"
план-конспект занятия по логопедии (подготовительная группа) на тему

Сидорова Инна Николаевна
В настоящее время, характер речевых патологий у дошкольников стал сложнее, количество детей имеющих речевые нарушения увеличивается, поэтому возникает необходимость поиска новых форм и методов работы, использования инновационных технологий в области коррекционно-развивающего обучения и воспитания. В поисках новых форм и методов работы происходит интеграция в логопедию знаний смежных дисциплин и инновационных технологий. Одной из таких форм, выбранных мною, является сказкотерапия. Сказкотерапия — метод, известный давно, во все времена дети, да и многие взрослые любили, да и любят слушать сказки. Используя данный метод в логопедической практике, можно достичь успеха в процессе обучения ребенка, особенно в развития у него связной речи.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл teremok_konspekt_zanyatiya.docx37.32 КБ

Предварительный просмотр:

Логопедическое занятие в подготовительной группе

Тема: «Теремок на новый лад»

 Цель: всестороннее, последовательное развитие речи детей и связанных с ней психических  процессов.

  Задачи:

Образовательные:

-развивать речь (все компоненты, относящиеся как к звуковой, так и смысловой  сторонам);

-учить образовывать прилагательные

-учить подбирать антонимы;

-развивать  фонематическое восприятие;

-автоматизировать звуки;

-развивать память и внимание

-совершенствовать  связное высказывание;

Воспитательные:

-воспитывать духовность, любовь к природе, гуманность, скромность, доброту;

Оборудование:

Костюмы к сказке «Теремок», домик, картинки с заданиями, ноутбук.

Ход занятия:

  1. Оргмомент:

Логопед: Ребята, сегодня у нас необычное занятие, мы отправимся в гости к бабушке Сказочнице, она ждет нас, чтобы пригласить в удивительное путешествие в страну Сказок!

Физминутка( музык.рук-ль):

Нам предстоит далекий путь, на чем поедем? (ответы детей)

Лады, лады, ладушки                       Ритмичные хлопки в ладоши.

Едем в гости к бабушке,                  Ритмичные хлопки ладонями по противоположной

К нашей милой бабушке,                 согнутой в колене ноге.

Бабушке-Забавушке                          Ритмичный топающий шаг.

Чу-чу,чу-чу, чу-чу,

Едет-едет паровоз.

К бабушке-Забавушке

Он ребят привез!

Но вот остановка                             Спокойный шаг. Руки вверх – вдох.

В дороге опять,                                Руки вниз – выдох.

Вставайте, ребята,                            Руки вверх – вдох.

Пойдемте гулять!                             Руки вниз – выдох.

И снова наш поезд                           Легкий бег на носках «змейкой».

Несется, летит.

Вагон за вагоном

По рельсам скользит.

Ну вот мы с вами и приехали к нашей бабушке-Сказочнице! Здравствуй, бабушка!

Сказочница:

Здравствуйте, ребята! Здравствуйте, друзья!

Вы меня узнали? Сказочница я.        

Тише детки, не шумите

Нашу сказку не спугните.

За ступенькою ступенька-

Будет лесенка,

Слово к слову ставь складненько –

Будет песенка,

А колечко на колечко-

Будет вязочка.

Сядем рядышком тесненько

Слушать сказочку.

Я очень рада снова видеть вас

в моей сказочной стране!

Я приглашаю вас в удивительный

мир сказок.

В моей сказочной стране живут

 многие сказки.

Любите, ребята, сказки?

– Вижу, заблестели глазки!

Много сказок знаете?

Со сказками все дружат, и сказки

 дружат с каждым.

Они необходимы,

как солнышка привет.

Кто любит слушать сказки — тому

 они расскажут

О том, что, может, было, а, может быть,

и нет.

И сегодня мы отправимся с вами в сказку……

А в какую сказку, Вы узнаете, отгадав мою загадку:

В этом доме без забот

Жили звери, только вот,

Медведь к ним пришел потом,

Поломал звериный дом.

 (Теремок)

  1. Тест-игра «Выбери правильный ответ»

Логопед: А вы любите сказки? Какие сказки вы знаете? Прежде чем нам отправиться в сказку, давайте проверим, кто из вас лучше знает сказки и сказочных героев?

1.В кого превратился братец Иванушка в русской народной сказке?

а) котенка; б) козленка; в) поросенка; г) щенка

2. На чем путешествовал Емеля в сказке « По щучьему велению»?

а) на печи; б) на корабле; в) на коне; г) на велосипеде

3. Куда садился медведь, чтобы съесть пирожок в сказке «Машенька и медведь»?

а) на скамейку; б) на табурет; в) на пенек; г) на бревно

4. В кого превратилась царевна в русской народной сказке?

а) в лягушку; б) в синичку; в) в пчелу; г) в таракана

5. Из какой посуды угощала Лиса Журавля в русской народной сказке?

а) из кувшина; б) из тарелки; в) из чашки; г) из кастрюли

6. Кто помогал Ховрошечке в русской народной сказке?

а) кот; б) конь; в) корова; г) мышь

2. Логопед:

 Доскажите название сказки. Сейчас я назову первое слово из сказки, а вы продолжите слово или слог задуманной сказки. Кто догадался поднимает руку и произносит полное название.

Пер. Т.Габбе                           Кот в са…(погах)

Р.Н.С.                                      Василиса Пре…(красная)

А. Пушкин                              Сказка о мёртвой царевне и семи…(богатырях)

А Пушкин                               Сказка о золотом…(петушке)

А Пушкин                               Сказка о попе и о работнике его…(балде)

А Пушкин                               Сказка о рыбаке и …(рыбке)

Р.Н.С.                                       Илья Муро…(мец)

П.Ершова                                Конёк - …(горбунок)

      Р.Н.С.                                      Гуси - …(лебеди)

Ш. Перро                                Красная - …(шапочка)

Г.Х.Андерсен                        Дюй - …(мовочка)

Р.Н.С.                                    Снегу - …(рочка)

С. Маршак                             Двенадцать ме…(сяцев)

3.Музыкальный руководитель:

Отгадайте загадки про сказки!

Загадка №1

Он в лесу у нас живёт,

Лечит весь лесной народ.  

Всем на помощь он спешит -  

 Добрый ... (доктор Айболит).                                                          

Загадка № 2

Возле леса на опушке,

Трое их живет в избушке.

Там три стола, три кружки,

Три кровати, три подушки.

Угадайте без подсказки,

Кто герои этой сказки? (Три медведя).  

Загадка № 3

Сидит в корзине девочка

У мишки за спиной,

Он сам того не ведая,

Несет ее домой.

Хотел присесть,

Но где там-пирог не надо есть!

Названье этой сказки…(Маша и медведь).

Загадка № 4

Рыбкой  кто не поделился-

Мертвым зверем претворился.

Рыбку кто ловил хвостом-

Догадайтесь вы о том. (Волк и Лиса).

4. Логопед:

Отгадайте, что лишнее?

Лиса, заяц, избушка, дворец, собака, петух (сказка «Лиса и заяц).

Дед, бабка, внучка, репка, огурец (сказка «Репка»).

Машенька, утки, Ванюша, Баба Яга, гуси – лебеди (сказка» Гуси – лебеди»).

Емеля, старик, щука, сыновья, лебедь, Марья – царевна (сказка «По щучьему велению»).

Старик, рыбка, старуха, стиральная машина, корыто ( «Сказка о рыбаке и рыбке»).

5. Подготовка к инсценировке

Логопед: Сегодня нам предстоит нелегкая задача, мы будем превращаться в сказочных героев, мы вдохнем в них свое тепло и наделим их способностью говорить. Играть мы будем как в настоящем театре. Это герои сказки, а вы будете зрителями, которые тоже будут принимать участие в этой сказке.

Итак, сказка  начинается…

6.Театрализация сказки.

Рассказчица: Стоит в поле теремок.

Какой теремок?  ( ответы детей)

Рассказчица: Бежит мимо мышка, рассказывает о себе:

Мышка: Я –мышка-норушка, я серенькая, маленькая, пугливая…

Рассказчица: Подбегает к теремку и говорит:

Мышка: Терем- теремок! Кто в тереме живет?

Рассказчица: Никто не отзывается. Вошла мышка в теремок и стала в нем жить.

Рассказчица: Мышка-норушка, а давай с тобой поиграем в игру. Тебе надо придумать как можно больше слов-признаков к сказочному герою (Колобок, Дюймовочка, Снежная Королева, Карлсон).

7. Развитие фонематического восприятия.  Игра « Составь слово»

Рассказчица: Скакала мимо лягушка и рассказывала о себе:

Лягушка: я зеленая, холодная, веселая…

Рассказчица: Увидела теремок и говорит:

Лягушка: Терем- теремок! Кто в тереме живет?

Мышка: Я мышка-норушка. А ты кто?

Лягушка: А я лягушка-квакушка. Давай вместе жить?

Рассказчица: Давай, сказала мышка, только помоги мне выполнить задание, и протянула лягушке листок с картинками.

Давайте и мы поможем лягушке выполнить это задание.

По первым звукам нарисованных предметов нужно составить новое слово

(дверь-облако-майка---ДОМ        Зуб -арбуз-яблоко-цветок----ЗАЯЦ)

8.Образование новых слов.  Игра «Новое слово»

Рассказчица: А тут как раз мимо пробегает зайчик- попрыгайчик и рассказывает о себе:

Зайчик: Я серенький, трусливый, добрый…

Рассказчица: увидел теремок и спрашивает:

Зайчик: Терем- теремок! Кто в тереме живет?

- Я мышка-норушка

-Я лягушка-квакушка А ты кто?

Зайчик: А я зайчик -попрыгайчик, пустите меня к себе жить.

Вместе: А ты помоги нам.

Рассказчица: Давайте поможем зайчику образовать новее слова

Если у лося короткий хвост, то лось (какой?) –короткохвостый

Если у белки короткие лапы, то белка(какая?)- коротколапая

Если ежик без хвоста, то ежик (какой?) – бесхвостый

Если у медведя косые лапы, то медведь(какой?) –косолапый

Если у зайца длинные уши, то заяц(какой?)- длинноухий

Рассказчица: Ну, что ж мы прекрасно справились  с этим заданием, а наши герои стали

                       жить втроем.

9. Подбор прилагательных с противоположным значением.  

    Игра «Наоборот».

 Рассказчица:        А вот идет мимо лисичка и рассказывает о себе:

Лисичка: Я рыженькая, хитрая, веселая…

Рассказчица: Постучала в окошко:

Лисичка: Терем- теремок! Кто в тереме живет?

- Я мышка-норушка

-  Я лягушка-квакушка

-  Я зайчик- попрыгайчик . А ты кто?

Лисичка: А я лисичка –сестричка. Давайте вместе жить?

Вместе: А ты помоги нам  выполнить задание.

Рассказчица: И они попросили лисичку произнести слова наоборот.

Чистый -грязный

Широкий – узкий

Храбрый – трусливый

Быстрый – медленный                Игра с мячом

Веселый - грустный

Горячий- холодный

Старый - молодой

Мягкий – твердый

Злой- добрый

Рассказчица: Забралась лиса в теремок и стали они жить вчетвером.

10. Образование притяжательных прилагательных. Игра «Чей хвост? Чьи уши?»

Рассказчица:  А вот бежит волчок и громко про себя рычит:

Волчок: Я серый, страшный, злой, клыкастый…

Рассказчица: Подбежал к теремку и говорит:

Волчок: Терем- теремок! Кто в тереме живет?

Рассказчица: И увидел волчок в тереме

Чей хвост?- мышиный -Я мышка-норушка

Чьи лапы?- лягушачьи- Я лягушка-квакушка

Чьи уши?- заячьи -Я зайчик- попрыгайчик

 Чью морду? –лисью -Я лисичка -сестричка

Вместе: А ты кто?

Волчок: Я волчок -серый бочок. Пустите меня к себе жить.

Вместе:  Заходи

Рассказчица: Влез волк в теремок и стали они жить впятером.

Рассказчица: Идет мимо медведь, ревет про себя

Медведь: Я большой, неуклюжий, коричневый…

Рассказчица: Увидел теремок, да как закричит:

Медведь: Терем- теремок! Кто в тереме живет?

- Я мышка-норушка

-Я лягушка-квакушка

-Я зайчик -попрыгайчик

-Я лисичка-сестричка

- Я волчок -серый бочок

Вместе: А ты кто?

Медведь: А я медведь –косолапый

Рассказчица: И полез в теремок. Лез-лез, никак не мог влезть и говорит:

-Я лучше у вас на крыше буду жить

Рассказчица: Влез медведь на крышу и только уселся- терем задрожал и развалился.

                       Разбежались звери кто куда. А медведь сидит слезами обливается.

11. Физминутка

Музыкальный руководитель: Ребята, давайте поможем медведю, расскажем ему про наш теремок.

           Из пальцев, дружок,

           Сложи теремок

            Вот это ворота,

            Вот это замок.

            Вот мышка-норушка,

           Лягушка-квакушка

           Лисичка-сестричка

            И серый волчок.

Но вот в теремок медведь забрался.

Домик сломался, народ разбежался.

А медведь косолапый бродит, места себе не находит.

Теремок я построю большой.

И будут там жить со мной:

Маленький зайчик,

Мышка-норушка, лягушка –квакушка.

Лисичка-сестричка и серый волчок.

12. Развитие внимания и слуховой памяти

Рассказчица: Давайте поможем  медведю и нашим зверятам построить новый дом.

                       Посчитайте сколько материалов нужно для строительства нового теремка

Чтобы дом построить новый,

Запасают тес дубовый,

Кирпичи,

Железо,

Краску,

Гвозди,

Паклю

И замазку

А потом, потом, потом,

Начинают строить дом.

Дети –семь материалов

Дети вместе с героями сказки строят новый дом.

13. Итог занятия

Логопед: Ну, что ж, наша  сказка закончилась. Она вам понравилась?

Подумайте, а как она могла еще закончиться?

Ответы детей

Ребята, давайте вместе с нашими гостями посмотрим, какие рисунки вы нарисовали к своим любимым сказкам!

А в завершении нашего занятия давайте станцуем танец с ложками!

 

 

                                                                                                         

        

                                           


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Познавательно – речевое занятие для детей 5-6 лет. Тема: «Новые приключения Дюймовочки. Сказка на новый лад»

Познавательно – речевое занятие занятие для детей 5-6 лет, позволяющее решить следующие задачи: 1.Образовательные:1.  Обобщить представления о характерных признаках весны (увеличение с...

Новая сказка на старый Новый год

Это сценарий  Рождественской  сказкаи для детей, поставленный силами педагогов ДОУ. После новогодних утренников и каникул, детям представляется возможность ещё раз окунуться в мир доброй ска...

Сценарий открытия нового здания детского сада 2016 г. «Обживаем Новый дом!» Звучит музыкальная заставка «Дорогою добра» На экране слайды со снимками помещений нового детского сада. В музыкальный зал входит ведущий с группой детей. Взрослый (один из

Сценарий открытия нового здания детского сада     2016 г.«Обживаем Новый дом!» Звучит музыкальная заставка  «Дорогою добра»На экране слайды со снимками помещений нового д...

Проект в младшей группе "Новый, Новый, Новый год!"

Цель: формирование представлений о новогоднем празднике, его традиции, культуре, главных сюжетных героях (Дед Мороз, Снегурочка, елка...

Проект "Новы, новый, новый год"

Новый год! Праздник детства...

«Новые технологии для нового поколения. Формы и способы их использования в практике работы детского сада. «Интерактивная инфографика в ДОУ: новый тренд в мнемотехнике»

Внедрение новых технологий в детском саду способствует более эффективному воспитанию ребенка, стремящегося творчески подходить к решению различных жизненных ситуаций, к получению знаний, формированию ...