Консультация для родителей на тему "Развитие зрительной и слуховой памяти у детей дошкольного возраста"
консультация по логопедии (старшая, подготовительная группа) на тему

В материале представлены Игры на развитие зрительной и слуховой памяти, а также памятка для родителей, что такое память и для чего ее нужно развивать.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 4_02.12.15_razvitie_pamyati_u_detey.docx45.85 КБ

Предварительный просмотр:

Структурное подразделение «Отделение дошкольного образования детей»

Государственное бюджетное образовательное учреждение школа №69

Курортного района Санкт-Петербурга

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА

Консультация для родителей на тему

«РАЗВИТИЕ ПАМЯТИ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»

картотека игр, направленных на развитие зрительной и слуховой памяти

 у детей дошкольного возраста

Григорьева А.А., учитель-логопед,

СП «ОДОД» ГБОУ школа №69

Курортного района СПб

Григорьева А.А., учитель-логопед,

СП «ОДОД» ГБОУ школа №69

Курортного района СПб

РАЗВИТИЕ ПАМЯТИ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Родители часто недоумевают, почему их малыш с трудом разучивает стишок, который задали к празднику, а полюбившиеся песенки или стихи запоминает легко и может повторять их бесконечно? От чего зависят способности к запоминанию? И самое главное, можно ли развить память ребенка в раннем возрасте?

Развитие памяти заключается в качественных изменениях составляющих ее процессов и в трансформации содержания фиксируемого материала. Это очень важно для детей и в повседневной жизни, и в учебе. Развитие памяти – предпосылка к успешному и разностороннему познанию мира, усвоению новой информации. Чем больше внимания родители уделяют развитию различных видов памяти, внимания и воображения малыша, тем выше интеллектуальный потенциал их ребенка. Именно поэтому во все наиболее действенные методики раннего интеллектуального развития обязательно включаются упражнения и игры на развитие всех видов памяти, которые будут описаны далее.

Так что же такое память?

Память – это отражение прошлого опыта. Она основана на трех процессах – запоминании, сохранении и воспроизведении.

Запоминание это процесс образования и закрепления в нервных клетках коры головного мозга информации в виде нервных импульсов, передающихся по отросткам этих клеток друг другу. В результате этого устанавливаются новые нервно-рефлекторные связи – пути поступления и извлечения информации. Кроме того, при запоминании происходит установление связи между новыми и уже существующими путями. Связь между отдельными событиями, фактами, предметами или явлениями, отраженными в нашем сознании и закрепленными в нашей памяти, называют ассоциацией. Без ассоциаций невозможна нормальная психическая деятельность человека, в том числе и запоминание.

Поступающая информация сохраняется в нашей памяти в виде памятного следа – диаграммы. В ее формировании и сохранении принимают участие, вероятно, все клетки головного мозга. Но науке пока точно неизвестно, в каком виде хранится этот памятный след. Сформировавшаяся энграмма очень устойчива и может сохраняться в течение всей человеческой жизни, но ее извлечение, то есть воспоминание чего-либо, может быть сопряжено с большими трудностями. Однако доказано, что при обучении и тренировках памяти число связей между нервными клетками становится все больше и больше, они приобретают устойчивость, что приводит к более легкому извлечению энграммы. На решение этой задачи направлены упражнения и тренинги по развитию памяти. Процесс сохранения информации в памяти включает в себя:

• сохранение памятного следа;

• сохранение связей в мозге.

Благодаря запоминанию и сохранению становится возможным воспроизведение информации, а также ее узнавание (припоминание).

Воспроизведение процесс появления в сознании ранее воспринятой информации, выполнение заученных движений. При воспроизведении образы, закрепленные в памяти, «оживают» быстро, без вспомогательной, опорной информации. Так, например, когда человеку объясняют, как пройти куда-либо, то помимо названия улицы и номера дома сообщают различную дополнительную информацию: что на пути попадутся магазин, школа, светофор. Когда он в следующий раз идет по тому же адресу, то для поиска нужного объекта вспомогательная информация не требуется, припоминание происходит быстрее. Это и называется хорошей памятью. Но чтобы добиться буквально автоматического воспроизведения нужной информации, необходимо неоднократное ее повторение.

Виды проявления памяти чрезвычайно многообразны. В основу видовой классификации памяти положены пять основных критериев (признаков).

1. Объект запоминания. В зависимости от того, что именно воспринимает и воспроизводит человек, различают четыре основных вида памяти:

– двигательная (моторная) – память движений и их систем. Благодаря двигательной памяти ребенок приобретает навыки ходьбы, письма, учится манипулировать предметами, танцевать и т. д. Если бы не было памяти на движения, то каждый раз нам приходилось бы заново учиться совершать необходимые действия;

– наглядно-образная, способствующая хорошему запоминанию лиц, звуковTf0.99941, цветов, форм предметов и так далее. Например, при хорошо развитой образной памяти воспоминания обладают ярко выраженным наглядным, образным характером. Часто вспоминаемый предмет представляется так живо и ярко, как будто человек вновь его воспринимает;

– словесно-логическая (или словесно-смысловая), которая позволяет запоминать информацию с помощью слов, опосредованно, с помощью смысловой структуры. Содержанием данного вида памяти являются наши мысли. Словесно-логическая память существует только у человека, в отличие от двигательной, эмоциональной и образной, которые есть и у животных. Весь процесс усвоения знаний в процессе школьного обучения в основном строится с опорой на словесно-логическую память;

– эмоциональная память, при которой запоминаются пережитые чувства, эмоции и события. Пережитые и сохраненные в памяти чувства выступают как сигналы, которые побуждают к действию либо удерживают от него. Способность сочувствовать, сопереживать другому человеку основана на эмоциональной памяти.

2. Степень волевой регуляции памяти . По этому признаку память делится на произвольную (которая используется, если нужно запомнить что-либо, и сам процесс требует усилий от человека) и непроизвольную (задача запоминания не ставится, это происходит само собой).

3. Длительность сохранения информации в памяти. В зависимости от времени сохранения информации выделяют:

– кратковременную память, позволяющую удерживать полученную информацию в течение короткого времени. Здесь может храниться очень ограниченное количество информации. Кратковременную память можно рассматривать как пропускной пункт, минуя который, никакая информация не сможет попасть в долговременную память. Все процессы памяти начинаются именно с кратковременной памяти;

– оперативную память, обеспечивающую кратковременное запечатление следов, необходимое для выполнения какого-либо действия или операции. Например, когда мы решаем задачу, то удерживаем «в уме» какие-то промежуточные результаты. Но в процессе продвижения к конечному результату промежуточные решения забываются;

– долговременную память, для которой характерно сохранение информации в течение длительного времени при условии многократного ее повторения и воспроизведения. Здесь содержится огромный объем различной информации, знаний, умений и навыков.

4. Модальность запоминания. В зависимости от того, какой анализатор принимает наибольшее участие в процессе запоминания, выделяют следующие виды памяти:

– зрительную память;

– слуховую память;

– осязательную память (ощущения от прикосновений);

– двигательную память;

– пространственную память.

5. Способ запоминания. В зависимости от способа запоминания выделяют непосредственную и опосредованную память. При непосредственном (механическом) запоминании процесс сохранения информации происходит без участия мышления, то есть без осмысления материла, без установления логической структуры и использования ассоциативных приемов запоминания.

Особенности памяти малышей. Развитие памяти зависит от условий жизни ребенка, его воспитания и обучения. Под влиянием внешних воздействий в мозге ребенка начинают образовываться временные связи, которые и составляют физиологическую основу памяти. Уже в середине первого месяца жизни у младенца можно наблюдать образование простейших условных рефлексов. Так, двухмесячный младенец, привыкший к тому, что его перед кормлением берут на руки, начинает затихать и искать губами грудь матери, как только его вынут из колыбели.

Несколько позднее, к концу первого полугодия жизни, у ребенка появляется узнавание. Например, появление матери, которая повседневно заботится о ребенке, вызывает у него положительную реакцию: он улыбается, всплескивает ручками, издает тихие звуки. Такое узнавание требует установления более сложных временных связей между ответными реакциями ребенка и определенным комплексом раздражителей. Постепенно у младенца расширяется круг узнаваемых предметов. Вслед за узнаванием появляется воспоминание. Ребенок, например, пытается искать исчезнувшую вещь, поворачивая голову в сторону. Это говорит о том, что у него возникает воспоминание о предмете, который в данный момент не воспринимается. Первоначально промежуток времени, в течение которого удерживается в памяти какое-нибудь впечатление, очень незначителен. Годовалый ребенок воспринимает лишь то, что случилось несколько дней назад. К 3 годам длительность сохранения воспоминаний увеличивается до нескольких месяцев. Прочность и длительность запоминания у 4-, 5-летнего ребенка становятся настолько значительными, что ряд впечатлений, полученных в этом возрасте, сохраняется на всю жизнь.

Дошкольный возраст характеризуется интенсивным развитием способности к запоминанию и воспроизведению. Память дошкольников носит в основном непроизвольный характер. Малыши еще не умеют ставить перед собой задачу запомнить и не воспринимают такое задание от взрослых. Непроизвольно запечатлевается тот материал, который включен в активную деятельность. Запоминание и припоминание происходят независимо от воли и сознания ребенка и зависят от характера его деятельности. Именно поэтому новые знания должны иметь для крохи какое-то значение: чем больше эта информация соприкасается с его интересами, тем легче он ее запомнит.

Воспоминания дошкольника обладают ярко выраженным наглядным, образным характером. Наглядный материал (предметы и их изображения) в дошкольном возрасте запоминается значительно лучше, чем отвлеченные положения. Из словесного материала значительно лучше удерживаются в памяти образные описания, особенно когда они носят художественный, эмоционально-выразительный характер.

В середине дошкольного возраста под влиянием воспитания постепенно начинают складываться произвольное запоминание и припоминание. Участвуя в коллективных играх и организованных занятиях, ребенок постепенно научается запоминать то, что требуют от него окружающие. В процессах памяти возрастает роль слова, второй сигнальной системы. Произвольное запоминание и припоминание возникают первоначально в особо благоприятных условиях. Для ребенка-дошкольника очень важно, чтобы выполнение задачи запомнить что-либо подкреплялось достижением непосредственного результата в его практической деятельности. Если просто сказать ребенку-дошкольнику: «Запомни это!», то такая инструкция в большинстве случаев не достигает цели, так как она не связана с его деятельностью. Но если задача запомнить связывается с выполнением какого-нибудь ответственного задания, даваемого взрослым, или же входит в содержание занимательной игры, то задача ребенком принимается, и он начинает активно стремиться к ее разрешению. На первых порах произвольное запоминание у дошкольника носит очень несовершенный характер. Ребенок не владеет приемами запоминания, он еще не знает, что нужно сделать для того, чтобы лучше запомнить.

Постепенно при правильной организации воспитательной работы к концу дошкольного возраста ребенок научается сознательно пользоваться простейшими приемами памяти. Для того чтобы запомнить какой-нибудь материал, ребенок внимательно с ним знакомится, повторяет его несколько раз, стремится установить соответствующие связи и т. д.

В развитии произвольной памяти у дошкольника решающую роль играет организация воспитательной работы. Задачу запоминания, приемы запоминания и припоминания ребенок не изобретает сам, их организует взрослый. Взрослый предлагает ребенку запомнить то или другое, организует деятельность, при которой эта задача может быть разрешена, указывает некоторые приемы, способствующие лучшему запоминанию, и т. д. Когда ребенок приобретает известный опыт в этом отношении, он и сам начинает ставить перед собой задачу запоминания, по собственной инициативе произвольно запоминает или припоминает необходимый материал. Развитие произвольной памяти имеет важное значение для подготовки ребенка к школьному обучению.

Объем запоминаемого будет зависеть от состояния зрительного и слухового восприятия и внимания. Поэтому с раннего возраста необходимо развивать у детей эти способности и речь, чтобы содействовать развитию всех видов памяти. На развитие памяти также влияет уровень умственных способностей: чем больше малыш умеет делать, чем активнее он размышляет над чем-либо, тем больше он в состоянии запомнить. По мере взросления ребенка развиваются его умственные способности, и с ними вместе развивается память (Запорожец А. В., 1953).

 Как развивать память у ребенка?

Кроме реализации всех общих условий, способствующих развитию памяти, стимулировать этот процесс помогут специальные упражнения и игры. Как только малыш произнес первые слова, с ним можно обсуждать все, что происходит вокруг: что видели на прогулке, чем занимались утром, что ели на завтрак, с какими игрушками играли. Чтение книг, заучивание стихов, разгадывание загадок, головоломок, ребусов – все это, помимо общего развития, прекрасно развивает память.

Читая с малышом книгу или заучивая стишок, мы тем самым развиваем его словесно-смысловую память. Особое внимание стоит обратить на то, что при чтении дети обычно следят за сюжетом, пропуская подробности и описание персонажей, явлений, поэтому читать им одну и ту же сказку, рассказ придется неоднократно. Затем можно задавать вопросы о прочитанном.

Важно, чтобы ребенок рассказывал об описываемых событиях последовательно и логично. К 5 годам задачу можно усложнить, побуждая малыша пересказывать рассказы.

Для успешного развития памяти малыша родителям будет полезно знать некоторые «секреты памяти» – определенные закономерности, помогающие в запоминании материала.

1. Новые знания должны иметь значение для ребенка . Чем больше они соприкасаются с его интересами, увлечениями, тем легче ему будет их запомнить.

2. Информация должна быть интересной для ребенка. Все, что вызывает подлинный интерес, запоминается легко и прочно. Вы наверняка встречали ребят, которые увлекаются динозаврами и могут без труда назвать различные их виды (хотя названия некоторых из них иногда не то что запомнить – произнести затруднительно), но никак не могут запомнить авторов литературных произведений. Необходимо стараться искать различные пути для пробуждения интереса ребенка к изучаемой информации. Если ребенку интересен урок, он запомнит его содержание лучше, чем тогда, когда слушает его для «галочки».

3. У ребенка должна быть сильная мотивация к запоминанию информации. Информация может быть заучена, но если она не имеет устойчивой значимости для ребенка, то она, скорее всего, очень быстро будет забыта. Важно научиться создавать для ребенка дополнительную мотивацию, которая послужит стимулом запомнить и сохранить ту или иную информацию с большим желанием и продуктивностью. Например, если вы сообщите ребенку, что собираетесь поехать с ним на каникулы в Диснейленд, где ему придется разговаривать на французском языке, то изучение иностранного языка будет происходить гораздо успешнее. У каждого ребенка мотивация разная – это зависит от его системы ценностей, его интересов и желаний. Для кого-то хорошей мотивацией может послужить соревнование (например, кто быстрее и точнее запомнит правило правописания), а для другого – награда за выполнение задания (например, если ты быстро и точно выучишь стихотворение, то мы пойдем в парк кататься на роликах).

4. Память в первую очередь реагирует на яркие впечатления. То, что ярко, необычно, чем-то выделяется, запоминается легче и продуктивнее. Яркие события вспомнить легче, чем обыденные, даже если они произошли совсем недавно. Постарайтесь помочь ребенку представить заучиваемую информацию таким образом, чтобы она стала яркой и необычной, тогда он усвоит ее с большей вероятностью и меньшими усилиями.

5. Чем больше информации включено в деятельность, которую совершает ребенок, тем быстрее и прочнее она запоминается. С одной стороны, если знания включены в какую-то деятельность, которую осуществляет ребенок, то они усваиваются быстрее. С другой стороны, особенно хорошо запоминается та информация, которая используется в деятельности ребенка, то есть применяется на практике. Например, два одноклассника в одно и то же время выучили одну и ту же теорему. Спустя какое-то время один из них, который не применял ее для решения задач, обнаружит, что не помнит эту теорему. А второй одноклассник, который пользовался ею, будет помнить ее отлично. Здесь также важно понимать и то, что для лучшего запоминания информации нужно постараться произвести над ней какие-то действия, поработать с ней (например, что-то сопоставить, сравнить, выделить главное, подчеркнуть важные моменты и т. д.).

6. Заучиваемый материал должен быть понятен ребенку. Непонятная информация обычно не вызывает интереса. А понятная, наоборот, запоминается быстрее и прочнее, так как ассоциируется с уже усвоенными ранее знаниями.

7. Середина материала запоминается хуже, чем начало и конец. Середина материала требует большего числа повторений, большего понимания и внимания.

8. Память нужно «кормить» полезной для нее пищей. Во-первых, надо стараться кормить ребенка понемногу, но часто, чтобы поддерживать стабильный уровень сахара в крови: это важно для оптимальной работы мозга. Врачи рекомендуют отдавать предпочтение следующей пище: цельнозерновым продуктам, орехам, семечкам, сыру, жирным сортам рыбы, бобовым, гречневой крупе, фруктам и овощам. В них высока концентрация полезных веществ и витаминов, которые необходимы для мозга и его кровоснабжения. Очень полезны некоторые виды растительных масел: оливковое, соевое, подсолнечное, арахисовое. А вот «быстрые сахара», содержащиеся в сахаре, конфетах, пирожных, плохо усваиваются организмом и могут вызвать ухудшение памяти. Конечно, могут быть индивидуальные особенности организма, из-за которых ребенку может быть что-то противопоказано. Это необходимо обязательно выяснить с врачом, наблюдающим ребенка. Во-вторых, не стоит забывать о физической нагрузке, спорте и прогулках на свежем воздухе. Ежедневные полчаса интенсивной физической зарядки улучшают кровоснабжение мозга более чем на 24 часа и помогают крепко спать. Прерывистый сон и недосыпание способствуют забывчивости (Сунцова А. В., Курдюкова С. В.).

Григорьева А.А., учитель-логопед,

СП «ОДОД» ГБОУ школа №69

Курортного района СПб

ИГРЫ ДЛЯ РАЗВИТИЯ ЗРИТЕЛЬНОЙ И СЛУХОВОЙ ПАМЯТИ

 У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Зрительная память

Все предложенные в этом разделе игры направлены на развитие зрительной памяти, концентрации зрительного внимания, развитие устойчивости взгляда.

ФОТОГРАФИЯ, ИЛИ ЧЕГО НЕ ХВАТАЕТ? •

Инструкция и ход игры: взрослый расставляет перед ребенком на столе или ковре 7-8 игрушек и просит ребенка внимательно посмотреть на игрушки, «сфотографировать» их.

После этого взрослый незаметно убирает одну из игрушек и говорит: «Злой волшебник сделал невидимкой одного из героев на твоей фотографии. Если ты вспомнишь этого героя, твоя фотография будет расколдована».

Если ребенок успешно справляется с данным количеством игрушек, их число можно постепенно увеличивать.

Можете поменяться ролями с ребенком: теперь он убирает игрушку, а вы отгадываете.

ДЕНЬ РОЖДЕНИЯ, ИЛИ ЧТО ИЗМЕНИЛОСЬ? •

Инструкция и ход игры: взрослый рассаживает перед ребенком 5-6 игрушек, ставит чашки, блюдца, другую посуду и столовые приборы и говорит: «У мишки день рождения. Все гости собрались пить чай. Посмотри внимательно, кто где расположился. Но вот начался салют, и гости выбежали посмотреть на него, а когда вернулись, кто-то занял не свое место. Помоги исправить ошибку. Вспомни, кто где сидел, у кого какие приборы были».

УЗОРЫ

Инструкция и ход игры: для этой игры понадобятся разноцветные счетные палочки.

Взрослый выкладывает на столе из палочек узор, а потом говорит ребенку: «Посмотри внимательно на этот узор и постарайся запомнить, как расположены палочки. Вдруг подул сильный ветер, и все палочки разлетелись. Помоги! Попытайся восстановить узор».

Для детей от 5 лет предлагаются абстрактные узоры.

Сначала после «порыва ветра» необходимые для узора палочки оставляются в беспорядке на столе. Если ребенок легко складывает из них необходимый узор, можно дать ему возможность выбрать нужные палочки уже непосредственно из коробки. В этом случае тренируется избирательность запоминания.

Слухоречевая память

Основными целями игр раздела «Слухоречевая память» являются: формирование устойчивости акустического внимания, расширение объема слухового восприятия, подготовка акустических систем ребенка к усвоению фонем родного языка.

ЗА ПОКУПКАМИ

Инструкция и ход игры: взрослый говорит ребенку: «Представь себе, что ты идешь в магазин. Сейчас я назову тебе список товаров, которые ты должен купить. Смотри ничего не забудь!»

Взрослый называет ребенку от 3 до 8 наименований товаров в зависимости от возраста. Когда ребенок «возвращается из магазина», он перечисляет все свои «покупки».

В игру можно вводить соревновательный момент, если играют взрослый и ребенок по очереди или несколько детей. Побеждает тот, кто запомнит больше слов.

ПУТЕШЕСТВИЕ

Инструкция и ход игры: взрослый предлагает ребенку представить, что он отправляется в кругосветное путешествие, и говорит: «У тебя много друзей. Когда ты вернешься, они будут рады получить от тебя подарки. Кому ты подаришь... (здесь взрослый перечисляет названия подарков – от 3 до 8 в зависимости от возраста)?»

В ответ ребенок называет для каждого подарка своего получателя. После этого взрослый говорит ребенку: «Путешествие было длинным и интересным. Но вот ты вернулся домой. Кого ты первым ты первым навестишь (позовешь в гости)? Что ты привез своему другу?»

Так перечисляются все друзья. Ребенок должен не перепутать подарки, ведь каждому он подбирал именно то, что ему больше всего понравится.

Сюжет этой игры можно несколько изменить. Ребенку нужно будет запоминать не кому какой подарок он привез, а откуда. Можно «путешествовать» по разным сторонам света, по разным материкам, по разным странам и городам.

КТО ПРИШЕЛ В ГОСТИ? •

Цель игры: развитие слухоречевой памяти с опорой на зрительное восприятие и память.

Инструкция и ход игры: для игры понадобятся картинки (3-8 штук) с изображением людей разной внешности. Различия должны быть ярко выраженными: в одежде, по полу, цвету волос, глаз и т. д. У всех людей свои имена. Взрослый говорит ребенку: «У тебя появились новые знакомые, и ты решил позвать их в гости. Вот они, посмотри на них внимательно, постарайся запомнить их имена и опиши каждого (ребенку необходимо самостоятельно или, при затруднениях, с помощью взрослого назвать как можно больше отличительных признаков каждого человека).

Интересно, кто придет в гости первым, а кто потом? Теперь я опишу тебе первого гостя, а ты попробуй угадать, как его зовут». При затруднениях взрослый может задавать ребенку наводящие вопросы.

Для усложнения игры можно придумать, какие блюда и напитки больше всего нравятся каждому из гостей. В этом случае, когда ребенок угадывает имя гостя, он называет еще и его любимое блюдо, которое обязательно нужно поставить на стол.

ВЕСЕЛЫЙ ПОЕЗД

Цель игры: развитие слухоречевой памяти с опорой на зрительное восприятие и память.

Инструкция и ход игры: необходимо подготовить 4-8 картинок-«вагончиков» с изображением различных предметов и одну карточку с нарисованным паровозом. Карточки с изображением предметов делятся поровну между двумя игроками. Взрослый говорит ребенку: «Сейчас мы будем составлять поезд. Присоединять вагончики будем по очереди. Чтобы нам было веселее, наш поезд повезет загадки. Когда ставишь свой вагончик, нужно назвать, кто (что) в нем едет, и перевернуть карточку картинкой вниз. Свой вагончик можно присоединить только тогда, когда правильно отгадаешь, кто (что) едет в каждом из предыдущих вагончиков».

В этой игре за каждое правильно названное слово присуждается очко. Можно получить бонусные очки за подсказки, если соперник затрудняется вспомнить, что нарисовано на карточке. Подсказывать можно только описывая, но не называя предмет. Выигрывает игрок, набравший большее количество очков.

НАЙДИ ПАРУ

Инструкция и ход игры: понадобятся парные карточки (3-8 пар) с изображением предметов. Карточки перемешиваются и раскладываются на столе рядами картинкой вниз. Игроки ходят по очереди. За один ход можно открыть только две карточки. Игрок их открывает и называет вслух изображенные предметы. Если ему попадаются парные картинки, он забирает их себе. Если предметы разные, кладет карточки на место картинкой вниз. Игра продолжается, пока не отыщутся все пары. Выигрывает тот, кто наберет больше картинок.

Подготовлено по материалам книги:

Титова Ю. О., Фролова О. С., Винникова Л. М. Играть с ребенком. Как? Развитие восприятия, памяти, мышления, речи у детей. Изд-во ВИСНО, М.: 2009.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для педагогов ДОУ: "Влияние компьютера на развитие памяти у детей дошкольного возраста. Вред или польза?"

Консультация для педагогического коллектива на тему: "Влияние компьютера на развитие памяти детей дошкольного возраста. Вред или польза"....

Использование игровых приёмов в семье на развитие слухового внимания и слуховой памяти у детей дошкольного возраста с ОВЗ

Выступление на конференции  в заочно-дистанционной форме межрегиональную конференцию по теме: «Диалоговое взаимодействие в системе «педагог – родитель», преемственность...

развитие слуховой памяти у детей дошкольного возраста

развитие слуховой памяти у детей дошкольного возраста...

буклет-рекомендации для родителей по психологии на тему: "Развитие памяти у детей дошкольного возраста"

Предлагаемый буклет может использоваться в работе с родителями детей старшего дошкольного возраста( 5-7 лет) Содержит различные игры развивающие память ребенка, как в совместнгой деятельности со ...

Памятка для родителей «Игры и упражнения по развитию слуховой памяти у детей дошкольного возраста»

  Слуховая память– это хорошее запоминание и точное воспроизведение разнообразных звуков, например, музыкальных, речевых.    Этот вид памяти имеет особенно большо...

Развитие слуховой памяти у детей дошкольного возраста

Упражнения для развития слуховой памяти...