Главные вкладки

    Конспект занятия. Автоматизация звука С.
    план-конспект занятия по логопедии (старшая группа) на тему

    Ястребова Инна Николаевна

    Конспект подгруппового занятия по коррекции ФФНР у детей с псевдобульбарной формой дизартрии (старшая группа)

    ТЕМА: Звук С.

    Этап автоматизации звука.

     

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл konspekt_zanyatiya_zvuk_s._etap_atomatizatsii_zvuka.docx20.63 КБ

    Предварительный просмотр:

    Конспект подгруппового занятия по коррекции ФФНР у детей с псевдобульбарной формой дизартрии

    (старшая группа)

    ТЕМА: Звук С.

    Этап автоматизации звука.

    Цели:

    Образовательные:

     - продолжить знакомство  с буквой и звуком [с];

     - пополнять словарь детей;

     - развивать умение выделять звук [с] в речи;

     - развивать фонематический слух.

    Коррекционные:

     - устранение дефектов устной речи;

     - развивать подвижность органов артикуляции;

     - закрепление артикуляционных укладов  звука [с];

     - автоматизация звука [с] в обратных слогах;

     - развивать общую, пальцевую, артикуляционную моторику, мимические мышцы;

     - развивать силу голоса и плавность ротового выдоха.

    Воспитательные:

     - воспитывать интерес к занятиям;

     - воспитывать внимание к речи логопеда;

     - воспитывать внимание к собственному произношению звука [с] в собственной речи;

     - воспитывать усидчивость, произвольное внимание;

     - воспитывать ответственное отношение к проверке своей работы;

     - воспитывать аккуратность и бережное отношение к рабочему материалу.

    Оборудование:

    Зеркала, артикуляционный профиль; предметные и сюжетные картинки, слоговые таблицы, музыкальный инструмент, метелка, музыкальная лесенка, шапочки совы и мышей.

    Этапы работы

    Содержание  занятия

    Организационный момент.

    Общее расслабление.

    Развитие общей моторики.

    Развитие мелкой моторики.

    Массаж лица.

    Развитие мимических мышц.

    Развитие артикуляционной моторики.

    Работа над развитием дыхания и голоса.

    Объявление темы урока.

    Произношение изолированного звука.

    Анализ артикуляции.

    Связь звука с буквой.

    Развитие фонематического слуха.

    Физкультурная минутка.

    Закрепление звука в слогах.

    Закрепление звука в словах.

    Закрепление звука в предложении.

    Закрепление звука в тексте.

    Домашнее задание.

    Итог занятие.

    Оценка работы детей на занятии.

    Здравствуйте, ребята! Я очень рада вас видеть! Сегодня на занятии мы будем учиться говорить правильно и красиво.

    Мы будем разговаривать,

    Мы будем проговаривать

    Так правильно и внятно

    Что будет всем понятно.

    Игра «Метелица»

    Играющие встают парами в круг. Игроки в каждой паре, сцепившись руками (по локоть), стоят друг к другу боком. Пары поочередно кружатся по песню:

    Метелица, метелица,

        Снег по полю стелется!

            Кто кружится, вертится –

                                    Тот заметелится!

    На последнем слове песни все должны остановиться, расслабиться и стоять не шевелясь.

    Игра «Баба Яга»

    По считалке выбирается Баба Яга. Баба Яга берет в руки ветку-помело и становится в центр круга. Ребята бегают по кругу и дразнят:

                                    Баба Яга, костяная нога,

                                    С печки упала, ногу сломала.

                                    Пошла в огород, испугала народ.

                                    Побежала в баньку,

                                    Испугала зайку!

    Баба яга скачет из круга на одной ноге и старается коснуться ребят помелом. Кого она «запятнает», тот останавливается и замирает на месте.

    Массаж пальцев «Малина»

    С веток ягоды снимаю

    И в лукошко собираю.

    Левая рука согнута в локте и поднята на уровень лица. Кисть опущена (пальцы – «ветки»). Правой рукой (пальцы собраны в щепотку) «снимаем ягоды».

    Ягод – полное лукошко!

    Я попробую немножко.

    Сложить ладони «корзиночкой».

    Я поем еще чуть-чуть –

    Легче будет к дому путь.

    Я поем еще малинки

    Сколько ягодок в корзинке?

    Собранными щепотью пальцами правой руки прикасаться к левой ладони о подносить ко рту.

    Раз, два, три, четыре, пять….

    Поочередно массировать каждый палец на одной руке (при повторении – на другой).

    Снова буду собирать.

    Упражнение «Орешки»

    Поочередно сгибать пальцы правой (левой) руки, начиная с большого.

                          Сидит белка на тележке,

                          Продает она орешки:

    Лисичке-сестричке,

    Воробью, синичке,

    Мишке толстопятому,

    Заиньке усатому.

    Массаж «Труба»

    Ба-ба-ба-

    Провести пальцами по лбу от середины к вискам – 7 раз.

    На крыше есть труба.

    Бу-бу-бу-

    Кулачками провести по крыльям носа – 7 раз.

    Надо чистить трубу.

    Бы-бы-бы-

    Растереть ладонями уши.

    Валит дым из трубы.

    Упражнение «Белка».

    Дети выражают мимикой смену настроений в стихотворении.

    Белка с ветки в свой домишко

    Перетаскивала шишку.

    Белка шишку уронила,

    Прямо в Мишку угодила.

    Застонал, заохал Мишка:

     - На носу вскочила шишка!

    Упражнение « Улыбка»

    Цель: вырабатывать умение удерживать губы в растянутой улыбке.

    Упражнение «Наказать непослушный язык»

    Цель: вырабатывать умение, расслабив мышцы языка, удерживать его широким, распластанным.

    Упражнение «Лопаточка»

    Цель: вырабатывать умение удерживать язык в спокойном состоянии.

    Упражнение «Кто дальше загонит мяч»

    Цель: вырабатывать плавную, длительную, непрерывную воздушную струю, идущую по середине языка.

    Игра на развитие дыхания «Пузырь»

    Дети берутся за руки и встают в круг. Произнося слова, дети медленно расширяют круг, отступая назад.

    Надувайся, пузырь!

    Надувайся большой!

    Оставайся пузырь,

    Вот такой, вот такой.

    Оставайся,  пузырь,

    И не лопайся!

    Лопнул! Ш-ш-ш…

    Быстро сужают круг, произнося: «Ш…»

    Упражнение на развитие высоты голоса, темпа. «Лесенка»

     - Представим, как поднимаемся по лестнице вверх, показываем движения на месте, высоко поднимая ножки. Обратно с лесенки быстро побежим.

    По лестнице вверх тихо иду.

    С лестницы вниз быстро бегу.

    Упражнение на развитие силы голоса «Эхо».

    Дети делятся на две группы и выполняют упражнение по ролям. Дети первой группы произносят слова громким голосом, дети второй группы – тихим. Затем группы меняются местами.

    В лесу кричу: «Ау! Ау!»

    А мне в ответ: «Ау! Ау!»

    Горе кричу: «Ау! Ау!»

    Гора в ответ: «Ау! Ау!»

    Загадка: Я катаюсь на нем,

                     До вечерней поры.

    Но ленивый мой конь

    Возит только с горы.   (Сани).

     - А какой первый звук в слове сани?

     - Сегодня мы продолжаем работать над звуком [с].

     - Посмотрите на картинку, у автобуса спустило одно колесо. Накачаем его насосом – с-с-с.

    Дети имитируют движения насоса произнося (хором. подгруппой, по цепочке, индивидуально)  - с-с-с.

    При звуке [с] зубы почти сомкнуты и все обнажены в «улыбке». Уголки рта оттянуты в стороны. Широкий кончик  языка упирается в верхнюю часть нижних зубов, боковые края прижаты к коренным зубам.

    Холодная, длинная воздушная струя идет по середине языка.

    Горлышко не дрожит, значит голос не образуется.

    Звук с  - согласный, глухой, твердый.

    Вспомнить что звук [с] на письме обозначает буква С.

    Детям раздаются буквы с шершавой поверхностью.

    Предложить детям обвести пальчиком букву С.

    Упражнение «Кто больше».

    Детям предлагается сюжетная картинка «Двор», на которой изображены предметы, животные со звуком [с].

    После рассматривания картинки требуется сказать, в названии каких предметов и животных имеется заданный звук. За каждое правильно названное слово дается фишка.

    Игра «Сова».

    Один из играющих изображает сову, остальные – мышей. Сова выкрикивает: « Утро», и тут же мыши начинают бегать, скакать. Сова кричит: «День», мыши продолжают двигаться. Затем сова говорит: «Вечер», тогда мыши начинают ходить вокруг нее и петь:

    Сова говорит: «Ночь», при этом слове мыши мгновенно замирают и стоят не двигаясь. Тот, кто засмеется или сделает какое-либо движение, из игры выбывает.

    «Слоговая разминка».

    Каждый слог повторяется 10раз.

    УС  ОС  АС  ЫС  ЭС  

    Са, са, са – вот летит оса.

    Со,со, со – у Сони колесо.

    Су, су, су – мы видели лису.

    Сы,сы, сы – у сома усы.

    Ас, ас, ас – мы пили квас.

    Аска, аска – у меня маска.

    Иска, иска – на столе миска.

    Си, си, си – сена накоси.

    Пословицы и поговорки.

     - Спасибо тому, кто поит и кормит,

    А вдвое тому, кто хлеб-соль помнит.

     - Лиса семерых волков проведет.

     - При солнышке тепло, при матери добро.

     - Сыр калача белее, а мать всех друзей милее.

    Песня «Два веселых гуся»

    Жили у бабуси

    Два веселых гуся:

    Один серый, другой белый –

    Два веселых гуся.

    Вот кричит бабуся:

    «Ой, пропали гуси!

    Один серый, другой белый,

    Гуси мои, гуси!»

    Выходили гуси,

    Кланялись бабусе –

    Один серый, другой белый,

    Кланялись бабусе.

    Логопед раздает детям тетради в которых написано индивидуальное задание, которое они должны выполнить вместе с родителями.

    Дети с логопедом вспоминают, чем они занимались сегодня на занятии, уточняют над каким звуком работали.

    Логопед просит детей назвать слова, пословицы или стихотворения в которых встречается звук [с].

    Логопед оценивает работу детей: рассказывает что получилось, кто, как старался, кому, на чем надо еще поработать.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Конспект занятия "Автоматизация звука Л в слогах"

    Занятие адресовано логопедам, работающим с дошкольниками, имеющими общее недоразвитие речи.  Занимательная форма занятия, игровые при­емы, смена видов заданий позволяет удержать внимание де...

    Конспект занятия "Автоматизация звука Ш через формирование семантического поля"

    Семантическое поле - комплекс ассоциаций, возникающий вокруг одного слова. Связи, которые возникают между словами, называются валентностью слова. Организация семантических полей может включать задания...

    2. Конспект занятия «Автоматизация звука [ч] в связной речи »

      Цель занятия: разработать серию конспектов занятий по проблемам методики русский язык как иностранный....

    Конспект занятия "Автоматизация звука (Л)"

    Конспект можно использовать с детьми старшего дошкольного возраста для закрепления материала по автоматизации звука (Л) в слогах, словах, предложениях. Можно использовать как обучающий материал со ста...

    Конспект занятия «Автоматизация звука [Л ] в слогах и словах»

    Конспект подгруппового занятия.Тема: «Автоматизация звука [Л ] в слогах и словах»...

    конспект занятия " «Автоматизация звука ц. Дифференциация – ц – с . Домашние птицы и их птенцы»

    Конспект авторского индивидуального логопедического занятия"Автоматизация звука ц. дифференциация - ц - с . Домашние птицы и их птенцы" для старшего дошкольника с ЗПР....