Конспект занятия. Автоматизация звука С.
план-конспект занятия по логопедии (старшая группа) на тему

Ястребова Инна Николаевна

Конспект подгруппового занятия по коррекции ФФНР у детей с псевдобульбарной формой дизартрии (старшая группа)

ТЕМА: Звук С.

Этап автоматизации звука.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_zanyatiya_zvuk_s._etap_atomatizatsii_zvuka.docx20.63 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект подгруппового занятия по коррекции ФФНР у детей с псевдобульбарной формой дизартрии

(старшая группа)

ТЕМА: Звук С.

Этап автоматизации звука.

Цели:

Образовательные:

 - продолжить знакомство  с буквой и звуком [с];

 - пополнять словарь детей;

 - развивать умение выделять звук [с] в речи;

 - развивать фонематический слух.

Коррекционные:

 - устранение дефектов устной речи;

 - развивать подвижность органов артикуляции;

 - закрепление артикуляционных укладов  звука [с];

 - автоматизация звука [с] в обратных слогах;

 - развивать общую, пальцевую, артикуляционную моторику, мимические мышцы;

 - развивать силу голоса и плавность ротового выдоха.

Воспитательные:

 - воспитывать интерес к занятиям;

 - воспитывать внимание к речи логопеда;

 - воспитывать внимание к собственному произношению звука [с] в собственной речи;

 - воспитывать усидчивость, произвольное внимание;

 - воспитывать ответственное отношение к проверке своей работы;

 - воспитывать аккуратность и бережное отношение к рабочему материалу.

Оборудование:

Зеркала, артикуляционный профиль; предметные и сюжетные картинки, слоговые таблицы, музыкальный инструмент, метелка, музыкальная лесенка, шапочки совы и мышей.

Этапы работы

Содержание  занятия

Организационный момент.

Общее расслабление.

Развитие общей моторики.

Развитие мелкой моторики.

Массаж лица.

Развитие мимических мышц.

Развитие артикуляционной моторики.

Работа над развитием дыхания и голоса.

Объявление темы урока.

Произношение изолированного звука.

Анализ артикуляции.

Связь звука с буквой.

Развитие фонематического слуха.

Физкультурная минутка.

Закрепление звука в слогах.

Закрепление звука в словах.

Закрепление звука в предложении.

Закрепление звука в тексте.

Домашнее задание.

Итог занятие.

Оценка работы детей на занятии.

Здравствуйте, ребята! Я очень рада вас видеть! Сегодня на занятии мы будем учиться говорить правильно и красиво.

Мы будем разговаривать,

Мы будем проговаривать

Так правильно и внятно

Что будет всем понятно.

Игра «Метелица»

Играющие встают парами в круг. Игроки в каждой паре, сцепившись руками (по локоть), стоят друг к другу боком. Пары поочередно кружатся по песню:

Метелица, метелица,

    Снег по полю стелется!

        Кто кружится, вертится –

                                Тот заметелится!

На последнем слове песни все должны остановиться, расслабиться и стоять не шевелясь.

Игра «Баба Яга»

По считалке выбирается Баба Яга. Баба Яга берет в руки ветку-помело и становится в центр круга. Ребята бегают по кругу и дразнят:

                                Баба Яга, костяная нога,

                                С печки упала, ногу сломала.

                                Пошла в огород, испугала народ.

                                Побежала в баньку,

                                Испугала зайку!

Баба яга скачет из круга на одной ноге и старается коснуться ребят помелом. Кого она «запятнает», тот останавливается и замирает на месте.

Массаж пальцев «Малина»

С веток ягоды снимаю

И в лукошко собираю.

Левая рука согнута в локте и поднята на уровень лица. Кисть опущена (пальцы – «ветки»). Правой рукой (пальцы собраны в щепотку) «снимаем ягоды».

Ягод – полное лукошко!

Я попробую немножко.

Сложить ладони «корзиночкой».

Я поем еще чуть-чуть –

Легче будет к дому путь.

Я поем еще малинки

Сколько ягодок в корзинке?

Собранными щепотью пальцами правой руки прикасаться к левой ладони о подносить ко рту.

Раз, два, три, четыре, пять….

Поочередно массировать каждый палец на одной руке (при повторении – на другой).

Снова буду собирать.

Упражнение «Орешки»

Поочередно сгибать пальцы правой (левой) руки, начиная с большого.

                      Сидит белка на тележке,

                      Продает она орешки:

Лисичке-сестричке,

Воробью, синичке,

Мишке толстопятому,

Заиньке усатому.

Массаж «Труба»

Ба-ба-ба-

Провести пальцами по лбу от середины к вискам – 7 раз.

На крыше есть труба.

Бу-бу-бу-

Кулачками провести по крыльям носа – 7 раз.

Надо чистить трубу.

Бы-бы-бы-

Растереть ладонями уши.

Валит дым из трубы.

Упражнение «Белка».

Дети выражают мимикой смену настроений в стихотворении.

Белка с ветки в свой домишко

Перетаскивала шишку.

Белка шишку уронила,

Прямо в Мишку угодила.

Застонал, заохал Мишка:

 - На носу вскочила шишка!

Упражнение « Улыбка»

Цель: вырабатывать умение удерживать губы в растянутой улыбке.

Упражнение «Наказать непослушный язык»

Цель: вырабатывать умение, расслабив мышцы языка, удерживать его широким, распластанным.

Упражнение «Лопаточка»

Цель: вырабатывать умение удерживать язык в спокойном состоянии.

Упражнение «Кто дальше загонит мяч»

Цель: вырабатывать плавную, длительную, непрерывную воздушную струю, идущую по середине языка.

Игра на развитие дыхания «Пузырь»

Дети берутся за руки и встают в круг. Произнося слова, дети медленно расширяют круг, отступая назад.

Надувайся, пузырь!

Надувайся большой!

Оставайся пузырь,

Вот такой, вот такой.

Оставайся,  пузырь,

И не лопайся!

Лопнул! Ш-ш-ш…

Быстро сужают круг, произнося: «Ш…»

Упражнение на развитие высоты голоса, темпа. «Лесенка»

 - Представим, как поднимаемся по лестнице вверх, показываем движения на месте, высоко поднимая ножки. Обратно с лесенки быстро побежим.

По лестнице вверх тихо иду.

С лестницы вниз быстро бегу.

Упражнение на развитие силы голоса «Эхо».

Дети делятся на две группы и выполняют упражнение по ролям. Дети первой группы произносят слова громким голосом, дети второй группы – тихим. Затем группы меняются местами.

В лесу кричу: «Ау! Ау!»

А мне в ответ: «Ау! Ау!»

Горе кричу: «Ау! Ау!»

Гора в ответ: «Ау! Ау!»

Загадка: Я катаюсь на нем,

                 До вечерней поры.

Но ленивый мой конь

Возит только с горы.   (Сани).

 - А какой первый звук в слове сани?

 - Сегодня мы продолжаем работать над звуком [с].

 - Посмотрите на картинку, у автобуса спустило одно колесо. Накачаем его насосом – с-с-с.

Дети имитируют движения насоса произнося (хором. подгруппой, по цепочке, индивидуально)  - с-с-с.

При звуке [с] зубы почти сомкнуты и все обнажены в «улыбке». Уголки рта оттянуты в стороны. Широкий кончик  языка упирается в верхнюю часть нижних зубов, боковые края прижаты к коренным зубам.

Холодная, длинная воздушная струя идет по середине языка.

Горлышко не дрожит, значит голос не образуется.

Звук с  - согласный, глухой, твердый.

Вспомнить что звук [с] на письме обозначает буква С.

Детям раздаются буквы с шершавой поверхностью.

Предложить детям обвести пальчиком букву С.

Упражнение «Кто больше».

Детям предлагается сюжетная картинка «Двор», на которой изображены предметы, животные со звуком [с].

После рассматривания картинки требуется сказать, в названии каких предметов и животных имеется заданный звук. За каждое правильно названное слово дается фишка.

Игра «Сова».

Один из играющих изображает сову, остальные – мышей. Сова выкрикивает: « Утро», и тут же мыши начинают бегать, скакать. Сова кричит: «День», мыши продолжают двигаться. Затем сова говорит: «Вечер», тогда мыши начинают ходить вокруг нее и петь:

Сова говорит: «Ночь», при этом слове мыши мгновенно замирают и стоят не двигаясь. Тот, кто засмеется или сделает какое-либо движение, из игры выбывает.

«Слоговая разминка».

Каждый слог повторяется 10раз.

УС  ОС  АС  ЫС  ЭС  

Са, са, са – вот летит оса.

Со,со, со – у Сони колесо.

Су, су, су – мы видели лису.

Сы,сы, сы – у сома усы.

Ас, ас, ас – мы пили квас.

Аска, аска – у меня маска.

Иска, иска – на столе миска.

Си, си, си – сена накоси.

Пословицы и поговорки.

 - Спасибо тому, кто поит и кормит,

А вдвое тому, кто хлеб-соль помнит.

 - Лиса семерых волков проведет.

 - При солнышке тепло, при матери добро.

 - Сыр калача белее, а мать всех друзей милее.

Песня «Два веселых гуся»

Жили у бабуси

Два веселых гуся:

Один серый, другой белый –

Два веселых гуся.

Вот кричит бабуся:

«Ой, пропали гуси!

Один серый, другой белый,

Гуси мои, гуси!»

Выходили гуси,

Кланялись бабусе –

Один серый, другой белый,

Кланялись бабусе.

Логопед раздает детям тетради в которых написано индивидуальное задание, которое они должны выполнить вместе с родителями.

Дети с логопедом вспоминают, чем они занимались сегодня на занятии, уточняют над каким звуком работали.

Логопед просит детей назвать слова, пословицы или стихотворения в которых встречается звук [с].

Логопед оценивает работу детей: рассказывает что получилось, кто, как старался, кому, на чем надо еще поработать.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия "Автоматизация звука Л в слогах"

Занятие адресовано логопедам, работающим с дошкольниками, имеющими общее недоразвитие речи.  Занимательная форма занятия, игровые при­емы, смена видов заданий позволяет удержать внимание де...

Конспект занятия "Автоматизация звука Ш через формирование семантического поля"

Семантическое поле - комплекс ассоциаций, возникающий вокруг одного слова. Связи, которые возникают между словами, называются валентностью слова. Организация семантических полей может включать задания...

2. Конспект занятия «Автоматизация звука [ч] в связной речи »

  Цель занятия: разработать серию конспектов занятий по проблемам методики русский язык как иностранный....

Конспект занятия "Автоматизация звука (Л)"

Конспект можно использовать с детьми старшего дошкольного возраста для закрепления материала по автоматизации звука (Л) в слогах, словах, предложениях. Можно использовать как обучающий материал со ста...

Конспект занятия «Автоматизация звука [Л ] в слогах и словах»

Конспект подгруппового занятия.Тема: «Автоматизация звука [Л ] в слогах и словах»...

конспект занятия " «Автоматизация звука ц. Дифференциация – ц – с . Домашние птицы и их птенцы»

Конспект авторского индивидуального логопедического занятия"Автоматизация звука ц. дифференциация - ц - с . Домашние птицы и их птенцы" для старшего дошкольника с ЗПР....