Состояние предпосылок к овладению навыком письма у дошкольников с общим недоразвитием речи
статья по логопедии по теме

Володина Елена Николаевна

В данной статье освещается вопрос о формировании письменного навыка у детей с общим недоразвитием речи.  Также приведены данные научного эксперимента по изучению сформированности невербальных процессов, лежащих в основе навыка письма, у дошкольников с ОНР.

Первоисточник: https://interactive-plus.ru/ru/article/1771/discus...

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon sostoyanie_predposylok.doc66 КБ

Предварительный просмотр:

Володина Е.Н.

Учитель-логопед ГБОУ Школа № 329

Состояние предпосылок к овладению навыком письма

 у дошкольников с общим недоразвитием речи

Среди многих видов учебной деятельности овладение навыком письма является наиболее сложным. Письмо, являясь основным способом фиксации учебной информации, играет важную роль в процессе усвоения знаний, однако в начальной школе оно является целью обучения, в результате которого ребенок должен овладеть навыком правильного и осознанного письма. Нарушения письма, возникающие у младших школьников, составляет серьезное препятствие для этого процесса и влияет на все школьное обучение. Исходя из этого, интерес к проблемам раннего выявления, предупреждения и коррекции нарушений письма у детей обусловлен тем, что письмо как деятельность играет весьма важную роль в жизни человека: оно обеспечивает общеобразовательную подготовку, а также стимулирует психологическое развитие  и влияет на формирование личности. За последнее время значительно увеличилось количество детей, имеющих несформированность предпосылок к обучению письму (А.Н. Корнев, 2003). Основную часть составляют дети с общим недоразвитием речи.

Безусловно, успешное овладение письмом у детей с речевыми нарушениями в большей мере зависит от сформированности всех сторон устной речи: звукопроизношения, фонематического восприятия, анализа и синтеза, лексико-грамматического строя речи и связной речи (И.К. Колповская, 1961; Р.Е. Левина, 1961; Л.Ф. Спирова, 1988; и др.). Впервые М.Е. Хватцевым (1959) было отмечено, что причины нарушения письма необходимо искать, прежде всего, в состоянии звуковой речи: дефекты последней неминуемо в той или иной степени отражаются на письме и составляют подавляющую массу дисграфий.

В современных научных трудах, посвященных исследованию письменной речи, отмечается, что нарушения письма являются следствием недостаточной сформированности функциональной основы данного процесса, т.е. вербальных и невербальных высших психических функций, обеспечивающих становление этого навыка (А.Н. Корнев, Р.И. Лалаева, Т.Б. Филичева, P. Gardner, B. Honsby, P. Ott, M.J. Snowling и др.). Так, для нормального протекания процесса письма необходима сформированность всех компонентов устной речи (Л.С. Выготский, К.Д. Ушинский, Р.Е. Левина, Д.Б. Эльконин, Г.А.Каше, И.К. Колповская, Н.А. Никашина, Л.Ф. Спирова, Г.В. Чиркина и др.); сохранность и полноценное функционирование центральных и периферических отделов анализаторных систем, их координированная работа (Б.Г. Ананьев, А.Р. Лурия, Л.С. Цветкова и др.); хорошее состояние зрительных и моторных функций и их согласованная работа (Т.А. Алтухова, А.Н. Корнев, Е.В. Гурьянов, М.М. Безруких, С.П. Ефимова, Е.В. Новикова, Н.В. Новоторцева, М.Н. Русецкая и др.); достаточный уровень сформированности мышления, памяти, внимания и восприятия (Л.С. Выготский, Р.Е. Левина, Л.И. Айдарова, Н.Н. Алгазина, И.В. Прищепова и др.), а также эмоционально-личностная зрелость ребенка (Л.С. Выготский, В.В. Холмовская, И.А. Домашенко, В.С. Мухина, М.И. Лисина и др.). Исследователями  особо подчеркивается, что становлению навыка письма препятствует совокупность нарушений указанных психических функций, поскольку в этом случае сразу несколько компонентов функционального базиса письма оказываются дезорганизованными.

В связи с этим, целью нашего исследования явилось изучение сформированности невербальных процессов, лежащих в основе навыка письма, у детей с общим недоразвитием речи.  

Исследование проводилось на базе двух детских садов компенсирующего вида и одного массового сада. Для экспериментального исследования было отобрано 100 дошкольников 6-го года жизни, из которых 50 детей с общим недоразвитием речи II уровня (ЭГ) и 50 детей с нормальным речевым развитием (КГ). Для выявления предпосылок к овладению письмом были составлены четыре блока заданий:

1) Изучение речевого развития детей с ОНР II уровня, изучение речевого развития детей контрольной группы;

2) Изучение высших психических процессов у ЭГ и КГ;

3) Изучение моторного развития у ЭГ и КГ;

4) Изучение состояния эмоционально-личностной сферы у ЭГ и КГ.

В процессе выбора приемов экспериментального исследования мы опирались на работы А.Р. Лурии,  Д.Б. Эльконина, Л.В. Венгер, Л.Ф. Спировой, А.В. Ястребовой, Р.И. Лалаевой, Н.С. Жуковой, В.П. Глухова, А.Н. Корнева, Л.С. Волковой, Г.В. Чиркиной, Н.В. Серебряковой, Т.В. Ахутиной, Е.Н. Российской, С.Д. Забрамной, М.М. Семаго, Н.Я. Семаго и др. авторов.

В I блоке исследования были изучены особенности речевого развития детей с общим недоразвитием речи и контрольной группы.

 В группе дошкольников с ОНР II уровня были получены следующие результаты:

а) ипрессивная сторона речи: у 44 % детей были выявлены неточности понимания на уровне слов, предложений и текста.

б) звуковая сторона речи: у 82% выявлены нарушения звукопроизношения (отсутствие звука; недостаточная автоматизация некоторых звуков, в основном, свистящий группы; искажения; замены отдельных звуков, а также групп звуков).

в) фонематическая сторона речи: у 57% отмечались трудности фонематического восприятия. Дети затруднялись в выделении определенных слов в ряду, в различении заданного звука в звукоряде, в слогоряде и словоряде, в запоминании и воспроизведении слоговых цепочек.    

г) просодическая сторона речи: у 56% отмечались  нарушения просодики. В основном были нарушены темп речи, модулированность, характеристики голоса, а также отмечались нарушения логического ударения.

д) лексическая сторона речи: ниже уровня возрастной нормы - у 76%: в активном словаре преобладание существительных и глаголов, недостаточное количество прилагательных и наречий, у многих – трудности словообразования;

е)  слоговая структура речи: нарушение произношения четырех-пяти сложных слов у 73% по типу сокращения с искажением и сокращения слоговой структуры;

ж) грамматический строй речи: у 84% аграмматизм, выражающийся в ошибках при образовании множественного число от единственного; образовании уменьшительно-ласкательных суффиксов; в согласовании существительных в роде, числе, падеже;

з) связная речь: 90% не могли придумать рассказ по сюжетной картине и по серии картин. В основном, дошкольники ограничивались 2-3 предложениями, пользовались простой фразой. 7% испытуемых составили рассказ, но он не был достаточно развернутым.

В контрольную группу были отобраны 50 дошкольников с нормальным речевым развитием. У них не было нарушений звукопроизношения, фонематического восприятия, слоговой структуры; активный словарь был богатый (в речи употреблялись не только существительные, глаголы и прилагательные, но и наречия, числительные); не было выявлено нарушений грамматического строя речи; все дети смогли составить полный развернутый рассказ.

Во II блоке изучались особенности сформированности высших психических процессов, лежащих в основе навыка письма, у детей экспериментальной и контрольной групп.

Нами были выделены следующие серии заданий: 1 серия – исследование зрительного восприятия; 2 серия – исследование пространственных представлений; 3 серия – зрительно-пространственные представления, 4 серия – временные представления; 5 серия – зрительная память; 6 серия – двигательная память; 7 серия – внимание; 8 серия – мыслительная деятельность.

Результаты диагностики по второму блоку заданий экспериментальной и контрольной групп представлены в таблице № 2.

Таблица № 2.

Серии заданий

Правильное выполнение заданий (%)

ЭГ

КГ

1. зрительное восприятие

43

87

2. пространственные представления

40

82

3. зрительно-пространственные представления

39

76

4. временные представления

50

92

5. зрительная память

49

76

6. двигательная память

35

71

7. внимание

38

80

8. мыслительная деятельность

58

95

Из данных таблицы видно, что больше всего дети ЭГ затруднялись в выполнении 3, 6, 7, серий заданий. У детей СГ отмечаются затруднения при выполнении 6 серии заданий.

Во III блоке изучались особенности моторного развития дошкольников  экспериментальной и контрольной групп. Для данного блока нами были выделены следующие серии заданий: 1 серия – артикуляционная моторика, 2 серия – мелкая моторика, 3 серия – графо-моторный навык, 4 серия-общая моторика.

Результаты диагностики по второму блоку заданий экспериментальной и контрольной групп представлены в таблице № 3.

Таблица №3.

Серии заданий

Правильное выполнение заданий (%)

ЭГ

КГ

1. артикуляционная моторика

36

98

2. мелкая моторика

46

96

3. графо-моторный навык

8

46

4. общая моторика

30

90

Данные таблицы указывают, что большинство дошкольников ЭГ и СГ затруднялись в выполнении графо-моторных заданий. Также дошкольники экспериментальной группы заметно отстают он нормы в остальных сериях заданий.

Во IV блоке изучались особенности эмоционально-личностной сферы дошкольников  экспериментальной и контрольной групп. Нами были выделены следующие серии: 1 серия – эмоциональные процессы, 2 серия – мотивация, 3 серия – личностное развитие.

Результаты данных по четвертому блоку представлены в таблице № 4.

Таблица № 4.

Серии заданий

Правильное выполнение заданий (%)

ЭГ

КГ

1. эмоциональные процессы

46

94

2. мотивация

40

92

3. личностное развитие

62

99

Из таблицы видно, что у детей ЭГ-1 больше всего страдает сформированность мотивации и эмоциональные процессы.

Таким образом, по итогам экспериментального исследования состояния предпосылок навыка письма можно выделить две группы детей:

1. Дети с общим недоразвитием речи без нарушений развития невербальных процессов.

2. Дети с общим недоразвитием речи, имеющие вторичные отклонения в развитии, выражающиеся в трудностях формирования невербальных психических процессов.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Особенности формирования коммуникативных навыков у дошкольников с общим недоразвитием речи

Работа по формированию коммуникативных навыков у дошкольников с ОНР...

Формирование графомоторного навыка у дошкольников с общим недоразвитием речи

Представлены основные направления работы по формированию  графомоторного навыка у дошкольников с общим недоразвитием речи...

РАЗВИТИЕ КОММУНИКАТИВНЫХ НАВЫКОВ У ДОШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ

У детей с ОНР снижена потребность в общении, коммуникативные навыки частично не сформированы. Они тянутся к сверстникам, стараются привлечь внимание, но диалог не получается. Они не слышат партнера и ...

Особенности формирования словообразовательных навыков у дошкольников с общим недоразвитием речи.

Особенности формирования словообразовательных навыков у дошкольников с общим недоразвитием речи....

Формирование графо-моторных навыков у дошкольников с общим недоразвитием речи

Организация педагогического сопровождения детей с ОВЗ по формированию графо-моторных навыков...

Опыт работы воспитателя на тему:«Формирование графомоторных навыков у дошкольников с общим недоразвитием речи»

Недостаточный уровень сформированности графомоторных навыков приводит к ошибкам на письме в школе, что в свою очередь приведёт к снижению общей успеваемости и к школьной дезадаптации. Сдесь предс...

Формирование графо-моторного навыка у дошкольников с общим недоразвитием речи

Проблема обучения дошкольников с общим недоразвитием речи графо-моторным навыкам занимает особое место в системе их подготовки к обучению в школе. А количество детей, имеющих дефекты речи, с каждым го...