Конспект занятия «Автоматизация звука [Л ] в слогах и словах»
план-конспект занятия по логопедии (старшая, подготовительная группа) по теме

Конспект подгруппового занятия.

Тема: «Автоматизация звука [Л ] в слогах и словах»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zanyatie.docx28.48 КБ

Предварительный просмотр:

«Автоматизация звука [Л ] в слогах и словах»

(подгрупповое занятие)        

Цели:

  • Уточнить артикуляцию и правильное изолированное произнесение звука [Л].
  • Упражнять в правильном произнесении звука [Л] в слогах и словах.
  • Закрепить навык выделения звука [Л] из ряда слов.
  • Продолжать учить образовывать относительные прилагательные и приставочные  глаголы.
  • Закреплять умение ориентироваться в пространстве.
  • Развивать внимание, память, мелкую моторику.

Оборудование:  индивидуальные зеркала, проектор с экраном,  мячики – «ёжики», тарелочки с горохом, игрушка «комарики» (подвешенные на нитках для дыхательной гимнастики), предметы (платок, ручка, конфета, подушка, шляпа, ложка), картинки с отличиями.

Приветствие гостей (вход под музыку)

Сказка в гости к нам пришла

И улыбку принесла.

Друзья обернитесь,

Всем улыбки  подарите.

1. Орг. момент.

Слышали ли вы такое выражение. «Проще пареной репы» - выражение, всем известное. Почему? Как вы думаете, что это значит? Репа — самый древний овощ на Руси. Наши предки любили и сырую, и варёную, и пареную репу. Блюдо из репы приготовить было быстро и очень легко. С тех пор и пошло выражение проще пареной репы. Так говорят о том, что просто сделать.

А вот  легко ли вырастить репу? Собрать её? Помните известную сказку? Сегодня вы сами будете рассказчиками, но сказка будет не простая, а с заданиями со звуком [Л], который мы с вами уже научились правильно произносить, а сегодня поупражняемся произносить с ним слоги и слова.

2. Артикуляционная гимнастика.

Прежде чем рассказывать, подготовим наш язычок и сделаем зарядку. Вспомним нашу считалочку.

Раз – окошечко открыли. (Рот  широко открывать и закрывать).

Два – мы дудочку купили. (Тянуть губы вперёд «хоботком»).

Три – в улыбке наши губки. (Широко улыбаться растягивая губы).

На четыре – чистим зубки. ( Рот приоткрыть. «Чистить» кончиком языка нижние и верхние зубы с внутренней и внешней поверхности).

Пять – мы моем потолок. ( Держать рот широко открытым. Проводить широким языком вперёд – назад по нёбу. Рот не закрывать ).

Шесть – лошадка «скок да скок». (Рот держать широко открытым. Улыбнуться. Медленно щёлкать языком, присасывая его к нёбу и отрывая от него. Тянуть подъязычную связку).

Семь – варенье очень любим. (Рот открыть и улыбнуться. Широким языком облизывать верхнюю губу. При этом стараться «обнять» языком сразу всю губу и облизать её, втягивая язык вглубь рта. Рот не закрывать).

Восемь – горку делать будем. (Рот открыть. Спрятать кончик языка за нижние зубы. Выгнуть спинку языка).

Девять – дружно мы болтаем. (Широко открыть рот. «Болтать»  языком, проводя им взад – назад по верхней губе: «бл-бл-бл…»).

Десять – ротик закрываем. (Рот закрыть. Язык лежит спокойно во рту).

3. Основная часть.

Автоматизация  изолированного звука и слогов.

-Итак, начинаем. Сказка «Репка».

-Посадил дед репку (слайд 1). Он её поливал утром и вечером:

Л-л-л;  л-л-л;   л-л-л;    л-л-л

(дети проговаривают по очереди и хором - обращаем внимание на положения язычка).

-Вокруг репки траву полол (слайд 2):

Ла-ла-ла;  ла-ла-ла;  ло-ло-ло;  ло-ло-ло;  лы-лы-лы;  лы-лы-лы;  лу-лу-лу;  лу-лу-лу;  лэ-лэ-лэ;

(произношение слоговых рядов с имитацией движений).

-Землю рыхлил. А чем можно рыхлить землю? (слайд 3)

Ал-ол-ул;  ол-ул-ыл;  ул-ыл-эл;

-А когда репка выросла, стал её тянуть: (слайд 4)

Пла-пло-плу;  кла-кло-клу;  сла-сло-слу;

-Но вытянуть не может. Позвал дед бабку (слайд 5).

-Бежит бабка, из кармана горошинки рассыпает, а из слов звук [Л] теряет. Подберём горошины и скажем слово правильно. (Дети по очереди поднимают «горошины» (мячики – ёжики), исправляя слово, если ответили правильно, то на экране появляется картинка). (слайд 6)

…ампа                     пи…а                       сто…                

…ожка                     мы…о                      пена…                        …опата

…ыжи                      со..нышко               журна…    

Ну – ка разомнём наши руки.

Пальчиковая гимнастика с мячиком – ёжиком.

Я мячом круги катаю.                                        Между ладоней.

Взад – вперёд его гоняю.                                Смена рук.

Им поглажу я ладошку.                                        Соответственно.

Будто я сметаю крошку.                                Смена рук.

И сожму его немножко.                                Соответственно.

Как сжимает лапы кошка.                                Смена рук.

Каждым пальцем мяч прижму.                        Соответственно.

И другой рукой начну.                                        Смена рук.

А теперь последний трюк .                                Переброс мяча

Мяч летает между рук.                                        из рук в руки.

- А теперь веселей помогите остальные горошки собрать. (Дети большим и указательным пальцами берут горошины одну за одной и удерживают их в руке (как при сборе ягод), и так набирают целую горсть)

С блюдца я беру горошки

Словно птица клювом крошки.

И полны мои ладошки –

Руки держат все горошки  (продолжают под музыку)

-Тянут они репку, а вытянуть не могут. Позвали тогда … внучку (слайд 7).

А внучка перед зеркалом сидит, прихорашивается да у зеркала спрашивает:

-Я милая? -А зеркало отвечает: -Конечно же …(милая)!

-Я славная? - …(славная)!

- Я весёлая? - …(весёлая)!

- Я послушная? - …(послушная)!

-Я смелая? - ... (смелая)!

- Я ласковая?  - … (ласковая)!

-Как вы думаете, а хорошо ли, что внучка так спрашивала? Не напрашивалась ли она на похвалы? (когда так напрашиваются на похвалу – выглядит некрасиво)

-Побежала внучка в огород, но по дороге на неё комары налетели.

-Давайте поможем внучке прогоним комариков – подуем на них (на обруче, на нитках висят комарики, дети их сдувают).

-Не улетают комары, тогда внучка стала хлопать руками, ловить комаров, а  когда услышит в слове – комарике [Л], радостно кричит «Поймала!». Помогите внучке, слушайте внимательно слова:

Лодка – ложка – кошка.   (на слова со звуком [Л] – дети хлопают)

Палка – банка – балка.

Будка – булка – бурка.

Стол – стул – стук.

-Прибежала внучка в огород, тянут они репку, а вытянуть не могут. Позвали тогда Жучку (слайд 8). А Жучка как раз свои косточки искала, которые сама же и закопала где-то.

Дыхательная гимнастика Стрельниковой (коррекция физиологического дыхания, тонизирует и тренирует группы мышц, нужные для голосоведения).

1. Нюхала она носом по сторонам. (резкий вдох носом – голова в сторону – 8 раз, по 4 раза в одну, 4 в другую сторону)

2. Наклонялась перед собой разгребала. («насос» - наклоны полностью, не распрямляясь, резкий вдох и выдох 4 раза).

3. Вздыхала, лапки поднимала. (руки перед грудью вверх – вдох, вниз – выдох – 8 раз).

4. Удивлялась. (плечи поднять – вдох, опустить – резкий выдох – 8 раз).

5. Себя пожалела. (обнять себя за плечи – резкий вдох носом – 8 раз).

- Не может Жучка сама отыскать косточки, помогите ей, в огороде спрятаны косточки, найдите и назовите около каких предметов косточки(Работа по картине).

- Побежала Жучка в огород помогать. Тянут- потянут, а вытянуть не могут.

- Позвали они тогда … кошку (слайд 9). А кошка в это в доме хозяйничает, смотрит, что в доме плохо лежит ( рассматриваем предметы, разложенные на столе).

Нашла платок из шёлка. Какой платок она нашла? (шёлковый платок)

Нашла шляпу из соломы. Какую шляпу? (соломенную шляпу)

Нашла конфету из шоколада. Какую конфету? (шоколадную конфету)

Нашла ложку из олова. Какую ложку? (оловянную ложку)

Нашла ручку из пластмассы. Какую ручку? (пластмассовую)

Нашла губку из поролона. Какую губку? (поролоновую).

-Услыхала кошка, что её зовут, тогда она из дома … (выбежала), по дорожке … (побежала). Через мостик речку …(перебежала), к огороду …(прибежала), в калитку …(забежала), к деду близко …(подбежала). (слайд 10)

Тянут репку потянут, вытянуть не могут.

-Позвали … мышку ( слайд 11), а мышка бегает в подполе, ищет похожую на себя мышку. Помогите ей найти такую же мышку (слайд 12). (дети называют где такая же мышка, ориентируясь на плоскости – середина, левый верхний угол, правый верхний угол, левый нижний угол, правый нижний угол)

Прибежала мышка в огород, потянули все вместе и вытянули репку

(слайд 13).

4. Итог.

Вот и закончилась сказка. Какой звук нам помогал рассказывать сказку. Интересно сказку рассказывать? А задания выполнять? Какое задание понравилось вам больше?

Вы молодцы, хорошо проговаривали звуки и слова, и поэтому я хочу вас угостить той самой репкой.