Конспект индивидуального логопедического занятия с использованием методики графомоторной стимуляции речи у детей с моторной алалией.
план-конспект занятия по логопедии на тему

Шатило Елена Владимировна

На занятиях по "запуску речи" активно использую графомоторной стимуляции.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_alaliya.docx704.95 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект индивидуального логопедического занятия с использованием   технологии «ритмограф»

(методика графомоторной стимуляции речи у детей с                   моторной алалией )

Тема:

«Курочка и цыплята»

                                           Место проведения:

                                   ГОУ ЦПМСС

                                                     Подготовила и провела:

                                               учитель — логопед:

Логопедическое заключение: ОНР 1 уровня. Моторная алалия.

Значительную часть детей, страдающих моторной алалией, составляют дошкольники, имеющие первый уровень речевого развития. При относительно сформированной импрессивной речи их собственная(экспрессивная ) речь состоит из односложных звуковых комплексов, лепетных и аморфных слов-корней и звукоподражаний.

Важен комплексный подход к формированию речи при алалии, способствующий становлению всех функций речи, развитию и улучшению познавательной деятельности.

Основная задача логопедической коррекции на начальных  этапах работы — создание «пусковых механизмов», позволяющих в дальнейшем усваивать языковую систему в целом.

 

Знания и навыки, полученные на логопедических занятиях   необходимо закреплять в домашних условиях. Поэтому на занятиях присутствует мама ребенка.

Цели и задачи :

  • установление эмоционального контакта;
  • развитие зрительного, слухового, тактильного восприятия;
  • развитие устойчивости внимания;
  • развитие орального праксиса;
  • формирование первых форм слов;
  • активизация речи ребенка;
  • вызывание речевого подражания;
  •  развитие фонематического восприятия;
  • развитие артикуляционного праксиса;
  • развитие моторной координации;
  • развитие графомоторных навыков.

Оборудование:

  • мольберт;
  • изображение цыплят ,курицы,божьих коровок,бабочек,цветов;
  • элементы цветка(ромашка);
  • цветные силуэты солнца и тучи;
  • цветные мелки.

Ход занятия:

Организационный момент:

Установка на внимание:

Логопед: Сегодня я расскажу тебе сказку(на мольберт выставляется изображение цыпленка).

Про кого будет сказка?

Основная часть:

1.Развитие звукоподражаний.

Жила-была курица.

Как она кричала?

 (Ко-ко-ко!)

У курочки были цыплята.

Как они пищали?

(Пи-пи-пи!)

Много цыплят или мало?

(Ответ ребенка одним слогом.)

2.Развитие просодической стороны речи, закрепление проговаривания гласных звуков.(Интонация удивления, восторга).

Цыплята выбежали на травку, увидели цветы.

Цветы красивые.

Ах! Какие красивые!

Какие цветы?

(Стимуляция отраженного проговаривания междометия :»АХ» с выражением

восторга, удивления)

3.Развитие речевого дыхания.                                                                             Цветы вкусно пахнут.

Давай мы понюхаем  цветочки.

4. Развитие конструктивного праксиса.

Цветы красивые. Желтая серединка, белые лепесточки.

Давай вместе соберем цветочек.

5.Развитие мимических мышц.

Цыплята радуются цветам.

Вот так. (улыбнуться).

Как цыплята рады цветам?

6.Развитие орального праксиса.

Над цветами летают красивые бабочки.

Машут крылышками.

Ветерок им помогает: «У-У-У».

Как ветерок дует?

7.Динамическая пауза.

Заучивание стихотворения на пальчиковой основе.

Мама курица нашла вкусную травку и  позвала цыплят: «КО-КО-КО».

Как курица позвала цыплят?

Давай споем песенку про  курочку с цыплятами.

«Курочка и цыплята»

Вышла курочка гулять,

Хлопать руками по бокам

Свежей травки пощипать.

Присесть. «Пощипать» траву

А за ней ребятки,-желтые цыплятки.

«Пробежать» пальцами по поверхности

«Ко - ко - ко, ко - ко -ко — ко!

Не ходите далеко!

Запрещающее движение(из стороны в сторону) указательным пальцем

Лапками гребите,

Имитация движения лапок курицы

Зернышки ищите!»

Постучать пальцами по столу.

8.Развитие артикуляционного аппарата, мелкой моторной координации.

Изображение птичьего клюва (открытого-закрытого).

Упражнение «Клювики».

Движения пальцев и имитация поцелуя одновременно.

9. Развитие общей моторной координации.                                                      Цыплята поклевали травку. И немного выросли.

Как они выросли? (потянуть руки вверх).

Ножки у цыплят стали сильными.

Какими стали ножки?(потопать).

Цыплята поклевали травку и снова бегают по полянке.

10.Активизация звукоподражаний.

На лужайке летают божьи коровки. Они красивые, красные с черными точками(показать, потрогать).

Божьи коровки жужжат: «Ж-Ж-Ж».

Как жужжат коровки?

11.Синхронизация движений рук и мимических мышц.

 

Цыплята испугались божьих коровок.

Цыплята зажмурились от страха.

Сжать кулаки, зажмуриться

Как они испугались?

Нахмуриться, пальчики напряженно распрямить, развести в стороны

Но божьи коровки не злые, а добрые.

Какие они?

Улыбнуться. Пальцы расслабить.

 

12.  Развитие графомоторной стимуляции. Расширение зрительного диапазона.

Солнышко светило ярко,

 Рисовать двумя руками в воздухе круг, проговаривая(по возможности):СОлнышКО.

Рисование двумя руками ( на мольберте) с проговариванием    солнца( круга)

Лучики разбегались в разные стороны

Рисовать двумя руками  в воздухе лучи, проговаривая(если возможно): ЛУ-чи-КИ.

Рисование двумя руками с проговариванием «лучей» солнца

Солнышко спряталось за тучку

На столе изображение солнца и тучки. Ребенок  закрывает «солнце» «тучкой»

(слова:солнце,тучка,нет)

 И цыплята  устали и побежали домой отдыхать.(пальцами «прошагать»по столу).

Итог занятия.

Кто приходил к нам в гости?

Тебе понравилась сказка?

Ты сегодня МО-ЛО-ДЕЦ!

(прохлопывание  с проговариванием: «мо-ло-дец!»).

Домашнее задание. Рассказать сказку про цыплят папе, нарисовать солнышко и лучики (отработка полученных на занятии навыков).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект индивидуального логопедического занятия с использованием современных образовательных технологий (точечный массаж речевой мускулатуры, самомассаж профессора Ф.Р. Ауглина, самомассаж кистей рук)

Конспект индивидуального логопедического занятия  с использованием современных образовательных  технологий (точечный массаж речевой мускулатуры, самомассаж профессора Ф.Р. Ауглина,самомассаж...

Конспект индивидуального логопедического занятия с использованием современных образовательных технологий (инструментальный массаж мышц артикуляционного аппарата О. Приходько) с ребёнком 6-и лет с

Конспект индивидуального логопедическогозанятия  с использованием современных образовательных  технологий (инструментальный массаж мышц артикуляционного аппарата О. Приходько) с ребёнком 6-и...

Конспект индивидуального логопедического занятия с использованием резиновых массажных мячей в старшей группе. Тема: Звук «Ж» :автоматизация в слогах и словах.

Данная разработка представлена в форме индивидуального занятия по формированию правильной артикуляции звука "Ж", развитию фонематического восприятия с использованием здоровьесберегающих технологий (пр...

Конспект индивидуального логопедического занятия с использованием инновационных технологий на тему: "Автоматизация звука Ш" (по сказке "Маша и Медведь")

Данный конспект использовался автором для показа открытого занятия на заседании районного методического объединения учителей-логопедов....

Конспект индивидуального логопедического занятия с использованием ИКТ для детей подготовительной к школе группы с ОНР III уровня «Автоматизация и дифференциация звуков [с], [ш]»

В настоящее время в России идет становление новой системы образования. Этот процесс сопровождается существенными изменениями в педагогической теории и практике учебно-воспитательного процесса, в...