Коррекционно - логопедическое занятие на тему: «Путешествие в страну Рычандию».
план-конспект занятия по логопедии (подготовительная группа) на тему

Хрящева Надежда Александровна

Цели: Закрепление правильного произношения звука [Р]  в слогах, словах и фразах.

Задачи:

1. автоматизация звука [Р]  в слогах, в словах и фразах. Уточнение правильной артикуляции и характеристики данного звука.

2.Совершенствование навыков фонематического анализа : определение места заданного звука в словах.

3. Совершенствование грамматического строя речи.

4. Формировать навык образования относительных прилагательных.

5. Совершенствовать навык суффиксального словообразования существительных (уменьшительно-ласкательные суффиксы).

5. Овладение звуко - слоговым анализом слова.

5. Обучение звукобуквенному анализу.

6. Закрепление понятий «звук», «буква».

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл logopedicheskoe_otkrytoe_zanyatie_12.03.15.docx27.05 КБ

Предварительный просмотр:

НОД логопедического занятия  на тему:

 «Путешествие в страну Рычандию».

Цели: Закрепление правильного произношения звука [Р]  в слогах, словах и фразах.

Задачи:

I. Коррекционно-образовательные:

1. автоматизация звука [Р]  в слогах, в словах и фразах. Уточнение правильной артикуляции и характеристики данного звука.

2.Совершенствование навыков фонематического анализа : определение места заданного звука в словах.

3. Совершенствование грамматического строя речи.

4. Формировать навык образования относительных прилагательных.

5. Совершенствовать навык суффиксального словообразования существительных (уменьшительно-ласкательные суффиксы).

5. Овладение звуко - слоговым анализом слова.

5. Обучение звукобуквенному анализу.

6. Закрепление понятий «звук», «буква».

II. Коррекционно-развивающие:

1. Развитие мелкой и общей моторики, тактильных ощущений.

2. Развитие фонематического слуха.

3. Развитие высших психических процессов: памяти, внимания.

III. Коррекционно-воспитательные:

Формирование навыков сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательности, самостоятельности, инициативности.

Предварительная работа: Постановка и автоматизация звука [Р]  на индивидуальных занятиях.

Оборудование:

Глобус, индивидуальные зеркала, кочки со слогами, предметные картинки слов со звуком [Р], магнитная доска, карточки с картинками красного цвета, различная крупа: гречка, геркулес, макароны, горох  - для выкладывания буквы Р, звуковые решетки (для определения места звука в слове), символы для составления звуковой схемы слов (красные, синие и зеленые кружочки).  

1. Организационный момент.

Л. - Ребята, вы знаете в мире много разных стран. Все страны разные, называются они по разному и говорят в них на разных языках. Есть страны большие по площади, а есть маленькие;  есть страны настоящие, а есть сказочные. Мы сегодня с вами отправимся в сказочную страну Рычандию. А почему она так называется, вы догадаетесь в конце нашего путешествия.

На чем же нам туда с вами отправиться?  Попробуйте отгадать загадку.

Четыре колеса,

Резиновые шины,

Мотор и тормоза,

И что это?....(машина)

Л. - Мы с вами поедем на машине, правильно. Каждый поедет на своей машине. Прежде чем отправиться в путь надо завести наши моторчики.  А вашими моторчиками будут ваши язычки. Подготовим язычки - моторчики  к поездке.

2.  Артикуляционная гимнастика.

Если тянем губы к ушкам,

Получается лягушка.(Лягушка)

Если губки соберём,

В гости к нам приходит слон.(Слон)

Язычок мы поднимаем,

Индюка изображаем.

Бл-бл-бл. (Индюк)

Широко рот открываю,

Язык к небу прижимаю,

Прыгает вниз язычок

И вы слышите щелчок. (Лошадка)

Если в зубки постучать,

Дятел прилетит опять.

Д-д-д. (Дятел)

К небу мы язык прижмем

И моторчик заведём.

 Р-р-р. (Мотор)

Л. - Вот как хорошо работают ваши моторчики! Какой звук получается?

Д. - Звук [Р].

Л. - Правильно, звук  [P]. А как он у нас получился, давайте опишем:

Д. - Губы растянуты в улыбке;

- зубы на некотором расстоянии друг от друга;

- кончик языка поднят за верхние зубки к альвеолам и вибрирует;

- по середине язычка идет сильная воздушная струя, которую мы ощущаем на ладони.

 (несколько раз с детьми  пробуем отработать артикуляцию).

Л. - А скажите мне, пожалуйста, этот звук [Р]  гласный или согласный?

Д. - Согласный.

Л. - Почему?

Д. - Потому что при его произношении в ротике образуется преграда - язычок, который поднят к верхним зубам.

Л. - Правильно. А этот звук у нас звонкий или глухой? И почему?

Д. - Звонкий. Потому что горлышко дрожит.

Л. - Отлично! К поездке мы готовы. Поехали: рррррр...

3. Развитие фонематического слуха.

Л. - Смотрите-ка на нашем пути стоят ворота. Эта ворота в страну Рычандию. Выходим из машины.  А ворота не простые, а волшебные и они откроются только тогда, когда вы соберете все слова со звуком  [P]. Сейчас  будут лететь мимо слова, а вы закройте крепко глазки и ладошками будите ловить только те слова,  в которых вы услышите звук [P]:

цветы, гитара, конфеты, сахар, газета, самовар, лыжи, лодка, ракета...и т.д.

4. Автоматизация звука [Р] в слогах.

Л. - Молодцы! Ворота, открылись и мы заходим в сказочную страну.

Л.  - Ого, а перед нами болото. Как мы будем его проходить? Придется прыгать по кочкам. На кочках написаны слоги, надо наступить на кочку и произнести правильно слог.

Дети прыгают по кочкам  и произносят слоги: РА - РО - РУ - РЫ - АР - ОР - УР - ЫР.

5. Игра "Супермаркет" на развитие фонематического анализа.

Л. - Идем дальше. А вот перед нами  магазин "Супермаркет".

Л. - Посмотрите, что здесь случилось, все товары рассыпались и перемешались. Жители этой страны, просят вас помочь им расставить товары на полках магазина. На верхней полке, будут стоять товары, в которых звук [Р] находится в начале слова, на средней полке, будут стоять товары, в которых звук [Р] в середине слова и на нижней полке поставим товары, у которых [Р] в конце слова.

Товары: рыба, ручка, рубашка, рукавица, кружка, морковка, горох, арбуз, сыр, помидор, шар, сахар.

6. Игра " Товары для малышей". Совершенствование навыков словоизменения.

Л. - В этот супермаркет ходят отовариваться и маленькие покупатели. А теперь попробуем эти товары превратить в маленькие предметы для малышей.

Д. - Рыба - рыбка, ручка - ручечка, рубашка - рубашечка, рукавица - рукавичка, кружка - кружечка, морковка -морковочка, арбуз - арбузик,  сыр - сырок, помидор - помидорчик, шар - шарик, сахар - сахарок.

7. Игра " Красный карандаш". Автоматизация звука [Р]  во фразах.

Л. -  Недалеко от супермаркета живет один житель и зовут его - Красный карандаш. Он очень любит красить все вокруг в красные цвета. Давайте посмотрим, что же он тут раскрасил.

Д. -  Красный рак, красная ракета, красная кружка, красный барабан, красное ведро, красная роза, красный помидор, красный шар, красная ракета.

8. Физкультминутка.

Л. - А в этой стране есть еще и парк с каруселями. Хотите покататься?

Мы на карусели сели,

Завертелись карусели.

Пересели на качели,

То вниз, то вверх летели.

А теперь с тобой вдвоем

Мы на лодочке плывем.

Вот подплыли мы к лужайке,

На которой скачут зайки.

9.  Игра "Морские жители". Развитие навыков звуко - слогового анализа.

Л. - Посмотрите, это же море. Давайте заглянем в подводный мир Рычандии.  Назовите предметы подводного мира, и определите количество слогов в каждом слове.

Рыба, ракушка, кораллы, водоросли, рак, краб, русалка (дети прохлопывают количество слогов).

10. Звуковой  анализ слова.

Л. - Здорово, а сейчас присядем за столы, и сделаем звуковой анализ слова КРАБ. Каждый сделает самостоятельно, а потом мы вместе проверим.

Л. - Дайте, пожалуйста, характеристику каждому звуку.

К - согласный, твердый, глухой, обозначен синим цветом.

Р - согласный, твердый, звонкий, обозначен синим цветом.

А – гласный, обозначен красным цветом.

К -  согласный, глухой, обозначен синим цветом.

Л. - Сколько звуков в этом слове?

Д. - Четыре.

11. Развитие мелкой моторики.

Л. - Ребята, ну вы наверное догадались почему эта страна так называется?

Д. - Потому что в ней встречается много слов со звуком Р.

Л. - Правильно. А знаете все жители Рычандии оставляют после себя вот такие следы.

На что похожи эти следы?

Д. - На букву Р.

Л. - Правильно. Что такое буква? И что такое звук?

Д. - Букву мы пишем и видим, а звук мы слышим и не видим.

Л. - Давайте мы сейчас с вами попробуем тоже смастерить следы жителей этой страны. и будем мы их делать из различной крупы. Каждый возьмет себе разную крупу, смастерит букву Р и расскажет из чего получилась его буква.

Д. - Буква Р из гречки - гречневая буква; буква Р из геркулеса - геркулесовая буква; буква Р из гороха - гороховая буква; буква Р из макарон - макаронная буква

Л. - Замечательные следы у вас получились!

12.  Заключительная часть.

Л. - Наше путешествие подошло к концу, пора отправляться в детский сад. Вы так понравились жителям страны Рычандии, что они захотели вам подарить подарки. Это любимое их лакомство баранки и веселые шары.  

Д. - Спасибо за шары и баранки.

Л. - Садимся в машины и заводим наши моторчики: рррр.... Поехали!

Л.- Вот мы и дома. Вам понравилось путешествие?

Л.- Что вам понравилось в этой стране больше всего?

Л. - Почему эта страна называлась Рычандия?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

КОРРЕКЦИОННОЕ - ЗАНЯТИЯ Тема: "Путешествие в сказочную, песочную страну"

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение – Центр развития ребенка - детский сад №14Муниципального образования Тимашевский районКонспект занятия на тему: «Путешествие в сказочную, ...

Непосредственно образовательная деятельность в средней (коррекционной) группе Открытое коррекционное мероприятие по теме «Путешествие в страну Здоровья»

Непосредственно образовательная деятельность в средней (коррекционной) группе(Основные виды деятельности – познавательно-исследовательская,  коммуникативная) Открытое коррекционное мероприят...

Конспект коррекционно-развивающего занятия по теме: «Путешествие в песочную страну» (для воспитанников старшего дошкольного возраста)

Цели:● Стимуляция эмоционального фона у детей с помощью песочных техник.● Создание условий для формирования основного целостного мировидения ребенка старшего дошкольного возраста средствами физическог...

Конспект НОД «Путешествие в Волшебную страну звуков». Логопедическое занятие для детей старшей группы Тема: «ПУТЕШЕСТВИЕ В ВОЛШЕБНУЮ СТРАНУ ЗВУКОВ».

Конспект НОД «Путешествие в Волшебную страну звуков». Логопедическое занятие для детей старшей группы Тема: «ПУТЕШЕСТВИЕ В ВОЛШЕБНУЮ СТРАНУ ЗВУКОВ»....

Логопедическое занятие. Тема: «Путешествие по сказкам Г.Х. Андерсена»

Представленный конспект логопедического занятия с детьми подготовительной к школе группы, имеющих ОНР IV уровня речевого развития, может проводиться как итоговое  или  плановое в системе лог...

Индивидуальное занятие Тема: « Путешествие в песочную страну». (Дифференциация звуков с-ш)

Цель: Дифференциация звуков С-Ш.Задачи:- закреплять умение произносить звуки [с] и [ш] изолированно, в слоге и в слове, в предложениях-закреплять умение дифференцировать в речи слова со звуками [с] и ...

Конспект подгруппового логопедического занятия. Тема: «Путешествие в страну Грамоты»

Конспект подгруппового логопедического занятия. Тема: «Путешествие в страну Грамоты»...