ПОКАЗАНИЯ К ПРОВЕДЕНИЮ ЛОГОПЕДИЧЕСКОГО МАССАЖА
статья по логопедии на тему

Коррекция всех форм нарушения речи практически невозможна без применения логопедического массажа

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pokazaniya_k_provedeniyu_logopedicheskogo_massazha.docx17.94 КБ

Предварительный просмотр:

ПОКАЗАНИЯ К ПРОВЕДЕНИЮ ЛОГОПЕДИЧЕСКОГО МАССАЖА

Дизартрия и ее стертые формы

Дизартрия — это нарушение произносительной стороны

речи, обусловленное недостаточной работой нервов, обес-

печивающих связь речевого аппарата с центральной нервной

системой, то есть недостаточной иннервацией.

Ведущим симптомом в структуре речевого дефекта при

«стертой дизартрии», являются фонетические, звукопроиз-

носительные нарушения, которые часто сопровождаются не-

доразвитием лексико-грамматического строя речи.

Наиболее характерными для детей, страдающих дизарт-

рией, являются нарушения произношения, проявляющиеся

одновременно в искажении и отсутствии различных групп

звуков. Ребенок чаще всего дефектно произносит все свис-

тящие и шипящие звуки. При их произнесении язык у него

отклоняется в какую-либо сторону, воздушная струя направ-

лена не вперед, а идет по обоим краям языка или отклоняет-

ся влево или вправо. Мы слышим нечеткую смазанную речь,

своеобразный хлюпающий шум, как будто каша во рту {бо-

ковой сигматизм). Часто при этом кончик языка располага-

Логопедический массаж 5

ется между зубами. Это уже межзубно-боковой сигматизм.

К этому может быть добавлен боковой ротацизм (искаженное

произношение звука р) или отсутствие звуков р а л . Для

таких детей характерна асимметричная улыбка.

Особо коварна форма стертой дизартрии, когда страда-

ет какая-либо одна группа звуков, — например, ребенок

межзубно произносит свистящие или смягчает звук л.

В таких случаях специалист может не сразу прийти к точ-

ному логопедическому заключению.

Коррекция всех форм дизартрии практически невозможна без

применения логомассажа.

Без массажа педагогический процесс потребует слишком

много времени и сил логопеда и не обязательно закончится

положительным результатом.

Сложная дислалия        

(в том числе с общим недоразвитием речи

и задержкой психического развития)

Дислалия — один из самых распространенных дефектов

речи. Если у ребенка хороший слух, достаточный запас

слов, если он правильно строит предложения и согласовы-

вает в них слова, если речь его четкая, несмазанная, но

имеется дефектное произношение звуков, такое нарушение

речи называется дислалией. Обычно это нарушение речи

поддается коррекции без особых трудностей.

Дислалия подразделяется на простую и сложную.

К простой относят нарушения, при которых дефектно

произносится один звук (например, р) или группа одно-

родных по артикуляции (произношению) звуков (напри-

мер, свистящие с, з, ц).

Если нарушено произношение звуков разных групп (на-

пример, свистящих и шипящих ш, ж, ч, щ) — это сложная

дислалия, вызывающая трудности при коррекции.

Дислалия и дизартрия часто сопровождают общее недо-

развитие речи и задержку психического развития.

Общее недоразвитие речи (ОНР) — системное нарушение

речевой сферы (звуковой стороны речи, фонематических про-

цессов, лексики, грамматического строя речи) у детей с нор-

мальным слухом и относительно сохранным интеллектом.

У детей данной группы в большей или меньшей степени

оказываются нарушенными произношение и распознавание

звуков, словарный запас отстает от нормы, страдают сло-

вообразование и словоизменение, связная речь не развита.

Задержка психического развития (ЗПР) — замедленный

темп психического развития, обусловленный различными

причинами: от различного вида травм и болезней до педа-

гогической запущенности.

Дети с ЗПР, в отличие от умственно отсталых детей, имеют

потенциально сохранные возможности интеллектуального

развития, но испытывают при обучении значительные трудности и

этим отличаются от нормально развивающихся сверстников. Эти

дети страдают различными нарушениями речи.

При простой дислалии обычно нет необходимости в

логопедическом массаже. Различные же варианты сложной дис-

алии более эффективно поддаются коррекции, когда наряду с

традиционными методами исправления звукопроизношения

применяется массаж артикуляционного аппарата.

Дислалия, обусловленная

укороченной подъязычной уздечкой

В норме длина уздечки 1,5 см. Если уздечка укорочена,

движения языка ограничены. Следовательно, нарушается

произношение звуков, требующих поднятие языка вверх.

Это звуки ш-ж-щ-ч-л-лъ-р-рь.

Современные логопеды уже не стремятся сразу же при-

менять оперативное вмешательство. Уздечка очень эластична

и растягивается под воздействием специального комплекса

упражнений и логопедического массажа языка (консерва-

тивное лечение).

Однако если уздечка значительно укорочена, возмож-

но, понадобится хирургическое вмешательство. Дефект

такого рода может стать причиной неровного роста зубов.

В любом случае необходимо проконсультироваться с ор-

тодонтом.

Если уздечка слегка укорочена и это является причиной дефектного

произношения звуков, приемы логопедического массажа языка и ар-

тикуляционная гимнастика помогут устранить дефекты произношения.

Алалия

Алалия — полное или частичное отсутствие речи у детей

(до 3—5 лет) при хорошем физическом слухе, обусловлен-

ное недоразвитием или поражением речевых областей в ле-

вом полушарии коры головного мозга, наступившем во внут-

риутробном или раннем развитии ребенка.

Существуют два вида подобного нарушения: моторная алалия

и сенсорная. При моторной алалии ребенок понимает

обращенную к нему речь, но не умеет ее воспроизводить. При

сенсорной алалии главным является нарушение восприятия и

понимания чужой речи. У детей с сенсорной алалией

наблюдается явление эхолалии — автоматического повторения

чужих слов: вместо ответа на вопрос ребенок повторяет

заданный вопрос.

Логопедический массаж особенно эффективен при моторной алалии.

Ринолалия

Ринолалия — нарушение тембра голоса и звукопроизно-

шения, обусловленное анатомо-физиологическими дефек-

тами речевого аппарата.

Ринолалия бывает открытая и закрытая. При откры-

той ринолалии струя воздуха во время речи проходит через

нос, а не через рот. Это бывает при травме ротовой и

носовой полости, параличе мягкого нѐба, расщеплении

твердого и мягкого нѐба, так называемых «расщелинах

нѐба». Функция речи при последних дефектах восстанав-

ливается полностью только после операции по замыканию

носоглоточного пространства путем пересадки тканевых

лоскутов.

При закрытой ринолалии закрыт проход воздуха в нос. При-

чиной могут служить разрастания ткани в носу, в том числе

аденоиды, полипы, искривления носовой перегородки. Дан-

ные дефекты также устранимы с помощью операции.

При ринолалии массаж показан в послеоперационном периоде и

дает положительные результаты.

Заикание

Заикание — это нарушение темпа, ритма и плавности

речи, вызываемое судорогами мышц речевого аппарата. При

заикании в речи наблюдаются вынужденные остановки или

повторения отдельных звуков и слогов.

По типу судорог, возникающих в различных отделах пе-

риферического речевого аппарата, различают три вида заи-

кания: клоническое, тоническое и смешанное.

При клоническом — заикающийся повторяет в слове зву-

ки или слоги, а при тоническом — в речи появляются дли-

тельные остановки в начале или середине слова.

Смешанная форма заикания подразумевает наличие су-

дорог обоих типов. При коррекции такого сложного де-

фекта необходимо снизить проявление судорог.

СНИЗИТЬ появление судорог можно с помощью расслабляющего

логопедического массажа.

Нарушения голоса

Нарушения голоса— это отсутствие или расстройство

фонации (голосообразования) вследствие патологических

изменений голосового аппарата.

Существуют два основных термина для обозначения па-

тологии голоса:

■ афония — полное отсутствие голоса;

■ дисфония — частичное нарушение высоты, силы и тембра.

Нарушения голоса подразделяются на органические и

функциональные.

Функциональные расстройства связаны с временными из-

менениями в гортани (перенапряжение голоса, мутация в

переходном возрасте, различные инфекционные заболева-

ния и т. д.)

Органические нарушения — это патология голоса, возни-

кающая вследствие анатомических изменений или хрони-

ческих воспалительных процессов голосового аппарата.

В комплексной системе восстановления голоса успешно применя-

ется логопедический массаж.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Задачи, показания, противопоказания и условия проведения логопедического массажа.

Логопедический массаж оказывает общее положительное воздействие на организм в целом, вызывая благоприятные изменения в мышечной и нервной системах играющих основную роль в речедвигательном процессе....

Некоторые методические рекомендации к проведению логопедического массажа при стёртой дизартрии.

   Целью дифференцированного логопедического массажа при устранении стертой дизартрии является нормализация мышечного тонуса мимической и артикуляционной мускулатуры, создание положит...

Специфика проведения логопедического массажа при дизартрии.

Консультация для родителей. Содержание консультации позволит   определить специфику логопедического массажа....

УСЛОВИЯ ПРОВЕДЕНИЯ ЛОГОПЕДИЧЕСКОГО МАССАЖА. ПРОТИВОПОКАЗАНИЯ К НАЗНАЧЕНИЮ ЛОГОПЕДИЧЕСКОГО МАССАЖА.

При составлении схемы логопедического массажа для коррекции тяжелых нарушений речи необходимо соблюдать определенные условия, а также учитывать некоторые противопоказаниями к проведению массажа....

Актуальность проведения логопедического массажа при дизартрии в детском саду

Актуальность проведения логопедического массажа при дизартрии в детском саду...