Применение игровой технологии при формировании навыков словообразования и словоизменения у детей с ОНР на «Кольцах Луллия»
учебно-методическое пособие по логопедии (подготовительная группа) на тему

 Ирина Вячеславовна Буянова

Игровая педагогическая технология-

это организация педагогического процесса в форме различных педагогических игр:

- отбор, разработка, подготовка игр;

- включение детей в игровую деятельность;

- осуществление самостоятельной игры;

- подведение итогов, результатов игровой деятельности.

Скачать:


Предварительный просмотр:

    Применение игровой технологии
при формировании  навыков словообразования и словоизменения у детей с ОНР на «Кольцах Луллия»
                     

«Без игры нет и не может быть полноценного умственного развития .

Игра-это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребёнка вливается живительный поток представлений, понятий окружающего мира. Игра-это искра зажигающая огонёк пытливости и любознательности»                                                                                                                          В.А.Сухомлинский        

Игровая педагогическая технология-

это организация педагогического процесса в форме различных педагогических игр:

- отбор, разработка, подготовка игр;

- включение детей в игровую деятельность;

- осуществление самостоятельной игры;

- подведение итогов, результатов игровой деятельности.

     Проблема речи во всём её видовом разнообразии является актуальной в дошкольном возрасте. На сегодняшний день существует множество методик, технологий, с помощью которых можно корректировать процесс развития речи у детей. Важнейшим условием совершенствования речевой деятельности дошкольников является создание эмоционально благоприятной ситуации, речевой среды способствующей возникновению желания активно развивать свою речь и участвовать в речевом общении. Самая близкая, доступная и увлекательная деятельность дошкольников - игра. Между игрой и речью существует двусторонняя связь: с одной стороны речь ребёнка развивается и активизируется в игре, с другой сама игра совершенствуется под влиянием и обогащением речи.

   В 13 веке французский монах Раймонд Луллий создал логическую машину в виде бумажных кругов. Ее можно прекрасно использовать как средство развития речи у дошкольников. «Кольца Луллия» - это что-то в виде компьютера, только для слов. Простота конструкции позволяет применять ее в детском саду и использовать на разных видах организованной деятельности, ставя разные цели, в зависимости от той работы, которую запланировал педагог.

Варианты игр на «Кольцах Луллия».

   D:\Логопедия\КУРСЫ\курсы 2015\И.В.Опыт работы 2015г\фото игры Кольца Луллия\DSCN0980.JPG D:\Логопедия\КУРСЫ\курсы 2015\И.В.Опыт работы 2015г\фото игры Кольца Луллия\DSCN0981.JPG 

   Первый вариант, представляет собой 2 круга (диска) закреплённые  в футляре для дисков. Круги вырезанные из картона, поделены на 4,6,8 секторов. На раскрытый футляр с кругами накладывается прямоугольник  с  окошком так, чтобы были видны совмещенные картинки.

   Другой вариант изготовления игры, из футляра с одним диском . На крышке футляра с внутренней стороны размещается сюжетная картинка или задание для игры.  

D:\Логопедия\КУРСЫ\курсы 2015\И.В.Опыт работы 2015г\фото игры Кольца Луллия\DSCN0984.JPGD:\Логопедия\КУРСЫ\курсы 2015\И.В.Опыт работы 2015г\фото игры Кольца Луллия\DSCN0986.JPG

 

Варианты зависят от той цели, которую преследует педагог.

  • Это игры с экологическим содержанием; игры на закрепление математических представлений;
  • игры, совершенствующие звуковую сторону речи и обучение грамоте;
  •  игры на формирование лексико-грамматических категорий;
  •  игры на развитие связной речи.

Варианты использования «Колец Лулия» 
на формирование навыков словообразования и словоизменения у детей с ОНР
(лексический материал подбирается соответственно теме и возрасту детей)
                             
Игра «Большой - маленький»

 (словообразование с помощью уменьшительно-ласкательных суффиксов): огурец - огурчик, помидор - помидорчик...
                           
Игра «Один - много»
(образование множественного числа имен существительных): огурец - огурцы, помидор - помидоры...
                           
Игра «Веселый счет»
(согласование числительных 2 и 5 с существительными, употребление слов
один - одна - одно, два – две), одно яблоко, два яблока, три яблока, четыре яблока, пять яблок; один лимон, два лимона ... пять лимонов; одна слива, две сливы ... пять слив.

                           Игра «Назови сок, варенье»

 (образование относительных прилагательных): сок из яблока - яблочный; варенье из яблок - яблочное; сок из груши - ...; варенье из груши - ...; сок из апельсина - ..., варенье из апельсина –

                              Игра «Чья, чей, чьи, чье?»

(употребление притяжательных местоимений). Это чья шапка? - Моя. Это чьи перчатки? - Мои. Это чей шарф? - Мой. Это чье пальто? - Мое.

                                 Игра «У кого кто»

(упражнение в словообразовании).

Единственное число имен существительных: у утки - утенок, у гусыни - ..., у индюшки - ....

Множественное число имен существительных: у утки - утята, у гусыни - ..., у индюшки - ... .

                                    Игра «Пересчет деревьев»
(согласование существительных с числительными): один дуб, два дуба, три дуба, четыре дуба, пять дубов; одна липа, две липы, три липы, четыре липы, пять лип; одно дерево, два дерева, три дерева, четыре дерева, пять деревьев.
                           
Игра «Назови ласково»
(упражнение в словообразовании):
воробей - воробушек, воробьишко; галка - ..., снегирь - ..., синица - ...
                           
Игра «Кому что нужно?»
(употребление винительного падежа существительных): лыжнику нужны лыжи, хоккеисту - ..., фигуристу - ..., саночнику - ....

 

D:\Логопедия\КУРСЫ\курсы 2015\И.В.Опыт работы 2015г\фото игры Кольца Луллия\DSCN0994.JPG  D:\Логопедия\КУРСЫ\курсы 2015\И.В.Опыт работы 2015г\фото игры Кольца Луллия\DSCN0995.JPG


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для воспитателей. Тема: «Применение игровой обучающей ситуации при формировании словаря у детей 5-6 лет»

Консультация для воспитателей по применению  игровой обучающей ситуации при формировании словаря у детей 5-6 лет...

«Применение игровых приемов в развитие музыкально-ритмических способностей детей старшего дошкольного возраста».

Обобщение педагогического опыта «Применение игровых приемов в развитие музыкально-ритмических способностей детей старшего дошкольного возраста»....

"Применение игровой технологии в развитии временных ориентировок у детей 5 - го года жизни"

Именно игровая технология позволяет ребёнку быть самостоятельным, по своему усмотрению общаться со сверстниками, выбирать игрушки и использовать разные предметы, преодолевать те или иные трудности, ло...

Консультация для родителей "Словообразование и словоизменение у детей"

Консультация для родителей "Словообразование и словоизменение у детей"...

Применение игровых педагогических технологий в познавательно-исследовательской деятельности детей дошкольного возраста

В методической разработке дано понятие - педагогические игровые технологии. Описаны типы исследований, доступные дошкольникам, позволяющие им  занять активную исследовательскую позицию. Раскрыты ...

«Применение игровых приемов в развитии музыкально-ритмических способностей детей старшего дошкольного возраста»

Музыкально-ритмическое движение или другими словами танец – есть та форма обучения, которая является и комфортной, и интересной, и дающей возможность самовыражения.Систему музыкально-ритмическог...

Консультация:«Применение игровых приемов в развитии музыкально-ритмических способностей детей старшего дошкольного возраста»

laquo;Самое лучшее, что есть в жизни –это свободное движение под музыку»А. И. Буренина. Музыкально-ритмическое движение или другими словами танец – есть та форма обу...