Опыт применения мнемотехники для развития внимания и памяти детей дошкольного возраста
статья на тему

Статья, в которой описан опыт применения методических разработок мнемотехники и то, как стоит работать с детьми на протяжении нескольких лет для полнейшего развития интеллектуальных способностей ребенка.

Шестопалова Наталья Дмитриевна, Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №56 Калининского района города Санкт-Петербурга

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл mnemotekhnika_shestopalovand.docx381.39 КБ

Предварительный просмотр:

Опыт применения мнемотехники для развития внимания и памяти детей дошкольного возраста

Шестопалова Наталья Дмитриевна, Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №56 Калининского района города Санкт-Петербурга

Очень важным аспектом работы с детьми дошкольного возраста является развитие способности запоминания и внимания. Не секрет, что возраст от трех до семи лет является самым важным с точки зрения становления интеллектуальных способностей ребенка, в этом возрасте закладываются все инструменты мышления, которые будут развиваться в последующем.  В настоящее время мы все чаще наблюдаем различные проблемы интеллектуального развития детей, будь это очень малый словарный запас, неспособность формулировать свои мысли в развернутом предложении или несовершенное логическое мышление. Причем, эти проблемы встречаются у дошкольников любого возраста.

Чтобы справиться с этими проблемами, очень важно привить ребенку навык запоминания и логического мышления. Первостепенной задачей является преобразование запоминания из непроизвольного в осознанный и целенаправленный процесс.

В своей работе я очень много внимания уделяю работе над развитием памяти ребенка с помощью технологий мнемотехники. Мнемотехника облегчает процесс запоминания и расширяет объем памяти ребенка за счет построения логических цепочек.

На протяжении нескольких лет исследований и наблюдений мною была создана технология работы с мышлением, памятью и вниманием детей разных возрастных групп. Основу этой работы составляет работа над запоминанием текстов и стихов с помощью различных мнемотаблиц. Самое главное, что работа над развитием памяти напрямую связана с полноценным развитием речи и других психологических процессов ребенка, которые в том числе являются показателем умственных способностей ребенка.

В ходе своей работы я опиралась на работы Т.В, Большевой, Т.В. Воробьевой, В.П. Глуховой, Л.Н. Ефименковой, Т.А. Ткаченко.

Важными особенностями этого метода работы является то, что познавательная деятельность в ходе работы с мнемотаблицами может осуществляться в нескольких областях знаний одновременно, т.е. занятия могут быть направлены не только на развитие коммуникативных навыков, но и на познание окружающего мира. Все методические материалы, которые используются в ходе занятий, не требуют больших вложений и создаются под конкретную потребность, при этом они являются абсолютно универсальными, по сути, и могут использоваться другими педагогами. Очень важным моментом является также то, что в ходе занятия ребенок выступает как партнер и не испытывает давление со стороны педагога.

Отмечу также тот факт, что в своей работе я использую мнемотаблицы и инструменты мнемотехники для развития различных каналов получения информации ребенка, всех видов памяти и других психических процессов ребенка.

Так, упражнения могут быть направлены на развитие зрительного внимания ребенка в младшем возрасте. Например, упражнение «Картинки в ряд» представляет собой набор картинок, каким-либо образом связанных, или же, наоборот, не связанных друг с другом. В этом упражнении по картинкам с детьми педагог составляет рассказ. Этот рассказ обсуждают, потом картинки убираются, и ребенок старается по составленной истории воспроизвести картинки. С появлением и укреплением навыка запоминания картинок становится все больше.

Можно развивать и ассоциативные связи, например, при помощи упражнения «Картинки парами». В этом упражнении ребенку даются пары картинок, и ставится задача определить, почему эти картинки находятся в паре. Это может быть задание на цвет, на форму, на другие характеристики.

В процессе работы с детьми, с каждым годом приоритеты упражнений меняются, техники усложняются. В старших группах можно давать детям задание самостоятельно придумывать мнемотаблицы для запоминания стихов и рассказов. Очень важно в этой работе, просить ребенка объяснить, почему для ячеек таблицы он выбирает тут или иную картинку. Эту информацию надо анализировать для последующей индивидуальной работы. E:\сканирование0207.jpg

Рис. 1. Пример составления мнемотаблицы по рисунку.

По итогам анализа можно составлять для себя и для родителей ребенка своего рода характеристику интеллектуального развития ребенка и работы тех или иных каналов запоминания. Так, можно отметить, как дети запоминают и с чем ассоциируют те или иные вещи. Возможно, для одного ярче будут зрительные ассоциации, а кто-то построит совсем иную ассоциативную цепочку. В последующей работе можно опираться на эти заметки и разделять детей по группам согласно тому, каким каналом восприятия они пользуются, и, конечно, давать родителям рекомендации на будущее.

Важным аспектом является неоспоримый прикладной характер мнемотехники в работе педагога. Когда дети привыкают к подобным инструментам и накапливают достаточный опыт, можно с легкостью использовать эти техники для повседневной работы в группе. Например, когда необходимо выучить стихотворение к утреннику или в процессе других занятий, направленных, например, на постановку речи ребенка в логопедических группах.

На рисунке 2 представлен пример мнемотаблицы, которую совместно с детьми мы составляем в процессе подготовки к утреннику для упрощения запоминания стихотворений. Работа строится следующим образом: Педагог зачитывает стихотворение и далее, построчно разбирает с детьми,  как можно зафиксировать ту или иную фразу. Таким образом, набрасывается эскиз мнемотаблицы. Далее копии готовой мнемотаблицы можно раздать детям или передать родителям для домашней самостоятельной работы.E:\сканирование0209.jpg

Рис. 2. Пример мнемотаблицы для запоминания стихотворения Туман Ирины Токмаковой.

Подводя итог многолетней работы с мнемотехникой в различных возрастных группах, отмечу, что важно не просто отрабатывать навык здесь и сейчас, а комплексно вводить этот инструментарий в работу, думать на перспективу и анализировать все результаты упражнений. В своей работе я накапливаю, систематизирую сведения о каждом ребенке, чтобы составить картинку его интеллектуального развития и в последующей работе составлять задания, отталкиваясь от уже накопленной информации о детях в группе.