Консультация для воспитателей «Становление слоговой структуры слова в онтогенезе»
консультация по логопедии на тему

Ястребова Инна Николаевна

Консультация для воспитателей Тема: «Становление слоговой структуры слова в онтогенезе».

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statovlenie_slog.str-ry.docx16.84 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для воспитателей Тема: «Становление слоговой структуры слова в онтогенезе»

Подготовила: учитель – логопед

Ястребова  И.Н.


Одним из основополагающих принципов, лежащих в основе овладения речью детьми, является принцип развития, согласно которому существуют общие закономерности онтогенеза речи в условиях нормального и аномального развития (Л.С. Выготский). Поэтому при изучении процесса формирования звукослоговой структуры слова у детей с отклонениями речевого развития необходимо учитывать его основные закономерности. Проблема становления слоговой структуры слова у детей с нормальным речевым развитием не раз являлась предметом специального исследования и отражена в работах многих авторов (Е.Н. Винарская, М.Б. Елисеева, А.Н. Гвоздев и др.).

Усвоение ребенком слоговой структуры слова подчинено ряду этапов, успешное прохождение которых, определяет нормальный речевой онтогенез. Подготовительным периодом к развитию всей речи в целом считается доречевой. Период младенческих криков подготавливает голосовой аппарат ребенка к речевой работе, кроме того, в этот период закладывается «базальный компонент в формировании детской речи» - кинестетическая чувствительность, о которой говорил Павлов. К концу периода младенческих криков ребенок постепенно учится воспринимать интонацию обращенной к нему речи [5, с. 80].

Жинкин Н.И. и др. определяют роль способности к интонационному подражательству как решающую в формировании слоговой структуры слова. В период (0,5 - 0,6) происходит качественный скачок в развитии вокализаций ребенка. По данным А.А. Леонтьева, Н.И. Жинкина, Н.Х. Швачкина, в этот период у звуков появляется признак локализации, начинается структурирование слога, поток речи распадается на слоговые кванты, структурный состав которых можно определить как последовательность слогов типа СГ. Н. И. Жинкин отмечает, что в этот период у ребенка формируется физиологический механизм слогообразования, автономный по отношению к другим речевым механизмам [4].

Многочисленные данные фонда детской речи, результаты их анализа и систематизации, позволили выявить ряду исследователей основные закономерности развития речи ребенка от 0-7 лет и объединить их в таблицу [3], в ней наглядно представлен онтогенез речевого развития ребенка в норме. В контексте исследуемой нами проблемы особый интерес представляет развитие языковой компетенции в области фонетики

Началом овладения слоговой структурой слова принято считать конец стадии гуления, когда у ребенка формируется устойчивый слог. В период лепета у ребенка появляется тенденция к редупликации однородных слогов, что приводит к развитию лепетной цепи [7]. Длина такой цепи в 7-8 мес. (период расцвета лепета) составляет от 3 до 5 слогов. Характерной чертой организации лепетных цепочек является открытость слога.

Лепетные цепочки образуются многократным повторением однородных по звуковому составу и по структуре слогов. С возрастом такие цепочки становятся все более разнообразными, происходит «разуподобление» слогов [7].

В период овладения словесной речью ребенок сначала произносит слово, состоящее из 1 слога (бо - больно). Затем ребенок начинает произносить первые двухсложные слова, представляющие собой повторение одного и того же слога бобо - больно).

К 1,3 годам начинается усложнение произнесения слов, т.е. появляются слова из двух разных слогов. А.К. Маркова [6] выявила два направления усложнения произносимого слова:

1) переход от односложных слов к многосложным;

2) переход от слова с одинаковыми слогами к словам с разными слогами.

В период овладения синтаксической стороной речи продолжается развитие слоговой структуры слова. А.К. Маркова установила связь между формированием предложения и развитием слоговой структуры. Ребенок начинает раньше произносить предложения из трех и более слогов, чем трехсложные слова. Появление предложений из четырех и более слогов предшествует возникновению четырехсложных слов. До этого многосложные слова сокращаются. Процесс усвоения слоговой структуры предложения идет очень интенсивно в 2-2,5 года, после 2,5 лет сокращение слогового состава крайне редкое явление.

Исследователи отмечают, что в возрасте от 1 до 2 лет в процессе становления фонематического слуха в речи ребенка в норме могут присутствовать ошибки в воспроизведении слогового состава слов: элизии, упрощение стечений согласных (кластеров), метатезис, добавление гласных в конце слова (тенденция к конечному открытому слогу), типичные и нетипичные замены гласных и согласных. В возрасте от 2 – до 3 лет нормой считаются следующие ошибки [6]:

  • элизия в 4-5 сложных словах, пропуск отдельных согласных (до 2,5 лет);
  • упрощение многих стечений согласных (к 3 годам упрощаются только группы из щелевых согласных);
  • актуальными остаются типичные замены и метатезис.

М.Б. Елисеева, Е.Н. Винарская, А.Н. Гвоздев отмечают, что в онтогенезе овладение слоговой структурой слова происходит постепенно, через ряд закономерно сменяющихся фаз. К 3 – 3,5 годам при условии нормального развития речи все основные трудности слогообразования оказываются преодоленными. С этим же возрастным периодом связано появление так называемого «языкового чутья», когда ребенок способен оценить правильность и выявить дисгармонию не только своего, но и чужого высказывания.

Список литературы:

  1. Винарская Е.Н. Раннее речевое развитие ребенка и проблемы дефектологии. Периодика раннего развития. Эмоциональные предпосылки освоения языка. – М.: Просвещение, 1987
  2. Гвоздев Н.А. Вопросы изучения детской речи. – СПб, 2007.
  3. Елисеева М.Б. Развитие речи ребенка: взгляд лингвиста//Логопед. 2005. №4
  4. Жинкин Н.И. Механизмы речи. - М.: Изд-во АПН РСФСР, 1958
  5. Логопедия: Учеб. для студ. дефектол. фак. пед. высш. учеб. заведений /Под ред. Л.С. Волковой, С.Н. Шаховской – М., 1998.
  6. Маркова А.К. Овладение слоговым составом слова в раннем возрасте// Вопросы психологии №5 – 1969.
  7. Соломатина Г.Н. Онтогенез звуко-слоговой структуры слова в норме.//Практическая психология и логопедия, №3 (14).- 2005.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер-класс для воспитателей: "Коррекция слоговой структуры слова у детей дошкольного возраста"

Мастер-класс для воспитателей: "Коррекция слоговой структуры слова у детей дошкольного возраста"Познакомить педагогов с системой приёмов и методов коррекции нарушений слоговой структуры слова у детей ...

Формирование предпосылок становления слоговой структуры слова.

Представлены варианты игровых упражнений....

Консультация для воспитателей «Нарушение слоговой структуры слова у детей старшего дошкольного возраста и их коррекция с помощью дидактических игр»

Нарушение слоговой структуры слова у детей старшего дошкольного возраста является речевым нарушением   и корректируется  с помощью специальных дидактических игровых приемах.Если в речи ...

Консультации для родителей «Формирование слоговой структуры слова у детей с ОНР, возможные нарушения и пути ее коррекции»

laquo;Формирование слоговой структуры слова у детей с ОНР,возможные нарушения и пути  ее коррекции»  Список используемойлитературы:.1 Агранович З.Е. Логопедическая работа по прео...

Консультация для воспитателей "Формирование слоговой структуры слова у дошкольников с ОНР"

Предложены игровые упражнения для формирвания и развития слоговой структуры словау дошкольников.Эти упражнения рекомендованы воспитателям для занятий с детьми....

Консультация для родителей «Формирование слоговой структуры слова».

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД № 28 «РОДНИЧОК» СТАНИЦЫ НОВОДОНЕЦКОЙ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ВЫСЕЛКОВ...