Использование игровых приёмов в семье на развитие слухового внимания и слуховой памяти у детей дошкольного возраста с ОВЗ
консультация

Светлана Юрьевна Балхина

Памятка для родителей

Скачать:


Предварительный просмотр:

Памятка для родителей

Использование игровых приёмов в семье на развитие

слухового внимания и слуховой памяти

у детей дошкольного возраста с ОВЗ.

         Слуховое  восприятие  начинается  со СЛУХОВОГО  ВНИМАНИЯ  -  СЛУХОВОГО  ВНИМАНИЯ  -   это умение сосредотачиваться на звуке, без которого невозможно слушать и понимать речь человека. Все  звуки, которые  человек  воспринимает  и  анализирует,  а затем  воспроизводит,  он  запоминает  благодаря слуховой памяти. СЛУХОВАЯ ПАМЯТЬ  -  запоминание,  сохранение  и воспроизведение  речевого  материала,  воспринятого  на  слух.

         Предлагаю вниманию родителей игры, которые направлены на тренировку навыка различения неречевых звуков, на развитие слухового восприятия, слухового внимания, слуховой памяти, мышления, тренирует у детей подражание, которое так необходимо для овладения речью.

1.Игры  на  восприятие  звука  должны  дать  представление  о  разных  по  характеру шумах: шуршании (бумаги, листьев),  скрипе (пола, детали, двери)  стуке (в дверь, молотка), писке (мыши, щенка), бульканье (кипящей воды), звоне,  шелесте, шуме (поезда,  машин, дождя), о громком и тихом звуке, шепоте. В  этих  играх  ребенок  учится  различать «звучание»  знакомых  предметов,  бытовых  звуков (звонок  телефона,  звонок  в  дверь,  бегущей  из  крана воды,  тиканье  часов,  звук  работающей  стиральной машины),  музыкальных  инструментов  (колокольчик, барабан,  дудочка,  металлофон  и  т.д.),  голоса животных,  птиц.  На начальном этапе для различения неречевых  звуков  требуется  зрительно-двигательная опора.  Это  означает,  что  ребенок  должен  видеть предмет,  который  издает  какой-то  необычный  звук, сам  попробовать  извлечь  из  него  звук  разными способами,  то  есть  совершить  определенные  действия.  Дополнительная  чувственная  опора становится  не  обязательной  лишь тогда,  когда у  ребенка  сформировался  нужный  слуховой образ.

2. Знакомство со звуками окружающего мира -  это  игры  для  развития  речевого  слуха —  умения  ребенка  различать  голоса  людей, понимать смысл фразы говорящего.  Вслушиваясь в слова,  играя с ними, ребенок формирует свой  слух,  улучшает  дикцию,  стараясь  приблизить  звучание  своей  речи  к  тому,  что  он слышит  от  окружающих.  Хорошо  развитый  речевой  слух  —  необходимое  условие, обеспечивающее  нормальное  и  своевременное  усвоение  звуков,  правильное  произношение слов, овладение речевой интонацией. Например:  «Узнай по голосу», «Что гудит?»  (кричит, смеётся), «Реакция  на  свое  имя», «Покажи,  кто поёт: папа, мама, девочка» и др.

3.  Обучение  восприятию  на слух неречевых и речевых сигналов -  развитие  фонематического слуха,  т.  е.  умение  слышать  составные части  слова.  Используются  такие  игры:    «Поймай звук», «Покажи на предмет, когда я скажу правильно» (фок-СОК), «Определи место звука в слове» (начале, середине, конце), «Слова, похожие по звучанию» (мишка-миска) и др.

4.  Обучение восприятию на слух речевого материала -  это  те  речевые  игры,  которые  педагоги  используют  на  занятиях  по  развитию речи. Например:  «Кто что делает?»,   «Положи  платок  на  стол, а мяч под  стол», «Куда  плывет  рыбка», а также при прослушивании инструкции ответить на вопросы.

         Именно через игру дети учатся слушать, слышать, чувствовать, познавать, творить, придаёт уверенность и веру в себя.

Источники:

  1. Ольга Сухова, Анастасия Логочевская. Музыкальное пособие «Зоя – сова». https://www.instagram.com/slushat_interesno/?hl=ru
  2. «Мерсибо Плюс (вер. 2)» — программно-дидактический комплекс
    https://mersibo.ru/shop/mersibo-plus2


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Опыт применения мнемотехники для развития внимания и памяти детей дошкольного возраста

Статья, в которой описан опыт применения методических разработок мнемотехники и то, как стоит работать с детьми на протяжении нескольких лет для полнейшего развития интеллектуальных способностей ребен...

РЕКОМЕНДАЦИИ РОДИТЕЛЯМ ПО РАЗВИТИЮ СЛУХОВОЙ ПАМЯТИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Для развития слуховой памяти рекомендуется выполнять следующие упражнения:  1.     Запомнить ряд слов в определенной последовательности. Постепенно увеличивать объём слов...

"Развитие внимания и памяти детей дошкольного возраста в условиях ФГОС"

Дошкольное детство - первый период психического развития ребенка и поэтому самый ответственный. В это время закладываются основы всех психических свойств и качеств личности, познавательных проце...

Мастер-класс для педагогов «Использование маркеров игрового пространства с целью развития познавательной активности, фантазии и творчества детей дошкольного возраста».

Что такое маркеры? Маркеры игрового пространства представляют собой уменьшенный предметный образец пространства и объектов воображаемого мира.Цель игрового маркера : создание условий для игры, для раз...

Использование игровых приёмов в семье на развитие слухового внимания и слуховой памяти у детей дошкольного возраста с ОВЗ

Выступление на конференции  в заочно-дистанционной форме межрегиональную конференцию по теме: «Диалоговое взаимодействие в системе «педагог – родитель», преемственность...