Консультация:«Применение игровых приемов в развитии музыкально-ритмических способностей детей старшего дошкольного возраста»
консультация по музыке

Шматова Виктория Васильевна

 «Самое лучшее, что есть в жизни –

это свободное движение под музыку»

А. И. Буренина.

 

Музыкально-ритмическое движение или другими словами танец – есть та форма обучения, которая является и комфортной, и интересной, и дающей возможность самовыражения.

Систему музыкально-ритмического воспитания одним из первых разработал в конце XIX в. швейцарский педагог и музыкант Эмиль Жак-Далькроз. Основоположник системы ритмического воспитания увидел в музыкально-ритмических упражнениях универсальное средство развития у детей музыкального слуха, памяти, внимания, выразительных движенийтворческого воображения.

 «Движение под музыку оказывается одним из самых эффективных методов развития музыкальности – методом, основанным на естественной реакции на музыку свойственной любому ребенку» (Л. Кулаковский).

Музыкально-ритмические движения - вид музыкальной деятельности детей (значение, задачи, виды ритмики, содержание программы). Музыкально-ритмические движения являются синтетическим видом деятельности. Поэтому любые движения под музыку развивают и музыкальный слух, и двигательные способности, и те психические процессы, которые лежат в их основе и способствуют эмоциональному и психофизическому развитию детей.

Музыкально-ритмические движения - это активная деятельность, являющаяся отражением характера музыки в движении. Музыкально-ритмические движения включают в себя музыкальные игры, пляски и упражнения. В основе музыкально-ритмического воспитания лежит развитие у детей способности воспринимать музыкальные образы и умения отразить их в движении.

Музыкально-ритмические движения являются синтетическим видом деятельности - это один из видов, в котором содержание музыки, ее характер, образы передаются в движениях. Поэтому любые движения под музыку развивают и музыкальный слух, и двигательные способности, и те психические процессы, которые лежат в их основе и способствуют эмоциональному и психофизическому развитию детей.

В процессе музыкально- ритмических движениях, у детей развиваются музыкальный слух, память, внимание; воспитываются морально-волевые качества – ловкость, точность, быстрота, целеустремленность; вырабатываются такие свойства движения как мягкость, пружинистость, энергичность, пластичность; укрепляется организм ребенка, улучшается осанка. Дети шестого года жизни в своих высказываниях пытаются отметить некоторые связи музыки и движения. Слушая произведение, они могут восстановить в памяти последовательность движений в играх, хороводах, плясках. Ребята чувствуют и передают в движениях повторные, контрастные части музыки, предложения, фразы, если они ясно определенны, симметричны и продолжительны. Появляются двигательная выразительность в передаче музыкально – игровых образов, точность и грациозность в танце. Детям этого возраста свойственны творческие проявления композиции знакомых плясовых движений в новых сочетаниях. Отмечается также более развитое чувство ритма – умение воспроизводить постоянный ритм, выделять акцент, сильную долю, смену темпа.

Видя красоту движения в играх, плясках, танцах, хороводах, стремясь выполнить движения как можно красивее, изящнее, согласовывать их с музыкой, ребенок развивается эстетически, приучается видеть и создавать прекрасное.

Приступая к работе по развитию музыкально-ритмических движений у детей дошкольного возраста, я исходила из того, чтобы дать детям более глубокие знания по разделу музыкально-ритмическое воспитание. Развить положительные качества ребенка, что бы они могли проявить активность, инициативу, находчивость, решительность.

Любая педагогическая система включает в себя цели, задачи, методы, организованные формы детской деятельности и управления воспитательными и дидактическими процессами. Все эти компоненты тесно взаимосвязаны, составляя единый комплекс средств воспитания.

Главная цель – познакомить дошкольников с языком движений и принципами танцевальной композиции, подвести их к овладению выразительной пластикой общения и эмоционального состояния, близкого им по собственному жизненному опыту.

Образовательные задачи развития музыкально-ритмических движений в детском саду:

- формировать умение слушать музыку, понимать ее настроение, характер;

- формировать умение ориентироваться в пространстве;

- формировать навыки основных танцевальных движений:

Воспитательные:

- воспитывать коммуникативные качества у детей, активность и

самостоятельность.

- создавать атмосферу радости детского творчества в сотрудничестве.

Развивающие:

- развивать воображение, фантазию, умение самостоятельно находить свои

оригинальные движения,  

- развивать музыкальный слух и чувство ритма;

- побуждать детей к творчеству.

В процессе обучения используются следующие методы:

• выразительный показ движений, танцевальных композиций - задаёт наглядный образец исполнения, формирует у детей представление о правильном способе выполнения движений;

• словесные пояснения, уточнения - помогают детям осознавать значения, выразительные нюансы движений и в соответствии с этим корректировать своё исполнение;

• образный рассказ - побуждает детей представить какую либо ситуацию, что бы воссоздать её в движениях, и тем самым способствует развитию у них фантазии и воображения;

• слушание музыки и анализ её выразительных особенностей - позволяет осмысливать содержание музыкального произведенияразвивает воображение, побуждает к поиску дополнительных выразительных танцевальных средств.

Музыкально-ритмические навыки усваиваются главным образом в ходе разучивания игр, плясок, хороводов. Однако некоторые из них требуют дополнительных усилий, тренировок, упражнений. Например, надо поупражнять детей в точном исполнении ритмического рисунка, акцента.

Планирование и проведение системы занятий по развитию музыкальных способностей посредством музыкально-ритмической деятельности в старшей группе осуществляю в три этапа.

I этап –   ознакомление детей с новым упражнением, пляской, хороводом или игрой; создание целостного впечатления о музыке и движении.

II этап – углубленное разучивание музыкально – ритмических движений, развитие у детей умений самостоятельно исполнять знакомые упражнения, композиции в целом и отдельные движения.

III этап – закрепление и совершенствование музыкально-ритмических движений, подведение детей к творческой интерпретации музыкального произведения, развитие способности к самовыражению.

Начинаю работу по приобщению детей к музыкально – ритмическим движениям с формирования представления о музыке, о новом движении во взаимосвязи с музыкой. Вместе с воспитанниками прослушиваем музыку, даю первичные сведения о её характере. Затем знакомлю детей с музыкально – ритмическими движениями, соответствующими данной музыке.

Опираясь на способность детей к подражанию в процессе совместной деятельности, даю детям образец исполнения движений. "Вовлекающий показ" (выраже­ние С.Д.Рудневой), помогает детям освоить достаточно сложные двигательные уп­ражнения. Совместное исполнение движений способствует созданию общего приподнятого настроения, единое ритмичное дыхание под музыку регулирует пси­хофизиологические процессы, максимально концентрирует внимание.

Мой показ всегда идет "опережающим", то есть на доли секунды движения опережают музыку. Это необходимо для того, чтобы дети успели "перевести" зрительное восприятие в двигательную реакцию, т.к. им необходимо время для отражения зрительных сигналов, и тогда мышечные ощущения точно совпадут со звучанием музыки. Если такого опережения в показе не происходит, то движения детей все время чуть-чуть запаздывают по отношению к музыке, что затрудняет формирование музыкально-ритмичес­ких умений. Особенность «вовлекающего показа» состоит в «зеркальном» отражении, поскольку дети повторяют все движения автоматически. Благодаря «вовлекающему показу» дети справляются с такими упражнениями, которые они не могли бы выполнить самостоятельно или при фрагментарном показе со словесными объяснениями.

На втором этапе работы мои задачи направлены на развитие самостоятельности детей в ис­полнении композиций и других упражнений. Чтобы дошкольники овладели умением правильно понимать музыку и выполнять движения в соответствии со средствами музыкальной выразительности использую следующие приёмы:

- показ исполнения композиции детьми (выбор ведущих вместо меня (педагога) – по очереди или по желанию);

- показ упражнения словесными жестами, мимикой;

- словесные указания;

- «провокации», то есть специальные мои (педагога) ошибки при показе с целью активизации внимания детей и побуждение к тому, чтобы дети заметили и исправили ошибку.

В процессе выполнения детьми движений в соответствии с темпом, ритмом, динамическими оттенками музыки, постоянно наблюдаю за ними, своевременно исправляю ошибки. В результате происходит овладение старшими дошкольниками музыкально – ритмическими движениями во взаимосвязи с музыкой.  Главными признаками сформированного музыкально-двигательного умения является сознательное выполнение движений в соответствии с характером музыки, качественное выполнение (точность, ритмичность, выразительность).

Третий этап работы направлен на стабилизацию и совершенствование движений во взаимосвязи с музыкой, творческое самовыражение. Это достигается путем самостоятельного выполнения движений, исполнение движений под различную музыку. Степень овладения движением под музыку должна быть доведена до прочного умения. Моя задача заклю­чается в том, чтобы закрепить представления о музыке и движе­нии, поощряя детей самостоятельно выполнять разученные дви­жения, а в дальнейшем применять их в повседневной жизни (под грамзапись, аккомпанемент детских музыкальных инструментов, пение). Поэтому работа на этом этапе направлена на качество исполнения. 

Поэтому, были разработаны и изготовлены пособия:

«Музыкальный кубик», включает в себя 3 игры:

1 игра – на ориентировку в пространстве зала

Игра способствует развитию внимания, быстроты реакции, умению ориентироваться в пространстве, согласованности в движениях,

Задача: быстро и четко сориентироваться по схеме.

На каждой стороне кубика прикреплены схемы построения для детей в музыкальном зале. Ведущий (ребенок) подбрасывает кубик, показывает всем выпавшую сторону, дети делают построение по залу согласно схеме.

2 игра – на развитие ритмического слуха

Игра способствует развитию ритмического слуха и внимания.

Задача: чётко воспроизвести ритм шагами и хлопками.

На каждой стороне кубика прикреплен ритм в виде ножек и ладошек. Ведущий (ребенок) подбрасывает кубик, показывает всем выпавшую сторону, воспроизводит ритм шагами и хлопками, затем ритм воспроизводится всеми детьми вместе.

3 игра - характерно-образные движения животных

Игра способствует развитию умения двигаться в соответствие с образом, упражняет детей в различении музыки разного характера.

Задача: по выпавшей картинке, представить соответствующий образ и передать в движении под музыку.

На каждой стороне кубика прикреплены образы животных. Ведущий (ребенок) подбрасывает кубик, показывает всем выпавшую сторону, под музыку дети воспроизводят образ животного (повадками, ходьбой)

Результативность дидактической игры подтверждается развитие у детей:

-ориентировку в пространстве зала, ритмического слуха, характерно-образных движений.

Картотека дидактических игр на развитие ритмического слуха: «Определи по ритму», «Учитесь танцевать», «Веселые гудки», «Наше путешествие», «Ритмические полоски» и т.д. Ребятам очень нравится во время дидактических игр сочинять сказки, придумывать разные истории о путешествиях, сопровождая истории ритмическими рисунками.

Результатом использования игровых приемов в развитии навыков музыкально-ритмических движений является способность детей к импровизации. У детей совершенствуется исполнение танцевальных движений, они становятся выразительными и пластичными.

Осваивая танцевальные композиции, дети запоминают определённые комбинации чередования движений, при этом стремятся взаимодействовать друг с другом, ориентироваться в пространстве, импровизировать. Для более успешного (быстрого) запоминания танцевальных композиций используются - схемы танца (ИКТ). Импровизируя, дети сами выкладывают схемы танца на фланелеграфе.

Музыкально-ритмическая деятельность детей проходит более успешно, если обучение элементов танцевальных движений осуществляется в сочетании с музыкальными играми и творческими заданиями. Систематическое применение игровых приемов вызывает у детей активный интерес к музыке, к самим заданиям, способствует быстрому овладению детьми музыкальным материалом.

Таким образом, на музыкальных занятиях используются такие игровые приемы:

- «Сапожки». Прием выполняется последовательно. Педагог надевает сапожки на руки и ставит их на пол, сопровождая действия рассказом. Интерес, желание играть побуждают детей старательно выполнить движение.

- «Чик и Брик» «Карандашики» использую для достижения поочерёдного выбрасывания ног на прыжке. Ребятам очень нравится ножками рисовать по полу как карандашиками. Одевать на ноги бантики и представлять, что это птички.

- при разучивании приставного шага помогает прием «Ножницы»

- Игра «карусель» - помогает детям при движении по кругу. Развивает умение следить, чтобы круг всегда был ровным, расстояния между парами были одинаковы.

Главными условиями развития детей на занятиях являются:

- поддержка интереса и желания заниматься;

- сочетание игровых и творческих моментов

-доброжелательная обстановка.

Таким образом, благодаря регулярным  занятиям по развитию музыкально-ритмических движений у детей возросли показатели развитии двигательных качеств и умений, общеразвивающих движений, имитационных движений, ориентировки в пространстве, творческих способностей, нравственно-коммуникативных качеств личности.  

 

 

 

 

 

 

Список использованных источников:

1. А.И. Буренина «Ритмическая мозаика». Программа по ритмической пластике для детей дошкольного и младшего школьного возраста – М.: СПб: ЛОИРО, 2000.

2. А.И.Буренина «Коммуникативные игры» - 2007.

3. Е.В.Горшкова «От жеста к танцу» - М.: Гном и Д, 2002.

4. Н.А.Ветлугина «Музыкальное воспитание в детском саду» – М.: Просвещение, 1981.

5. А.А. Евдотьева методическое и практическое пособие по обучению дошкольников пению и движениям в игровой форме «Учимся петь и танцевать, играя!» Калуга, 2007 г.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл muz_ruk_obobshchenie_opyta_shmatova_v.v.docx27.53 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Центр развития ребенка — детский сад «Сказка»

г. Мичуринска Тамбовской области

Обобщение педагогического опыта

за 2021-2022 учебный год

«Применение игровых приемов в развитии музыкально-ритмических способностей детей старшего дошкольного возраста»

Подготовила:

музыкальный руководитель

Шматова В.В.

г. Мичуринск, 2022

 «Самое лучшее, что есть в жизни –

это свободное движение под музыку»

А. И. Буренина.

Музыкально-ритмическое движение или другими словами танец – есть та форма обучения, которая является и комфортной, и интересной, и дающей возможность самовыражения.

Систему музыкально-ритмического воспитания одним из первых разработал в конце XIX в. швейцарский педагог и музыкант Эмиль Жак-Далькроз. Основоположник системы ритмического воспитания увидел в музыкально-ритмических упражнениях универсальное средство развития у детей музыкального слуха, памяти, внимания, выразительных движенийтворческого воображения.

 «Движение под музыку оказывается одним из самых эффективных методов развития музыкальности – методом, основанным на естественной реакции на музыку свойственной любому ребенку» (Л. Кулаковский).

Музыкально-ритмические движения - вид музыкальной деятельности детей (значение, задачи, виды ритмики, содержание программы). Музыкально-ритмические движения являются синтетическим видом деятельности. Поэтому любые движения под музыку развивают и музыкальный слух, и двигательные способности, и те психические процессы, которые лежат в их основе и способствуют эмоциональному и психофизическому развитию детей.

Музыкально-ритмические движения - это активная деятельность, являющаяся отражением характера музыки в движении. Музыкально-ритмические движения включают в себя музыкальные игры, пляски и упражнения. В основе музыкально-ритмического воспитания лежит развитие у детей способности воспринимать музыкальные образы и умения отразить их в движении.

Музыкально-ритмические движения являются синтетическим видом деятельности - это один из видов, в котором содержание музыки, ее характер, образы передаются в движениях. Поэтому любые движения под музыку развивают и музыкальный слух, и двигательные способности, и те психические процессы, которые лежат в их основе и способствуют эмоциональному и психофизическому развитию детей.

В процессе музыкально- ритмических движениях, у детей развиваются музыкальный слух, память, внимание; воспитываются морально-волевые качества – ловкость, точность, быстрота, целеустремленность; вырабатываются такие свойства движения как мягкость, пружинистость, энергичность, пластичность; укрепляется организм ребенка, улучшается осанка. Дети шестого года жизни в своих высказываниях пытаются отметить некоторые связи музыки и движения. Слушая произведение, они могут восстановить в памяти последовательность движений в играх, хороводах, плясках. Ребята чувствуют и передают в движениях повторные, контрастные части музыки, предложения, фразы, если они ясно определенны, симметричны и продолжительны. Появляются двигательная выразительность в передаче музыкально – игровых образов, точность и грациозность в танце. Детям этого возраста свойственны творческие проявления композиции знакомых плясовых движений в новых сочетаниях. Отмечается также более развитое чувство ритма – умение воспроизводить постоянный ритм, выделять акцент, сильную долю, смену темпа.

Видя красоту движения в играх, плясках, танцах, хороводах, стремясь выполнить движения как можно красивее, изящнее, согласовывать их с музыкой, ребенок развивается эстетически, приучается видеть и создавать прекрасное.

Приступая к работе по развитию музыкально-ритмических движений у детей дошкольного возраста, я исходила из того, чтобы дать детям более глубокие знания по разделу музыкально-ритмическое воспитание. Развить положительные качества ребенка, что бы они могли проявить активность, инициативу, находчивость, решительность.

Любая педагогическая система включает в себя цели, задачи, методы, организованные формы детской деятельности и управления воспитательными и дидактическими процессами. Все эти компоненты тесно взаимосвязаны, составляя единый комплекс средств воспитания.

Главная цель – познакомить дошкольников с языком движений и принципами танцевальной композиции, подвести их к овладению выразительной пластикой общения и эмоционального состояния, близкого им по собственному жизненному опыту.

Образовательные задачи развития музыкально-ритмических движений в детском саду:

- формировать умение слушать музыку, понимать ее настроение, характер;

- формировать умение ориентироваться в пространстве;

- формировать навыки основных танцевальных движений:

Воспитательные:

- воспитывать коммуникативные качества у детей, активность и

самостоятельность.

- создавать атмосферу радости детского творчества в сотрудничестве.

Развивающие:

- развивать воображение, фантазию, умение самостоятельно находить свои

оригинальные движения,  

- развивать музыкальный слух и чувство ритма;

- побуждать детей к творчеству.

В процессе обучения используются следующие методы:

• выразительный показ движений, танцевальных композиций - задаёт наглядный образец исполнения, формирует у детей представление о правильном способе выполнения движений;

• словесные пояснения, уточнения - помогают детям осознавать значения, выразительные нюансы движений и в соответствии с этим корректировать своё исполнение;

• образный рассказ - побуждает детей представить какую либо ситуацию, что бы воссоздать её в движениях, и тем самым способствует развитию у них фантазии и воображения;

• слушание музыки и анализ её выразительных особенностей - позволяет осмысливать содержание музыкального произведенияразвивает воображение, побуждает к поиску дополнительных выразительных танцевальных средств.

Музыкально-ритмические навыки усваиваются главным образом в ходе разучивания игр, плясок, хороводов. Однако некоторые из них требуют дополнительных усилий, тренировок, упражнений. Например, надо поупражнять детей в точном исполнении ритмического рисунка, акцента.

Планирование и проведение системы занятий по развитию музыкальных способностей посредством музыкально-ритмической деятельности в старшей группе осуществляю в три этапа.

I этап –   ознакомление детей с новым упражнением, пляской, хороводом или игрой; создание целостного впечатления о музыке и движении.

II этап – углубленное разучивание музыкально – ритмических движений, развитие у детей умений самостоятельно исполнять знакомые упражнения, композиции в целом и отдельные движения.

III этап – закрепление и совершенствование музыкально-ритмических движений, подведение детей к творческой интерпретации музыкального произведения, развитие способности к самовыражению.

Начинаю работу по приобщению детей к музыкально – ритмическим движениям с формирования представления о музыке, о новом движении во взаимосвязи с музыкой. Вместе с воспитанниками прослушиваем музыку, даю первичные сведения о её характере. Затем знакомлю детей с музыкально – ритмическими движениями, соответствующими данной музыке.

Опираясь на способность детей к подражанию в процессе совместной деятельности, даю детям образец исполнения движений. "Вовлекающий показ" (выражение С.Д.Рудневой), помогает детям освоить достаточно сложные двигательные упражнения. Совместное исполнение движений способствует созданию общего приподнятого настроения, единое ритмичное дыхание под музыку регулирует психофизиологические процессы, максимально концентрирует внимание.

Мой показ всегда идет "опережающим", то есть на доли секунды движения опережают музыку. Это необходимо для того, чтобы дети успели "перевести" зрительное восприятие в двигательную реакцию, т.к. им необходимо время для отражения зрительных сигналов, и тогда мышечные ощущения точно совпадут со звучанием музыки. Если такого опережения в показе не происходит, то движения детей все время чуть-чуть запаздывают по отношению к музыке, что затрудняет формирование музыкально-ритмических умений. Особенность «вовлекающего показа» состоит в «зеркальном» отражении, поскольку дети повторяют все движения автоматически. Благодаря «вовлекающему показу» дети справляются с такими упражнениями, которые они не могли бы выполнить самостоятельно или при фрагментарном показе со словесными объяснениями.

На втором этапе работы мои задачи направлены на развитие самостоятельности детей в исполнении композиций и других упражнений. Чтобы дошкольники овладели умением правильно понимать музыку и выполнять движения в соответствии со средствами музыкальной выразительности использую следующие приёмы:

- показ исполнения композиции детьми (выбор ведущих вместо меня (педагога) – по очереди или по желанию);

- показ упражнения словесными жестами, мимикой;

- словесные указания;

- «провокации», то есть специальные мои (педагога) ошибки при показе с целью активизации внимания детей и побуждение к тому, чтобы дети заметили и исправили ошибку.

В процессе выполнения детьми движений в соответствии с темпом, ритмом, динамическими оттенками музыки, постоянно наблюдаю за ними, своевременно исправляю ошибки. В результате происходит овладение старшими дошкольниками музыкально – ритмическими движениями во взаимосвязи с музыкой.  Главными признаками сформированного музыкально-двигательного умения является сознательное выполнение движений в соответствии с характером музыки, качественное выполнение (точность, ритмичность, выразительность).

Третий этап работы направлен на стабилизацию и совершенствование движений во взаимосвязи с музыкой, творческое самовыражение. Это достигается путем самостоятельного выполнения движений, исполнение движений под различную музыку. Степень овладения движением под музыку должна быть доведена до прочного умения. Моя задача заключается в том, чтобы закрепить представления о музыке и движении, поощряя детей самостоятельно выполнять разученные движения, а в дальнейшем применять их в повседневной жизни (под грамзапись, аккомпанемент детских музыкальных инструментов, пение). Поэтому работа на этом этапе направлена на качество исполнения. 

Поэтому, были разработаны и изготовлены пособия:

«Музыкальный кубик», включает в себя 3 игры:

1 игра – на ориентировку в пространстве зала

Игра способствует развитию внимания, быстроты реакции, умению ориентироваться в пространстве, согласованности в движениях,

Задача: быстро и четко сориентироваться по схеме.

На каждой стороне кубика прикреплены схемы построения для детей в музыкальном зале. Ведущий (ребенок) подбрасывает кубик, показывает всем выпавшую сторону, дети делают построение по залу согласно схеме.

2 игра – на развитие ритмического слуха

Игра способствует развитию ритмического слуха и внимания.

Задача: чётко воспроизвести ритм шагами и хлопками.

На каждой стороне кубика прикреплен ритм в виде ножек и ладошек. Ведущий (ребенок) подбрасывает кубик, показывает всем выпавшую сторону, воспроизводит ритм шагами и хлопками, затем ритм воспроизводится всеми детьми вместе.

3 игра - характерно-образные движения животных

Игра способствует развитию умения двигаться в соответствие с образом, упражняет детей в различении музыки разного характера.

Задача: по выпавшей картинке, представить соответствующий образ и передать в движении под музыку.

На каждой стороне кубика прикреплены образы животных. Ведущий (ребенок) подбрасывает кубик, показывает всем выпавшую сторону, под музыку дети воспроизводят образ животного (повадками, ходьбой)

Результативность дидактической игры подтверждается развитие у детей:

-ориентировку в пространстве зала, ритмического слуха, характерно-образных движений.

Картотека дидактических игр на развитие ритмического слуха: «Определи по ритму», «Учитесь танцевать», «Веселые гудки», «Наше путешествие», «Ритмические полоски» и т.д. Ребятам очень нравится во время дидактических игр сочинять сказки, придумывать разные истории о путешествиях, сопровождая истории ритмическими рисунками.

Результатом использования игровых приемов в развитии навыков музыкально-ритмических движений является способность детей к импровизации. У детей совершенствуется исполнение танцевальных движений, они становятся выразительными и пластичными.

Осваивая танцевальные композиции, дети запоминают определённые комбинации чередования движений, при этом стремятся взаимодействовать друг с другом, ориентироваться в пространстве, импровизировать. Для более успешного (быстрого) запоминания танцевальных композиций используются - схемы танца (ИКТ). Импровизируя, дети сами выкладывают схемы танца на фланелеграфе.

Музыкально-ритмическая деятельность детей проходит более успешно, если обучение элементов танцевальных движений осуществляется в сочетании с музыкальными играми и творческими заданиями. Систематическое применение игровых приемов вызывает у детей активный интерес к музыке, к самим заданиям, способствует быстрому овладению детьми музыкальным материалом.

Таким образом, на музыкальных занятиях используются такие игровые приемы:

- «Сапожки». Прием выполняется последовательно. Педагог надевает сапожки на руки и ставит их на пол, сопровождая действия рассказом. Интерес, желание играть побуждают детей старательно выполнить движение.

- «Чик и Брик» «Карандашики» использую для достижения поочерёдного выбрасывания ног на прыжке. Ребятам очень нравится ножками рисовать по полу как карандашиками. Одевать на ноги бантики и представлять, что это птички.

- при разучивании приставного шага помогает прием «Ножницы»

- Игра «карусель» - помогает детям при движении по кругу. Развивает умение следить, чтобы круг всегда был ровным, расстояния между парами были одинаковы.

Главными условиями развития детей на занятиях являются:

- поддержка интереса и желания заниматься;

- сочетание игровых и творческих моментов

-доброжелательная обстановка.

Таким образом, благодаря регулярным  занятиям по развитию музыкально-ритмических движений у детей возросли показатели развитии двигательных качеств и умений, общеразвивающих движений, имитационных движений, ориентировки в пространстве, творческих способностей, нравственно-коммуникативных качеств личности.  

Список использованных источников:

1. А.И. Буренина «Ритмическая мозаика». Программа по ритмической пластике для детей дошкольного и младшего школьного возраста – М.: СПб: ЛОИРО, 2000.

2. А.И.Буренина «Коммуникативные игры» - 2007.

3. Е.В.Горшкова «От жеста к танцу» - М.: Гном и Д, 2002.

4. Н.А.Ветлугина «Музыкальное воспитание в детском саду» – М.: Просвещение, 1981.

5. А.А. Евдотьева методическое и практическое пособие по обучению дошкольников пению и движениям в игровой форме «Учимся петь и танцевать, играя!» Калуга, 2007 г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доминантное занятие по музыкально-ритмической деятельности для детей старшего дошкольного возраста "Танцевальное путешествие"

Открытое музыкальное занятие, доминирующим видом является музыкально-ритмическая деятельность детей. На занятии используются ритмические игры с детьми, закрепление и расширение знаний детей о танцах и...

Развитие музыкально-ритмических навыков у детей старшего дошкольного возраста

Методика развития музыкально-ритмических навыков у детей старшего дошкольного возраста...

Развитие музыкально-ритмических движений у детей старшего дошкольного возраста»

В настоящее время наблюдается высокая степень заболеваемости детей. Это обусловлено низким уровнем физического развития и физического воспитания детей: слабо развиты мышцы рук...

«Роль воспитателя в развитие музыкально-ритмических движений с детьми старшего дошкольного возраста»

Музыкально-ритмическая деятельность детей - яркий, эмоциональный путь передачи музыкально-эстетических переживаний....