Логопедическое занятие. Тема: «Путешествие по сказкам Г.Х. Андерсена»
методическая разработка по логопедии (подготовительная группа)

Лиукконен Елена Викторовна

Представленный конспект логопедического занятия с детьми подготовительной к школе группы, имеющих ОНР IV уровня речевого развития, может проводиться как итоговое  или  плановое в системе логопедической работы учителя-логопеда.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад № 43 Пушкинского района Санкт-Петербурга

Конспект логопедического занятия

Тема: «Путешествие по сказкам Г.Х. Андерсена»

       Автор: учитель-логопед

 Е.В. Лиукконен

Возраст: 6 -7 лет, подготовительная к школе группа компенсирующей направленности для детей с ОНР.

Цель: Обобщение знаний детей о творчестве Г. Х. Андерсена.

Задачи

 Познавательные:

- закрепить представление о многообразии сказок Г.Х.Андерсена

- активизировать и обогатить предметный словарь

- развивать речевую активность

- формировать средства межличностного взаимодействия детей в ходе специально созданной ситуации

- закреплять умение определять количество слогов в слове и выкладывать слова из букв

 Коррекционно-развивающие:

- активизировать внимание и мышление

- развивать слуховое восприятие

- закрепить умение проводить операции анализа и синтеза слов

- актуализировать словарь антонимов

- развивать коммуникативные качества

Воспитательные:

- формировать навык сотрудничества и партнерства детей и педагога

- воспитывать чувство сопереживания к окружающим

Реализация образовательных областей:

- социально-коммуникативное развитие;

- познавательное развитие;

- речевое развитие;

- физическое развитие.

 Используемые образовательные технологии:

- технология проектной деятельности;

- образовательные технологии деятельностного типа (работа с раздаточным материалом «Игровая юла», «Волшебный колпачок»);

- игровая технология;

- здоровьесберегающие технологии (моделирование учебного процесса в рамках активной коррекционно-развивающей среды);

- здоровьеформирующие технологии (для развития координации движений, профилактика сколиоза, психогимнастика);

- личностно-ориентированные технологии (создание комфортной среды для каждого ребёнка, исходя из индивидуальных возможностей);

 Оборудование: ноутбук, экран, мультимедийная нарезка с голосами героев сказки «Снежная Королева»;  атрибуты: музыкальный сундук, многофункциональное пособие «Юла», колпачок «Оле-Лукойе», гнездо, дерево, корзины с цветами, зашифрованные картинки, осколки «зеркала», игрушки (зонт, горошина, санки, скорлупа грецкого ореха, бумажный кораблик, утиное яйцо, карета, балерина, корабль, сабля, северный олень,  волшебный горшочек).

 Предварительная работа

- изготовление атрибутов: музыкальный сундук, авторского пособие «Юла»;

- заучивание с детьми динамических упражнений;

- чтение и беседы по содержанию сказок Г.Х. Андерсена;

- заучивание стихов по теме;

- заучивание скороговорок.

 

 

Ход занятия.

I. Организационный момент.

Дети входят в группу, здороваются.

Логопед: Мне очень хочется пожелать всем-всем и каждому из вас Доброго утра! Но это будет необычно. Я скажу слова «Доброе утро…» и те, кого я назвала, помашут мне рукой – значит, они услышали меня и отвечают мне на приветствие. Попробуем? 
Доброе утро всем девочкам! 
Доброе утро всем мальчикам! 
Доброе утро всем, кто любит конфеты! 

Доброе утро всем, кто пришел в гости!
Доброе утро всем, кто сегодня будет очень внимательным! 

II. Основная часть.

Нам сегодня предстоит отправиться в путешествие. А куда, вы сейчас догадаетесь сами.

Логопед: Послушайте: «Жил-был тролль, злющий-презлющий, попросту дьявол. Как-то раз он был в хорошем расположении духа: он смастерил такое зеркало, в котором все доброе и прекрасное уменьшалось донельзя. Все же плохое, безобразное, напротив, выступало еще ярче, казалось еще хуже».

Логопед: В какой сказке произошли эти трагические события.

Дети: «Снежная Королева».  

Логопед: В этой сказки случилось еще кое-что очень страшное. Зеркало разбилось на кусочки! Эти кусочки разлетелись по всей сказки! Многие герои, которые помогали Герде могут стать совсем другими.

Задание 1.

Игра «Скажи наоборот».  

Логопед: Скажите, ребята, какими могут стать герои?

Дети подбирают антонимы к словам.

Добрый – злым, отважный -, большой - , молодой-, щедрый-, худой - ; яркий - , мягкий - , полезный - , , быстрый - , легкий - , сладкий - . вежливый - , умный -,  веселый-.

Логопед: Вы совершенно правы, поэтому осколки разбившегося зеркала надо срочно отыскать и уничтожить, чтобы они больше никогда, никому не приносили несчастья. Готовы вы отправиться на поиски осколков? Я желаю вам «Доброго пути!»

Ребенок читает стихотворение: Нам желают доброго пути. Будет легче ехать и идти. Приведет, конечно, добрый путь, тоже к доброму чему-нибудь.

На экране появляется портрет Г.Х. Андерсена

Логопед: Ребята, кто это?

Дети: Г.Х. Андерсен, сказочник, писатель.

Логопед: Расскажите, ребята, что вы знаете о нем?

Дети читают стихи.

Когда-то в старой Дании

По сказочному адресу,

В одном старинном здании

Придумал сказки Андерсен.

 

И как друзья хорошие

Со сказочных страниц

Пришли к нам в дом непрошено

Принцесса на горошине,

Башмачник, мельник, принц!!!

Прошли века над крышами,

И сказки все усвоили,

И мы их тоже слышали,

А вот сегодня вспомнили.

Какое это чудо - лист бумаги.
Бывает белоснежным он с утра -
И вдруг: дороги, замки и овраги -
Я мир создал на кончике пера.


И в этом мире люди обитают,
Они живут, играют, говорят.
Смеются, плачут, думают, мечтают
Добро и зло на выбор свой творят.


Кто в радости, кто в горести, кто в гневе -
Попробуй их характер улови...
Я написал о Снежной Королеве -
Рассказ о дружбе, верности, любви...

Я сочинил героев, я мечтатель,
Они мне стали ближе, чем родня.
Но жить ли им - решает лишь читатель,
Уж их судьба в руках не у меня...


В тот миг, когда девчонки и мальчишки
Садятся тихо с книгой за столом,
Опять живут герои этой книжки,
И вновь добро сражается со злом.


Пусть Снежная не злится Королева,
Свою мораль она не утвердит.
Мы различим, где право, а где лево,
И правда непременно победит!

На экране появляются и представляется Оле -Лукойе. Он здоровается с ребятами!

Логопед: Оле -Лукойее, Помоги отыскать нам осколок разбившегося зеркала.

Оле -Лукойе: Крутит зонтиком и исчезает.

Логопед: Ребята, как выдумаете, что нам хотел сказать Оле-Лукойе? Может он оставил нам где-то подсказку?

Задание 2.

Игра: «Назови для чего предмет».

Дети находят зонтик. Под зонтиком лежит тканевый  колпачок с предметами. Дети садятся на стулья и рассматривают предметы. По одному выбирая предмет, называют его, говорят из какой он сказки и для чего был нужен.

Например: Зонтик («Оле-Лукойе») – чтобы показывать  сказки.

(горошина-, санки-, скорлупа грецкого ореха-, бумажный кораблик-, утиное яйцо-, карета-, балерина-, корабль-, сабля-, северный олень-,  волшебный горшочек-. Логопед достает из колпачка осколок).  

Логопед: Спасибо, Оле-Лукойе.

Логопед: Теперь мы отправимся к  героям сказки Снежная Королева: А вот и домик  Старушки - цветочницы.

На экране появляется Старушка цветочница. Здравствуйте ребята! Что вы тут ищите?

Дети: «Мы ищем осколки разбитого зеркала».

Старушка: «Кто-то заколдовал мои цветочные корзины. Если сумеете расшифровать названия цветов, может и отыщется ваш осколок».

Задание 3.

Игра: «Составь слово» - собрать названия цветка из первых звуков каждого слова, нарисованного на заколдованных корзинах.

Выполнив здание, в корзине с розами дети находят осколок.

Логопед: Розовый куст помог Герде и нам. Спасибо, добрая старушка, послушай на прощание, какие стихи знают ребята о мире цветов.

Дети рассказывают стихи:  

В мире цветов так тепло и прохладно.
Целый букет ароматов и звуков… 
Каждый цветок – он по-своему нарядный… 
В форме изысканных праздничных кубков. 

В мире цветов я желала б остаться,
Стать героиней рассказов и сказок, 
Чтоб красотой каждый день любоваться, 
Слиться с гармонией света и красок.

Дети прощаются со старушкой.

Физкультурная минутка.

Логопед: Чтобы нам было веселей идти, повторяйте за мной слова и движения:

Вместе по лесу идем не спешим, не отстаем

А теперь давайте вместе мы попрыгаем на месте

К небу руки потянули, позвоночник растянули

Наши плечи разминаем и руками все вращаем

Будем ноги поднимать 1-2-3-4-5

Задание 4.

На экране появляется Ворон.

Ворон: Здравствуйте, ребята! Что вы делаете у стен замка?

Дети: Мы ищем осколки разбитого зеркала.

Логопед: Ворон, ты сможешь нам поможешь?

Ворон: Последнее время мне стало как-то неудобно спать в моем гнездышке, может, оно попало туда? Я разрешу вам заглянуть в мое гнездо, если вы расскажите какие-нибудь птичьи скороговорки!

Логопед: Ребята, кто из вас знает скороговорки? Проговорите четко и красиво.

Дети произносят скороговорки:  Проворонила ворона вороненка.

Тетерев под деревом тетерева встретил. Кукушка кукушонку купила капюшон.

Ворон: Молодцы ребята! Ищите свой осколок и прощайте! До свидания!

Логопед достает осколок из гнезда.

Задание 5.

На экране появляются разбойники.

Разбойники: Эй, малышня, привет! Что выделаете в нашем лесу?

Дети: Мы ищем осколки разбитого зеркала.

Логопед: Дорогие разбойнички, помогите нам, может вы заметили что-нибудь необычное?

Старуха разбойница: Наш сундук с сокровищами не открывается. Я забыла его код. Его знает моя дочь, но с ней мы поругались, и она сбежала. Код она прятала где-то в ее игрушках. Может, вы разберетесь, как его раздобыть?

Логопед: Ребята, давайте подумаем, как узнавала Маленькая разбойница цифры кода. Наверно она: выбирала картинку, выкладывала из букв слово, составляла схему и по ней определяла количество слогов. Количество слогов и была цифра кода.  

Возьмите поносы и садитесь за столы. Кто закончит выполнять задание, должен назвать получившуюся цифру и нажать ее на дисплее.    

Дети выполняют звуко-слоговой анализ слова. Называют кодовую цифру. Когда все выполняют задание, замок сундука открывается. Дети открывают   сундук и достают осколок.

Логопед: спасибо, милые разбойнички.

Разбойники: прощайте, только золото наше не прихватите с собой!

Логопед: Ребята, давайте проверим, все ли осколки мы собрали. Попробуем собрать зеркало из осколков

Дети собирают зеркало из разрезных частей.

Логопед: Ребята, чтобы зеркало нам не навредило, давайте сложим осколки в волшебный колпачок Оле-Лукойе.

Дети кладут осколки в колпачок с двойным дном.

На экране появляется отображение Снежной Королевы.

Логопед: Ребята, кто это?

Ребенок читает стихотворение:

На санях, как ветер, мчится,

К ней опасно прислониться.

Лишь дотронься - заморозит,

В царство снежное увозит.

Злые чары в ход пускает-

Сердце в льдинку превращает.

Логопед: чтобы наши сердца не превратились в льдинки надо срочно уничтожить зеркало.

Давайте закроим глаза, подумаем о чем-нибудь добром, хорошем, нежном. Губы ваши растягиваются в улыбку, глаза открываются и от наших теплых сердец злые чары разрушаются. (Зеркало исчезает)

III. Итог занятия.

Логопед: спасибо, ребята, огромное вам! За то, что упорно и дружно трудились, За то, что героям, вы так пригодились!

Что нам помогало в пути?

Дети: дружба, знания….

Логопед: Я горжусь вами. Вы все молодцы. Давайте попрощаемся с героями сказок и гостями.

Дети: До свидания.

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект открытого и логопедического занятия «Игра – путешествие по сказкам А.С.Пушкина»

Конспект открытого и логопедического занятия «Игра – путешествие по сказкам А.С.Пушкина»Подготовила учитель – логопедШолохова М.А. МДОУ д/с № 47 г. Старый ОсколПредварительно перед игрой детям даются ...

Конспект занятия по развитию речи в старшей логопедической группе Тема: Путешествие в сказку «Как сорока клеста судила»

Конспект занятия по развитию речи в старшей логопедической группе Цель: развивать связную речьЗадачи:Образовательные: расширять представления детей о зимующих птицах, их внешнем виде, питании, ос...

Открытое занятие по обучению грамоте в старшей логопедической группе. Тема: Путешествие по сказкам А.С. Пушкина «У Лукоморья»

Путешествие по сказкам А.С. Пушкина "У Лукоморья" проходит в виде викторины, где актуализируются знания детей о русском поэте  и его сказкам. Дети узнают сказки по прочитанному эпизоду, решают ре...

Конспект НОД по речевому развитию в подготовительной группе на тему: «ПУТЕШЕСТВИЕ ПО СКАЗКАМ Г.Х.Андерсена».

Конспект НОД  по речевому развитию в подготовительной группе на тему:«ПУТЕШЕСТВИЕ ПО СКАЗКАМ Г.Х.Андерсена»....

Викторина по образовательной области «Речевое развитие» с использованием ИКТ Тема: «Путешествие по сказкам Ханса Кристиана Андерсена»

Закрепить с детьми  творчество Х.К Андерсена. Развитие художественного восприятия эстетического вкуса; развитие воображения, мышления, памяти....

Конспект подгруппового логопедического занятия. Тема: «Путешествие в страну Грамоты»

Конспект подгруппового логопедического занятия. Тема: «Путешествие в страну Грамоты»...