Проект «Литературная гостиная для детей с ОНР - знакомство с творчеством Г.Г. Андрюк
проект по логопедии (подготовительная группа) на тему

Злобина Анастасия Анатольевна

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

детский сад

 

 

 

 

 

Методическая разработка

 

Проект «Литературная гостиная для детей с ОНР - знакомство с творчеством Г.Г. Андрюк

 

 

       

 

 

 

 Злобина Анастасия Анатольевна
учитель-логопед МДОУ д/с №4
Сретенского района пгт. Кокуй

 

                                                                                           

                      

 

 

 

пгт. Кокуй 2017 г.

Актуальность: В настоящее время,  в связи с внедрением ФГОС, традиционные подходы к развитию речи претерпевают серьёзные изменения. Одной из задач речевого развития ФГОС ДО является знакомство с книжной литературой. Мы должны создать для этого все условия.

     Ни для кого не секрет, что в каждом детском саду очень много детей с ОНР, а само недоразвитие речи стало тяжелее. Такие дети по другому воспринимают чтение книг. Нужно находить различные подходы, методы, применять новые технологии, чтобы привлечь и заинтересовать ребёнка. Существует ещё одна проблема – книга перестала быть ценностью во многих семьях. По результатам анкетирования среди родителей (53 родителя) «Что для Вас книга?», целью которой было выявление отношения родителей к книге, её значимости, были получены следующие результаты:      Очень приятно, что родители читают книги ребёнку, но почему – то книжные полки есть не у всех. Мы ясно видим, что большинство родителей читают тогда, когда есть время. Существуют семьи, в которых читают детям по своей инициативе, а не только, когда просит ребёнок, это радует. Ну и, наконец, печальная статистика, только один человек из 53 ответил, что ходит с ребёнком в библиотеку. Конечно, родители очень заняты, свободного времени нет, но момент нежелания всё-таки остаётся, родители же смотрят телевизор или играют в компьютер. А вследствие падения интереса к книге, страдает развитие ребёнка в целом.

     Чтобы вовлечь ребёнка в мир книг, заинтересовать, вызвать интерес как у детей, так и у родителей, мы запустили проект. Метод проектов предполагает самостоятельность детей. Дети предлагают свои идеи, подбирают костюмы, картинки, проявляют инициативу. А если в вашей местности живёт малоизвестный детский писатель, то представьте радость детей, когда они будут знакомиться с автором, разговаривать, читать его стихи на конкурсах, как благотворно повлияет это на развитие речи в целом.

Цели проекта:   Углубление представлений о творческой деятельности Г.Г. Андрюк; развитие связной речи,  психических функций и творческих способностей детей с ОНР на материале произведений писателя.

Задачи проекта: образовательные:    Закрепление знания детей о творчестве Г.Г. Андрюк; прививать любовь к художественной литературе; развитие умения обобщать информацию; учить детей давать развёрнутые ответы; формирование культуры цитирования; коррекционные:развитие связной речи детей; обогащение словаря; коррекция грамматического строя речи; развитие слухового восприятия памяти; развитие мелкой моторики;
развитие словотворчества детей; воспитательные: воспитание читательского интереса; воспитание умения выступать перед зрителями; формирование доброжелательного отношения друг к другу, к окружающим.

Форма итогового мероприятия:         Театрализация «Случай с зайцем»

Длительность проекта:               «Два месяца» 

Совместная деятельность взрослого и детей

Обогащение развивающей среды

Взаимодействие с родителями, социальными партнёрами


1 этап   Мотивационно-диагностический (3 недели)

Обсуждение проекта с педагогами, анкетирование родителей «Что для Вас книга?» Знакомство с творчеством Г.Г. Андрюк., чтение его произведений, рассматривание картинок; развивать умение слушать, задавать и отвечать на вопросы; учить понимать текст;
развитие мелкой и общей моторики.

Обогащение книжного уголка произведениями Г.Г. Андрюк, раскраски с героями книг писателя,
трафареты, карандаши, фломастеры, краски

Предложить родителям почитать детям произведения Андрюк Г.Г.

Введение загадок по произведениям писателя в НОД (учить отгадывать, придумывать собственные загадки), - развитие памяти, внимания, воображения; лексики, связной речи.

Картинки по  теме «Загадки» по произведениям Г.Г. Андрюк», книги писателя, загадки.

Предложить родителям по пути домой, загадать загадки о деревьях, о птицах, рассмотреть красоту природы, побеседовать о тех диких животных, которые живут в пределах посёлка.

Обобщение и уточнение словаря по теме «Природа Забайкальского края»

Картинки животных, птиц на карте Забайкальского края

Родителям рекомендуется чаще обращать внимание на красоту нашей природы.

Предложение детям вместе со взрослыми поставить сказку по мотивам стихотворений Г.Г. Андрюк,  показать её родителям и другим детям детского сада.

Атрибуты и элементы костюмов и декорации для театрализаций.

Родителям рекомендуется сводить детей в лес.

2 этап   Организационно-практический  (3 недели)

Знакомство с произведением Г.Г. Андрюк – чтение «Совиные россказни», «Большая вода»:
- воспитание умения сопереживать героям произведения;
- воспитание отзывчивости, доброго отношения к животным, к природе; - рассматривание иллюстраций к каждому произведению, выбор наиболее понравившегося рассказа и картинки, рисование на память героев произведений.

Книги Андрюка; бумага для рисования; кисти; краски; цветные карандаши, фломастеры, доска для рисования, маркеры.

Родителям предлагается принести в группу книги «Андрюк», или рисунки, выполненные совместно с детьми по произведениями Андрюк.

Проговаривание совиных россказни с использованием массажных мячиков Су-Джок.
Массаж рук, развитие мелкой моторики.

Алгоритм последовательности приёмов самомассажа.

Родителям рекомендуется поиграть с детьми в различные пальчиковые игры.

Экскурсия в библиотеку. Совместная с сотрудниками библиотеки организация литературной гостиной, первая встреча с писателем, игры, беседа о творчестве Г.Г. Андрюк, совместная фотосессия;
 

 

 

Сюжетно-ролевая игра «Библиотека» (книги, журналы, раскраски, стенды, картотека).

Предложить родителям  записать детей и себя в местную библиотеку; прочитать понравившуюся книгу и обсудить её, взять на дом книги, поговорить о бережном отношении.

По произведениям Г.Г. Андрюк научить детей составлять описательные рассказы (развитие связной речи), используя приготовленные мнемотаблицы с алгоритмом очерёдности описания.
- воспитание умения слушать ответы товарищей;
- развитие умения выражать своё отношение к героям произведения.

Мнемотаблицы -план-схема, картинки с изображением героев сказки.

Предложить родителям посмотреть различные фильмы о природе, поспрашивать ребёнка, почему людям нравиться смотреть и писать о природе произведения.

Раздать стихотворения для разучивания

 

Родителям предлагается выучить с детьми стихотворение, подготовиться к конкурсу чтецов

Распределение ролей для театрализации постановки, предложить детям самим выбрать тех или иных героев, придумывание костюмов (развитие коммуникативных навыков; самостоятельности, познавательной инициативы), воспитание коллективизма, сопереживания в работе командой.

Костюмы, маски, атрибуты, музыкальное оформление, пригласительные, объявление, бумага, картон. Цветные карандаши, фломастеры, краски.

Родителям рекомендуется принять активное участие в изготовлении костюмов и декораций.

3 этап   Итоговый (2 недели)

Игра «Что? Где? Когда? по книге «Совиные россказни» Г.Г. Андрюк.
 

Игровой волчок, костюмы, музыкальное оформление, чёрный ящик, подбор жюри, декорации, карандаши, бумага.

Пригласить родителей в качестве зрителей.

Театрализованное представление «Случай с зайцем».

Конкурс чтецов по произведениям Г.Г. Андрюк

Декорации, музыка, художественные иллюстрации

Пригласить родителей в качестве зрителей, писателя как почётного гостя, певца с воинской части (гимн на произведение Г.Г. Андрюк)

Вывод: В начале проекта дети изучали рассказы нашего поэта, рассматривали картинки, разучивали стихотворения. Очень хорошо прошла литературная встреча в библиотеке, дети внимательно слушали Геннадия Григорьевича, вели диалог. На викторине «Что? Где? Когда?» дети справились со всеми заданиями, игра получилась интересной и задорной. Кульминацией проекта был конкурс чтецов, на который был приглашен писатель и певец, который спел песню на стихи нашего поэта. Театрализованное представление всем очень понравилось.

     Вся организация проекта способствовала развитию творчества  у детей,  желания знакомиться с творчеством других поэтов, развитие связной и литературной речи, художественного восприятия и эстетического вкуса.

Литература:      1. Андрюк Г.Г «Таёжки: Стихи!» Чита: «Экспресс-типография», 2001 г. 2. Г.Г. Андрюк «Совиные россказни» , Чита: «Экспресс-типография», 2004 г.     3. Г.Г. Андрюк    «Большая вода» , Чита ОО «Книжное издательство «Поиск», 2015 г.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Ценность литературной гостиной для детей дошкольного возраста. Взаимодействие специалистов в проведении литературной гостиной.

Литературная гостиная – удивительно пластичная и удобная форма организации творческой деятельности. Она позволяет в максимальной степени раскрывать любой, даже самый смелый замысел, поскольку объ...

Литературная гостиная для детей старшего возраста, по творчеству С.В.Михалкова.

Литературная гостиная для детей старшего возраста,  по творчеству С.В.Михалкова. Конспект занятия-развлечения....

Конспект литературно-музыкального развлечения в подготовительной группе "Знакомство с творчеством М.Ю. Лермонтова.

Предлагаемый сценарий знакомит детей с биографией и поэзией М.Ю. Лермонтова. Развивает интерес к творчеству поэта, прививает любовь к классической литературе....

Проект литературной гостиной "Сундучок сказок"

Сказка — благодатный и ничем не заменимый источник воспитания ребенка. Сказка — это духовные богатства культуры, познавая которые, ребёнок познает сердцем родной народ. Дошкольный возраст ...

Педагогический проект " Литературная гостиная"

Материал предназначен для детей 7-го года жизни...

Проект «Литературная гостиная» Старшая группа (5-6 лет)

воспитание любви к чтению и художественной литературе у старших дошкольников и их родителей...

«Зимняя тема в творчестве русских классиков» Музыкально-литературная гостиная для детей старшего дошкольного возраста

Цель: создание представления о синтезе искусств в изображении окружающей действительности.Задачи:  прививать любовь к классической музыке и живописи, к творчеству поэтов-классиков через син...