"Новые разноцветные сказки" (из опыта работы)
статья по логопедии (старшая группа) на тему

Иванова Светлана Витальевна

Использование логосказок в работе учителя-логопеда для формирования цветовосприятия и цветоразличения

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon opyt_raboty_na_sayte.doc116 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад комбинированного вида № 22» города Аши Челябинской области

 Новые разноцветные сказки (опыт работы)

Выполнила: Иванова С.В.

учитель-логопед

1 квалификационная категория

Аша, 2017 г.

Сказки злые и добрые могут

помочь воспитать ум.

Сказка может дать ключи для того,

чтобы войти в действительность

новыми путями,

может помочь ребенку узнать мир,

может одарить его воображение и

научить критически воспринимать

окружающий мир.

Д. Родари

Введение

Сказка — один из жанров фольклора, либо литературы. Эпическое, преимущественно прозаическое произведение волшебного, героического или бытового характера.

Первый вид данного жанра включает в себя фольклорные сказки. Особенность таких произведений в том, что они создаются с течением времени, путем пересказа вымышленной истории одного человека к другому. Это устное творчество, хотя оно и может быть записано. Несмотря на то, что сказка, как и разнообразные былины и легенды, является фольклором, она противопоставляется «достоверным» фольклорным произведениям, так как отталкивается от вымысла.

Второй вид данного жанра – это литературная сказка. Она, как и фольклорная, относится к эпическим произведениям. Она также опирается на народное творчество, однако имеет конкретного автора. Литературный вид может подражать фольклорному в своём стиле написания, а также может являться дидактическим произведением, основанным на народном сюжете. В общем, можно сказать, что фольклорная сказка – это предшественник литературной.

Определение что такое сказка появилось примерно в семнадцатом веке – именно тогда данное слово попало в письменные источники. Этимология понятия была связана с термином «казать», который обозначал некий список или точное описание. Однако после этого, в период до девятнадцатого века, «сказка» приобрела своё современное значение, которое сначала носило слово «баснь».

О влиянии сказки на развитие личности ребенка, на его речевое развитие писали такие ученые как М.-Л. фон Франц, А. Адлер, Э. Берн, Б. Брун, Э. Пендерсон, В. П. Аникин и другие.

В литературе неоднократно обсуждался вопрос о том, полезна ли работа со сказкой. Конец века все поставил на свои места и сегодня метод работы со сказкой активно разрабатывается в нашей стране многими известными психологами, педагогами и логопедами. В Санкт-Петербурге в 1998 году открыт первый Институт сказкотерапии. Он представляет собой научно-практический и исследовательский центр, в котором разрабатывается методология комплексной работы со сказкой для детей, имеющих отклонения в развитии. Ректор Института – Т. Д. Зинкевич-Евстигнеева – доктор психологии, сказкотерапевт, автор психолого-педагогической технологии «Комплексная Сказкотерапия», преподаватель Института специальной педагогики и психологии.

Огромный вклад в разработку данного метода внесла Т. М. Грабенко– сурдопедагог, дефектолог, логопед, игротерапевт, преподаватель Института специальной педагогики и психологии Международного университета семьи и ребенка им. Р. Валленберга, автор уникальных программ по игровой сказкотерапевтической фонетической ритмике, Лауреат Премии Мэра, победитель многих конкурсов педагогического мастерства, Ведущий сотрудник Института сказкотерапии.

Множество прекрасных сказок для детей, имеющих проблемы и недостатки развития, написано А. В. Гнездиловым – доктором медицинских наук, профессором НИПНИ имени В. М. Бехтерева и кафедры психиатрии МАПО, почетным доктором Эссекского университета в Англии, основателем хосписного движения в России.

Т. Сергеевой написаны и применяются в детских садах уникальные логопедические сказки-помощницы.

Г. А. Быстровой, Э. А. Сизовой, Т. А. Шуйской подобраны замечательные логосказки, которые несут определенную лексическую или грамматическую нагрузку. Логопеды считают, что использование логосказок для обогащения словарного запаса, наблюдение над законами словообразования и словоизменения помогает сделать развивающее общение с ребенком радостным и интересным, а значит, более действенным.

Н. Погосова отмечает, что тексты сказок расширяют словарный запас, помогают верно строить диалоги, влияют на развитие связной монологической речи.

Исследованием роли сказки в работе с детьми сегодня занимаются и такие ученые как М. А. Поваляева, Д. Ю. Соколов, О. В. Защиринская, С. А. Черняева и многие другие.

Классификация сказок.

Согласно типологии сказок Т. Д. Зинкевич – Евстигнеевой классификация включает в себя следующие типы:

- художественные (народные и авторские) сказки;

- психо-терапевтические сказки;

- психо-коррекционные сказки;

- дидактические сказки;

-медитативные сказки.

В фольклористике наиболее популярна классификация сказок, созданная Владимиром Яковлевичем Проппом. Он выделил следующие типы сказок:

- сказки о животных;

- сказки о людях (волшебные, новеллистические, включая анекдоты);

-кумулятивные сказки.

Актуальность педагогического опыта.

    Совершенствование системы образования требует внедрения в практику работы образовательных учреждений комплекса мер, направленных на своевременное обеспечение каждому ребёнку адекватных условий для всестороннего развития; формирование полноценной личности, получения им должного образования.

    В настоящее время значительно возросли требования к развитию речи детей старшего дошкольного возраста.

   К моменту выпуска из детского сада ребёнок должен достигнуть определённого уровня развития речевой активности, владения словарем и грамматическим строем речи, готовности к переходу от диалогической речи к связному высказыванию. Успешность обучения детей в школе во многом зависит от уровня овладения им связной речью. Адекватное восприятие и воспроизведение текстовых учебных материалов, умение давать развернутые ответы на вопросы, самостоятельно излагать свои суждения – все эти и другие учебные действия требуют достаточного уровня развития связной речи. Формирование её у детей - изначально сложный процесс даже при отсутствии патологии в речевом развитии. Он многократно усложняется, если у ребенка наблюдается  недоразвитие речи.

      Повышение качества образования детей с нарушениями в речевом развитии является одним из важных направлений модернизации дошкольного образования. Распространенность речевых дефектов у дошкольников и необходимость их коррекции требует от учителя – логопеда мастерства в применении современных образовательных технологий.

Метод сказкотерапии является здоровьесберегающей технологией, комплексной системой, направленной на коррекцию речевых нарушений, личностное развитие ребенка и сохранение его здоровья, и позволяет в рамках сказки решать обучающие, коррекционные, воспитательные задачи.      

Актуальность педагогического опыта заключается в том, что он позволяет организовать на высоком уровне коррекционно-развивающую работу с детьми, имеющими тяжёлые нарушения речи в дошкольном образовательном учреждении.

Сказкотерапия является сильным коррекционным средством для любого ребёнка дошкольного возраста. Во время использования игрового сказочного сюжета происходит позитивное воздействие на личность в целом, он чувствует себя раскованно, свободно. В этот момент плавно запускается процесс компенсации речевых и психических функций.

Сказкотерапия — метод, известный с давних времён, но получивший в последнее время популярность в коррекционной педагогике. Связная речь — наиболее сложный раздел в работе учителя-логопеда, особенно с детьми с общим недоразвитием речи. Развитие связной речи на занятиях с использованием метода сказкотерапии должно занимать одно из центральных мест, поскольку никакой иной вид деятельности не может обеспечить такого комплексного воздействия на речевую сферу ребёнка.

Воспитательные и обучающие свойства сказки, как педагогического средства, известны с давних времён. Сказка применяется в различных областях работы с детьми дошкольного возраста, имеющими речевые нарушения, в том числе и в работе над связной речью. Связная речь, являясь самостоятельным видом речемыслительной деятельности, вместе с тем выполняет важную роль в процессе воспитания и обучения детей, так как выступает в виде средства получения знаний и средства контроля за этими знаниями.

Целью сказкотерапии является использование эффективных приемов для коррекции речи, мотивации детей к процессу коррекции и связанных с ней психических процессов, развитие эмоционально-экспрессивной сферы дошкольников.

Сказкотерапия позволяет учителю-логопеду в опосредованной для дошкольника форме влиять на развитие речевых и психических функций

Результаты работы учителя-логопеда не всегда проявляются быстро. Однако, как показывает  практический опыт, постепенно у детей появляется желание заниматься, потому что оказывается возможным выполнение разных видов упражнений, которые раньше были недоступны.

Логосказка — это целостный, педагогический процесс, способствующий развитию всех сторон речи, воспитанию нравственных качеств, активации психических процессов (внимания, памяти, мышления, воображения, а также поддерживанию положительной мотивации к выполнению учебных задач.

Логопедическое воздействие в игровой, сказочной форме является наиболее универсальным, комплексным и результативным методом воздействия в коррекционной работе. Они занимают огромное место в системе коррекции речевых нарушений.

Основная цель логосказки — всестороннее, последовательное развитие речи детей и связанных с ней психических процессов путем использования элементов сказкотерапии.

Логосказки могут применять в своей работе, как логопеды, так и воспитатели логопедических и общеобразовательных групп. Эти сказки могут представлять собой целое занятие или дидактическую игру.

Вся работа построена с опорой на общие дидактические принципы:

- систематичности и последовательности;

- учета возрастных и индивидуальных особенностей;

- учета структуры дефекта.

А также учитываются:

- заинтересованность;

- положительно-эмоциональный настрой;

- уровень воображения, импровизации, внимания и памяти ребенка.

Виды логосказок:

• Артикуляционные (развитие дыхания, артикуляционной моторики);

• Фонетические (уточнение артикуляции заданного звука, автоматизация, дифференциация звуков);

• Пальчиковые (развитие мелкой моторики, графических навыков)

• Лексико-грамматические (обогащение словарного запаса, закрепление знаний грамматических категорий);

• Сказки, способствующие формированию связной речи;

• Сказки по обучению грамоте (о звуках и буквах).

     

Дети с общим недоразвитием речи, как отмечают авторы книги «Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников» Жукова  Н. С,   Мастюкова  Е. М.,   Филичева   Т. Б., «испытывают некоторые трудности в определении цвета предметов». Этот вывод подтверждается наблюдениями логопедов-практиков, работающих с детьми, страдающими общим недоразвитием речи. Такие дети гораздо позже начинают обращать внимание на окраску предметов и соотносить цвета, с трудом запоминают их названия, плохо их дифференцируют; они обнаруживают тенденцию к замене названий промежуточных цветов спектра основными (вместо оранжевого — красный, желтый, вместо фиолетового — голубой, синий и т. п.), причем перенос этот не является стойким.

Малонасыщенные цвета эти дети часто называют «белыми»: недостаточное восприятие слабонасыщенных цветов влияет и на их называние. Если дети с нормально развитой речью в шестилетнем возрасте свободно используют слова-определения «зеленоватый», «светло-желтый», «голубой» и т. п., то дети с общим недоразвитием речи такими определениями не владеют. Дошкольники, поступающие в группы для детей с общим недоразвитием речи, часто не знают даже названий основных цветов, не узнают и не соотносят их.

Все это говорит о том, что с детьми, страдающими общим недоразвитием речи, необходимо проводить специальную работу по развитию цветовосприятия и цветоразличения.

Ребенок,  по  выражению  К.Д.Ушинского, «мыслит формами, красками, звуками, ощущениями вообще».

В своей работе я использую «Новые разноцветные сказки» Н. В. Нищевой, которые помогают детям уточнить и закрепить названия основных и оттеночных цветов.

«Новые разноцветные сказки» дарят детям яркие образы; красочные иллюстрации доставляют им радость, помогают воспитанию художественного вкуса.

«Новые разноцветные сказки» - это цикл интегрированных подгрупповых логопедических занятий по развитию речи, формированию цветовосприятия и цветоразличения у детей дошкольного возраста, развитию зрительного и слухового внимания, артикуляционной, тонкой и общей моторики. Занятия соответствуют перспективному планированию работы, приведенному в «Примерной адаптированной основной образовательной программе для детей с тяжелыми нарушениями речи (общим недоразвитием речи) с  3 до  7 лет».

В него входят сказки по цветовым признакам: «Жёлтая сказка», «Зелёная сказка»,  «Красная сказка», «Синяя сказка», «Белая сказка», «Оранжевая сказка»,  «Голубая сказка», «Фиолетовая сказка» и «Разноцветная сказка».

Интегрированные подгрупповые занятия из цикла «Новые разноцветные сказки» я провожу в старшей логопедической группе.

Цель занятий: Закрепить знание основных цветов спектра и умение их дифференцировать. Развивать связную речь, зрительное и слуховое внимание, память, координацию слова с движением, навыки ориентировки в пространстве.       

Задачи:

  • Закрепить  знания детей о желтом, красном, зеленом, синем, белом, голубом, оранжевом, фиолетовом цветах;
  • уточнить, обогатить и активизировать словарный запас детей названиями цветов и оттенков, развивать связную речь, ее выразительность;
  • упражнять детей в согласовании прилагательных, обозначающих цвета, с существительными в роде, числе, падеже.
  • увеличить степень участия родителей в развитии речи детей

Каждое из занятий содержит от 7 до 9 этапов работы. Но учитель-логопед может сам решать, каким образом следует дозировать материал в зависимости от уровня общего и речевого развития детей группы, их индивидуальных и типологических особенностей.

На каждом занятии я приглашала детей вместе с девочкой Аришкой в путешествие в цветную сказку, например: в "желтую сказку". "В этой сказке все желтое-прежелтое. Желтое солнышко, желтые березы, желтые листья, желтый ковер из листьев, желтые цветы. Даже одежда Аришки была желтого цвета". Так, дети знакомились с желтой сказкой. Стихи любимых детских авторов помогли им познакомиться с разнообразием предметов желтого цвета.

Желтое солнце на землю глядит,
Желтый подсолнух за солнцем следит.
Желтые груши на ветках висят.
Желтые листья с деревьев летят.

Для проведения занятий по цвету не нужно какой-то особенной организации. Желательно:

  • создать непринужденную обстановку (дети располагаются на коврике по кругу или за большим столом так, чтобы каждому были видны пособия, которые демонстрируются по ходу разворачивания сюжета);
  • использовать фоновую музыку в ходе деятельности детей;
  • сформировать доверительные отношения между педагогом и детьми.

На занятиях и в свободное время давали детям возможность самим сочинять сказки, а это помогло разбудить воображение, развить мыслительные способности детей. Воспроизводя жизненные ситуации в цветной сказке, сталкивая своих героев с проблемами и трудностями, разрешая конфликты, дети приобретали веру в себя и чувство защищенности.

(Дана Ю., 5 лет) «Однажды в лесу смелый муравей бежал по дорожке и увидел желтые краски. Взял муравей эти краски, взвалил их на спину и понес домой, чтобы покрасить в желтый цвет муравейник. Там были и другие краски, но он захотел именно желтые, потому что у него было солнечное, радостное настроение»

После занятий дети совместно с воспитателями:

  • заучивали стихи, загадки о различных цветах, предложенных учителем-логопедом;
  • рисовали на свободную тему, используя краску закрепленного цвета;
  • играли в различные игры с использованием конкретных цветов.

Для закрепления пройденного материала родителям давались задания для  домашних занятий с ребенком.

Например:

Тема: «Желтая сказка»

1. Беседа с ребенком о сказке, в которой он побывал.

2. Пусть ребенок самостоятельно нарисует и раскрасит солнышко.

3. Вспомнить, какие еще предметы бывают желтыми. Пусть он проговорит: желтый лимон, желтая репка, желтые звезды и т. п.

Тема: «Зеленая сказка»

1. Побеседуйте с ребенком о сказке, с которой он сегодня познакомился.

2. Отработайте словосочетания: зеленый лес, зеленая трава, зеленые деревья и т.п.

3.  Помогите ребенку нарисовать зеленый листик, а раскрасит его ребенок самостоятельно.

Использование развивающих игр на занятиях и в свободной деятельности привело к формированию у детей устойчивого зрительного образа цветового тона, что позволило им правильно различать и называть цвета предметов в самых разных условиях.

«Новые разноцветные сказки», в свою очередь подарили детям яркие образы, доставили им радость, помогли воспитанию художественного вкуса, формированию эстетических чувств: умения видеть прекрасное и ценить красоту. Сочинение сказок детьми способствовало развитию связной речи, лексико-грамматического строя речи,  активизации их творческих способностей и фантазии, развитию коммуникативных навыков; помогло расширению представлений детей об эмоциях, воспитанию добрых чувств.

По завершению курса систематического использования «Новых разноцветных сказок» цветовосприятие  и цветоразличение у детей достигло высокого уровня, значительно улучшилось звукопроизношение, связная речь,  состояние слухового внимания, неречевых процессов,  навыки общей, мелкой и артикуляционной моторики.

Сказкотерапия является сильным коррекционным средством для любого ребёнка дошкольного возраста. Таким образом, использование логосказок позволяет добиться не только устойчивого внимания и интереса на протяжении всего занятия, но и способствует сохранению психофизического здоровья детей, формированию положительного эмоционального состояния и снижению вероятного переутомления на логопедических занятиях.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья"Воспитание сказкой"(из опыта работы)

Из опыта работы по развитию речи(обучение рассказыванию)Сказка-ложь, да в ней намек, добру молодцу урок....

Жизнь ребёнка через сказку (из опыта работы)

применение сказкотерапии в работе психолога...

Статья "Зимняя сказка" (из опыта работы).

Описание проекта "Зимняя сказка" в подготовительной группе. Сценарий совместного творчества учителя-логопеда с детьми "Как Баба Яга Петушка искала"....

Семинар-проект "В гостях у сказки" ( из опыта работы)

Театрализованная деятельность в младшей группе детского сада...

«Мы рисуем пластилином разноцветные картины» (из опыта работы)

Лепка всегда привлекает малышей, а пластилинография интересна вдвойне.  Ребята из  младших групп «Гномик» и «Колобок» с удивлением обнаружили, что пластилином можно н...

Методическая разработка «Научные сказки» (из опыта работы)

В предлагаемой  разработке представлены  научные сказки.  Сказки позволяют детям не только пережить, но и изучить различные процессы преобразования.  ...

Математика в сказках из опыта работы.

Впечатления детских лет, опыт ребёнка – это фундамент ,на котором впоследствии будут формироваться знания .  Однако дать определенный круг знаний – это еще не все. Главная задача: нау...