конспект занятия по подготовке к обучению грамоте
план-конспект занятия по логопедии (подготовительная группа) на тему

Анисимова Татьяна Николаевна

Занятие в игровой форме знакомит детей со звуком и буквой еЕ

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon bukva_e_pereletnye_ptitsy.doc114 КБ

Предварительный просмотр:

Тема « Буква Е, перелетные птицы»
Цель: Познакомить с новой буквой  Е, через  создание у детей целостного представления о перелетных птицах через разные виды деятельности:
- развитие речи;
- ознакомление с окружающим миром;
- изобразительное искусство;
- с помощью музыкально-ритмических движений.
ЦЕЛИ ЗАНЯТИЯ
• Развивать фонетически чистую, грамматически правильную, лексически развитую и связную монологическую речь (образование притяжательных прилагательных; употребление слов с ласкательными оттенками; подбор слов-действий к слову-предмету, согласование прилагательных с существительными; развитие навыков чтения и печатания.
• Автоматизировать и дифференцировать все звуки в спонтанной речи.
• Развивать мышление, внимание, воображение, слуховую, зрительную и двигательную память.
• Воспитывать доброту, отзывчивость, бережное отношение ко всему живому, что есть на земле.
ПОДГОТОВКА».
1. Прослушивание фонограммы «Перелетные птицы» («Ласточка», «Иволга», «Соловей», «Кукушка»).
2. Наблюдение за птицами на прогулке.
3. Конкурс на лучшего рассказчика о перелетных птицах (домашнее задание).
ОБОРУДОВАНИЕ
1. Воздушный шар, постройка «гор» из модулей.
2. Дидактическая игра «Составь слово».
3. Аудиозапись.
   
1.Организационный момент. Дети проходят и садятся на диван. Звучит музыка из телепередачи «В мире животных». У детей на груди бейджики с изображением птицы.
Логопед. Дети, я рада вас приветствовать на заседании клуба «Любители природы».
На доске предметы: яйцо, перо, скворечник.
Вы, наверное, догадались, о ком мы будем сегодня говорить.
Дети отвечают.
Правильно, о перелетных птицах. Начнем наше заседание с небольшого интервью. Кто скажет, что такое интервью? (Интервью - это ответ на поставленный вопрос.)
Дети отвечают.
Помогать мне будут Илья и Злата.  Илья  берет микрофон.
Илья. Назовите перелетных птиц. (Ласточка, стриж, лебедь, скворец, грач, журавль, жаворонок, кукушка, стерх, зяблик, трясогузка…)
Злата. Какая птица весну на крыльях приносит? (Скворец.)
Логопед. Дети, мы знаем поговорку «Летит скворец - зиме конец». Почему так говорят? Что у птиц общего и чем они отличаются?
Дети. Общее - два крыла, две лапки, хвост, круглая головка, овальное туловище, оперение, пух. Отличие - размер, цвет оперения, пение, место гнездования, обитания, корм.
Логопед. Почему весной птицы могут вернуться в родные места?
Дети. Просыпается вся природа, у птиц появляется корм.
Логопед. Молодцы, ребята! Действительно, весной птицы возвращаются домой в свои гнезда. Но при перелете птиц ожидают разные опасности, и не все птицы могут долететь до родного дома. Я знаю, у вас доброе сердце, послушайте, как оно стучит.
Дети прикладывают руку к сердцу.
 2.  Содержательный раздел. Я предлагаю отправиться путешествовать на воздушном шаре навстречу птицам, чтобы помочь им долететь.
Дети подходят к шару, берутся за ленточки.
Теперь мы к шарику пройдем
И путешествовать начнем.
Дети выполняют дыхательное упражнение: вдох носом, выдох ртом на звуке [ф].
Полетели! А теперь следите за моей речью. Если я ошибусь, исправьте меня.
Мы пролетаем над «зеленые леса».
Мы пролетаем над «широкие поля».
Мы пролетаем над «высокие горы».
Дети исправляют неправильно произнесенные логопедом согласования слов.
А какой последний звук, вы услышали в словах –высокие, широкие, зеленые
Как вы думаете эта буква гласная или согласная? С каким звуком будет жить буква Е в одном домике? Почему?
Вот мы и перелетели высокие горы, поэтому пора спуститься на полянку около гор.
Дети подходят на «полянку» возле гор.
Давайте посмотрим вокруг. (Обращает внимание на стрелки-указатели, расположенные на полу: 5 шт. - горы, туманы, хищники, холод, охотники.)
Видите, сколько препятствий нам нужно преодолеть, чтобы помочь птицам? Вы готовы? Для этого нужно выполнять задания.
1. Птицы прилетели на поляну, чтобы отдохнуть и подкрепиться. Если мы правильно , выполним задания, то узнаем,  чем питаются птицы.
а)  « Поймай Е».б) Споем песенки ласковые для птиц. Я буду петь твердые , как  поют охотники, а вы будете их смягчать.  Вэ-вэ-вэ, дэ-дэ-дэ и т. д.

в) Игра « Камень и вата»  мэр, мера, вода , вера, лает, лейка.
г) определим позицию  буквы Е в словах: ели, счастье, едва, ежевика, вера, кедр, здоровье.

д) выложить слово - Вера, речка.
3.Знакомство с буквой Е. На что похожа?

4.Печатание букв, слогов, слов- Вера, речка.
Логопед. Я думаю, мы одно доброе дело сделали. Отправляемся дальше. (Убирает первую стрелку, остаются четыре.)
2. Загадка: «Белое молоко разлилось над рекой». (Туман.)
Дети делают вывод, что при тумане тоже ничего не видно.
Так чем же опасен туман для птиц?
Дети. Во время тумана птицы могут сбиться с пути.
3. Звучит запись птичьих криков.
Логопед. Что случилось? Почему так кричат птицы? (Вверху «пролетает» макет орла.) Чем опасны хищники?
Дети. Налетают на слабых, уставших птиц, поедают их.
Логопед. Давайте прогоним орла. Надо сказать скороговорку с разной интонацией (сердито, удивленно, испуганно): «Орел на горе, перо на орле!»
Дети повторяют.
Прогнали, молодцы! Успокоились птицы. Скажите, что могут делать птицы? Примеры: летает, возвращается, порхает, парит, заботится, ухаживает, выводит.
5. Звучит запись «Звуки природы» - вьюга.
Логопед. Ой, как холодно стало!
Проводится психогимнастика.
Птицы пролетают над холодным полюсом. Чем опасен мороз для птиц?
Дети. В полете у птиц замерзают крылья, и они падают, разбиваясь о камни и скалы.
Логопед. Давайте скорее спасать птиц - согреем их ласковыми словами.
Дети. Ласковое слово, что солнышко.
Примеры: птичка, пичужка, щебетушка, певунья, соловушка, лебедушка…
Логопед. Продолжим произносить хорошие слова о птицах.
Дети (все вместе). Тронь одного - все за него горой!
Логопед. Опасность миновала! Успокоилась вьюга, и птицы благополучно пролетели.
Убирает четвертую стрелку.
6. Раздается выстрел из «ружья» (хлопушка).
Логопед. Ребята, что это может быть?
Дети. Охотник стреляет в птиц. Дом. Задание.
Логопед. Давайте расскажем охотнику о птицах, чтобы он брал с собой только фоторужье и любовался птичьими стаями. А помогут ему ваши рисунки.
На дереве расположены рисунки детей. По ним они составляют эмпатийный рассказ от первого лица.

7. Дети угадывают, о какой птице говорится.
Например: «У меня черное оперение. Хожу по полю, ищу червей, жуков. Прилетаю ранней весной. Кто я такой?» (Грач.)
Ребята, вот и все препятствия позади  Дети, а что мы еще должны сделать для птиц весной? (Показывает скворечник.)
Дети. Построить домики-скворечники.
Логопед. Правильно, но об этом мы поговорим на следующем заседании клуба «Любителей природы».

Конспект логопедического развлечения

для детей подготовительной группы.

Игра «ЧТО? ГДЕ? КОГДА?»

Составила учитель-логопед: Микова ЛюбовьНиколаевна

Речевые развлечения - один из актуальных видов работы с дошкольниками.

Игровые задания помогают воспитывать интерес к окружающему, стимулируют познавательную активность дошкольников. Способствуя развитию мыслительной и речевой деятельности, игра снимает напряжение, развивает коммуникативные функции, речевое общение.

Соревновательный характер развлечения делает детей более активными, помогает всех заинтересовать. Чередование игровых заданий и музыкальных пауз способствует поддержанию интереса, смена деятельности – это профилактика утомления, так как у детей с речевой патологией повышенная утомляемость.

С помощью компьютерной презентации информация детям предоставляется в красочной, привлекательной форме, что вызывает интерес у детей и способствует их активизации.

Данное развлечение рассчитано на проведение во второй половине учебного года, когда у детей имеется определенный запас знаний и умений.

Развлечение проводится в музыкальном зале, при участии музыкального руководителя.

ЛОГОПЕДИЧЕСКОЕ РАЗВЛЕЧЕНИЕ ДЛЯ ДЕТЕЙ

ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЫ

ИГРА «ЧТО? ГДЕ? КОГДА?»

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЛАСТЬ: Коммуникация

НАПРАВЛЕНИЕ: Познавательно-речевое.

ИНТЕГРАЦИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОБЛАСТЕЙ:

· «Социализация»

· «Познание»

· «Музыка»

ВИДЫ ДЕТСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ:

· Коммуникативная

· Игровая

· Двигательная

· Музыкальная (пение, танец)

ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ:

Образовательные:

· систематизировать у детей полученные знания на речевых занятиях;

· развивать грамматический строй речи, обогащать словарный запас, развивать

интерес к слову, к речи, расширять знания и кругозор;

· развивать память, речевое внимание;

· развивать умение учиться размышлять, делать выводы, анализировать.

Коррекционные:

· развивать фонематический слух, слуховое внимание, зрительную память;

· вырабатывать правильную осанку, координировать движения, ориентироваться в пространстве.

Воспитательные:

· воспитывать самостоятельность, самоконтроль,взаимопомощь.

ОБОРУДОВАНИЕ:

Лепестки с буквами Ш, К,О, Л,А, с заданиями от сказочных героев; корзинки по количеству слогов, предметные картинки – «клубочки»; мяч, мультимедийное оборудование.

ХОД РАЗВЛЕЧЕНИЯ:

На фланелеграфе закреплен цветик-семицветик с буквами.

СЛАЙД 1 Логопед.: Внимание! Внимание! Сегодня у нас проводится игра «Что? Где? Когда?», а поможет нам цветик-семицветик. Я предлагаю вам всем быть знатоками.

- Против знатоков играют сказочные герои, а какие сказочные герои — мы узнаем в ходе игры.

- Итак, поприветствуем наших знатоков.

Логопед отрывает лепесток с буквой «к».

Логопед.: Уважаемые знатоки! Чтобы узнать, какой сказочный герой играет против вас, посмотрите на картинку; кому принадлежит банка с вареньем? СЛАЙД 2

Дети. Карлсону.

Задания предлагаются от имени сказочных героев.

СЛАЙД 2 Карлсон: Уважаемые знатоки! Внимательно прослушайте слова, определите последний звук. Дайте характеристику звукам.

Слова:

— комар, забор, топор ([р] — согласный, твердый, звонкий);

— носок, чайник, клубок ([к] — согласный, твердый, глухой);

— лиса, конфета, весна ([а] — гласный);

Дети слушают слова, определяют последний звук, дают характеристику звуку.

СЛАЙД 2 Знатоки успешно справились с заданием и счет становится 1:0.

Логопед отрывает лепесток с буквой «о».

Логопед.: Чтобы узнать, кто играет против вас, послушайте загадку:

Бабушка девочку очень любила,

Красивую шапочку ей подарила,

Девочка имя забыла свое,

Ну, отгадайте, как звали ее?

СЛАЙД3

Дети.: Красная Шапочка.

Логопед. :Красная Шапочка играет против знатоков.

Красная Шапочка.: Уважаемые знатоки. Помогите мне навести порядок,

разложите картинки по корзинкам:

Картинки, в названии которых 1 слог, в первую корзинку; во вторую - картинки, в названии которых два слога; в третью - .. .три слога; в четвертую - картинки, в названии которых четыре слога.

Дети раскладывают картинки по корзинкам.

СЛАЙД 3 - Знатоки справились с заданием и счет становится 2:0.

Логопед отрывает лепесток с изображением скрипичного ключа.

- А теперь музыкальная пауза.

Дети по руководством музыкального руководителя поют песню «Солнечная капель»

Логопед отрывает лепесток с буквой «л».

Логопед.: Внимательно прослушайте звукозапись и отгадайте, какой сказочный герой приготовил вам задание.

Звучит запись из мультфильма «Вини - Пух и все, все, все», голос Пятачка: «А где мой

воздушный шарик?»

Против знатоков играет Пятачок. СЛАЙД 4

Пятачок.: Уважаемые знатоки! Я вам буду «бросать» звуки, а вы соберите их в слова:

к, о, т, - КОТ,

л, и, с, а - ЛИСА,

ш, а, р, ы - ШАРЫ,

в, о, л, к - ВОЛК,

с, к, а, з, к, а - СКАЗКА,

г, н, о, м - ГНОМ

- Знатоки успешно выполнили задание Пятачка.

СЛАЙД4 Счет становится 3:0.

Логопед отрывает лепесток с буквой «а».

Логопед. Посмотрите на картинку — что это? СЛАЙД 5

Дети. Туфельки.

Логопед. Кому они принадлежат? л

Дети. Золушке. СЛАЙД 6

Логопед. Золушка играет против знатоков.

Золушка.: Уважаемые знатоки! Я очень люблю сказки. Я хочу проверить, знаете ли вы хорошо героев мульфильмов и сказок?

- Как зовут кота в мультфильме Простоквашино?

- В какой сказке главный герой - путешественник сделан из муки?

- Какое первое желание старика выполнила Золотая рыбка?

- Что служит топливом для автомобиля Емели?

- Кто держался за внучку в сказке «Репка»?

- От какого усача звери дали стрекача?

- Что в сказке всегда побеждает?

СЛАЙД 6 - Знатоки справились с заданием. Счет становится 4:0.

Логопед отрывает лепесток с буквой «ш».

С букварем шагает в школу

Деревянный мальчуган.

Попадает вместо школы

В деревянный балаган.

Как зовется эта книжка?

Как зовется сам мальчишка?

СЛАЙД 7 Дети. Буратино.

Буратино.: Я хочу поиграть с вами в игру «Скажи наоборот»:

(Игра проводится с мячом)

Толстый - тонкий

Высокий - низкий

Горячий - холодный

Широкий - узкий

Длинный - короткий

Продавать - покупать

Друг - враг

Новый - старый...

2.Составь предложение.(продавец, зима.)

3.Составь рассказ «Зима»

Логопед. Трудное задание, но знатоки не сдаются.

СЛАЙД 7 Выполнили задание. Счет становится 5:0 в пользу знатоков.

Теперь мы постараемся расшифровать слово сказочных героев.

На наших лепестках буквы. Послушайте: Ш, К,0,Л, А. Какое слово, догадались?

СЛАЙД 7 Дети. ШКОЛА.

Логопед: Впереди вас ждет...

Дети. Школа.

Логопед. И вы, знатоки, будущие...

Дети. Школьники.

СЛАЙД 8 Логопед. Сказочные герои благодарят вас за приятную игру и дарят вам волшебный сундучок.

{УГОЩЕНИЕ или подарки)

ЛИТЕРАТУРА:

Логопедическое развлечение для детей старшей и подготовительной группы “Занимательный экзамен для дошколят”.

Орлова А.С., учитель-логопед.

Цель: Создавать у детей положительный эмоциональный настрой.

Задачи:

Образовательные: учить подбирать антонимы к словам, закреплять навыки звуко-слогового анализа, совершенствовать грамматические категории, упражнять в употреблении и объяснении фразеологизмов.

Развивающие: развивать фонематический слух детей, психические процессы: внимание, логическое мышление, творческое воображение и выразительность речи.

Воспитательные: воспитывать интерес к родному языку и к логопедическим занятиям, доброжелательное отношение друг к другу.

Материал: Мультимедийная система; презентация “ Герои сказок”; магнитофон; плакат: “Занимательный ЕГЭ для дошколят”; Д/И “Найди домик для игрушки”; кроссворд; маркер, Д/И “Собери цветок”; бубны; дипломы, шоколадные медали.

Предварительная работа: Повторение и заучивание стихов.

ХОД:

Ведущий: Здравствуйте, дорогие ребята! Все вы знаете, что каждый год наши старшие ребята сдают в школе ЕГЭ (единый государственный экзамен). На этом экзамене выясняется, какие знания они получили, обучаясь в школе. Вот и мы решили провести ЕГЭ только для дошколят. Вопросы и задания на этот экзамен готовили для вас самые известные в мире сказочные герои.

Итак, вы готовы принять участие в этом трудном, но достойном испытании?

1/ Первое задание для вас подготовили всем известные в сказочном мире гномы. ( на экране появляется изображение гномов)

Д/игра “Какой дом у гномов?”

Жил да был весёлый гном.

Он в лесу построил … (дом).

Рядом жил поменьше гномик.

Под кустом он сделал … (домик).

Самый маленький гномишко

Под грибом сложил… (домишко).

Самый мудрый гном-гномище

Выстроил большой… (домище).

- Гномы хотят узнать, какие у них будут дома, если они их построят из:

Из дерева (деревянный)

Из песка

Из камней

Из кирпичей

Из стекла

Из железа

Из соломы

Из бумаги

Из снега

Изо льда

Из глины

Из конфет

Из шоколада

Из пряников

Из мармелада

Из леденцов

2/ - Что за крик? Что за рёв?

Там, не стадо ли коров?

- Нет, там не коровушка,

Это Катя – рёвушка!

Плачет, заливается,

Платьем утирается.

Второе задание для вас подготовила Девочка - Рёвушка. (на экране изображение плачущей девочки)

Вы знаете, что Рёвушка плачет день и ночь. Ребята, придумайте, как её можно рассмешить. (дети предлагают свои варианты)

- А я знаю ещё одно решение этой проблемы! Давайте ей прочитаем весёлый стих.

Ни разу.

Можно двадцать тысяч раз

Уронить железный таз.

А фарфоровую вазу

Уронить нельзя ни разу.

Ведь на двадцать тысяч раз

Надо двадцать тысяч ваз.

(А. Кондратьев)

3/ А кто подготовил для вас следующее задание вы узнаете, если загадки отгадаете, а отгадки мы впишем в этот кроссворд по горизонтали, тогда в желтых клеточках вы прочитаете и узнаете кто для вас приготовил следующее задание.

Загадки для кроссворда:

 

1. На дне, где тихо и темно,

Лежит усатое бревно.

(сом)

3. Сероват, зубоват,

По полям, лугам рыщет,

Телят, ягнят ищет.(Волк)

2. Острые ушки, на лапках подушки,

Усы, как щетинка, дугою спинка.

Днём спит, на солнышке лежит,

Ночью бродит, на охоту ходит.

(кот)

4. Про меня говорят,

Будто пячусь я назад,

Не назад, а вперёд,

Только задом наперёд. (рак)

 

 

С

О

М

К

О

Т

 

 

Р

А

К

В

О

Л

К

Л

У

К

 

 

 

П

А

У

К

(на экране появляется изображение сороки)

4/ Сорока приготовила экзаменационное задание не только для детей, но и для взрослых. Она повсюду летает, много слышит, но вот объяснить смысл некоторых выражений не может. Пожалуйста, наши самые умные дети и уважаемые взрослые, объясните сороке, что бы это значило:

 

Словесная игра “ Объясни выражение”

  • Трещит, как сорока.
  • Клевать носом.
  • За тридевять земель.
  • Витать в облаках.
  • Задирать нос.

5/ Подвижная игра “Весёлый бубен”.

- Скорее становитесь в круг, сейчас немного отдохнём и поиграем в игру, которая называется “Весёлый бубен”.

Стоя в кругу, под музыку, дети друг другу по цепочке передают бубны, произнося слова:

“Ты катись весёлый бубен

Быстро-быстро по рукам,

У кого весёлый бубен,

Тот сейчас станцует нам!

(по окончанию слов, те дети, у кого оказались бубны выходят в круг и танцуют.)

6/ Следующее задание для вас подготовил Незнайка. (на экране – изображение Незнайки)

Незнайка предлагает вам, навести порядок и поселить игрушки в свои домики.

Д/игра “Найди домик для игрушки”

Если в названии игрушки 1 слог, то она живёт в доме с одни окном,

2 слога - в доме с двумя окнами,

3 слога – в доме с тремя окнами.

(дети расставляют игрушки по местам)

7/ А это задание для вас подготовил Буратино. (на экране –изображение Буратино)

Он очень любит спорить,

Вот и решил поиграть с вами в игру“Скажи наоборот”.

 

Словесная игра “Скажи наоборот”.

-Чем дружнее вы будете отвечать, тем выше будут ваши оценки.

Большой -

Высокий

Старый

Неряшливый

Лёгкий

Узкий

Грязный

Злой

Сухой

Плакать -

Подниматься

Разговаривать

Бежать

Тепло -

Зима

Светло

День

Хорошо

Грустно

8/ Последнее задание для вас приготовила Дюймовочка.

(На экране - Дюймовочка)

Она очень любит цветы и поэтому, попросила вас сложить для неё ромашки. Но ромашки не простые: На серединке каждой ромашки изображены символ звука и буква. Вам необходимо к каждому цветку подобрать лепестки с картинками, которые начинаются с заданного звука.

Д/игра “ Сложи цветок”.

9. - Вот и подходит к концу наш весёлый экзамен для дошколят.

Мы убедились, что вы любите и знаете свой родной язык. Ведь без него мы не можем обойтись.

- По итогам проведённого экзамена мы хотим вручить вам сертификат качества знаний. По итогам проведённого экзамена, мы хотим вручить вам сертификат качества знаний и медали.

(дети награждаются дипломами и шоколадными медалями)

Развлечение в подготовительной логопедической группе 
« Путешествие в сказку» 
(Презентация 
проекта "Здравствуй, сказка")

Горохова Татьяна Николаевна, учитель-логопед, с.Зелёное, Усть-Абаканский район, Хакасия

Цели: побуждение детей к эмоциональной отзывчивости на состояние сверстников, героев сказок; активизация и совершенствование словарного запаса, грамматического строя речи.

Задачи. 
1. Формировать умение раскрывать тему, подчинять свою сказку основной мысли. Способствовать поддержанию традиции семейного чтения. 
2. Развивать умение входить в определенный образ, представлять его, выполнять имитационные движения. 
3. Воспитывать у детей готовность к взаимодействию в привычной среде группы, предлагая сказочные ситуации, обращаясь к положительному опыту персонажей, который они могут использовать в жизни.

Ход развлечения.

Логопед. Ребята, вы любите сказки? (Да). 
- В некотором царстве, в некотором государстве жил да был… А кто же там жил? (Ответы детей). 
- Где же это сказочное царство, где же это небывалое государство? Может быть, его можно отыскать в нашем детском саду? Давайте попробуем это сделать! А дорогу в сказочное царство нам укажут волшебные следы. Вот и первый след. Куда он указывает, там и находится царство-государство. Ну, что ж, в путь! (По следам дети доходят до музыкального зала, видят и угадывают, чьи следы (нога человека, след утюга, птицы, лап животных)). 
- Ой, ребята, да мы уже у самых ворот волшебного царства-государства. (Раздаются голоса птиц, дверь в комнату сказок открывается.)

- Здравствуй, лес, дремучий лес, 
Полный сказок и чудес! 
Всё открой, не утаи, 
Ты же видишь, мы свои.

- Ребята, посмотрите, сколько в сказочном лесу тропинок! Как вы думаете, кто из сказочных героев пробегал по ним? (Ответы)

(Звучат голоса птиц, голос – микрофон) 
-Добрый день, красны девицы да добры молодцы. Я Василиса Прекрасная! Спешу сообщить вам, что у меня появился ларец волшебный, а в нём богатства несметные. Только отдам их тем, кто все сказочные препятствия пройти сумеет.

Логопед. - И где же нам искать Василису Прекрасную? А вот и клубочки волшебные. Я думаю, что они нам помогут. Задание: Кто вперёд клубок перемотает и записку прочитает. 
« Чтобы увидеть Василису, нужно попасть в тридевятое царство, тридесятое государство». 
Логопед. - Как?.. А фантазия на что? Глаза закроете и до трёх посчитаете. Раз, два, три… Вот мы и в сказочном царстве. (Яблоня)

Яблоня (голос). - Сорвите скорей мои яблочки, а то совсем тяжко мне, ветки к земле склонились.

Логопед. - Посмотрите, яблоки волшебные, на них написано что-то.

Яблоня. - На моих яблочках пословицы и поговорки. На одном яблочке начало, на другом конец. Если найдёте каждому яблочку пару и скажете для какой сказки эта поговорка подходит, то укажу вам дорогу к Василисе. (Дети составляют поговорки, читают их.) 
В тесноте, да не в обиде. («Рукавичка») 
Чьи хоромы, того и хлеб. («Три медведя») 
Не имей сто рублей, а имей сто друзей. (Лиса и заяц) 
Старый друг лучше новых двух. («Пузырь, соломинка и лапоть»)

Появляется Баба Яга: 
- Ну что, ребята, все собрались? Все меня узнали? Ну-ка, кто я? Правильно, Баба Яга. А вы кого ждали? Василису Прекрасную? Ха, а я вот возьму и не пущу вас к ней. Если не ответите на мои вопросы, то так и не узнаете, что же у Василисы в волшебном ларце лежит. 
- Какие волшебные предметы есть в русских народных сказках? (Палочка, гребень, топор, шапка - невидимка, дубинка, скатерть-самобранка, сапоги-скороходы и т. п.) 
- На чём передвигаются сказочные герои? (Гуси-лебеди, ступа, сапоги-скороходы, ковёр-самолёт и т. д.) 
- Какими словами заканчиваются многие русские народные сказки? (Был там пир на весь мир. Я на том пиру был, мёд и пиво пил, по усам текло, а в рот не попало.) 
- В какой сказке живёт Баба Яга? («Василиса Прекрасная», «Морозко», «Гуси-лебеди», «Баба Яга», «Финист- ясный сокол», «Царевна- лягушка»). 
- И зачем вы детей мной пугаете? 
Ведь вы меня совсем не знаете. 
Я очень добрая, и я красивая, 
Но только очень-очень несчастливая! 
Как я устала быть злой старушкой!

Логопед. - Ты устала быть злой старушкой? Надоело жить в избушке? Баба Яга, ты присылала детям письмо?

Баба Яга. - Присылала! Присылала! Интересно, выполнили они мою просьбу или нет. Мечта у меня есть заветная: стать красивой, воспитанной и образованной.

Логопед. - Так в этом тебе помогут наши ребята! (Дети предлагают надеть Бабе Яге новый костюм и рассказывают новую сказку о её жизни) 
- А ещё, Баба Яга, мы нарисовали тебя. (Показ рисунков).

- Спасибо, ребята, что помогли мне стать доброй. Угощу я вас за это пирожками…Ой, пирожок убежал. (Баба Яга убегает за кулисы, догоняя пирожок. Из-за кулис выбегает пирожок.)

Пирожок. - Здравствуйте, ребята!

Логопед. - Здравствуйте. А ты кто такой?

Пирожок. 
- Я весёлый пирожок, 
У меня румяный бок. 
Колобка я младший брат, 
Вам, ребята, очень рад. 
- А я всё слышал. Вы ищете ларец Василисы Прекрасной?

Логопед. - Да, вот только не знаем, куда же нам дальше пойти? Где искать Василису Прекрасную?

Пирожок. - Отгадайте для начала мои загадки, может и помогу вам.

Только прыг через порог, 
И пошёл гулять без ног. (Колобок)

Самовар она купила, 
Тараканов пригласила. 
«Именины отмечаю, 
Приходите выпить чаю». (Муха-Цокотуха)

Кем детей пугают мамы, 
Если дети их упрямы? 
Отвечайте поскорей, 
Кто же это? (Бармалей)

Он живёт в лесу дремучем, 
Тёмном, страшном и колючем, 
Как злодей, вполне успешен- 
Вредный волосатый…(Леший)

Никогда ему не верьте, 
Хоть он скажет, что бессмертен, 
Состоит он из мощей- 
Отвратительный…(Кощей).

- Молодцы. 
- Вы в пути ничего не потеряли? А то я бежал по тропинке и вот что нашёл.

Логопед. - Кто-то платочек обронил. Что за слова на нём вышиты? (Дети читают «Василиса Прекрасная»)

Пирожок. - Так вот чей это платочек. Неужели с Василисой Прекрасной беда стряслась, раз она свой платок потеряла? Что же могло случиться? (Дети высказывают свои предположения)

Логопед. - А я думаю, что это Василиса Прекрасная нам дорогу указывает.

Пирожок. - А вот и волшебный ларец. Здесь какая-то записочка… 
« Молодцы, ребята. Вы справились со всеми моими заданиями. Нашли волшебный ларец. Ларец откроется, если вы ответите на вопрос «Какие бывают сказки?»(Пирожок открывает ларец и достаёт детям угощения)

Дети. 
Чтобы сказки не обидеть, 
Надо их почаще видеть, 
Их читать и рисовать, 
Их любить и в них играть.

Сказки всех отучат злиться, 
А научат веселиться! 
Быть скромнее и добрее, 
Терпеливей и мудрее!

Досуг в подготовительной логопедической группе «Что? Где? Когда?» по теме «Звуки и буквы»

Опубликовано 11 месяцев назад

Образовательные задачи:

Продолжать учить детей:

— проводить фонетический разбор слова;

— определять первые звуки в словах и по первым звукам составлять новые слова;

— проводить слоговой анализ и синтез слов;

— соотносить звук и букву;

— заменять первый звук в слове на заданный звук;

— выбирать родственные слова из потока слов.

— послоговому чтению.

Развивающие задачи:

— Развивать связную речь (монологические и диалогические формы);

— Закреплять умение отвечать на вопросы распространённым предложением;

— Вырабатывать умения самостоятельно делать выводы;

— Развивать фонематический слух, зрительное восприятие, внимание.

Воспитательные задачи:

— Воспитывать навык самостоятельной деятельности;

— Воспитывать у детей умения: работать в коллективе, терпеливо выслушивать

вопросы педагогов, ответы товарищей и уважать их мнение;

— Воспитывать чувство взаимовыручки и помощи;

— Воспитывать интерес и любовь к родному языку.

Материал: игровой стол, волчок, разноцветные конверты, компьютер, интерактивная доска, презентация Microsoft powerpoint » Сказочные герои«, музыкальные файлы.

Ход мероприятия:

— Сегодня наша группа поиграет в игру «Что? Где? Когда?». Посмотрите на игровое поле, оно разделено на сектора. На каждом секторе лежит конверт с вопросом. Эти вопросы прислали сказочные герои. Нам необходимо на них ответить. За правильный ответ начисляется один балл. Каждая команда по очереди будет крутить волчок. Делимся на две команды, выбираем капитанов. Игра начинается!

Раунд№ 1. Вопрос от Золушки.

— Вставьте пропущенные буквы в слова.

Материал: листы с напечатанными односложными словами и пропущенными гласными буквами: дом, бант, гриб, жук, дым; лук, волк, рак, кит, мышь; картинки с изображением.

Раунд№ 2. Вопрос от Деда Мороза.

— Выберите из предложенных картинок те, которые начинаются с того же звука, что и имена моих друзей: Снеговика и Зайчика. Какие это звуки? [С — З].

Попрошу капитанов команд подойти ко мне, и определить, кому вы будите находить картинки. Одна команда — Снеговику, другая — Зайчику.

Материал: предметные картинки — снеговик, сок, сыр, собака, самолет, слон, санки, солнце, сапоги, сумка; заяц — звезда, змея, забор, зубр, замок, зуб, замок, замок, зонт; лук, кот, цветок, жираф, жук, цыплёнок.

Раунд№ 3. Вопрос от Феи звуков.

— Выложите характеристику звукам. Одна команда звук — [ П], другая звук — [Б].

Материал: зрительные символы для характеристики звуков.

Раунд№ 4. Вопрос от Колобка.

— Подберите родственные слова. Попрошу, чтобы капитаны команд определили, к какому слову команды будут подбирать слова. Одна команда к слову «снег», другая к слову «вода».

Материал: предметные картинки — снег, снежинка, снеговик, Снегурочка, снегопад, снежки, снегоход, снегокат, Снежная королева, снегирь; вода, водоросли, водяной, водопровод, водопроводчик, водопад, наводнение, водолаз, водохлёб, водный транспорт, подводник, подводная лодка.

Раунд№ 5. Вопрос от Дюймовочки.

— Замените в слове первый звук, и отгадайте новое слово.

Первая команда. Звук [C]:

Мало — сало

Клава — Слава

Тоня — Соня

Бок — сок

Дом — сом

Лук — сук

Мода — сода

Вторая команда. Звук [Ж]:

Лук — жук

Баба — жаба

Мир — жир

Мало — жало

Билет — жилет

Пучок — жучок

Веня — Женя

Раунд№ 6. Вопрос от Гены и Чебурашки.

— Соберите буквы: «Ж, Ш, М, И».

Раунд№ 7. Вопрос от Буратино.

— Выложите из предложенных картинок рассказ.

Материал: серии сюжетных картинок.

Раунд№ 8. Вопрос от Мальвины.

— По первым звукам составите новые слова.

Материал: предметные картинки:

дождь, орден, машина — дом;

лампа, улитка, коза — лук;

зебра, иголка, муха, акула — зима;

лягушка, индюк, самолет, ананас — лиса;

ваза, апельсин, груша, облако, носки — вагон;

кот, утюг, курица, лук, арбуз — кукла.

Музыкальная пауза.

Раунд№ 9. Вопрос от Бременских музыкантов.

— Отгадайте, что в черном ящике. Для этого определите нужный слог в словах, которые обозначены цифрами и из этих слогов составьте новое слово.

Материал: черный ящик, ваза, бусы, шары, мыло, листы с ребусами: сова 2, берёза 3 — ваза; Буратино 1, часы 2 — бусы; шалаш 1, комары 3 — шары; гномы 2, колодец — мыло.

Раунд№ 10. Вопрос от почтальона Печкина.

— По звуковому составу слова определите кому письмо.

Материал: конверты со звуковой записью слов «лиса», «тигр»; предметные картинки для выбора: лиса, коза, слон; тигр, морж, волк.

Раунд№ 11. Вопрос от кота Леопольда.

— Прочитайте предложение и найдите соответствующую картинку.

Материал: сюжетные картинки для выбора, карточки с напечатанными предложениями: » У Никиты танк«, «У Кости каток».

Раунд№ 12. Вопрос от Незнайки.

— Найдите лишнюю букву и объясните свой выбор.

Материал: буквы — для одной команды: «А, И, О, У, Э, Ы, М»,

для другой — «М, С, Н, Т, В, К, У».

Раунд№ 13. Вопрос от Карлсона.

— Подберите любимые лакомства Карлсону. Одна команда те лакомства, в названии которых два слога, другая команда — три слога.

Материал: Предметные картинки: дыня, слива, зефир, вафли, груша, лимон, банан, киви, арбуз, горох; печенье, яблоко, конфеты, баранки, апельсин, ананас, клубника, виноград, помидор, огурец; торт, сок, мороженое, кукуруза.

Раунд№ 14. Вопрос от Кота в сапогах.

— Найдите среди родственных слов лишнее.

Лексический материал:

Первая команда.

Подводник, проводка, водоросли, водолей.

Водный, водолаз, перевод, водоём.

Ручной, безрукавка, круг, рукомойник.

Лесник, лисий, лесной, лесничий.

Вторая команда.

Львёнок, львица, левый, львиная.

Конюшня, конница, кот, конюх.

Цветник, цветочница, цветной, цветочек.

Левша, налево, ленивый, леворукий.

Раунд№ 15. Вопрос от Красной шапочки.

— Придумайте слова, которые начинаются со звука ….

Одна команда — [Ж]. Другая команда со звука [Ш].

Раунд№ 16. Вопрос от Маши.

— Отгадайте, из каких мультфильмов мелодии.

Материал: мелодии из мультфильмов, «Бременские музыканты», «Кот Леопольд», «Крокодил Гена и Чебурашка», «Фиксики», «Зима в Простоквашино», «Ну, погоди!», «Смешарики», «Лунтик».

Подведение итогов и награждение. Музыкальное сопровождение песня » Игра» Музыка В. Шаинского, слова. Р. Рождественского.

.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по подготовке к обучению грамоте

Наш детский сад осуществляет художественно -эстетическое направление развития детей на основе русской народной культуры. Занятие по данному конспекту проведено много лет назад. Отп...

Конспект занятия по подготовке к обучению грамоте "Поможем Буратино"

Занятие по подготовке к обученю грамоте в старшей группе, с использованием элементов методики В.Ф.Базарного...

Конспект занятия по подготовке к обучению грамоте в старшей группе "Космическое путешествие"

Конспект занятия по подготовке к обучению грамоте в старшей группе...

Конспект занятия по подготовке к обучению грамоте в старшей логопедической группе « Звук Ш»

Конспект занятия по подготовке к обучению грамоте в старшей логопедической группе« Звук Ш»...

Конспект занятия по подготовке к обучению грамоте в подготовительной к школе группе

Конспект занятия  по подготовке к обучению грамоте  в подготовительной  к школе группе   Программное содержание: -знакомить детей с буквой «М» (заглавной и строчной); осваивать ...

Конспект занятия по подготовке к обучению грамоте в группе компенсирующей направленности для детей с нарушениями речи от 6 до 7 лет. Тема «Звук и буква Ж». (первое занятие по теме)

Презентация содержит конспект занятия по подготовке к обучению грамоте в группе компенсирующей направленности для детей с нарушениями речи от 6 до 7 лет по теме "Звук и буква Ж"....