Использование мнемотехник по развитию речи и памяти детей дошкольного возраста
консультация
Значение и использование мнемотаблиц для дошкольного возраста
Скачать:
Предварительный просмотр:
Использование мнемотехник в работе по развитию речи и памяти детей дошкольного возраста
Мнемоника – это система техник и стратегий, предназначенных для улучшения способностей к запоминанию, сохранению и извлечению информации из памяти. Она задействует природные способности мозга, давая возможность в полной мере управлять тем, как информация запоминается, сохраняется и извлекается.
В дошкольном образовании применение мнемотехник приобретает особую значимость, учитывая сложности, с которыми сталкиваются воспитатели: ограниченный словарный запас у детей, не всегда правильное построение предложений, речевые нарушения, незрелость связной речи, слабое развитие когнитивных способностей и неполноценность различных форм мышления. Поэтому возникла необходимость найти подход, который упростит процесс обучения для детей, сделав его увлекательным и понятным. Мнемоника помогает упростить процесс обучения, предлагая детям игровую форму обучения, что позволяет избежать умственного переутомления и негативных эмоций.
Использование техник мнемоники благоприятно влияет на:
- совершенствование запоминания, как визуального, так и аудиального; стимулирование концентрации, как зрительной, так и слуховой;
- стимуляцию воображения и фантазии;
- расширение кругозора и знаний;
- комплексное развитие речевых навыков.
Использование техник запоминания помогает упростить и ускорить процесс усвоения информации, развивая навыки работы с памятью. Этот подход задействует зрительное и слуховое восприятие. Дети легко запоминают визуальные образы, а затем устанавливают связь между ними и словами. Мнемотехника строится поэтапно, от элементарного к сложному.
На начальном этапе происходит знакомство с символами, что является обязательным элементом при работе с детьми любого возраста. Изначально преподаватель знакомит детей с символикой и объясняет ее значение. Для детей младшего возраста целесообразно использовать простые изображения, постепенно переходя к упрощенным, схематическим рисункам.
В более старшем возрасте, когда у детей разовьется образное мышление, их можно привлекать к созданию символов. Например, как можно графически представить слово «сильный»? Дети предлагают различные варианты, а затем выбирается наиболее подходящий, например, «муравей». Этот этап часто называют работой с мнемоквадратами.
Далее следует этап обучения детей интерпретации простых схем, состоящих из двух – четырех элементов. Например, при описании объектов применяются символы, обозначающие такие характеристики, как цвет, форма, размер или действие. Этот метод особенно эффективен при разгадывании головоломок. На этом этапе дети также учатся читать короткие предложения, состоящие из двух – трех слов, без использования предлогов и союзов. Этот раздел обучения часто называют работой с мнемоническими дорожками.
Третий этап включает переход к мнемоническим таблицам. Что они собой представляют?
Мнемоническая таблица – это визуальное представление информации в закодированной форме. Использование мнемонических таблиц улучшает усвоение и воспроизведение информации детьми, значительно сокращает время обучения и облегчает запоминание слов, фраз и текстов. Мнемонические таблицы служат своего рода дидактическим инструментом, применимым в различных образовательных областях и видах деятельности.
Мнемонические таблицы-схемы могут быть полезны для ознакомления с окружающим миром, заучивания стихов, пересказа текстов, обучения составлению рассказов, разгадывания и сочинения загадок, расширения словарного запаса, изучения состава чисел, формирования гигиенических навыков, развития навыков самообслуживания, ознакомления с правилами безопасности.
Для эффективного использования мнемоническая таблица должна четко отражать основные свойства и связи, которые необходимо усвоить, быть понятной и доступной для воспроизведения, а также соответствовать возрасту и уровню развития детей. Для начинающих или младших детей можно использовать разрезные мнемонические таблицы, если им сложно работать с целой таблицей. Мнемотаблицы подразделяются на два вида: предназначенные для обучения (содержат информацию для усвоения) и нацеленные на развитие (формируют необходимые умения и навыки).
Внедрение мнемотаблиц в учебный процесс состоит из нескольких этапов, осуществляемых последовательно.
Первый этап – знакомство с таблицей, включающее анализ представленной в ней информации.
Второй этап – процесс преобразования: перевод абстрактных знаков в конкретные, легко воспринимаемые образы.
Заключительный этап – пересказ или составление повествования по заданной теме, с использованием сформированных образов.
Мнемотаблица представляет собой визуализированное отображение основных компонентов повествования, таких, как персонажи, природные явления или действия, закодированных в графические или частично графические знаки. Ключевым моментом является разработка понятной для детей схемы, которая передает суть истории в образной и наглядной форме.
Мнемотаблицы эффективно используются для составления описаний разнообразных объектов, включая овощи, фрукты, посуду, одежду, птиц, животных, насекомых и транспортные средства.
Эти схемы содействуют в самостоятельном определении основных характеритик и признаков объектов, выстраивании логической последовательности представления информации и расширении словарного запаса.
Для систематизации знаний о сезонных изменениях применяются модельные схемы, выступающие в качестве зрительной опоры для создания рассказа. Они помогают детям организовывать повествование, соблюдать последовательность изложения и обогащать речь лексическими и грамматическими конструкциями.
Мнемотехника также действенна при запоминании стихов. Метод заключается в создании рисунка или изображения для каждого слова или короткого фрагмента, представляя, таким образом, все стихотворение в схематичном виде.
Затем ребенок, используя визуальные подсказки, воспроизводит стихотворение целиком. На первых этапах детям предоставляется готовая схема, а впоследствии они сами создают собственные мнемосхемы.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Опыт применения мнемотехники для развития внимания и памяти детей дошкольного возраста
Статья, в которой описан опыт применения методических разработок мнемотехники и то, как стоит работать с детьми на протяжении нескольких лет для полнейшего развития интеллектуальных способностей ребен...
Родительское собрание «Развитие речи и памяти детей дошкольного возраста средствами мнемотехники»
Родительское собрание «Развитие речи и памяти детей дошкольного возраста средствами мнемотехники» (Слайд 1)Цели: ознакомление родителей с системой методов и приемов, обеспечивающих эффективное з...

Родительское собрание «Развитие речи и памяти детей дошкольного возраста средствами мнемотехники» в старшей группе «Фантазёры»
Родительское собрание«Развитие речи и памяти детей дошкольного возраста средствами мнемотехники»в старшей группе «Фантазёры»...
Развитие речи и памяти детей дошкольного возраста средствами мнемотехники
Развитие речи и памяти детей дошкольного возраста средствами мнемотехники...
Презентация "Развитие речи и памяти детей дошкольного возраста средствами мнемотехники".
Данная презентация может использоваться в работе с детьми старших групп и на родительских собраниях. Она знакомит с приёмами использования мнемотехники при заучивании стихов, перессказе, составлении р...

Мастер-класс для педагогов по теме: " Мнемотехника как средство развития речи и памяти детей дошкольного возраста"
Мастер-класс по развитию речи " Мнемотехника"...

Консультация для родителей. Тема: "Развитие речи и памяти детей дошкольного возраста методом мнемотехники"
К. Д.Ушинский - основоположник научной педагогики:«Учите ребёнка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам – он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите два...