Использование игровых приёмов в семье на развитие слухового внимания и слуховой памяти у детей дошкольного возраста с ОВЗ
материал

Светлана Юрьевна Балхина

Выступление на конференции  в заочно-дистанционной форме межрегиональную конференцию по теме: «Диалоговое взаимодействие в системе «педагог – родитель», преемственность 

в воспитании ребенка в ДОО и семье» 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл igrovye_priyomy_po_razvitiyu_sluhovogo_vnimaniya.docx18.7 КБ

Предварительный просмотр:

Использование игровых приёмов в семье

на развитие слухового внимания и слуховой памяти

у детей дошкольного возраста с ОВЗ.

Балхина С.Ю.

МБДОУ «ДС «Брусничка», г. Тарко – Сале

         Одним из наиболее актуальных направлений в современном дошкольном образовании, является обучение детей с особыми возможностями здоровья (ОВЗ).

         На протяжении  16 лет я работаю с детьми дошкольного возраста, имеющими такие нарушения как: задержка психического развития (ЗПР), расстройство аутистического спектра (РАС), тяжёлые нарушения речи (ТНР). У всех этих детей наблюдаются нарушения коммуникации, памяти, внимания, мышления, социально - бытовых навыков,  речевого развития. К каждому ребёнку в работе нужен индивидуальный подход.

         В моей работе по коррекции речевых нарушений, одним из главных направлений является  формирование фонематического восприятия (слухового внимания и памяти).

         Слуховое  восприятие  начинается  со СЛУХОВОГО  ВНИМАНИЯ  -   это умение сосредотачиваться на звуке, без которого невозможно слушать и понимать речь человека. СЛУХОВАЯ ПАМЯТЬ  -  запоминание,  сохранение  и воспроизведение  речевого  материала,  воспринятого  на  слух.  

          В своей работе по формированию фонематического восприятия у детей с ОВЗ я использую комплексы современных  игр. Это пособие "Слушать интересно", который состоит из 134 неречевых звука, 110 карточек с иллюстрациями к звукам (бытовые звуки, звуки улицы, транспорт, звуки животных, звуки птиц, музыкальные игрушки и инструменты), 2 больших сюжетных картинки с иллюстрациями к звукам: "вечер в парке", "субботний день дома", 4 карточки с заданием на определение последовательности звучания. Пособие предназначено как для индивидуальной работы с детьми, так и в   подгруппе или группе. Детям очень нравиться музыкальное пособие "Зоя - сова" – в комплект входят карточки с иллюстрациями для занятий и 16 песен, а так же минусы к ним. Особенно хорошо играть с детьми в индивидуальной форме или малой подгруппе.        Авторами этих двух замечательных пособий являются Ольга Сухова (сурдопедагог, автор текстов) и Анастасия Логочевская (автор музыки и текста) slushat_interesno. Так же в программно-дидактическом комплексе «Мерсибо Плюс (вер. 2)» представлено многообразие игр -  «Кто сказал МУ», «Морские сердца», «Музыкальная школа»,   «Кушать подано»,  «Чудеса на полянке».

         Все эти игры направлены на тренировку навыка различения неречевых звуков, на развитие слухового восприятия, слухового внимания, слуховой памяти, мышления, тренирует у детей подражание, которое необходимо для овладения речью. Именно через игру дети учатся слушать, слышать, чувствовать, познавать, творить, что даёт положительный результат всей моей работе.

Литература:

  1. Ольга Сухова, Анастасия Логочевская. Музыкальное пособие «Зоя – сова». https://www.instagram.com/slushat_interesno/?hl=ru
  2. «Мерсибо Плюс (вер. 2)» — программно-дидактический комплекс
    https://mersibo.ru/shop/mersibo-plus2

Памятка для родителей

Использование игровых приёмов в семье на развитие

слухового внимания и слуховой памяти

у детей дошкольного возраста с ОВЗ.

         Слуховое  восприятие  начинается  со СЛУХОВОГО  ВНИМАНИЯ  -  СЛУХОВОГО  ВНИМАНИЯ  -   это умение сосредотачиваться на звуке, без которого невозможно слушать и понимать речь человека. Все  звуки, которые  человек  воспринимает  и  анализирует,  а затем  воспроизводит,  он  запоминает  благодаря слуховой памяти. СЛУХОВАЯ ПАМЯТЬ  -  запоминание,  сохранение  и воспроизведение  речевого  материала,  воспринятого  на  слух.

         Предлагаю вниманию родителей игры, которые направлены на тренировку навыка различения неречевых звуков, на развитие слухового восприятия, слухового внимания, слуховой памяти, мышления, тренирует у детей подражание, которое так необходимо для овладения речью.

1.Игры  на  восприятие  звука  должны  дать  представление  о  разных  по  характеру шумах: шуршании (бумаги, листьев),  скрипе (пола, детали, двери)  стуке (в дверь, молотка), писке (мыши, щенка), бульканье (кипящей воды), звоне,  шелесте, шуме (поезда,  машин, дождя), о громком и тихом звуке, шепоте. В  этих  играх  ребенок  учится  различать «звучание»  знакомых  предметов,  бытовых  звуков (звонок  телефона,  звонок  в  дверь,  бегущей  из  крана воды,  тиканье  часов,  звук  работающей  стиральной машины),  музыкальных  инструментов  (колокольчик, барабан,  дудочка,  металлофон  и  т.д.),  голоса животных,  птиц.  На начальном этапе для различения неречевых  звуков  требуется  зрительно-двигательная опора.  Это  означает,  что  ребенок  должен  видеть предмет,  который  издает  какой-то  необычный  звук, сам  попробовать  извлечь  из  него  звук  разными способами,  то  есть  совершить  определенные  действия.  Дополнительная  чувственная  опора становится  не  обязательной  лишь тогда,  когда у  ребенка  сформировался  нужный  слуховой образ.

2. Знакомство со звуками окружающего мира -  это  игры  для  развития  речевого  слуха —  умения  ребенка  различать  голоса  людей, понимать смысл фразы говорящего.  Вслушиваясь в слова,  играя с ними, ребенок формирует свой  слух,  улучшает  дикцию,  стараясь  приблизить  звучание  своей  речи  к  тому,  что  он слышит  от  окружающих.  Хорошо  развитый  речевой  слух  —  необходимое  условие, обеспечивающее  нормальное  и  своевременное  усвоение  звуков,  правильное  произношение слов, овладение речевой интонацией. Например:  «Узнай по голосу», «Что гудит?»  (кричит, смеётся), «Реакция  на  свое  имя», «Покажи,  кто поёт: папа, мама, девочка» и др.

3.  Обучение  восприятию  на слух неречевых и речевых сигналов -  развитие  фонематического слуха,  т.  е.  умение  слышать  составные части  слова.  Используются  такие  игры:    «Поймай звук», «Покажи на предмет, когда я скажу правильно» (фок-СОК), «Определи место звука в слове» (начале, середине, конце), «Слова, похожие по звучанию» (мишка-миска) и др.

4.  Обучение восприятию на слух речевого материала -  это  те  речевые  игры,  которые  педагоги  используют  на  занятиях  по  развитию речи. Например:  «Кто что делает?»,   «Положи  платок  на  стол, а мяч под  стол», «Куда  плывет  рыбка», а также при прослушивании инструкции ответить на вопросы.

         Именно через игру дети учатся слушать, слышать, чувствовать, познавать, творить, придаёт уверенность и веру в себя.

Источники:

  1. Ольга Сухова, Анастасия Логочевская. Музыкальное пособие «Зоя – сова». https://www.instagram.com/slushat_interesno/?hl=ru
  2. «Мерсибо Плюс (вер. 2)» — программно-дидактический комплекс
    https://mersibo.ru/shop/mersibo-plus2


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Опыт применения мнемотехники для развития внимания и памяти детей дошкольного возраста

Статья, в которой описан опыт применения методических разработок мнемотехники и то, как стоит работать с детьми на протяжении нескольких лет для полнейшего развития интеллектуальных способностей ребен...

РЕКОМЕНДАЦИИ РОДИТЕЛЯМ ПО РАЗВИТИЮ СЛУХОВОЙ ПАМЯТИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Для развития слуховой памяти рекомендуется выполнять следующие упражнения:  1.     Запомнить ряд слов в определенной последовательности. Постепенно увеличивать объём слов...

"Развитие внимания и памяти детей дошкольного возраста в условиях ФГОС"

Дошкольное детство - первый период психического развития ребенка и поэтому самый ответственный. В это время закладываются основы всех психических свойств и качеств личности, познавательных проце...

Мастер-класс для педагогов «Использование маркеров игрового пространства с целью развития познавательной активности, фантазии и творчества детей дошкольного возраста».

Что такое маркеры? Маркеры игрового пространства представляют собой уменьшенный предметный образец пространства и объектов воображаемого мира.Цель игрового маркера : создание условий для игры, для раз...