Тема: "Знакомство с буквой М "
план-конспект занятия по логопедии (старшая группа) по теме

Резкова Ирина Валерьевна

Конспект   подгруппового  логопедического занятия  в старшей  группе  компенсирующей направленности для детей с ТНР, ОНР

по обучению грамоте с использованием здоровьесберегающих технологий.

Тема: «Знакомство с буквой М.  Дифференциация [м] -  [мь] в слогах и словах на слух и в произношении».

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_po_obucheniyu_gramote.docx28.95 КБ

Предварительный просмотр:

                                              КОНСПЕКТ

подгруппового  логопедического занятия  в старшей  группе  компенсирующей направленности для детей с ТНР, ОНР

по обучению грамоте с использованием здоровьесберегающих технологий.

Тема: «Знакомство с буквой М.  Дифференциация [м] -  [мь] в слогах и словах на слух и в произношении».

ЦЕЛЬ: формирование функционального базиса письменной речи.

ЗАДАЧИ:

1.ОБУЧАЮЩИЕ:

-  познакомить детей с согласной буквой М;

-  дать представление о том, что 2 звука обозначаются одной буквой;

-  закрепить представление о твердых и мягких согласных и их символическом цветовом обозначении.

2.ВОСПИТАТЕЛЬНЫЕ:

-  учить детей самостоятельной индивидуальной работе и работе в коллективе;

-  воспитывать выдержку и терпение, умение слушать своего товарища.

3.РАЗВИВАЮЩИЕ (КОРРЕКЦИОННЫЕ):

-  развитие фонематического слуха, анализа, представлений;

-  дифференциация согласных по твердости-мягкости  на слух и в произношении;

-  развитие слухового внимания, пространственных представлений;

-  формирование оптического образа буквы;

-  развитие слогового синтеза (формирование навыка слияния звуков в слоги);

-  профилактика дисграфий;

-  развитие мелкой моторики;

-  закрепление навыка составления схем слова.

ВОЗРАСТ: 5-6 лет

ИНТЕГРАЦИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОБЛАСТЕЙ: «Развитие речи», «Познание», «Коммуникация», «Игра».

ИННОВАЦИИ: использование  логоритмического упражнения (музыкальной речедвигательной игры) и гимнастики для глаз  как элементов здоровьесбережения.

ОБОРУДОВАНИЕ: рисунок к стихотворению про букву М, символы согласных – зеленые и синие квадраты, наборное полотно, буквы, указка, счетные палочки, предметные картинки с буквой М и без, кукла Незнайка и его рюкзак, мяч, матрешка.

ХОД  ЗАНЯТИЯ:

Орг. момент.        Дети здороваются с гостями.   Логопед:  Сядет  тот,  у кого в одежде есть синий цвет,  красный,   желтый  и  т.д.

Объявление темы.

Логопед: "Доскажите словечко"

Он всю зиму в шубе спал,

лапу бурую сосал,

А проснувшись, стал реветь

Это зверь лесной .....

(медведь)

Рука мыть пошла Людмила,

Ей понадобилось .....

(мыло)                                                                                   (мячик)

Логопед: Какие слова,  ребята,  вы добавили к этим стихам?  -  медведь, мышка, мыло, мячик.

  • Какая первая буква во всех этих словах? – М.
  • Это и есть новая буква нашего занятия.

Языковая работа. Основная часть.

1)        Логопед: Как вы думаете, какая это буква?      (согласная).

 Почему?     ( Дети самостоятельно объясняют).

Сравните 2 звука: [м] и [мь]. Чем они отличаются?    (  Дети объясняют).

2)        Детям раздаются синие и зеленые квадратики. Логопед медленно произносит  слоги и слова. Если дети слышат [м], то поднимают синий квадрат. Если [мь] - зеленый.

3)        Знакомство c буквой М.  Анализ элементов, из которых состоит буква.

На что она похожа? Дети сначала высказывают свои варианты, затем рассматривают рисунок - образ буквы.  Разучивают стихотворение:

Взявшись за  руки,  мы  встали

и  на  М  похожи  стали.

 (В.Степанов)

4) Гимнастика для глаз:

 Логопед  медленно рисует в воздухе большую букву М,  дети  следят за его рукой глазами (голова прямо, неподвижно). Повторить несколько раз. Затем дети сами пишут букву в воздухе и следят глазами.

5)        Логопед:  А сейчас мы вспомним с вами изученные буквы. Возьмите  3 счетные палочки  и  составьте  из  них  большую  букву  Т. Как превратить её в букву У?

Добавьте еще 1 палочку и сделайте букву К,   затем  Н, П, А.  Теперь из четырех  палочек постройте новую букву – М.  И последнее задание -  из  6-ти палочек  выложить большую букву М.

6) На наборном полотне выставлены гласные  А,О,У,Ы,Э,Ы и буква М.  Дети составляют прямые и обратные слоги и читают цепочкой. С каждым прямым слогом придумывают слова. Например: МА – марка           МО-море

                                                                                           МУ – муха                МЫ-мыло

                                                                  МИ- миска

Логопед: Какая буква обозначает мягкость согласного?  (И)

7) Физ. минутка  «Музыканты».

Логопед: А сейчас все дети превратились в музыкантов, будем веселиться и петь песенки.       (Дети с логопедом поют, изменяя темп и силу голоса):

(Нежно, тихо)

Я  на  скрипочке  играю

Тили-ли,   да тили-ли.

Скачут зайки на лужайке

Тили-ли,   да тили-ли.

                                                       (Громко, резко)

                                                       А  теперь на  барабане

                                                       Бум-бум-бум,

                                                       Трам-там-там!

                                              В страхе зайки разбежались

                                              По кустам, по кустам.                                                              

Дети соответственно словам ритмично показывают действия. Можно поиграть несколько раз, выбирая самую нежную скрипочку и самый резкий, громкий барабан.

8) Закрепление новой темы.

Неожиданно появляется Незнайка (кукла),  а под столом обнаруживается рюкзак. Незнайка  жалуется,  что  не  может  выполнить  домашнее  задание  и  просит у детей  помощи.  Дети  помогают  Незнайке.

а) Придумать столько названий цветов и продуктов с М,  сколько счетных палочек Незнайка достанет из своего рюкзака. Счетные палочки за каждое

придуманное слово раздаются детям и  в  конце подводится итог: кто больше помог Незнайке.

Цветы - мак, ромашка, маргаритка, мальва, хризантема.

Продукты - масло, маргарин, макароны, мед, молоко, мука, мандарины, хурма и др.

б) Незнайка «достает» из рюкзака предметные картинки и просит выбрать из них только те, в которых есть буква М. Дети цепочкой  подходят к перевернутым картинкам, называют и определяют наличие М в слове.

 в) Отобранные предметные картинки (с буквой М) раздаются  детям.  С помощью счетных палочек, синих и зеленых квадратов они составляют схемы  слов, определяя твердый или мягкий звук в слове и его местоположение.

 Слова: камыш, медведь, миска, мороженое, дом, мел, камень, мячик, муравей, марка, мост, карман .

Логопед проверяет у каждого его схемы, помогает.

г) Гимнастика для глаз:

Незнайка достает из рюкзака мяч и матрешку. Логопед:  Сейчас мы с ними поиграем.     Дети перемещают взгляд с игрушки в руках (прямо перед глазами на расстоянии примерно 30 см) на игрушку на расстоянии приблизительно 2- 3 метра.                                             

8. Организационный конец.

Подведение итогов, оценка работы детей. Незнайка благодарит ребят за помощь. Уходит. Дети вспоминают, чем они занимались на занятии. (Чему они будут "учить кукол"?)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по грамоте в старшей группе Тема:"Знакомство со звуком(и) буквами И,и. Грибы. Съедобные и несъедобные грибы.

Конспект занятия по грамоте в старшей группе Тема:"Знакомство со звуком(и) буквами И,и. Грибы. Съедобные и несъедобные грибы. Лепка буквы"И "из пластилина,штриховка буквы "И".Мир природы.Цель: Закрепл...

Конспект интегрированного занятия по обучению грамоте по теме: Знакомство с согласным звуком, и буквой «В», экспериментальная деятельность по теме: свойства воды для детей старшей группы.

Цель занятия:Познакомить детей с согласными звуками «В», «В,» и буквой «В»; артикуляция звука положения губ, языка; учить определять место звука в словах в 2-х позициях – в начале и в середине слова. ...

План-конспект НОД на тему "Знакомство со звуком, буквой К"

План -конспект НОД с детьми старшего дошкольного возраста на тему «Знакомство со звуком [К] и буквой К»Разработала конспект -Белова И.В., воспитатель ГБДОУ Детский сад №88 Калининског...