Конспект подгруппового занятия по формированию лексико-грамматических представлений в старшей группе для детей с ТНР. Тема: «Транспорт».
план-конспект занятия по логопедии (старшая группа) по теме
конспект подгруппового занятия по формированию лексико-грамматических представлений в старшей группе для детей с ТНР по теме "Транспорт"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
pechatnaya_rabota.docx | 33.13 КБ |
Предварительный просмотр:
Автор: Лебедева Татьяна Викторовна,
Учитель-логопед, ГБОУ «Школа №1460» (дошкольное отделение),
Г. Москва
Конспект подгруппового занятия по формированию лексико-грамматических представлений в старшей группе для детей с ТНР.
Тема: «Транспорт».
Цель: Формирование лексико-грамматических представлений по теме «транспорт».
Задачи:
Коррекционно-образовательные:
- Согласование прилагательных и существительных в роде, числе и падеже.
- Учить образовывать обобщающие понятия: «наземный транспорт», «подземный», «водный», «воздушный», «грузовой», «пассажирский».
- Продолжить учить образовывать множественное число существительных.
- Учить образовывать притяжательные прилагательные.
- Учить образовывать родительный падеж существительных.
- Подбирать существительные к глаголу и глагол к существительному.
- Уточнить понимание и практическое употребление приставочных глаголов.
- Развитие фонематического восприятия и артикуляционных движений.
Коррекционно-развивающие:
- Развивать умение понимать обращенную речь и речевое внимание.
- Развивать память, внимание, мышление.
- Развивать умение ориентироваться в пространстве.
- Развивать общую и мелкую моторику.
Коррекционно-воспитательные:
- Повышать самооценку детей, способствовать развитию благоприятного эмоционального настроя на занятия.
- Развивать чувство эмпатии.
- Учить умению слушать ответы товарищей.
Оборудование:
Предметные картинки с изображением транспорта, индивидуальные картинки – транспорт; зеленые и красные фонарики на каждого ребенка; игрушки – самолет, грузовик; игрушки – гараж, мост, машинка, мотоцикл (которые смогут заехать на мост); мяч; игрушки – шина и насос; карточки – самолет нарисовать след, карточки – нарисовать путь для машины, индивидуальные зеркала, бумажные самолетики.
Ход занятия:
- Орг. момент.
К нам сегодня пришли гости посмотреть, как мы с вами занимаемся, чему научились за этот год. Сядет тот, кто назовет мне правила поведения на занятиях.
- Введение в тему:
Назовите мне картинки, которые лежат у вас на столе полным предложением.
Ребенок: «У меня на картинке нарисован грузовик»……..и т.д.
(Логопед прикрепляет картинки на доску).
Логопед: Как одним словом мы можем назвать эти картинки?
Дети: Транспорт.
Логопед: Сегодня мы поговорим с вами о транспорте.
- Игра «Какой транспорт» .
Учить образовывать обобщающие понятия: «наземный транспорт», «подземный», «водный», «воздушный», «грузовой», «пассажирский».
Логопед: Ребята посмотрите сколько много у нас получилось картинок с изображением транспорта (картинки на доске). Подумайте и скажите, как будет называться транспорт, который движется по земле?
Ребенок: Наземный.
Логопед: Транспорт, который движется под землей?...По воздуху?...По воде?...Транспорт, который перевозит грузы?....Перевозит пассажиров?....
(….ответы детей…).
Логопед: назовите картинки, на которых нарисован воздушный транспорт…, водный, …., наземный…, подземный…, грузовой…, пассажирский….
(….ответы детей…).
- Упражнение «Шоферы».
Уточнить знание профессий. Согласование речи с движением.
Логопед: Ребята, мы отправляемся с вами в путешествие, чтобы узнать все о транспорте!
Как называется профессия человека, который управляет самолетом?...Поездом?......Кораблем?.....Машиной?....
(…..ответы детей….)
Логопед: Мы превращаемся с вами в шоферов! Встаньте, пожалуйста, со своих стульчиков и выполняйте движения вместе со мной!!!!
Едем, едем на машине – движения руками, как будто в руках руль.
Нажимаем на педаль – ногой нажимаем на «педаль».
Скорости переключаем – движения рукой «переключаем скорости»,
Смотрим пристально мы в даль – рука ко лбу и поворачиваем голову в разные стороны «смотрим»
Дворники счищают капли
Вправо-влево – чистота – руки согнуты в локтях, имитируем движения дворников.
Волосы ерошит ветер – движения руками по волосам,
Мы шоферы хоть куда – руки вытягиваем и показываем «класс»!
Молодцы!
- Развитие фонематического восприятия и артикуляционных движений.
Логопед: Ой, ребята, пока мы ехали, у нас с вами случилась неприятность…- мы прокололи шину! (логопед показывает детям игрушечную шину) . Как выходит воздух из шины???
Дети: Ш-ш-ш-ш-ш (индивидуально и вместе).
(логопед выдает детям инд. зеркала).
Логопед: что у нас делает язычок и губы, когда мы произносим звук «Ш»? Посмотрите в зеркала внимательно и ответьте мне.
Дети дают характеристику звуку «Ш».
Логопед: А скажите мне пожалуйста, что нам нужно, чтоб накачать нашу шину?
Ребенок: насос.
Логопед: Правильно! Какой звук издает насос, когда качает шину?
Дети: С-с-с-с-с-с. (индивидуально и вместе).
Логопед: Правильно! что у нас делает язычок и губы, когда мы произносим звук «С»? Посмотрите в зеркала внимательно и ответьте мне.
Дети дают характеристику звуку «С».
Логопед: Теперь все в прядке, мы можем продолжить наше путешествие!!!
- Игра «Один-много».
Продолжить учить образовывать множественное число существительных.
Логопед раздает детям предметные картинки с пассажирским транспортом, у логопеда картинки с такими же видами транспорта, но во множественном числе. Далее игра проводится в форме диалога.
– У меня есть автобусы. – А у меня есть автобус.
– У меня есть трамваи. – А у меня есть трамвай.
– У меня есть самолеты. – А у меня есть самолет.
– У меня есть троллейбусы. – А у меня есть троллейбус.
– У меня есть мотоциклы. – А у меня есть мотоцикл.
– У меня есть автомобили. – А у меня есть автомобиль.
Затем дети и логопед меняются карточками, игра повторяется снова. Теперь дети употребляют множественное число существительных.
- Упражнение на развитие силы голоса.
Логопед выдает карточки, на которых нарисованы- самолет большой и самолет маленький.
Логопед: Посмотрите на картинки, как вы думаете, какой самолет летит ближе к нам? А какой дальше?...Почему вы так решили???
(Ответы детей….)
Логопед: Гул какого самолета звучит : У-У-У-У? (громко). Давайте погудим как большой самолет….. Дети гудят громко!
Логопед: Гул какого самолета звучит: у-у-у-у-у? (тихо). Погудим как маленький самолет!
Дети гудят.
Логопед: А теперь каждый проведет след от большого самолета и громко погудит!
(дети выполняют задание).
Логопед: А теперь проведём след от маленького самолета и тихо погудим!
(Дети выполняют задание).
- Упражнение «У меня нет».
Учить образовывать родительный падеж существительных.
Логопед: Ребята, сейчас я вам буду показывать картинку с изображением транспорта и спрашивать: «А у вас есть такая игрушка?». Так и отвечайте : «У меня нет самолета»....
(Логопед по очереди каждому ребенку показывает картинки , а дети отвечают полным предложением).
- Физ. минутка.
Игра с мячом «Из чего - какой». Учить образовывать притяжательные прилагательные.
Логопед: Ребята, у машины много деталей и все они сделаны из разных материалов. Давайте с вами назовем эти детали. Вставайте в круг и я, по очереди, каждому буду бросать мячик и тот, кому я брошу и будет отвечать на вопрос!
Колесо из резины - какое? – резиновое колесо.
Дверца из металла ? – металлическая дверца.
Сиденье из кожи? – кожаное сиденье.
Фары из стекла? – стеклянные фары.
Руль из пластмассы? – пластмассовый руль.
Капот из железа? – железный капот.
Кнопка из пластмассы? – пластмассовая кнопка.
Шина из резины? – резиновая шина.
Чехлы из кожи? – кожаные чехлы.
Болт из металла? – металлический болт.
Молодцы! Присаживайтесь на свои места.
- Игра «Подбери предмет к действию».
Учить подбирать существительные к глаголу.
Логопед: Посмотрите внимательно на картинки на доске и скажите про что можно сказать: летит?
Ребенок: самолет летит, ракета летит, вертолёт летит.
Логопед: Отлично! А про что можно сказать: плывет?..... Едет?.... Взлетает?......Останавливается?....Разгоняется?....
(..ответы детей….)
Молодцы!!!
Игра «Подбери действие к предмету» .
Учить подбирать глагол к существительному.
Логопед: Ребята, а сейчас вы , на минутку, станете светофорчиками. (Детям раздаются индивидуальные «фонарики» красного и зеленого цвета
Я показываю вам игрушку и называю действие. Если я
Правильно называю, то вы поднимаете зеленый сигнал светофора, а если нет – то красный. Например: я показываю машину и говорю: едет – вы поднимаете зеленый светофор. А если я говорю: летит? Правильно, вы поднимаете красный светофор – потому что машины не летают! Играем?
Логопед показывает игрушку – САМОЛЕТ и называет действия, сначала – медленно, а затем – быстрее, а детки поднимают сигналы «светофора»
САМОЛЕТ: Летит, плывет, гудит, стоит, идет, прыгает, приземляется….
Молодцы! Еще играем?!
ГРУЗОВИК: едет, гудит, летит, стоит, заезжает, разгружает, заплывает, проезжает, плывет, приземляется, мчится.
Молодцы!
- Образование приставочных глаголов.
Логопед достает платформу, на которой стоят игрушки: гараж, мост, машинка, автобус.
Логопед: Ребята, а подскажите мне пожалуйста, где может стоять машина?
Дети: на стоянке, на парковке, в гараже…..
Логопед: Вот моя машина стоит в гараже. А теперь покажите действие, которое я назову:
- Машина выехала из гаража.
- Машина подъехала к мосту.
- Машина заехала на мост.
- Машина съехала с моста.
- Машина отъехала от моста.
- Машина подъехала к гаражу.
- Машина заехала в гараж.
Вы отлично справились с заданием! А теперь я буду вам показывать, а вы мне говорите, что делает автобус.
- Автобус выехал из гаража.
- Автобус подъехал к мосту.
- Автобус заехал на мост.
- Автобус съехал с моста.
- Автобус отъехал от моста.
- Автобус подъехал к гаражу.
- Автобус заехал в гараж.
(Дети, по очереди, проговаривают предложения).
- Итог.
Молодцы ребята!!! Понравилось вам занятие? С чем мы с вами познакомились?... На память о нашем занятии я сделала вам вот такие бумажные самолётики, которые вы сможете запустить на улице!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект открытого занятия по формированию лексико-грамматического строя речи в старшей группе Тема: «День рождения в Лесу»
Программные задачи:формировать умение употреблять предлоги в, на, под, в простом распространенном предложении;уточнить пространственные отношения, выраженные данными предлогами;активизировать, у...
Конспект открытого занятия по формированию лексико-грамматического строя речи в старшей группе Тема: «Мы построим Зайцу дом и друзей всех позовем»
Программные задачи:учить дифференцировать по смыслу глаголы, имеющие разные приставки и общую основу «строить»;учить самостоятельно по смыслу подбирать нужный приставочный глаг...
Конспект открытого занятия по формированию лексико-грамматического строя речи в старшей группе Тема: «Всех излечит, исцелит, Добрый Доктор Айболит»
Программные задачи:учить детей образовывать существительные в дательном падеже единственного и множественного числа;упражнять в согласовании числительных с существительными;обогащать, активизиро...
КОНСПЕКТ сюжетного логопедического занятия по формированию лексико-грамматических средств языка в старшей группе для детей с ОНР по теме "Дикие животные средней полосы России"
Тема: “Дикие животные средней полосы России”. Цель: Активизация речемыслительной деятельности дошкольников, развитие интереса к окружающему миру.Задачи: Коррекционно-образовательныеПознакомить де...
КОНСПЕКТ ПОДГРУППОВОГО ЗАНЯТИЯ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ЛЕКСИКО-ГРАММАТИЧЕСКИХ СРЕДСТВ ЯЗЫКА В СТАРШЕЙ ГРУППЕ ДЛЯ ДЕТЕЙ С ОНР ТЕМА: «ТРАНСПОРТ»
Формирование лексико-граматических средств языка по теме «Транспорт»....
Конспект логопедического занятия по формированию лексико-грамматического строя речи в старшей группе по теме "Транспорт"
Закрепление и обобщение знаний о транспорте....
Конспект подгруппового занятия по формированию фонетико-фонематических представлений в старшей группе для детей с амблиопией и косоглазием «Звуки (з), (зь); буква З»
Конспект занятия по подготовке к обучению грамоте....
- Мне нравится (1)