Логопедические занятия с детьми от рождения до 5 мес.
план-конспект занятия по логопедии на тему

Виноградова Ольга Юрьевна
Эта подборка занятий будет полезна не только специалистам работающим с детьми младенческого возраста, но и родителям, воспитателям, медицинскому персоналу.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon logopedicheskie_zanyatiya_s_detmi_ot_rozhdeniya_do_5_mes.doc232.5 КБ

Предварительный просмотр:

Возраст : от рождения до 1 месяца

Основные задачи:

  1. Способствовать установлению первых контактов с окружающим миром.
  2. Развивать направленные на объекты действия, зрительные и слуховые ориентировочные реакции, их взаимодействие.
  3. Развивать координированные движения глаз (бинокулярное зрение).

1неделя

1. «Свет из окна»

Цель. Активизировать реакцию поворота головы в сторону источника света. Учить следить за движущимся предметом, фиксировать взгляд на неподвижном предмете: побуждать реагировать на звук, например, голос взрослого. Создавать ситуации, развивающие зрительные и слуховые ориентировочные реакции.

Материал. Не слишком яркий источник света (свет из окна).

Ход занятия. Меняя местоположение ребенка по отношению к источнику света, а затем место источника света по отношению к лежащему на спине ребенку, взрослый, сопровождая свои действия словами, побуждает его поворачивать голову к свету.

2. Рассматривание движущихся одноцветных предметов

Цель: формировать зрительную и двигательную активность младенца. Учить ребенка взглядом прослеживать за движущейся игрушкой вверх, вниз, вправо и влево.

Дидактический материал:пластмассовые кольца диаметром 5—7 см красного, оранжевого, желтого, зеленого и синего цвета, которые насаживаются на стержень длиной 60—70 см .

Ход. Положите малыша на спину и на расстоянии 60—70 см от центра его лица показывайте кольцо, слегка его покачивая. Частота колебания— примерно два раза в секунду. Задача взрослого — привлечь взгляд младенца к перемещаемому предмету. Начинайте перемещать игрушку только убедившись, что малыш ее увидел, т. е. задержал взгляд на колеблющемся предмете.

Как только это произойдет, можно, слегка покачивая кольцо, перемещать его вправо, влево, приближая к малышу на расстояние 20—30 см и удаляя от него на расстояние вытянутой руки. Внимание! После перемещения кольца вправо верните его и исходное положение, а затем перемещайте влево и т.д.

3. Удерживание головки

Цель: развивать умение поднимать и удерживать голову лежа на животе.

Ход занятия: ребенок находится на пеленальном столе. Взрослый выкладывает ребенка на живот. Для этого она берет лежащего на спине ребенка под лопатки, и переворачивает его себе на правое предплечье. Левой рукой быстро подхватывает ножки ребенка, опускает его на стол и, как только ребенок коснется стола ногами, переводит свою левую руку к голове ребенка, и поддерживает голову, чтобы он не стукнулся лбом. Затем освобождает правую руку, и поправляет ею ручки ребенка.

Для переворачивания ребенка обратно на спинку взрослый берет его под грудь, переворачивает лицом кверху на правую вытянутую руку, быстро левой рукой подхватывает ножки ребенка и плавно опускает на стол. Как только ребенок прикоснулся к столу ягодицами, левую руку переносит к затылку ребенка, и тихонько опускает на стол, освобождая правую руку

2 неделя

1. Рассматривание движущихся одноцветных предметов

Цель: продолжать формировать зрительную и двигательную активность младенца. Учить взглядом прослеживать ребенка за движущейся игрушкой вверх, вниз, вправо и влево.

Дидактический материал: пластмассовые кольца диаметром 5—7 см красного, оранжевого, желтого, зеленого и синего цвета, которые насаживаются на стержень длиной 60—70 см .

Ход. Положите малыша на спину и на расстоянии 60—70 см от центра его лица показывайте кольцо, слегка его покачивая. Частота колебания— примерно два раза в секунду. Начинайте перемещать игрушку только убедившись, что малыш ее увидел, т. е. задержал взгляд на колеблющемся предмете. Как только это произойдет, можно, слегка покачивая кольцо, перемещать его вправо, влево, вверх, вниз, приближая к малышу на расстояние 20—30 см и удаляя от него на расстояние вытянутой руки.

Внимание! После перемещения кольца вправо верните его и исходное положение, а затем перемещайте влево и т.д.

Кольцо перемещают медленно и плавно, чтобы ребенок успевал следить за ним.

2. «Бубен, играй!»

Цель. Активизировать реакцию поворота головы в сторону источника звука. Учить следить за движущимся предметом, фиксировать взгляд на неподвижном предмете: побуждать реагировать на звук. Создавать ситуации, развивающие зрительные и слуховые ориентировочные реакции.

Материал. Бубен.

Ход занятия. Слева, а затем справа от лежащего на спине ребенка на расстоянии 25—50 см не очень громко ударяют 2—3 раза в бубен, вызывая двигательную реакцию на звук. Чтобы найти оптимальное расстояние для возникновения слуховых ориентировочных реакций, в процессе занятия следует изменять силу звуковых воздействий и расстояние между источниками звука и ребенком: сокращать его с 50 до 25 см, если в этом есть необходимость. После 3—4 повторений и возникновения у ребенка реакции на звук надо показать предмет, издающий его, в движении, чтобы вызвать реакцию слежения глазами.

3. Удерживание головки

Цель: развивать умение поднимать и удерживать голову лежа на животе.

Ход занятия: ребенок находится на пеленальном столе. Взрослый выкладывает ребенка на живот. Для этого она берет лежащего на спине ребенка под лопатки, и переворачивает его себе на правое предплечье. Левой рукой быстро подхватывает ножки ребенка, опускает его на стол и, как только ребенок коснется стола ногами, переводит свою левую руку к голове ребенка, и поддерживает голову, чтобы он не стукнулся лбом. Затем освобождает правую руку, и поправляет ею ручки ребенка.

Для переворачивания ребенка обратно на спинку взрослый берет его под грудь, переворачивает лицом кверху на правую вытянутую руку, быстро левой рукой подхватывает ножки ребенка и плавно опускает на стол. Как только ребенок прикоснулся к столу ягодицами, левую руку переносит к затылку ребенка, и тихонько опускает на стол, освобождая правую руку

3 неделя

1. «Рассматривание погремушек»

Цель: развивать зрительную, двигательную и слуховую активность ребенка, приучая его рассматривать высоко подвешенные игрушки.

Дидактический материал: одна новая, разноцветная погремушка- подвеска

Ход. Над ребенком, лежащим на спине, подвешивают новую погремушку-гирлянду (расстояние от груди малыша до игрушки — 60—70 см).

Взрослый покачивает новую погремушку, привлекая к ней внимание малыша. Заметив игрушку, малыш обычно широко открывает глаза, на несколько секунд затихает, а затем радостно вскидывает руки вверх, задевая низко размещенную старую подвеску.

2. «Отыскивание колокольчика по звуку»

Цель: продолжать формировать у ребенка слуховую, зрительную и двигательную активность.

Дидактический материал: небольшой колокольчик (высота— 5—7 см) с мягким, мелодичным звуком.

Ход. Положите ребенка на спину и отойдите в сторону, чтобы он вас не видел. Позвоните колокольчиком, но только недолго и негромко. Сделайте два-три колебательных движения рукой, потом дайте звуку затихнуть. Посмотрите на малыша — он затих, прислушивается к звуку колокольчика. Еще раз позвоните колокольчиком, и после того, как малыш затихнет, а звук угаснет, покажите его ребенку, позванивая.

Каждый раз звук колокольчика должен угаснуть, прежде чем будет воспроизведен снова. Нельзя подносить колокольчик слишком близко к глазам малыша. Нужно держать его на расстоянии 60—70 см над грудью ребенка.

Затем привяжите колокольчик к леске на указанной ранее высоте и передвигайте его вправо, заглушив звук. Отодвинув колокольчик на 80—100 см от центра лески, слегка позвоните им, чтобы вызвать у ребенка поисковые движения глаз, поворот головы в разные стороны.

Так же беззвучно колокольчик перемещают влево. Взрослый стимулирует поисковые действия ребенка

3. «Удерживание головки»

Цель: развивать умение поднимать и удерживать голову лежа на животе.

Ход занятия: ребенок находится на пеленальном столе. Взрослый выкладывает ребенка на живот. Для этого она берет лежащего на спине ребенка под лопатки, и переворачивает его себе на правое предплечье. Левой рукой быстро подхватывает ножки ребенка, опускает его на стол и, как только ребенок коснется стола ногами, переводит свою левую руку к голове ребенка, и поддерживает голову, чтобы он не стукнулся лбом. Затем освобождает правую руку, и поправляет ею ручки ребенка.

Для переворачивания ребенка обратно на спинку взрослый берет его под грудь, переворачивает лицом кверху на правую вытянутую руку, быстро левой рукой подхватывает ножки ребенка и плавно опускает на стол. Как только ребенок прикоснулся к столу ягодицами, левую руку переносит к затылку ребенка, и тихонько опускает на стол, освобождая правую руку

4. «Положительный эмоциональный комплекс»

Цель: Создавать ситуации, развивающие способность видеть объект в пространстве локализованным, удерживать в поле зрения неподвижный объект.

Вызвать появление зрительно-слухового сосредоточения, улыбки, произношение звуков и общих оживленных движений.

Ход: взрослый наклоняется над лежащим па спине ребенком, ловит на себе его взгляд, тормошит, улыбается ему и разговаривает с ним ласково, певучим голосом или напевает на мотив любой колыбельной песни.

В момент удовлетворения и веселья малыш издает несколько гортанных звуков. Ребенок произносит: а, е, о, у.

4 неделя

1. «Погремушечка, играй!»

Цель. Активизировать реакцию поворота головы в сторону источника звука. Учить следить за движущимся предметом, фиксировать взгляд на неподвижном предмете: побуждать реагировать на звук. Создавать ситуации, развивающие зрительные и слуховые ориентировочные реакции.

Материал: Погремушки (мелодичная и гремящая)

Ход занятия. Слева, а затем справа от лежащего на спине ребенка на расстоянии 25—50 см не очень громко гремят  2—3 раза погремушкой, вызывая двигательную реакцию на звук. Чтобы найти оптимальное расстояние для возникновения слуховых ориентировочных реакций, в процессе занятия следует изменять силу звуковых воздействий и расстояние между источниками звука и ребенком: сокращать его с 50 до 25 см, если в этом есть необходимость. После 3—4 повторений и возникновения у ребенка реакции на звук надо показать предмет, издающий его, в движении, чтобы вызвать реакцию слежения глазами.

2. «Удерживание головки»

Цель: развивать умение поднимать и удерживать голову лежа на животе.

Ход занятия: ребенок находится на пеленальном столе. Взрослый выкладывает ребенка на живот. Для этого она берет лежащего на спине ребенка под лопатки, и переворачивает его себе на правое предплечье. Левой рукой быстро подхватывает ножки ребенка, опускает его на стол и, как только ребенок коснется стола ногами, переводит свою левую руку к голове ребенка, и поддерживает голову, чтобы он не стукнулся лбом. Затем освобождает правую руку, и поправляет ею ручки ребенка.

Для переворачивания ребенка обратно на спинку взрослый берет его под грудь, переворачивает лицом кверху на правую вытянутую руку, быстро левой рукой подхватывает ножки ребенка и плавно опускает на стол. Как только ребенок прикоснулся к столу ягодицами, левую руку переносит к затылку ребенка, и тихонько опускает на стол, освобождая правую руку

3. «Положительный эмоциональный комплекс»

Цель: вызвать появление зрительно-слухового сосредоточения, улыбки, произношение звуков и общих оживленных движений. Создавать ситуации, развивающие способность видеть объект в пространстве локализованным, удерживать в поле зрения неподвижный объект.

Ход: взрослый наклоняется над лежащим па спине ребенком, ловит на себе его взгляд, тормошит, улыбается ему и разговаривает с ним ласково, певучим голосом или напевает на мотив любой колыбельной песни.

В момент удовлетворения и веселья малыш издает несколько гортанных звуков. Ребенок произносит: а, е, о, у.

Возраст : от 1-го до 2-х месяцев

Основные задачи:

  1. Продолжать развивать бинокулярное зрение, предметность восприятия.
  2. При возникновении звуковых раздражителей вызывать поисковые действия, связанные с установлением источника звука.
  3. На основании хватательного рефлекса способствовать рефлекторному схватыванию предмета, вложенного в ладонь.
  4. Обогащать тактильную чувствительность рук как первого практического способа познания физических свойств предметов.

Занятие 5. (5 неделя)

1. «Рассматривание погремушек»

Цель: развивать зрительную, двигательную и слуховую активность ребенка, приучая его рассматривать высоко подвешенные игрушки.

Дидактический материал: одна новая, разноцветная погремушка- подвеска

Ход. Над ребенком, лежащим на спине, подвешивают новую погремушку-гирлянду (расстояние от груди малыша до игрушки — 60—70 см).

Взрослый покачивает новую погремушку, привлекая к ней внимание малыша. Заметив игрушку, малыш обычно широко открывает глаза, на несколько секунд затихает, а затем радостно вскидывает руки вверх, задевая низко размещенную старую подвеску.

2. «Колокольчик, позвени!»

Цель. Активизировать реакцию поворота головы в сторону источника звука. Учить следить за движущимся предметом, фиксировать взгляд на неподвижном предмете: побуждать реагировать на звук. Создавать ситуации, развивающие зрительные и слуховые ориентировочные реакции.

Материал. Колокольчик.

Ход занятия. Слева, а затем справа от лежащего на спине ребенка на расстоянии 25—50 см не очень громко звенят колокольчиком 2—3 раза, вызывая двигательную реакцию на звук. Чтобы найти оптимальное расстояние для возникновения слуховых ориентировочных реакций, в процессе занятия следует изменять силу звуковых воздействий и расстояние между источниками звука и ребенком: сокращать его с 50 до 25 см, если в этом есть необходимость. После 3—4 повторений и возникновения у ребенка реакции на звук надо показать предмет, издающий его, в движении, чтобы вызвать реакцию слежения глазами.

3. «Удерживание головки»

Цель: развивать умение поднимать и удерживать голову лежа на животе.

Ход занятия: ребенок находится на пеленальном столе. Взрослый выкладывает ребенка на живот. Для этого она берет лежащего на спине ребенка под лопатки, и переворачивает его себе на правое предплечье. Левой рукой быстро подхватывает ножки ребенка, опускает его на стол и, как только ребенок коснется стола ногами, переводит свою левую руку к голове ребенка, и поддерживает голову, чтобы он не стукнулся лбом. Затем освобождает правую руку, и поправляет ею ручки ребенка.

Для переворачивания ребенка обратно на спинку взрослый берет его под грудь, переворачивает лицом кверху на правую вытянутую руку, быстро левой рукой подхватывает ножки ребенка и плавно опускает на стол. Как только ребенок прикоснулся к столу ягодицами, левую руку переносит к затылку ребенка, и тихонько опускает на стол, освобождая правую руку

4. «Положительный эмоциональный комплекс»

Цель: вызвать появление зрительно-слухового сосредоточения, улыбки, произношение звуков и общих оживленных движений.

Ход: взрослый наклоняется над лежащим па спине ребенком, ловит на себе его взгляд, тормошит, улыбается ему и разговаривает с ним ласково, певучим голосом или напевает на мотив любой колыбельной песни. В момент удовлетворения и веселья малыш издает несколько гортанных звуков. Ребенок произносит: а, е, о, у.

Занятие 6. (6 неделя)

1. «Отыскивание погремушки  по звуку»

Цель: продолжать способствовать развитию слухового и зрительного восприятия у ребенка.

Дидактический материал: погремушка с мягким, мелодичным звуком.

Ход. Положите ребенка на спину и отойдите в сторону, чтобы он вас не видел. Позвоните погремушкой, но только недолго и негромко. Сделайте два-три колебательных движения рукой, потом дайте звуку затихнуть. Посмотрите на малыша — он затих, прислушивается к звуку погремушки. Еще раз позвоните погремушкой, и после того, как малыш затихнет, а звук угаснет, покажите его ребенку, позванивая.

Каждый раз звук погремушки должен угаснуть, прежде чем будет воспроизведен снова. Нельзя подносить погремушку слишком близко к глазам малыша. Нужно держать ее на расстоянии 60—70 см над грудью ребенка.

Затем переместить погремушку на указанной ранее высоте вправо, заглушив звук, слегка позвонив ей, чтобы вызвать у ребенка поисковые движения глаз, поворот головы в разные стороны.

Так же беззвучно погремушку перемещают влево. Взрослый стимулирует поисковые действия ребенка.

2. «Удерживание головки»

Цель: развивать умение поднимать и удерживать голову лежа на животе.

Ход занятия: ребенок находится на пеленальном столе. Взрослый выкладывает ребенка на живот. Для этого она берет лежащего на спине ребенка под лопатки, и переворачивает его себе на правое предплечье. Левой рукой быстро подхватывает ножки ребенка, опускает его на стол и, как только ребенок коснется стола ногами, переводит свою левую руку к голове ребенка, и поддерживает голову, чтобы он не стукнулся лбом. Затем освобождает правую руку, и поправляет ею ручки ребенка.

Для переворачивания ребенка обратно на спинку взрослый берет его под грудь, переворачивает лицом кверху на правую вытянутую руку, быстро левой рукой подхватывает ножки ребенка и плавно опускает на стол. Как только ребенок прикоснулся к столу ягодицами, левую руку переносит к затылку ребенка, и тихонько опускает на стол, освобождая правую руку

3. «Положительный эмоциональный комплекс»

Цель: вызвать появление зрительно-слухового сосредоточения, улыбки, произношение звуков и общих оживленных движений.

Ход: взрослый наклоняется над лежащим па спине ребенком, ловит на себе его взгляд, тормошит, улыбается ему и разговаривает с ним ласково, певучим голосом или напевает на мотив любой колыбельной песни. В момент удовлетворения и веселья малыш издает несколько гортанных звуков. Ребенок произносит: а, е, о, у.

Занятие 7  (7 неделя)

    1.    «Отыскивание погремушки  по звуку и ее захват»

Цель: продолжать способствовать развитию слухового и зрительного восприятия у ребенка. На основании хватательного рефлекса способствовать рефлекторному схватыванию предмета, вложенного в ладонь.

Дидактический материал: погремушка с рукояткой для захватывания (легкая).

Ход. Положите ребенка на спину и отойдите в сторону, чтобы он вас не видел. Позвоните погремушкой, но только недолго и негромко. Сделайте два-три колебательных движения рукой, потом дайте звуку затихнуть. Посмотрите на малыша — он затих, прислушивается к звуку погремушки. Еще раз позвоните погремушкой, и после того, как малыш затихнет, а звук угаснет, покажите погремушку ребенку, позванивая. Когда ребенок остановит на ней свой взгляд, надо слегка подвигать ею, затем погладить ею тыльную сторону руки ребенка и вложить игрушку в его руку. Спустя немного времени следует подвигать руку ребенка с вложенной в нее погремушкой.

2. «Удерживание головки»

Цель: развивать умение поднимать и удерживать голову лежа на животе.

Ход занятия: ребенок находится на пеленальном столе. Взрослый выкладывает ребенка на живот. Для этого она берет лежащего на спине ребенка под лопатки, и переворачивает его себе на правое предплечье. Левой рукой быстро подхватывает ножки ребенка, опускает его на стол и, как только ребенок коснется стола ногами, переводит свою левую руку к голове ребенка, и поддерживает голову, чтобы он не стукнулся лбом. Затем освобождает правую руку, и поправляет ею ручки ребенка.

Для переворачивания ребенка обратно на спинку взрослый берет его под грудь, переворачивает лицом кверху на правую вытянутую руку, быстро левой рукой подхватывает ножки ребенка и плавно опускает на стол. Как только ребенок прикоснулся к столу ягодицами, левую руку переносит к затылку ребенка, и тихонько опускает на стол, освобождая правую руку

3. «Положительный эмоциональный комплекс»

Цель: вызвать появление зрительно-слухового сосредоточения, улыбки, произношение звуков и общих оживленных движений.

Ход: взрослый наклоняется над лежащим па спине ребенком, ловит на себе его взгляд, тормошит, улыбается ему и разговаривает с ним ласково, певучим голосом или напевает на мотив любой колыбельной песни.

4. «Ленточки»

Цель. Знакомить с физическими свойствами предметов, имеющих различную поверхность: гладкую и шероховатую, скользящую и бугристую и т.п.

Материал. Две ленты: атласная и джутовая или джинсовая шириной 1—1,5 см, тонкий шнурок длиной 20 см с узелками, которые завязаны на расстоянии 5 см один от другого.

Ход. Взрослый накручивает атласную ленту на указательный палец правой руки (как бы бинтует его), проводит ей по тыльной стороне руки ребенка, затем по ладони, задерживая в ней палец, на который накручена лента. Побуждает малыша крепче обхватить палец, пытаясь его высвободить, но оставляя в ладони ребенка. Аналогично проводится упражнение с джутовой ленточкой и шнурком. Через 3—4 занятия взрослый поочередно кладет на ладонь ребенка ленточки и шнурок, не фиксируя их рукой. Ребенок обхватывает их, но удержать не может, и через некоторое время предмет выпадает.

Занятие 8  (8 неделя)

    1.    «Отыскивание погремушки  по звуку и ее захват»

Цель: продолжать способствовать развитию слухового и зрительного восприятия у ребенка. На основании хватательного рефлекса способствовать рефлекторному схватыванию предмета, вложенного в ладонь.

Дидактический материал: погремушка с рукояткой для захватывания (легкая).

Ход. Положите ребенка на спину и отойдите в сторону, чтобы он вас не видел. Позвоните погремушкой, но только недолго и негромко. Сделайте два-три колебательных движения рукой, потом дайте звуку затихнуть. Посмотрите на малыша — он затих, прислушивается к звуку погремушки. Еще раз позвоните погремушкой, и после того, как малыш затихнет, а звук угаснет, покажите погремушку ребенку, позванивая. Когда ребенок остановит на ней свой взгляд, надо слегка подвигать ею, затем погладить ею тыльную сторону руки ребенка и вложить игрушку в его руку. Спустя немного времени следует подвигать руку ребенка с вложенной в нее погремушкой.

     

2.   «Удерживание головки при вертикальном положении ребенка»

Цель: развивать умение удерживать голову, находясь в вертикальном положении.

Занятие проводится на пеленальном столе или в манеже, индивидуально.

Ход занятия: взрослый обеими руками берет ребенка, подхватив под мышки и поддерживая четырьмя пальцами каждой руки голову ребенка. Крепко придерживает его корпус своими предплечьями, и бережно поднимает ребенка к своему правому плечу, Затем отводит левую руку, и обхватывает ладонью ягодицы ребенка. Правую руку переводит на грудь ребенка. Ухватив, таким образом, ребенка своими руками, отодвигает его от своего плеча. Как только ребенок приподнимет голову, взрослый прикладывает его обратно к правому плечу. Сначала правую, затем левую руку отводит под мышки, поддерживая пальцами голову, захватывает предплечьями ребенка, и плавно опускает на стол. Когда ребенок сможет удерживать голову, следует держать его в вертикальном положении дольше, ласково разговаривая или весело напевая песенку 

 

  3. «Положительный эмоциональный комплекс»

Цель: способствовать появлению зрительно-слухового сосредоточения, улыбки. Стимуляция голосовых реакций, звуковой и речевой активности. Стимулировать «гуканье».

Ход: взрослый наклоняется над лежащим па спине ребенком, ловит на себе его взгляд, тормошит, улыбается ему, и разговаривает с ним ласково, певучим голосом. Затем проводит игру:

Пришла мышка (пальцы взрослого «шагают» по тельцу с ног до головы)
Дома ли малышка? Звонит в дверку  «дзинь, дзинь, дзинь»
(звоночек находится за ушком малыша).

Возраст : от 2-х до 3-х месяцев

Основные задачи:

  1. Совершенствовать зрительное восприятие предмета в различных плоскостях, под разным углом, при разной удаленности.
  2. Учить воспринимать зрительным, слуховым, тактильным анализаторами различные свойства предметов.
  3. Стимулировать появление улыбки и первого смеха - повизгивание в ответ на эмоциональное общение с окружающими взрослыми.
  4. Стимулировать переход от рефлекторных звуков к звукам общения.
  5. Стимулировать начальное гуление - «гуканье». (Появляются согласные звуки г-г-г, б-у, в-и и т. д.)

Занятие 9  (9 неделя)

 1.    «Отыскивание погремушки  по звуку и ее захват»

Цель: продолжать способствовать развитию слухового и зрительного восприятия у ребенка. На основании хватательного рефлекса способствовать рефлекторному схватыванию предмета, вложенного в ладонь.

Дидактический материал: погремушка с рукояткой для захватывания (легкая).

Ход. Положите ребенка на спину и отойдите в сторону, чтобы он вас не видел. Позвоните погремушкой, но только недолго и негромко. Сделайте два-три колебательных движения рукой, потом дайте звуку затихнуть. Посмотрите на малыша — он затих, прислушивается к звуку погремушки. Еще раз позвоните погремушкой, и после того, как малыш затихнет, а звук угаснет, покажите погремушку ребенку, позванивая. Когда ребенок остановит на ней свой взгляд, надо слегка подвигать ею, затем погладить ею тыльную сторону руки ребенка и вложить игрушку в его руку. Спустя немного времени следует подвигать руку ребенка с вложенной в нее погремушкой.

 2. «Ленточки»

Цель. Знакомить с физическими свойствами предметов, имеющих различную поверхность: гладкую и шероховатую, скользящую и бугристую и т.п.

Материал. Две ленты: атласная и джутовая или джинсовая шириной 1—1,5 см, тонкий шнурок длиной 20 см с узелками, которые завязаны на расстоянии 5 см один от другого.

Ход. Взрослый накручивает атласную ленту на указательный палец правой руки (как бы бинтует его), проводит ей по тыльной стороне руки ребенка, затем по ладони, задерживая в ней палец, на который накручена лента. Побуждает малыша крепче обхватить палец, пытаясь его высвободить, но оставляя в ладони ребенка. Аналогично проводится упражнение с джутовой ленточкой и шнурком. Через 3—4 занятия взрослый поочередно кладет на ладонь ребенка ленточки и шнурок, не фиксируя их рукой. Ребенок обхватывает их, но удержать не может, и через некоторое время предмет выпадает.

   

3.   «Удерживание головки при вертикальном положении ребенка»

Цель: развивать умение удерживать голову, находясь в вертикальном положении.

Ход занятия: взрослый обеими руками берет ребенка, подхватив под мышки и поддерживая четырьмя пальцами каждой руки голову ребенка. Крепко придерживает его корпус своими предплечьями, и бережно поднимает ребенка к своему правому плечу, Затем отводит левую руку, и обхватывает ладонью ягодицы ребенка. Правую руку переводит на грудь ребенка. Ухватив, таким образом, ребенка своими руками, отодвигает его от своего плеча. Как только ребенок приподнимет голову, взрослый прикладывает его обратно к правому плечу. Сначала правую, затем левую руку отводит под мышки, поддерживая пальцами голову, захватывает предплечьями ребенка, и плавно опускает на стол. Когда ребенок сможет удерживать голову, следует держать его в вертикальном положении дольше, ласково разговаривая или весело напевая песенку 

4.. «Положительный эмоциональный комплекс»

Цель: способствовать появлению зрительно-слухового сосредоточения, улыбки. Стимуляция голосовых реакций, звуковой и речевой активности. Стимулировать «гуканье» (звуки г-г-г, б-у, в-и и т. д.)

Ход: взрослый наклоняется над лежащим па спине ребенком, ловит на себе его взгляд, тормошит, улыбается ему и разговаривает с ним ласково, певучим голосом. Затем проводит игру:

Пришла мышка (пальцы взрослого «шагают» по тельцу с ног до головы)
Дома ли малышка? Звонит в дверку  «дзинь, дзинь, дзинь»
(звоночек находится за ушком малыша)

Занятие 10.  (10 неделя)

1. «Отыскивание колокольчика по звуку»

Цель: продолжать формировать у ребенка слуховую, зрительную и двигательную активность.

Дидактический материал: небольшой колокольчик (высота— 5—7 см) с мягким, мелодичным звуком.

Ход. Положите ребенка на спину и отойдите в сторону, чтобы он вас не видел. Позвоните колокольчиком, но только недолго и негромко. Сделайте два-три колебательных движения рукой, потом дайте звуку затихнуть. Посмотрите на малыша — он затих, прислушивается к звуку колокольчика. Еще раз позвоните колокольчиком, и после того, как малыш затихнет, а звук угаснет, покажите его ребенку, позванивая.

Каждый раз звук колокольчика должен угаснуть, прежде чем будет воспроизведен снова. Нельзя подносить колокольчик слишком близко к глазам малыша. Нужно держать его на расстоянии 60—70 см над грудью ребенка.

Затем привяжите колокольчик к леске на указанной ранее высоте и передвигайте его вправо, заглушив звук. Отодвинув колокольчик на 80—100 см от центра лески, слегка позвоните им, чтобы вызвать у ребенка поисковые движения глаз, поворот головы в разные стороны.

Так же беззвучно колокольчик перемещают влево. Взрослый стимулирует поисковые действия ребенка

     

2. «Показ двух одинаковых игрушек, находящихся на различном расстоянии одна от другой»

Цель: развивать зрительную и двигательную активность ребенка.

Дидактический материал: две одинаковые игрушки, например, матрешки, высотой 12—15 см.

Ход. Перед лежащим на животе ребенком по центру на расстоянии 1м взрослый ставит рядом две игрушки. Привлекая внимание малыша, ласково разговаривая с ним, начинает перемещать игрушки вправо или влево. Сконцентрировав внимание ребенка на двух игрушках, взрослый медленно отодвигает одну из них, приговаривая: «Идет матрешка, топ-топ». Следя за перемещающейся игрушкой, ребенок поворачивает голову, а затем и весь корпус в направлении ее движения. Отодвинув матрешку на расстояние 80—100 см от центра, и взрослый переключает внимание малыша на вторую игрушку, находящуюся в центре, и начинает перемещать ее в другую сторону. Ребенок поворачивает голову и весь корпус вслед за ней. Далее взрослый передвигает игрушки поочередно к центру (два-три раза). Занятие заканчивается перемещением игрушек в разные стороны.

3.  «Удерживание головки при вертикальном положении ребенка»

Цель: развивать умение удерживать голову, находясь в вертикальном положении.

Ход занятия: взрослый обеими руками берет ребенка, подхватив под мышки и поддерживая четырьмя пальцами каждой руки голову ребенка. Крепко придерживает его корпус своими предплечьями, и бережно поднимает ребенка к своему правому плечу, Затем отводит левую руку, и обхватывает ладонью ягодицы ребенка. Правую руку переводит на грудь ребенка. Ухватив, таким образом, ребенка своими руками, отодвигает его от своего плеча. Как только ребенок приподнимет голову, взрослый прикладывает его обратно к правому плечу. Сначала правую, затем левую руку отводит под мышки, поддерживая пальцами голову, захватывает предплечьями ребенка, и плавно опускает на стол. Когда ребенок сможет удерживать голову, следует держать его в вертикальном положении дольше, ласково разговаривая или весело напевая песенку 

   

 4. «Положительный эмоциональный комплекс»

Цель: способствовать появлению зрительно-слухового сосредоточения, улыбки. Стимуляция голосовых реакций, звуковой и речевой активности. Стимулировать начальное гуление - «гуканье» (звуки г-г-г, б-у, в-и и т. д.)

Ход: взрослый наклоняется над лежащим па спине ребенком, ловит на себе его взгляд, тормошит, улыбается ему и разговаривает с ним ласково, певучим голосом. Затем проводит игру: Пришла мышка (пальцы взрослого «шагают» по тельцу с ног до головы)
Дома ли малышка? Звонит в дверку  «дзинь, дзинь, дзинь»
(звоночек находится за ушком малыша)

Занятие 11  (11 неделя)

1. «Погремушечка, играй!»  

Цель: продолжать формировать у ребенка слуховую, зрительную и двигательную активность. Научить ребенка удерживать вложенную в руку игрушку.

Дидактический материал: небольшая погремушка с мягким, мелодичным звуком.

Ход. Вам понадобится звонкая погремушка. Подложите свою руку под шею и голову малыша, лежащего на пеленальном столе, приподнимите его голову своей рукой. Слегка потрясите погремушку. Приближайте и удаляйте игрушку от лица малыша, убедитесь, что он ее увидел. Спрячьте игрушку за спину. Поговорите с малышом и вновь покажите ему погремушку, побуждая его сосредоточить взгляд на игрушке.

Встряхивайте погремушку, напевая песенку:

Ну, ну, не звени, Тише, тише - отдохни,

Погремушка, не играй, Не играй и отдыхай!

Динь-динь-динь, динь-дон, Всюду слышен перезвон,

Погремушечка, играй, -Нашу детку забавляй! (При этих словах спрячьте ее за спину.) Повторяйте игру 2-3 раза, пока ребенок не устал.

Затем погладить ею тыльную сторону руки ребенка и вложить игрушку в его руку. Спустя немного времени следует подвигать руку ребенка с вложенной в нее погремушкой.

2. «Показ двух одинаковых игрушек, находящихся на различном расстоянии одна от другой»

Цель: развивать зрительную и двигательную активность ребенка.

Дидактический материал: две одинаковые игрушки, например, матрешки, высотой 12—15 см.

Ход. Перед лежащим на животе ребенком по центру на расстоянии 1м взрослый ставит рядом две игрушки. Привлекая внимание малыша, ласково разговаривая с ним, начинает перемещать игрушки вправо или влево. Сконцентрировав внимание ребенка на двух игрушках, взрослый медленно отодвигает одну из них, приговаривая: «Идет матрешка, топ-топ». Следя за перемещающейся игрушкой, ребенок поворачивает голову, а затем и весь корпус в направлении ее движения. Отодвинув матрешку на расстояние 80—100 см от центра, и взрослый переключает внимание малыша на вторую игрушку, находящуюся в центре, и начинает перемещать ее в другую сторону. Ребенок поворачивает голову и весь корпус вслед за ней. Далее взрослый передвигает игрушки поочередно к центру (два-три раза). Занятие заканчивается перемещением игрушек в разные стороны.

3.  «Удерживание головки при вертикальном положении ребенка»

Цель: развивать умение удерживать голову, находясь в вертикальном положении.

Ход занятия: взрослый обеими руками берет ребенка, подхватив под мышки и поддерживая четырьмя пальцами каждой руки голову ребенка. Крепко придерживает его корпус своими предплечьями, и бережно поднимает ребенка к своему правому плечу, Затем отводит левую руку, и обхватывает ладонью ягодицы ребенка. Правую руку переводит на грудь ребенка. Ухватив, таким образом, ребенка своими руками, отодвигает его от своего плеча. Как только ребенок приподнимет голову, взрослый прикладывает его обратно к правому плечу. Сначала правую, затем левую руку отводит под мышки, поддерживая пальцами голову, захватывает предплечьями ребенка, и плавно опускает на стол. Когда ребенок сможет удерживать голову, следует держать его в вертикальном положении дольше, ласково разговаривая или весело напевая песенку 

   

4. «Положительный эмоциональный комплекс»

Цель: способствовать появлению зрительно-слухового сосредоточения, улыбки. Стимуляция голосовых реакций, звуковой и речевой активности. Стимулировать начальное гуление - «гуканье» (звуки г-г-г, б-у, в-и и т. д.)

Ход: взрослый наклоняется над лежащим па спине ребенком, ловит на себе его взгляд, тормошит, улыбается ему и разговаривает с ним ласково, певучим голосом. Затем проводит игру:

Пожарнички прибегали (руки бегают по тельцу)  

кнопочки  нажимали:    «Пиииип!» (носик)

Занятие 12  (12 неделя)

1. «Погремушечка, играй!»  

Цель: продолжать формировать у ребенка слуховую, зрительную и двигательную активность. Научить ребенка удерживать вложенную в руку игрушку.

Дидактический материал: небольшая погремушка с мягким, мелодичным звуком.

Ход. Вам понадобится звонкая погремушка. Подложите свою руку под шею и голову малыша, лежащего на пеленальном столе, приподнимите его голову своей рукой. Слегка потрясите погремушку. Приближайте и удаляйте игрушку от лица малыша, убедитесь, что он ее увидел. Спрячьте игрушку за спину. Поговорите с малышом и вновь покажите ему погремушку, побуждая его сосредоточить взгляд на игрушке.

Встряхивайте погремушку, напевая песенку:

Ну, ну, не звени, Тише, тише - отдохни,

Погремушка, не играй, Не играй и отдыхай!

Динь-динь-динь, динь-дон, Всюду слышен перезвон,

Погремушечка, играй, -Нашу детку забавляй! (При этих словах спрячьте ее за спину.) Повторяйте игру 2-3 раза, пока ребенок не устал.

Затем погладить ею тыльную сторону руки ребенка и вложить игрушку в его руку. Спустя немного времени следует подвигать руку ребенка с вложенной в нее погремушкой.

 

2. «Ленточки»

Цель. Знакомить с физическими свойствами предметов, имеющих различную поверхность: гладкую и шероховатую, скользящую и бугристую и т.п.

Материал. Две ленты: атласная и джутовая или джинсовая шириной 1—1,5 см, тонкий шнурок длиной 20 см с узелками, которые завязаны на расстоянии 5 см один от другого.

Ход. Взрослый накручивает атласную ленту на указательный палец правой руки (как бы бинтует его), проводит ей по тыльной стороне руки ребенка, затем по ладони, задерживая в ней палец, на который накручена лента. Побуждает малыша крепче обхватить палец, пытаясь его высвободить, но оставляя в ладони ребенка. Аналогично проводится упражнение с джутовой ленточкой и шнурком. Через 3—4 занятия взрослый поочередно кладет на ладонь ребенка ленточки и шнурок, не фиксируя их рукой. Ребенок обхватывает их, но удержать не может, и через некоторое время предмет выпадает

3.  «Удерживание головки при вертикальном положении ребенка»

Цель: развивать умение удерживать голову, находясь в вертикальном положении.

Ход занятия: взрослый обеими руками берет ребенка, подхватив под мышки и поддерживая четырьмя пальцами каждой руки голову ребенка. Крепко придерживает его корпус своими предплечьями, и бережно поднимает ребенка к своему правому плечу, Затем отводит левую руку, и обхватывает ладонью ягодицы ребенка. Правую руку переводит на грудь ребенка. Ухватив, таким образом, ребенка своими руками, отодвигает его от своего плеча. Как только ребенок приподнимет голову, взрослый прикладывает его обратно к правому плечу. Сначала правую, затем левую руку отводит под мышки, поддерживая пальцами голову, захватывает предплечьями ребенка, и плавно опускает на стол. Когда ребенок сможет удерживать голову, следует держать его в вертикальном положении дольше, ласково разговаривая или весело напевая песенку 

   

 4. «Положительный эмоциональный комплекс»

Цель: способствовать появлению зрительно-слухового сосредоточения, улыбки. Стимуляция голосовых реакций, звуковой и речевой активности. Стимулировать начальное гуление - «гуканье» (звуки г-г-г, б-у, в-и и т. д.)

Ход: взрослый наклоняется над лежащим па спине ребенком, ловит на себе его взгляд, тормошит, улыбается ему и разговаривает с ним ласково, певучим голосом. Затем проводит игру:

Пожарнички прибегали (руки бегают по тельцу)  

кнопочки  нажимали:    «Пиииип!» (носик)

Возраст : от 3-х до 4-х месяцев

Основные задачи:

  1. Продолжать развивать ориентировочные реакции, демонстрируя, знакомые и незнакомые предметы.
  2. Способствовать появлению движений рук по направлению к предмету.
  3. Побуждать притягивание его при случайном прикосновении, ощупывать.  Обогащать чувственный опыт ребенка, используя предметы с различными физическими свойствами (величина, форма, масса, фактура, соотношение частей и т.п.).
  4. Способствовать развитию речевого внимания (слуховому вниманию)
  5. Стимулировать ребенка прислушиваться к голосам, реагировать на интонацию и узнавать знакомые голоса.
  6. Стимулировать начальное гуление - «гуканье». (гортанные звуки "гы", "хы").

Занятие 13  (13 неделя)

1. «Бубен, играй!»

Цель. Активизировать реакцию поворота головы в сторону источника звука. Учить следить за движущимся предметом, фиксировать взгляд на неподвижном предмете: побуждать реагировать на звук. Создавать ситуации, развивающие зрительные и слуховые ориентировочные реакции.

Материал. Бубен.

Ход занятия. Слева, а затем справа от лежащего на спине ребенка на расстоянии 25—50 см не очень громко ударяют 2—3 раза в бубен, вызывая двигательную реакцию на звук. Чтобы найти оптимальное расстояние для возникновения слуховых ориентировочных реакций, в процессе занятия следует изменять силу звуковых воздействий и расстояние между источниками звука и ребенком: сокращать его с 50 до 25 см, если в этом есть необходимость. После 3—4 повторений и возникновения у ребенка реакции на звук надо показать предмет, издающий его, в движении, чтобы вызвать реакцию слежения глазами.

2. «Переворачивание со спины на живот»

Цель; побуждать переворачиваться со спины на живот (с 3—31/2 месяцев).

Ход занятия: Для поворота лежащего на спине ребенка направо взрослый берет левой рукой левую руку ребенка, а правой рукой захватывает снизу его ножки у нижней трети голени, фиксируя голеностопный сустав снизу и вставляя между ножками указательный палец. После этого взрослый делает правой рукой поворот вправо, одновременно подтягивая ребенка за левую руку. В результате нескольких занятий ребенок начинает переворачиваться без помощи взрослого, но его следует еще к этому побуждать, кладя сбоку от него яркую, привлекающую внимание игрушку.

 3. Пальчиковая игра «Веселые ручки»

Цель: стимулировать у малыша желание дотянуться руками к своему и лицу взрослого, а также попытки захватить одну ручку другой.

Объекты: лицо педагога

Условия: ребенок лежит на спинке.

Ход: весело декламируйте потешку и выполняйте нужные действия:

Ручки, ручки, не скучайте!

Обхватите ручки в локтях, слегка потрясите, чтобы расслабить пальчики

Где вы были? Отвечайте!

Перед лицом малыша сводите и разводите его ручки, держа их за локотки.

Посидели дома?            

Похлопайте раскрытыми детскими ладошками щечки малыша, дотроньтесь до головы: пусть ощупает свое лицо.

И пошли к знакомым!

Проделайте ручками ребенка те же упражнения с вашим лицом.

4. «Гуканье»

Цель: вызвать у ребенка положительные эмоции и появление ответных звуков на голос (гортанные звуки "гы", "хы").

Ход : Наклониться над лежащим в манеже ребенком, растормошить его, стараясь развеселить, вызывать положительный эмоциональный комплекс, затем начать произносить звуки, которые уже прежде произносил сам ребенок, чтобы вызвать у него повторение.

Занятие 14  (14 неделя)

1. «Погремушечка, играй!»  

Цель: продолжать формировать у ребенка слуховую, зрительную и двигательную активность. Научить ребенка удерживать вложенную в руку игрушку.

Дидактический материал: небольшая погремушка с мягким, мелодичным звуком.

Ход. Вам понадобится звонкая погремушка. Подложите свою руку под шею и голову малыша, лежащего на пеленальном столе, приподнимите его голову своей рукой. Слегка потрясите погремушку. Приближайте и удаляйте игрушку от лица малыша, убедитесь, что он ее увидел. Спрячьте игрушку за спину. Поговорите с малышом и вновь покажите ему погремушку, побуждая его сосредоточить взгляд на игрушке.

Встряхивайте погремушку, напевая песенку:

Ну, ну, не звени, Тише, тише - отдохни,

Погремушка, не играй, Не играй и отдыхай!

Динь-динь-динь, динь-дон, Всюду слышен перезвон,

Погремушечка, играй, -Нашу детку забавляй! (При этих словах спрячьте ее за спину.) Повторяйте игру 2-3 раза, пока ребенок не устал.

Затем погладить ею тыльную сторону руки ребенка и вложить игрушку в его руку. Спустя немного времени следует подвигать руку ребенка с вложенной в нее погремушкой.

2. «Переворачивание со спины на живот»

Цель; побуждать переворачиваться со спины на живот.

Ход занятия: Для поворота лежащего на спине ребенка направо взрослый берет левой рукой левую руку ребенка, а правой рукой захватывает снизу его ножки у нижней трети голени, фиксируя голеностопный сустав снизу и вставляя между ножками указательный палец. После этого взрослый делает правой рукой поворот вправо, одновременно подтягивая ребенка за левую руку. В результате нескольких занятий ребенок начинает переворачиваться без помощи взрослого, но его следует еще к этому побуждать, кладя сбоку от него яркую, привлекающую внимание игрушку.

 3. Пальчиковая игра «Веселые ручки»

Цель: стимулировать у малыша желание дотянуться руками к своему и лицу взрослого, а также попытки захватить одну ручку другой.

Объекты: лицо педагога, яркий цветной носочек, браслет из бусин.

Условия: ребенок лежит на спинке.

Ход: наденьте на детскую ручку яркий носочек или браслет из бусин. И – начинайте игру со слов веселой потешки:

Ручка, ручка, где была?

Приподнимите локоток, чтобы малыш смог увидеть носочек или браслет.

Спрятаться от нас смогла?

Поводите ручку с предметом перед глазами ребенка, пусть понаблюдает.

Мы тебя сейчас найдем!

После этих слов не спешите продолжать, пусть малыш попробует ухватиться за браслет свободной рукой.

И играть скорей пойдем!

Если это произошло, ваши слова будут радостным заключением игры, если же нет – сами подтолкните вторую ручку ребенка к браслету.

Совет: не забывайте надевать браслет на ручки малыша поочередно.

Результат: ребенок активно тянет ручки вверх, сводит их по центру тела, захватывает одну ручку другой.


4. «Гуканье»

Цель: вызвать у ребенка положительные эмоции и появление ответных звуков на голос (гортанные звуки "гы", "хы").

Ход : Наклониться над лежащим в манеже ребенком, растормошить его, стараясь развеселить, вызывать положительный эмоциональный комплекс, затем начать произносить звуки, которые уже прежде произносил сам ребенок, чтобы вызвать у него повторение.

Занятие 15  (15 неделя)

1. «Отыскивание колокольчика по звуку»

Цель: продолжать формировать у ребенка слуховую, зрительную и двигательную активность.

Дидактический материал: небольшой колокольчик (высота— 5—7 см) с мягким, мелодичным звуком.

Ход. Положите ребенка на спину и отойдите в сторону, чтобы он вас не видел. Позвоните колокольчиком, но только недолго и негромко. Сделайте два-три колебательных движения рукой, потом дайте звуку затихнуть. Посмотрите на малыша — он затих, прислушивается к звуку колокольчика. Еще раз позвоните колокольчиком, и после того, как малыш затихнет, а звук угаснет, покажите его ребенку, позванивая.

Каждый раз звук колокольчика должен угаснуть, прежде чем будет воспроизведен снова. Нельзя подносить колокольчик слишком близко к глазам малыша. Нужно держать его на расстоянии 60—70 см над грудью ребенка.

Затем привяжите колокольчик к леске на указанной ранее высоте и передвигайте его вправо, заглушив звук. Отодвинув колокольчик на 80—100 см от центра лески, слегка позвоните им, чтобы вызвать у ребенка поисковые движения глаз, поворот головы в разные стороны.

Так же беззвучно колокольчик перемещают влево. Взрослый стимулирует поисковые действия ребенка

2. «Переворачивание со спины на живот»

Цель; побуждать переворачиваться со спины на живот.

Ход занятия: Для поворота лежащего на спине ребенка направо взрослый берет левой рукой левую руку ребенка, а правой рукой захватывает снизу его ножки у нижней трети голени, фиксируя голеностопный сустав снизу и вставляя между ножками указательный палец. После этого взрослый делает правой рукой поворот вправо, одновременно подтягивая ребенка за левую руку. В результате нескольких занятий ребенок начинает переворачиваться без помощи взрослого, но его следует еще к этому побуждать, кладя сбоку от него яркую, привлекающую внимание игрушку.

 3. Пальчиковые игры «Ручки и ножки»

Цель: стимулировать у малыша желание дотронуться руками до ножек.

Объекты: яркий носочек с бубенчиком

Условия: ребенок лежит на спинке.

Ход: наденьте на детскую ножку носочек и запевайте потешку.

Ручки, ручки, не скучайте!

Соедините стопы ребенка, чтобы он мог рассмотреть свои  ножки.

Где вы были? Отвечайте!

Сводите и разводите стопы так, чтобы позванивал бубенчик на носочке.

Поиграть вам хочется?

Направьте противоположную ручку ребенка к ноге с носочком.

Так пора знакомиться!

Помогите карапузу схватить носочек.

Советы: надевайте носочек на правую и левую ножку, помогая малышу схватить противоположной рукой; щекочите ножки ребенка, помогайте ему ощупывать пальчики руками.

Результат: малыш активно захватывает правую ногу левой рукой, и наоборот.

4. «Гуканье»

Цель: вызвать у ребенка положительные эмоции и появление ответных звуков на голос (гортанные звуки "гы", "хы").

Ход : Наклониться над лежащим в манеже ребенком, растормошить его, стараясь развеселить, вызывать положительный эмоциональный комплекс, затем начать произносить звуки, которые уже прежде произносил сам ребенок, чтобы вызвать у него повторение.

Занятие 16 (16 неделя)

1. «Погремушечка, играй!»  

Цель: продолжать формировать у ребенка слуховую, зрительную и двигательную активность. Научить ребенка удерживать вложенную в руку игрушку.

Дидактический материал: небольшая погремушка с мягким, мелодичным звуком.

Ход. Вам понадобится звонкая погремушка. Подложите свою руку под шею и голову малыша, лежащего на пеленальном столе, приподнимите его голову своей рукой. Слегка потрясите погремушку. Приближайте и удаляйте игрушку от лица малыша, убедитесь, что он ее увидел. Спрячьте игрушку за спину. Поговорите с малышом и вновь покажите ему погремушку, побуждая его сосредоточить взгляд на игрушке.

Встряхивайте погремушку, напевая песенку:

Ну, ну, не звени, Тише, тише - отдохни,

Погремушка, не играй, Не играй и отдыхай!

Динь-динь-динь, динь-дон, Всюду слышен перезвон,

Погремушечка, играй, -Нашу детку забавляй! (При этих словах спрячьте ее за спину.) Повторяйте игру 2-3 раза, пока ребенок не устал.

Затем погладить ею тыльную сторону руки ребенка и вложить игрушку в его руку. Спустя немного времени следует подвигать руку ребенка с вложенной в нее погремушкой.

2. «Переворачивание со спины на живот»

Цель; побуждать переворачиваться со спины на живот.

Ход занятия: Для поворота лежащего на спине ребенка направо взрослый берет левой рукой левую руку ребенка, а правой рукой захватывает снизу его ножки у нижней трети голени, фиксируя голеностопный сустав снизу и вставляя между ножками указательный палец. После этого взрослый делает правой рукой поворот вправо, одновременно подтягивая ребенка за левую руку. В результате нескольких занятий ребенок начинает переворачиваться без помощи взрослого, но его следует еще к этому побуждать, кладя сбоку от него яркую, привлекающую внимание игрушку.

 3. Пальчиковые игры «Ручки и ножки»

Цель: стимулировать у малыша желание дотронуться руками до ножек.

Объекты: яркий носочек с бубенчиком

Условия: ребенок лежит на спинке.

Ход: наденьте на детскую ножку носочек и запевайте потешку.

Ручки, ручки, не скучайте!

Соедините стопы ребенка, чтобы он мог рассмотреть свои  ножки.

Где вы были? Отвечайте!

Сводите и разводите стопы так, чтобы позванивал бубенчик на носочке.

Поиграть вам хочется?

Направьте противоположную ручку ребенка к ноге с носочком.

Так пора знакомиться!

Помогите карапузу схватить носочек.

Советы: надевайте носочек на правую и левую ножку, помогая малышу схватить противоположной рукой; щекочите ножки ребенка, помогайте ему ощупывать пальчики руками.

Результат: малыш активно захватывает правую ногу левой рукой, и наоборот.

4. «Гуканье»

Цель: вызвать у ребенка положительные эмоции и появление ответных звуков на голос (гортанные звуки "гы", "хы").

Ход : Наклониться над лежащим в манеже ребенком, растормошить его, стараясь развеселить, вызывать положительный эмоциональный комплекс, затем начать произносить звуки, которые уже прежде произносил сам ребенок, чтобы вызвать у него повторение.

Возраст : от 4-х до 5-х месяцев

Основные задачи:

  1. Продолжать развивать предметность восприятия.
  2. Учить узнавать знакомые предметы или игрушки из различных положений: лежа на спине, лежа на животе, находясь в вертикальном положении на руках у взрослого.
  3. Из этих же положений побуждать ребенка фиксировать взглядом неподвижные игрушки, следить за передвигающимися.
  4. Учить переходить от зрительного сосредоточения на предмете к активным действиям с ним: целенаправленному движению руки к объекту, схватыванию его и притягиванию.
  5. Развивать дифференцированное положение большого пальца при захватывании предметов соответствующей величины (не более 1,5-2 см.) и разной формы (шарики, кубики, колечки и т. п.).
  6. Развивать зрительно-слуховые, зрительно-осязательные и другие ориентировки.
  7. Формировать элементарные манипулятивные действия с предметами.
  8. Стимулировать появление гуления.
  9. Общаясь с ребенком, вызывать у него голосовые реакции, способствующие развитию артикуляционного аппарата и слухового сосредоточения.
  10. Продолжать способствовать формированию у ребенка комплекса оживления (эмоционально-двигательная реакция на появление взрослого).
  11. Учить различать строгую и ласковую интонацию обращенной к ребенку речи

Занятие 17 (17 неделя)

1. Пальчиковые игры «Колобки»

Цель: вызвать у ребенка желание захватывать объемные предметы круглой формы.

Объекты: шарики (по три штуки).

Условия: малыш лежит на животе (под грудью у него валик).

Ход: положите перед ребенком шарик и весело скажите:

Колобок, колобок,

Отчего ты одинок?

Тесто бабушка месила,

На один всего хватило!

Малыш взял шарик? Положите перед ним еще один и продолжите:

Нет, хватило теста ей!

Вот второй!

Так веселей.

Малыш взял шарик? Положите третий:

Вот и третий колобок!

До чего румяный бок!

Следите чтобы ребенок распределял пальчики по всей поверхности шарика.

2. «Гуление »

Цель: Способствовать формированию у ребенка «комплекса оживления». Способствовать развитию понимания речи и произнесение звуков, которые слышали ранее от малыша.

Ход:

Свободное общение с ребенком с включением разной интонации. «Потягушки».

Потягушечки, потягушечки,
От носочков до макушечки,
Мы потянемся, мы потянемся,
Маленькими не останемся.
В ножки – ходунки,
В ручки – хватунки,
В головушку – умок,
А в роток – говорок!

Затем начать произносить звуки, которые уже прежде произносил сам ребенок, чтобы вызвать у него повторение. Ребенок может подолгу произносить певучие гласные ("а", "э", "ю", "я"), может повторять звуки, подражая взрослому.

3.. «Ползание »

Цель: побуждать к ползанию.

Ход занятия: взрослый кладет игрушку перед ребенком на таком расстоянии, чтобы он не мог ее схватить. Ребенок тянется к игрушке, приподнимая верхнюю часть туловища. Взрослый подставляет ладонь к подошвам ног ребенка, чтобы он мог в нее упереться и оттолкнуться. Второй рукой двигает яркой привлекающей внимание игрушкой (например, целлулоидной уткой) и поощряет ребенка к ползанию словами. Подобными занятиями можно объединять несколько детей, начинающих ползать.

Занятие 18 (18 неделя)

1. Пальчиковые игры «Колобки и пеньки»

Цель: вызвать у ребенка желание захватывать объемные и плоские предметы круглой и квадратной формы.

Объекты: кубики с гранью 4 см и шарики (по три штуки).

Условия: малыш лежит на животе (под грудью у него валик).

Ход: положите перед малышом в ряд три шарика, а между нами кубик и начните словами:

Колобочки-колобки,

Пенек один, а вас-то три!

Малыш потянется к «пеньку». Распределите пальчики по уголкам кубика – так легче его ухватить. Затем предлагайте поочередно оставшиеся шарики.

2. «Гуление »

Цель: Способствовать формированию у ребенка «комплекса оживления». Способствовать развитию понимания речи и произнесение звуков, которые слышали ранее от малыша.

Ход:

Свободное общение с ребенком с включением разной интонации.

Затем начать произносить звуки, которые уже прежде произносил сам ребенок, чтобы вызвать у него повторение. Ребенок может подолгу произносить певучие гласные ("а", "э", "ю", "я"), может повторять звуки, подражая взрослому.

3.. «Ползание »

Цель: побуждать к ползанию.

Ход: взрослый кладет игрушку перед ребенком на таком расстоянии, чтобы он не мог ее схватить. Ребенок тянется к игрушке, приподнимая верхнюю часть туловища. Взрослый подставляет ладонь к подошвам ног ребенка, чтобы он мог в нее упереться и оттолкнуться. Второй рукой двигает яркой привлекающей внимание игрушкой (например, целлулоидной уткой) и поощряет ребенка к ползанию словами.

Занятие 19 (19 неделя)

1. Пальчиковые игры «Колобки и пеньки»

Цель: вызвать у ребенка желание захватывать объемные и плоские предметы круглой и квадратной формы.

Объекты: кубики с гранью 4 см и шарики (по три штуки).

Условия: малыш лежит на животе (под грудью у него валик).

Ход: вновь положите три шара и кубик (с края). Что бы ни выбрал малыш, помогите захватить это правильно. Предлагайте оставшиеся фигуры.

2. «Гуление »

Цель: Способствовать формированию у ребенка «комплекса оживления». Способствовать развитию понимания речи и произнесение звуков, которые слышали ранее от малыша.

Ход:

Свободное общение с ребенком с включением разной интонации.

Затем начать произносить звуки, которые уже прежде произносил сам ребенок, чтобы вызвать у него повторение. Ребенок может подолгу произносить певучие гласные ("а", "э", "ю", "я"), может повторять звуки, подражая взрослому.

3.. «Ползание »

Цель: побуждать к ползанию.

Ход: взрослый кладет игрушку перед ребенком на таком расстоянии, чтобы он не мог ее схватить. Ребенок тянется к игрушке, приподнимая верхнюю часть туловища. Взрослый подставляет ладонь к подошвам ног ребенка, чтобы он мог в нее упереться и оттолкнуться. Второй рукой двигает яркой привлекающей внимание игрушкой (например, целлулоидной уткой) и поощряет ребенка к ползанию словами. Подобными занятиями можно объединять несколько детей, начинающих ползать.

Занятие 20 (20 неделя)

1. Пальчиковые игры «Колобки и пеньки»

Цель: вызвать у ребенка желание захватывать объемные и плоские предметы круглой и квадратной формы.

Объекты: кубики с гранью 4 см и шарики (по три штуки).

Условия: малыш лежит на животе (под грудью у него валик).

Ход: выкладывайте шарики и кубики поочередно, наблюдайте, как малыш делает захват, помогайте ему удобно распределить пальчики:

Вот веселый колобок!

Вот стоит в лесу пенек!

А теперь еще пенек!

А теперь вновь колобок! И т.д.

Совет: чередуйте объемные предметы с плоскими.

Результат: малыш тянется к предмету двумя руками (кисти раскрыты), захватывает его пальцами, поворачивает.

2. «Гуление »

Цель: Способствовать формированию у ребенка «комплекса оживления». Способствовать развитию понимания речи и произнесение звуков, которые слышали ранее от малыша.

Ход:

Свободное общение с ребенком с включением разной интонации.

Затем начать произносить звуки, которые уже прежде произносил сам ребенок, чтобы вызвать у него повторение. Ребенок может подолгу произносить певучие гласные ("а", "э", "ю", "я"), может повторять звуки, подражая взрослому.

3.. «Ползание »

Цель: побуждать к ползанию.

Ход: взрослый кладет игрушку перед ребенком на таком расстоянии, чтобы он не мог ее схватить. Ребенок тянется к игрушке, приподнимая верхнюю часть туловища. Взрослый подставляет ладонь к подошвам ног ребенка, чтобы он мог в нее упереться и оттолкнуться. Второй рукой двигает яркой привлекающей внимание игрушкой (например, целлулоидной уткой) и поощряет ребенка к ползанию словами. Подобными занятиями можно объединять несколько детей, начинающих ползать.

Возраст : от 5-и до 6-и месяцев

Основные задачи:

  1. Продолжать развивать ориентировочные зрительные и слуховые реакции при рассматривании различных предметов и действиях с ними.
  2. Развивать тактильную чувствительность при захватывании предметов из различных материалов (деревянные, резиновые, матерчатые, полиэтиленовые и пр.).
  3. Продолжать формировать элементарную ориентировочно-исследовательскую деятельность с игрушками, обладающими различными физическими свойствами.
  4. При захватывании, удерживании и сжатии предмета побуждать к элементарному результативному действию (например, сжимая резиновую игрушку-пищалку, извлечь звук).
  5. Продолжать развивать предметность восприятия, побуждая к рассматриванию игрушек, одинаковых и разных по величине, форме, цвету, находящихся на разном расстоянии, во время приближения и удаления их.
  6. Закреплять опыт зрительного восприятия предметов из разных положений (лежа на спине, на боку, на животе, в вертикальном положении на руках у взрослого).
  7. К 6 мес. следует научить ребенка брать предмет из любых положений. Способствовать не только раскрытии кулачка, но и элементарному дифференцированию положения пальцев при схватывании предмета, перемещению точки его соприкосновения с ладонью (с тыльной стороны к ее центру).
  8. Развивать способность понимать речь взрослого:
  • вслушиваться в произносимые звуки, слова;
  • различать интонацию голоса;
  • понимать некоторые слова;
  • устанавливать связь между словом и предметом;
  • по слову взрослого находить взглядом близкого человека («где тетя»);
  • по слову взрослого находить взглядом предмет, постоянно находящийся в определенном месте («где окошко? где кроватка? где шкаф?»)

9.   Стимулировать появления лепета.

Занятие 21 (21 неделя)

1. Пальчиковая игра «Сорока-белобока»
Цель: Развивать и поддерживать стремление ребенка вступать в контакт с окружающими в игре. Продолжать развивать предпосылки активной речи - лепет. Продолжать способствовать развитию мелкой моторики. Развивать способность понимать речь взрослого (различать интонацию голоса; понимать некоторые слова).

Ход:

Сорока-белобока кашу варила,
Деток кормила. Этому дала,
Этому дала. Этому дала,
А этому не дала: Ты воды не носил!
Дров не рубил! Кашу не варил!
Тебе нет ничего!

2. «Лепет»

Цель: Учить подражать новым звукосочетаниям.

Ход: С улыбкой, то, наклоняясь к лицу ребенка, то, отдаляясь от него, взрослый отчетливо произносит определенные звуки гуления и лепета. Один и тот же звукокомплекс («гу», «бо», «ма» и др.) повторяется несколько раз через определенные интервалы, с разными интонациями, побуждая ребенка к отраженному произнесению.

3. «Мячик»

Задача: стимулировать у малыша желание перекладывать предмет. Развивать тактильную чувствительность при захватывании предметов из различных материалов.

Игрушки: шарик диаметром 3 см.

Условия: малыш лежит на животе.

Ход : 

Протяните младенцу шарик. Он взял его? Начинайте потешку:

Вот такой прыгучий мяч! Сожмите слегка руку ребенка с шариком,  

                                              потрясите  ею.

Он готов пуститься вскачь! Слегка потяните игрушку, чтобы рука

                                                  малыша испытала мышечное усилие.

Так и просится играть! Потеребите игрушку в руке ребенка, побуждая

                                         отдать шарик.

Трудно будет удержать! Переложите игрушку в другую руку карапуза

                                           или направьте мячик к ней.

Мячик прыгал и скакал,

В руки снова к нам попал! Обрадуйтесь тому, что игрушка вновь

                                                     оказалась у ребенка.

Занятие 22 (22 неделя)

1. Пальчиковая игра «Ладушки-ладушки»
Цель: Развивать и поддерживать стремление ребенка вступать в контакт с окружающими в игре. Продолжать развивать предпосылки активной речи - лепет. Продолжать способствовать развитию мелкой моторики. Развивать способность понимать речь взрослого (различать интонацию голоса; понимать некоторые слова).

Ход:

Ладушки-ладушки!                                                 Кашку поели,
Где были? - У бабушки.                                           Бражку попили -
Что ели? - Кашку.                                                    Шу-у-у... Полетели!
Что пили? - Бражку.                                                На головку сели.
При последних словах поднимите ручки ребенка к голове.

2. «Лепет»

Цель: продолжать учить подражать новым звукосочетаниям.

Ход: С улыбкой, то, наклоняясь к лицу ребенка, то, отдаляясь от него, взрослый отчетливо произносит определенные звуки гуления и лепета. Один и тот же звукокомплекс («гу», «бо», «ма» и др.) повторяется несколько раз через определенные интервалы, с разными интонациями, побуждая ребенка к отраженному произнесению.

3. «Раскачивание неваляшки»

Цель: продолжать обогащать сенсорный опыт детей, совершенствовать зрительную, слуховую, осязательную и двигательную активность.

Дидактический материал: неваляшка (примерно 10—12 см  высотой).

Ход:

Перед  ребенком, лежащим на животе, ставят неваляшку. Взрослый раскачивает ее, и мелодичным звуком привлекает внимание малыша, придвигает к нему игрушку, предоставляя возможность дотронуться до неваляшки и покачать ее. Затем отодвигает неваляшку на расстояние около 10см, чтобы малыш мог подползти к ней и привести ее в движение. Если у ребенка это не получается, взрослому, для того что-бы активизировать движения его рук и ног, нужно приложить свою ладонь к стопам малыша, создав упор, и помочь ему оттолкнуться и подползти к неваляшке. Затем взрослый снова немного отодвигает неваляшку, стимулируя активность ребенка, и помогает ему, если это необходимо.

Занятие 23 (23 неделя)

1. Пальчиковая игра «Идет коза рогатая»
Цель: продолжать развивать и поддерживать стремление ребенка вступать в контакт с окружающими в игре. Продолжать развивать предпосылки активной речи - лепет. Продолжать способствовать развитию мелкой моторики. Развивать способность понимать речь взрослого (различать интонацию голоса; понимать некоторые слова).

Ход:

Идет коза рогатая,                               "Кто каши не ест,
Идет коза бодатая,                                  Молока не пьет,
Ножками топ-топ,                                  Того забодаю, забодаю, забодаю".
Глазками хлоп-хлоп:                             "Пободайте" ребенка пальцами.

2. «Лепет»

Цель: продолжать учить подражать новым звукосочетаниям.

Ход: С улыбкой, то, наклоняясь к лицу ребенка, то, отдаляясь от него, взрослый отчетливо произносит определенные звуки гуления и лепета. Один и тот же звукокомплекс («гу», «бо», «ма» и др.) повторяется несколько раз через определенные интервалы, с разными интонациями, побуждая ребенка к отраженному произнесению.

3. «Раскачивание неваляшки»

Цель: продолжать обогащать сенсорный опыт детей, совершенствовать зрительную, слуховую, осязательную и двигательную активность.

Дидактический материал: неваляшка (примерно 10—12 см  высотой).

Ход:

Перед  ребенком, лежащим на животе, ставят неваляшку. Взрослый раскачивает ее, и мелодичным звуком привлекает внимание малыша, придвигает к нему игрушку, предоставляя возможность дотронуться до неваляшки и покачать ее. Затем отодвигает неваляшку на расстояние около 10см, чтобы малыш мог подползти к ней и привести ее в движение. Если у ребенка это не получается, взрослому, для того что-бы активизировать движения его рук и ног, нужно приложить свою ладонь к стопам малыша, создав упор, и помочь ему оттолкнуться и подползти к неваляшке. Затем взрослый снова немного отодвигает неваляшку, стимулируя активность ребенка, и помогает ему, если это необходимо.

«Прятки».

Ребенок лежит на кроватке (сидит с опорой). Педагог прячет ребенка пеленкой,  от которой малыш освобождается самостоятельно. При этом он не падает, а остается сидеть.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект логопедической игры – сказки «День рождения бабушки» для детей логопедической группы (от 6 до 7 лет)

Цель: всестороннее, последовательное развитие речи детей и связанных с ней психических процессов....

Логопедическая игра-сказка «День Рождения бабушки»

Логопедическая игра-сказка для дошкольников «День Рождения бабушки» предназначена для обработки у детей с нарушениями речи  комплексов упражнений, развивающих правильный артикуляционн...

Развлечение в старшей логопедической группе ко дню рождения А. С. Пушкина «Путешествие по стране Лукоморью»

Развлечение в старшей логопедической группе ко дню рождения А. С. Пушкина «Путешествие по стране Лукоморью»...

Логопедическая квест - игра "День рождение Бабушки - Яги".

Логопедическая квест - игра "День рождение Бабушки - Яги"....

Конспект логопедического занятияс использованием Су-Джок массажёра

Тема: « В гости к  ёжику »Цель:Формирование   речи посредством использования массажного мячика Су-Джок  с колечками.Задачи:Активизировать и обогащать словарный запас, развив...