Развитие музыкально-ритмических движений у детей старшего дошкольного возраста через хореографию
материал по музыке

Штукатурова Мария Александровна

Обобщение опыта

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл obobshchenie_opyta_raboty.docx24.8 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

ОБОБЩЕНИЕ ОПЫТА РАБОТЫ

«Развитие музыкально – ритмических движений у детей старшего дошкольного возраста через хореографию»

Автор:

Музыкальный руководитель

Штукатурова Мария Александровна

Пояснительная записка

Основными направлениями в деятельности образовательного учреждения являются: физическое, социально – нравственное, познавательно – речевое и художественно – эстетическое. Поэтому система музыкального воспитания детей в дошкольном образовании предполагает не только интенсивное развитие музыкальных способностей ребенка, но и развитие данных направлений. Одной из тем моей профессиональной деятельности является «Развитие музыкально – ритмических движений у детей старшего дошкольного возраста через хореографию! А хореографическому искусству отводится важная роль в эстетическом воспитании подрастающего поколения. В настоящее время оно приобретает все большее значение, так как является массовым, доступным для всех. Предмет хореография способствует гармоничному развитию детей, учит их красоте и выразительности движений, формирует их фигуру, развивает физическую силу, выносливость, ловкость и смелость.

Цель моей работы: развивать музыкальность, тонкость восприятия, творческую активность воспитанников средствами музыки и ритмических движений

 Я ставлю своей задачей привить детям любовь к танцу, развить чувство ритма, эмоциональную отзывчивость на музыку, танцевальную выразительность, координацию движений, ориентировку в пространстве; воспитать художественный вкус, интересы.

  • Практический ориентированный раздел.

Я поставила перед собой задачу увлечь детей, впечатлить их, развить способности, но вместе с тем и соблюдать технику безопасности, режим труда и отдыха. Танец таит в себе огромное богатство для успешного художественно – нравственного воспитания, он сочетает в себе не только эмоциональную сторону искусства, приносит радость, как исполнителю, так и зрителю. Поэтому в проведение праздничных мероприятий МБДОУ включаю танцы с элементами хореографию. Музыку использую разную: классику, джазовую музыку, музыку из кинофильмов, детские современные песни.

  • Информационный раздел.

 Дети получают знания в области танцевального искусства, знакомятся с предметом хореографии, некоторыми движениями, учатся пониманию языка танца в сочетании с музыкой, знакомятся с некоторыми жанрами хореографического искусства. На своих занятиях я использую интерактивную доску, где показываю детям выступления детских хореографических коллективов и материал по теме хореографии.

  • Творческий раздел

Здесь я поставила цель раскрыть творческий потенциал ребенка, дать возможность детям самостоятельно фантазировать и разрабатывать новые танцевальные движения и сюжеты: знания, навыки, полученные на занятиях, дети не просто копируют, а варьируют, проявляя фантазию и свое видение образа. Особенно нравятся детям игры – превращения, где они могут дать полную волю фантазии, например: «Деревянные и тряпичные куклы», «Паровозики», «Кошка выпускает когти», «Воробьи и журавушка» и т.д.. На своих занятиях и на праздниках очень часто использую загадки, они развивают сообразительность, наблюдательность и находчивость. А небылицы развивают мышление, воображение и чувство юмора, одновременно снимая напряжение у детей, закомплексованных в общении. Свою работу по развитию музыкально – ритмических движений через хореографию реализую на музыкальных занятиях, праздниках, концертах, которые проходят в МБДОУ для сотрудников нашего детского сада и родителей. В своей работе опираюсь на программы: Кореневой Т.Ф. «Музыкально – ритмические движения для детей дошкольного и младшего школьного возраста», С.Л.Слуцкой «Танцевальная мозаика»; Е.В.Горшковой «От жеста к танцу». Эти программы определяют новые ориентиры в развитии музыкально – ритмических движений детей, трактуя ритмику, как умение слушать и «пропевать» музыку в движении. Они нацелены на глубокое восприятие музыки, умение ее пережить и прочувствовать. В музыкальной деятельности знакомлю детей со следующими видами танцев: использую элементы основ классического танца, элементы бального танца, знакомлю с особенностями русского хоровода, использую элементы народно – сценического танца, знакомлю с элементами современного танца. Танец является таким видом художественной деятельности, который помогает в формировании и развитии детского творчества, является важнейшим средством гармоничного сочетания умственного и физического развития детей, воспитания у них нравственной чистоты и эстетического отношения к жизни и искусству. Чтобы обучение носило развивающий характер, создаю впечатление новизны при помощи разнообразия сочетаний танцевальных движений, это развивает творческую фантазию детей. Провожу занятия в нетрадиционной форме, использую подвижные игры для постановки танца, игровые песни, игры – превращения. Педагогический  процесс  строю во всех возрастных группах по принципу усложнения, что позволяет ребенку перейти от восприятия к сопереживанию, к воображению, к творчеству. В составленные мной сценарии активно включаю придуманные танцы разного характера. Это вносит разнообразие в праздники и развлечения. Очень тесно работаю с воспитателями. Интегрированные занятия включают ребенка в творческий процесс, продуктом которого являются рисунки, пластика движения, игровое творчество. Мною были подготовлены следующие мероприятия:

  • Доклад «Музыкально-ритмическая деятельность как одна из основ  развития творчества детей в детском саду».
  • Беседа с воспитателями «Роль танца в жизни детей дошкольного возраста»
  • Творческий отчет «Какие танцы бывают?»
  • Разработаны авторские танцы.

Привлекаю к своей работе родителей. Они с удовольствием помогают в оформлении музыкального зала, пошиве детских костюмов, принимают участие в праздничных мероприятиях (аттракционы, конкурсы, соревнования.)

Формы совместной деятельности.

№ п/п

Формы сотрудничества

Сроки

Методы совместной деятельности

I

Знакомство с семьей

Сентябрь, октябрь

анкетирование

II

Информирование родителей о ходе образовательного процесса

В течение года

Консультации, родительские встречи, индивидуальные беседы

III

Создание наглядно –  педагогической информации

поквартально

Информационный музыкальный стенд, папки ширмы - передвижки

IV

Совместная деятельность МБДОУ и родителей

В течение года

Совместные праздники и развлечения в МБДОУ, открытые занятия для родителей, помощь родителей в изготовлении костюмов, атрибутов и т.д.

V

Совместная деятельность по созданию предметно – музыкальной среды в семье

По мере необходимости

Консультации по приобретению детских музыкальных инструментов, прослушивание дома аудиозаписи классической и народной музыки, пропаганда посещения детских музыкальных театров, концертов.

VI

Тесная связь МБДОУ и социума

В течение года

Знакомство родителей с возможностями учреждений дополнительного музыкального образования (танцевальные кружки, хоровые студии, музыкальные школы).

Основываясь на своем опыте могу сказать, что умение красиво двигаться, танцевать, понимать и чувствовать музыку одновременно формирует и развивает эстетический вкус и идеал. Создание эстетических ценностей по законам красоты в искусстве и вне  его (в быту, труде, поведении, поступках), необходимых во многих профессиях. При разработке системы музыкальной деятельности и развития музыкального образования дошкольников в МБДОУ, я опираюсь на методические разработки и новейшие рекомендации ведущих педагогов дошкольного образования. Это О.П.Радынова – программа «Музыкальные шедевры». Ее цель – формирование основ музыкальной культуры детей. Использование данной технологии помогает мне систематизировать знания в музыкальной классической культуре, учитывать формы и методы работы, основываясь на индивидуальные особенности детей. С.Л.Слуцкая – «Танцевальная мозаика». Ее цель – влияние основ хореографии на процесс развития детей. Е.В.Горшкова «От жеста к танцу». Эта программа дает положительный эффект развития у детей творчества в танце. Второй год я веду кружок по ритмике. О своей педагогической деятельности в этой области я подробно изложила в пункте – кружок «Танцуем весело». Непосредственная образовательная деятельность в МБДОУ проводится 2 раза в неделю. В своей работе использую вариативные типы музыкальных занятий:

  • Типовые
  • Тематические
  • Комплексные (с различными видами искусств)
  • Интегрированные (другие области воспитания)

Для того, чтобы дети получили стабильные показатели музыкального образования с ними проводится большая музыкально – образовательная работа в детском саду. Результатом этой работы является выступление детей на музыкальных праздниках, театрализованных представлениях, постановках музыкальных сказок МБДОУ. Наши дошкольники участвуют в тематических декадах МБДОУ.

2015г. Декада «Тематические дни». Разработала тематические музыкальные занятия.

2016г. Декада «Самая красивая елочка», где был проведен конкурс среди родителей на лучшую елку из различного материала. На новогоднем утреннике были отмечены те родители, которые наиболее активно участвовали в конкурсе, им вручили призы.

2017г. Разработала материал в виде концерта (сценарий, танцы) собственного сочинения на «Россия- Родина моя». В МБДОУ организуются дни открытых дверей, фотовыставки, конкурсы, праздничные мероприятия. Музыкальные занятия способствуют расширению знаний, закреплению навыков во всех видах музыкально – образовательной деятельности. Участие дошкольников в музыкальной жизни детского сада вводит ребенка в мир музыкального искусства и художественной культуры в целом. Я стараюсь учить детей любить и понимать музыку. Любить – значит испытывать потребность в общении с ней, переживать радость, волнение, печаль, слушая ее. Понимать – значит воспринимать ее сознательно, отдавая себе отчет в ее содержании.

2017г. Декада экологическое воспитание. МБДОУ участвовал в экологическом городском конкурсе «Зеленый росток». Мною было разработано и показано музыкально – экологическое развлечение «Путешествие капельки». Разработаны музыкально – экологические занятия:

  • «Чудо – вода»
  • «Кап, кап, Капитошка»
  • «Вода, вода, ты всем нужна»
  • «Путешествие капельки»

2017г. Декада «Педагогические проекты». Разработала педагогический проект «Деревянные ложки, постучите – ка немножко». Моя задача развить музыкальный вкус ребенка, эмоциональную отзывчивость на музыку. Ведь все это в целом создает фундамент музыкальной культуры человека как части его общей духовной культуры в будущем. Поэтому я стремлюсь сделать свои праздники занятия и развлечения интересными, чтобы каждый ребенок мог блеснуть по – своему, показать свой талант. Ведь не талантливых детей просто не бывает.

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер-класс на тему:«Развитие основных танцевальных движений у детей старшего дошкольного возраста»

Презентация  музыкального  руководителя  на  тему: "Развитие основных  танцевальных  движений у  детей  старшего  дошкольного  возраста" с...

Опыт работы по теме: «Развитие социально – коммуникативных навыков у детей старшего дошкольного возраста через театрализованную деятельность»

Опыт работы по теме: «Развитие социально – коммуникативных навыков у детей старшего дошкольного возраста через театрализованную деятельность»...

Музыкально - ритмическое занятие "Дискотека" для детей старшего дошкольного возраста

Данное музыкально - ритмическое занятие направлено на закрепление знаний и навыков исполнения песенного и ритмического материала. В пении и двидении дети учатся передавать образ и характер музыкальных...

План работы по самообразованию «Развитие элементарных математических представлений у детей старшего дошкольного возраста через игровую деятельность» на 2018-2019 уч. год. Старшая группа «Ромашка»

laquo;Формирование элементарных математических представлений у дошкольников» входит в образовательную область «Познавательное развитие», содержание которой предполагает развитие инт...

Тема: «Развитие инициативы и самостоятельности у детей старшего дошкольного возраста через волонтерское движение в детском саду»

5 декабря в России ежегодно отмечается День волонтер, в этот день каждый, кто считает себя волонтером, стремится сделать доброе дело, помочь ближнему. Волонтёрство, как технология предполагает ра...