перелетные птицы
план-конспект занятия по логопедии (подготовительная группа) на тему

Толщинова Наталья Павловна

 

Конспект интегрированного занятия

«Перелетные птицы»

(подготовительная к школе группа, дети с ОНР)

Образовательные области: 

-«Коммуникация», «Познание».                                                  

Цели:

-пополнение словарного запаса детей по теме «Перелетные птицы», совершенствование грамматического строя речи, обучение составлению описательного рассказа.

Задачи

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zanyatie_tolshchinova.docx17.54 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект интегрированного занятия

«Перелетные птицы»

(подготовительная к школе группа, дети с ОНР)

Образовательные области: 

-«Коммуникация», «Познание».                                                  

Цели:

-пополнение словарного запаса детей по теме «Перелетные птицы», совершенствование грамматического строя речи, обучение составлению описательного рассказа.

Задачи

Образовательные задачи:

-активизация и пополнение словаря по теме «Перелетные птицы»;

- развитие навыка словообразования;

- упражнение  в построении грамматически правильно  построенных предложений;

- обучение составлению описательного рассказа по предметной картинке и схематическому плану.

Коррекционные задачи:

- развитие внимания, памяти, мышления;

- развитие артикуляционной,  общей и мелкой моторик;

-автоматизация поставленных звуков – контроль и самоконтроль за звукопроизношением.

Воспитательные задачи:

- воспитывать бережное отношение к природе родного края;

- воспитывать доброжелательное отношение друг к другу;

- воспитывать терпение, усидчивость, умение слушать и доброжелательно оценивать рассказы товарищей.

Методы работы: игровые, наглядные, словесные, практические.

Приемы: загадки, наводящие и подсказывающие вопросы, реплики, напоминания, речевой образец, оценка участия детей в занятии – сюрпризный момент.

Оборудование: картинки с изображением перелетных птиц, план-схема для составления описательного рассказа, магнитная доска, ноутбук, колонки, магнитофонная запись с пением птиц

Предварительная работа:

- беседа о перелетных птицах;

- чтение стихов о перелетных птицах;

- наблюдение за птицами во время прогулок;

- разучивание пальчиковых игр, артикуляционной гимнастики и физ. минуток по соответствующей теме;

- подбор оборудования, необходимого для занятия.

Ход занятия:

1. Организационный момент.

Создание положительного эмоционального фона:

Л.: - Здравствуйте, ребята, сегодня мы отправимся в лес. Лес – это большой и настоящий друг. А ещё это дом для зверей и птиц. Слышите, как чудесно поют птицы? /звучит запись голосов птиц, на экране ноутбука картинка с изображением леса/.

Л.: - А вы их видите?

Д.: - Нет.

Л.: - А для того, чтобы увидеть птиц, нужно внимательно всмотреться в лес и прислушаться к нему. Поэтому мы сядем на стульчики. Я загадаю загадки, если вы их отгадаете, то птицы прилетят на дерево. Но мы будем не просто отгадывать загадки, а еще и играть, а помогут нам в этом знакомые вам картинки.

/на экране появляется дерево, дети слушают загадку и выполняют артикуляционную гимнастику, по сигналу логопеда/

На шесте весёлый дом

С круглым маленьким окном.( «хоботок»)

Чтоб уснули дети, дом качает ветер.(«качели»)

На крыльце поёт отец-

Он и летчик и певец.

Кто это?

Д.: - Это скворец /появляется птичка на дереве/

Аналогично:

Л.: - Прилетает к нам с теплом,

Путь, проделав длинный.(«змейка»)

Лепит домик под окном

Из травы и глины (часики)

/ ласточка/

 

Л.: - Нос у него белый,(«змей спряталась, появилась»)

Сам он чёрный,

Очень проворный,

Друг садов и полей

Поедает червей   / грач/

Л.: - Спинкою зеленовата, («горка»)

Животиком желтовата,

Чёрненькая шапочка

И полоска шарфика

/синичка/

 

Л.: - Никогда не строит для себя гнезда, («чашечка»)

Соседкам яйца оставляет

И о птенцах не вспоминает

/кукушка/

Л.: - Какая их этих птиц не улетела на зиму в тёплые края?

Д.: - Не улетела синичка, потому что это зимующая птица./синица исчезает с экрана/

Л.: - Какие птицы остались на дереве?

Д.: - На дереве остались перелётные птицы.

2. Основная часть.

 Раздается шум бури, сыпятся листья, появляется попугай.

П.:- Здравствуйте ребята. Куда же я попал?

Д.,Л:- Здравствуй. А ты кто?

П.:- Я Попугай, прилетел к вам из Африки. Дело в том, что к нам в Африку  не прилетели перелетные птицы, которых  мы очень ждали. Я прилетел их разыскать, но по дороге я потерял их фотографии, у меня осталась только эта карточка.

Л.: - Ребята давайте поможем Попугаю разобраться каких птиц ему нужно взять с собой.

/Попугаю на голову одевают ободок, в который вставляются карточки с изображением птиц. Попугай задает вопросы по схеме. Примерный список вопросов:

-Эта птица перелетная или зимующая?

- Эта птица крупная или мелкая?

-Какие у нее крылья, клюв, лапы? Если ребенок говорит «длинный клюв», логопед добавляет  «значит мы ее можем назвать длинноклювой», «черные крылья» - «чернокрылой», Какой у нее хвост? (Короткий). Значит она какая? - Короткохвостая. Какой у нее клюв? Если острый то, она какая? Остроклювая и т.д.

-Чем питается?

- Где живет?

 Дети отвечают полным ответом, при необходимости логопед дает словесный образец ответа (картинки на ободок: скворец, цапля, кукушка, ласточка)/.

П.: - Ой, что-то я устал, давайте немного поиграем.

Л.: -Хорошо. Слушаем внимательно, повторяем за мной.

Физкультминутка “Улетают – улетел”

Скоро белые метели 
Снег поднимут от земли (дети поднимают руки снизу верх )
Улетают, улетают, улетели журавли (имитация полета журавлей)
Не слыхать кукушки в роще (руки к ушам)
И скворечник опустел (руки перед собой)
Аист крыльями полощет (взмахи руками)
Улетает, улетел (имитация полета птиц).

Л.: - Молодцы ребята! Ну что, Попугай, ты запомнил, каких птиц тебе нужно взять с собой?

П.:- Ой, что-то у меня в голове всё по перепуталось.

Л.: - Ребята! А вы запомнили каких птиц Попугай должен взять с собой в Африку?

Л.: - Тогда выберите каждый себе фотографию понравившейся вам птицы и составьте о ней рассказ по схеме, которую принес  Попугай.

/Каждый из детей выбирает картинку и составляет рассказ. Фоном играет мелодия с пением птиц./

Л.: - Ребята, кто готов рассказать свой рассказ?

/Дети рассказывают по очереди свои рассказы и отдают картинку Попугаю./

3. Итог занятия.

П.:- Спасибо, ребята, теперь я точно не забуду и не перепутаю тех птиц, которым мне нужно позвать в гости в Африку. Ребята, за то, что вы мне помогли, я угощу вас гостинцами из Африки.

Д., Л.: - До свидания, попугай!

/Попугай уходит./

Л.: - Ребята, вам понравилось играть с попугаем.

/Ответы детей./

Л.: - Мне тоже очень понравилось вместе с вами помогать Попугаю. Пойдемте в группу, расскажем ребятам кого мы сегодня встретили.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Календарно-тематическое планирование (подготовительная группа) Тема "Мой дом, мой город" Лексическая тема "Перелетные птицы. Водоплавающие птицы.Подготовка к отлету"

Календарно-тематическое планирование (подготовительная группа) на тему:  Тема «Мой дом, мой город»  Лексическая тема «Перелетные птицы. Водоплавающие птицы. Подготовка...

Конспект занятия по Нищевой Тема «Перелетные птицы. Водоплавающие птицы».

Игры и упражнения по теме"Перелётные птицы. Водоплавающие птицы"...

Перелетные птицы. Рекомендации родителям по расширению и закреплению знаний детей о перелетных птицах.

Расскажите детям о перелетных птицах весной. На прогулках, по дороге в детский сад, послушайте пение птиц, проведите беседу, расскажите детям о их образе жизни, чем они питаются. Можно даже ...