Главные вкладки

    «Применение игровых приемов в развитие музыкально-ритмических способностей детей старшего дошкольного возраста».
    материал на тему

    Катряева Ирина Вадимовна

    Обобщение педагогического опыта «Применение игровых приемов в развитие музыкально-ритмических способностей детей старшего дошкольного возраста».

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл obobshchenie_pedagogicheskogo_opyta.docx23.67 КБ

    Предварительный просмотр:

    Катряева Ирина Вадимовна

    Музыкальный руководитель  МБДОУ «Детский сад №103 «Теремок» г. Нижний Новгород

    Обобщение педагогического опыта «Применение игровых приемов в развитие музыкально-ритмических способностей детей старшего дошкольного возраста».

    Музыкально-ритмическое движение или другими словами танец – есть та форма обучения, которая является и комфортной, и интересной, и дающей возможность самовыражения.

    Ключевые слова: музыкально-ритмическое развитие, музыкально-ритмический слух, движение под музыку.

    Систему музыкально-ритмического воспитания одним из первых разработал в конце XIX в. швейцарский педагог и музыкант Эмиль Жак-Далькроз. Над созданием современной системы музыкально-ритмического воспитания работали многие музыканты, педагоги, психологи, методисты, музыкальные руководители дошкольных учреждений. Ведущее место среди них принадлежит Н.Г. Александровой, а также ее ученикам и последователям - Е.В. Коноровой, Н.П. Збруевой, В.И. Гринер, Н.Е. Кизевальтер, М.А. Румер. Учитывая потребность ребенка в движении, вызываемую ростом организма, они стремились к формированию его моторики и главное - к всестороннему развитию посредством органического сочетания движений с музыкальным звучанием.

    Наблюдая ритмичность движения в природе и в трудовых процессах, изучая законы жизни, ученые-физиологи, ученые-врачи обращают внимание на вопросы использования музыки в сочетании с движением в лечебных целях. «Движение под музыку оказывается одним из самых эффективных методов развития музыкальности – методом, основанным на естественной реакции на музыку свойственной любому ребенку» (Л. Кулаковский).

    Музыкально-ритмические движения- вид музыкальной деятельности детей (значение, задачи, виды ритмики, содержание программы). Музыкально-ритмические движения являются синтетическим видом деятельности. Поэтому любые движения под музыку развивают и музыкальный слух, и двигательные способности, и те психические процессы, которые лежат в их основе и способствуют эмоциональному и психофизическому развитию детей.

    Музыкально-ритмические движения - это активная деятельность, являющаяся отражением характера музыки в движении. Музыкально-ритмические движения включают в себя музыкальные игры, пляски и упражнения. В основе музыкально-ритмического воспитания лежит развитие у детей способности воспринимать музыкальные образы и умения отразить их в движении.

    Музыкально-ритмические движения - являются синтетическим видом деятельности - это один из видов, в котором содержание музыки, ее характер, образы передаются в движениях. Поэтому любые движения под музыку развивают и музыкальный слух, и двигательные способности, и те психические процессы, которые лежат в их основе и способствуют эмоциональному и психофизическому развитию детей.

    В дошкольном возрасте к показателям развитости ритмического слуха относятся выразительность движений, их соответствие характеру и ритму музыки. Воспитывая у детей чувство ритма, педагог повышает рациональную организацию движений, их работоспособность в быстром овладении двигательными навыками и умениями, представляющими составную часть и физического совершенствования.В процессе занятий музыкально- ритмическими движениями у детей развиваются музыкальный слух, память, внимание; воспитываются морально-волевые качества – ловкость, точность, быстрота, целеустремленность; вырабатываются такие свойства движения как мягкость, пружинистость, энергичность, пластичность; укрепляется организм ребенка, улучшается осанка. Музыкальный ритм способствует упорядочению движений и облегчает владение ими. При правильном отборе музыкально-ритмические движения укрепляют сердечные мышцы, улучшают кровообращение, дыхательные процессы, развивают мускулатуру.

    Дети шестого года жизни в своих высказываниях пытаются отметить некоторые связи музыки и движения. Слушая произведение, они могут восстановить в памяти последовательность движений в играх, хороводах, плясках. Ребята чувствуют и передают в движениях повторные, контрастные части музыки, предложения, фразы, если они ясно определенны, симметричны и продолжительны. Появляются двигательная выразительность в передаче музыкально – игровых образов, точность и грациозность в танце. Детям этого возраста свойственны творческие проявления композиции знакомых плясовых движений в новых сочетаниях. Отмечается также более развитое чувство ритма – умение воспроизводить постоянный ритм, выделять акцент, сильную долю, смену темпа.

    Дети, которые приходят в детский сад обладают различным музыкальным опытом, различными задатками и различной музыкальной восприимчивостью. В качестве исходного положения нужно считать, что музыкальный слух (в том числе и ритмический) любого ребенка можно развить. К показателям развитости ритмического слуха относятся выразительность движений, их соответствие характеру и ритму музыки. Дети 5 лет уже могут выполнять задания на воспроизведение ритмического рисунка мелодии в хлопках, притопах, на музыкальных инструментах.

      Видя красоту движения в играх, плясках, танцах, хороводах, стремясь выполнить движения как можно красивее, изящнее, согласовывать из с музыкой, ребенок развивается эстетически, приучается видеть и создавать прекрасное.

    Актуальность:

    Приступая к работе по проблеме развития музыкально-ритмических движений у детей дошкольного возраста, я исходила из того, чтобы дать детям более глубокие знания по разделу музыкально-ритмическое воспитание. Развить положительные качества ребенка, что бы они могли проявить активность, инициативу, находчивость, решительность.

    Образовательные задачи развития музыкально-ритмических движений в детском саду:

    - Формировать умение слушать музыку, понимать ее настроение, характер;

    - Формировать умение ориентироваться в пространстве;

    - Формировать навыки основных танцевальных движений:

    Воспитательные:

     - Воспитывать коммуникативные качества у детей, активность и

    самостоятельность.

    - Создавать атмосферу радости детского творчества в сотрудничестве.

    Развивающие:

     - Развивать воображение, фантазию, умение самостоятельно находить свои

    оригинальные движения,  

    - Развивать музыкальный слух и чувство ритма;

     - Побуждать детей к творчеству.

     Музыкально-ритмические навыки усваиваются главным образом в ходе разучивания игр, плясок, хороводов. Однако некоторые из них требуют дополнительных усилий, тренировок, упражнений. Например, надо поупражнять детей в точном исполнении ритмического рисунка, акцента. 

    Поэтому, разработала и изготовила пособия:

    - «музыкальный кубик», включает в себя 3 игры:

    1 игра – на ориентировку в пространстве зала

    Игра способствует развитию внимания, быстроты реакции, умению ориентироваться в пространстве, согласованности в движениях,

    Задача: быстро и четко с ориентироваться по схеме.

    На каждой стороне кубика прикреплены схемы построения для детей в музыкальном зале. Ведущий (ребенок) подбрасывает кубик, показывает всем выпавшую сторону, дети делают построение по залу согласно схеме.

    2 игра – на развитие ритмического слуха

    Игра способствует развитию  ритмического слуха  и внимания.

    Задача: чётко воспроизвести ритм шагами и хлопками.

    На каждой стороне кубика прикреплен ритм в виде ножек и ладошек. Ведущий (ребенок ) подбрасывает кубик, показывает всем выпавшую сторону, воспроизводит ритм шагами и хлопками, затем ритм воспроизводится всеми детьми вместе.

    3 игра - характерно-образные движения животных

    Игра способствует развитию умения двигаться в соответствие с образом, упражняет детей в различении музыки разного характера.

    Задача: по выпавшей картинке, представить соответствующий образ и передать в движении под музыку.

    На каждой стороне кубика прикреплены образы животных. Ведущий (ребенок ) подбрасывает кубик, показывает всем выпавшую сторону, под музыку дети воспроизводят образ животного (повадками, ходьбой)

    Результативность дидактической игры подтверждается развитие у детей:

    ориентировку в пространстве зала, ритмического слуха, характерно-образных движений.

    - «ритмический паровоз» , помогает развивать ритмический слух и внимание.

    «К нам приехал паровоз.

    Что в вагончиках привез?

    Как вагончики все сложишь,

    Ритм прохлопать сам ты сможешь!»

     - подобрала картотеку дидактических игр на развитие ритмического слуха: «Определи по ритму», «Учитесь танцевать», «Веселые гудки», «Наше путешествие», «Ритмические полоски» и т.д. Ребятам очень нравится во время дидактических игр сочинять сказки, придумывать разные истории о путешествиях, сопровождая истории ритмическими рисунками.

    Результатом использования игровых приемов в развитии навыков музыкально-ритмических движений является способность детей к импровизации. У детей совершенствуется исполнение танцевальных движений, они становятся выразительными и пластичными.

    Осваивая танцевальные композиции, дети запоминают определённые комбинации чередования движений, при этом стремятся взаимодействовать друг с другом, ориентироваться в пространстве, импровизировать. Для более успешного (быстрого) запоминания танцевальных композиций использую:

    - схемы танца (ИКТ).

    Импровизируя  дети сами выкладывают схемы танца на фланелеграфе.

    Музыкально-ритмическая деятельность детей проходит более успешно, если обучение элементов танцевальных движений осуществляется в сочетании с музыкальными играми и творческими заданиями. Систематическое применение игровых приемов вызывает у детей активный интерес к музыке, к самим заданиям, способствует быстрому овладению детьми музыкальным материалом.

    Таким образом, на музыкальных занятиях я использую такие игровые приемы:

    -  «Сапожки».  Прием выполняется последовательно. Педагог надевает сапожки на руки и ставит их на пол, сопровождая действия рассказом. Интерес, желание играть побуждают детей старательно выполнить движение.

    -  «Чик и Брик» «Карандашики» использую для достижения поочерёдного выбрасывания ног на прыжке. Ребятам очень нравится ножками рисовать по полу как карандашиками. Одевать на ноги бантики и представлять, что это птички.

    -  при разучивании приставного шага помогает прием «Ножницы»

    -  Игра «карусель» - помогает детям при движении по кругу. Развивает умение следить чтобы круг всегда был ровным, расстояния между парами были одинаковы.

     Главными условиями развития детей на занятиях  являются:

    - поддержка интереса и желания заниматься;

    - сочетание игровых и творческих моментов

     -доброжелательная обстановка.

     Таким образом, благодаря регулярным   занятиям  по  развитию музыкально-ритмических движений у детей возросли показатели развитии  двигательных качеств  и  умений,  общеразвивающих  движений,  имитационных движений, ориентировки  в  пространстве,  творческих  способностей,   нравственно-коммуникативных  качеств  личности.  

    «Ссылки на источники»

     А.И. Буренина «Ритмическая мозаика». Программа по ритмической пластике для детей  дошкольного и младшего школьного возраста – М.: СПб: ЛОИРО, 2000.

    -А.И.Буренина «Коммуникативные игры» - 2007.

    - Е.В.Горшкова «От жеста к танцу» - М.: Гном и Д, 2002.

    Н.А.Ветлугина «Музыкальное воспитание в детском саду» – М.: Просвещение, 1981.

    А.А. Евдотьева методическое и практическое пособие по обучению дошкольников пению и движениям в игровой форме «Учимся петь и танцевать, играя!» Калуга, 2007 г.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Доминантное занятие по музыкально-ритмической деятельности для детей старшего дошкольного возраста "Танцевальное путешествие"

    Открытое музыкальное занятие, доминирующим видом является музыкально-ритмическая деятельность детей. На занятии используются ритмические игры с детьми, закрепление и расширение знаний детей о танцах и...

    Конспект непосредственно-образовательной деятельности «В гости к осени». (музыкально-ритмическое занятие для детей старшего дошкольного возраста).

    Конспект непосредственно-образовательной деятельности «В гости к осени». (музыкально-ритмическое занятие  для детей старшего дошкольного возраста). Цель:Развитие двигательной сферы детей, фо...

    Развитие музыкально-ритмических навыков у детей старшего дошкольного возраста

    Методика развития музыкально-ритмических навыков у детей старшего дошкольного возраста...

    Развитие музыкально-ритмических движений у детей старшего дошкольного возраста»

    В настоящее время наблюдается высокая степень заболеваемости детей. Это обусловлено низким уровнем физического развития и физического воспитания детей: слабо развиты мышцы рук...

    «Роль воспитателя в развитие музыкально-ритмических движений с детьми старшего дошкольного возраста»

    Музыкально-ритмическая деятельность детей - яркий, эмоциональный путь передачи музыкально-эстетических переживаний....