Фонематическое восприятие
картотека по логопедии на тему

Давыдова Елена Анатольевна

Картотека упражнений для работы с дошкольниками

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл razvitie_fonematicheskogo_vospriyatiya.docx41.46 КБ

Предварительный просмотр:

Картотека упражнений на развитие фонематического восприятия у дошкольников

На этапе различения неречевых звуков:

1 направление - научить узнавать и различать неречевые звуки:

Игра «Отгадай, что я делаю?»

Процедура: Дети сидят полукругом, логопед за ширмой совершает

различные действия с предметами, после чего дети называют эти действия: рвет бумагу, наливает воду,.

- Игра «Парад звуков»

Необходимый материал:

-картинки (пылесос, текущая вода, будильник, пила, молоток,. ,

-звучание этих предметов (магнитофонная запись,

-контуры этих предметов, вырезанные на картоне.

Процедура: Ребенок, услышав определенный звук, должен выбрать соответствующую картинку и поместить ее на место (на вырезанный контур).

- Игра «Сделай так же»

Необходимый материал:

-ритмичные муз-ные инструменты: 2 барабана,2 дудочки, 2 бубна,. Процедура: Логопед за ширмой бьет в барабан определенное кол-во раз. Ребенок должен взять свои барабанные палочки и ударить в ответ на то, что он слышит.

 Игра «Что ты слышишь?» Детям предлагается посидеть тихо и постараться уловить все звуки, которые раздаются в комнате: шорох бумаги, отодвигание стула, скрип двери, тиканье часов и др. Затем ребёнок воспроизводит те же действия и по возможности называет их.

.Игра «Угадай по звуку» - определение предмета по характеру звука. На столе предметы: стакан с ложечкой, бумага, тарелка с ложкой, ключи, ножницы. Детям демонстрируют для каждого предмета звучания, шумы: помешивают ложечкой в стакане, гремят ключами, шуршат бумагой и т.п., затем, то же проделывают за ширмой, а дети отгадывают предмет, показывая на него рукой или называя его.

Игра: «Угадай что звучит» Наглядный материал: барабан, бубен, колокольчик, гитара, ширма.
Ход игры: взрослый показывает детям игрушечный барабан, колокольчик, бубен, гитару, называет их и просит повторить. Когда малыши запомнят названия предметов, педагог предлагает послушать, как они звучат: играет на барабане, гитаре, звенит колокольчиком, стучит в бубен; еще раз называет игрушки. Потом он устанавливает ширму и за ней воспроизводит звучание указанных предметов. “Что звучит?» — спрашивает он детей. Дети отвечают, и воспитатель снова играет на барабане, звенит колокольчиком, стучит в бубен. При этом он следит за тем, чтобы дети узнавали звучащий предмет, отчетливо произносили его название

- Игра «Колокольчик»

Процедура: Дети встают в круг, логопед передвигает за спиной

колокольчик. Входящий должен показать за спиной, у какого ребенка зазвенел колокольчик.

- Игра «Что говорят животные?»

Необходимый материал: а) лист картона размером 30х50 см. Картон нужно разделить на ячейки 10 х 10 см и раскрасить их в два цвета в шахматном порядке;

б) фигурки животных.

Процедура: Логопед имитирует голос какого-либо животного, а

ребенок в ответ передвигает соответствующую фигурку на новый квадратик.

2 направление – научить  различать звуки по высоте, силе, тембру

- Игра «Кто тебя позвал?»

ПроцедураУпражнение направлено па различение по тембру максимально сокращенного звукокомплекса. Взрослый предлагает ребенку отвернуться и догадаться, кто из детей (если игра происходит в группе) или кто из родных (если играют дома) позвал его.

Вначале ребенка зовут по имени, затем (для усложнения) произносят короткое АУ.

- Игра «Тихо — громко»

Процедура: Взрослый предлагает ребенку определить, далеко или близко находится звучащий объект, а затем воспроизвести звукокомплексы различным по силе голосом (громко, тихо).

Кричат дети: АУ (громко, АУ (тихо).

Лает собака: АВ (громко, АВ-АВ (тихо).

Мяукает кошка, мычит корова, поет петух, кудахчет курица, квакают лягушки, каркает ворона, блеет овечка и т. п.

- Игра «Сделай также».

Процедура: Взрослый показывает, а затем просит ребенка воспроизвести изменения характера, тембра и эмоциональной окраски одного и того же звука. А - плачет, кричит девочка

А - показывают горло врачу

А - поет певица

А - качаем малыша

А - девочка укололась иголкой

О - удивилась мама

О - стонет бабушка

О - поет певица

О - потягивается папа

О - кричит охотник в лесу

У - гудит пароход

У - звучит дудочка

У - плачет мальчик

Процедура: Изменение одного звукокомплекса по высоте и силе.

Взрослый предлагает ребенку сказать, например: МЯУ

громко (кот рядом и просит, есть, тихо (кот за дверью, высоким голосом (маленький котенок, низким голосом (старый кот).

Аналогично нужно изменить звуковые параметры при воспроизведении следующих звукоподражаний: И-ГО-ГО, МУ, ГАВ, КВА, ИА, КУ-КУ и т п.

Игра «Узнай по голосу» Дети, держась за руки, идут по кругу, водящий с завязанными глазами ходит в середине круга. Ребёнок, к которому прикоснётся водящий должен назвать имя водящего или спросить: «Кто я?», а водящий должен его узнать. Тот, чей голос он узнает, становится водящим.

 Игра «Три медведя»
 Ход игры: взрослый выставляет перед детьми картинки трех медведей – большого, среднего, маленького. Затем, рассказывая сказку о трех медведях, произносит соответствующие реплики и звукоподражания то низким, то высоким голосом. Дети должны, ориентируясь на звукокомплекс и высоту голоса одновременно поднять соответствующую картинку.

Игра «Животные и их детёныши»
Ход игры: Детям раздаются картинки домашних животных и их детенышей – коровы и теленка, козы и козленка, свиньи и поросенка. Взрослый произносит каждое звукоподражание то низким, то высоким голосом. Дети должны, ориентируясь на звукокомплекс и высоту голоса одновременно поднять соответствующую картинку.

Этап различения слов близких по звуковому составу

“Расставь по местам”. Логопед читает стихотворение и предлагает ребенку выбрать из близких по звуковому составу слов, обозначающих предметы, изображенные на картинке, нужное слово и ответить на вопрос. Предварительно предметы на картинках называются ребенком, сложные понятия уточняются.

Я тебе задачу дам – все расставить по местам:
Что скатали мы зимой...? Что построили с тобой...? 
На крючок в реке попал...? Может все, хоть ростом мал...?
Слова для выбора: дом, ком, гном, сом.
Я опять задачу дам – все расставить по местам:
Что стащил игривый кот...? Детям мамочка плетет...? 
С гор спускается, течет? Что за скользкий, ровный лед...?
Слова для выбора: каток, поток, 
венок, моток и т. д.

Незнайка запутался”. Логопед рассказывает детям историю про Незнайку, который нашел много картинок и никак не может отобрать из них те, которые ему необходимы. Логопед предлагает детям помочь Незнайке и раскладывает на столе картинки (лук, жук, сук, рак, лак, мак, сок, дом, лом, сом, ложка, мошка, матрешка, картошка и т. д.). Дети получают первое задание: разложить по коробочкам картинки с изображенными на них предметами, которые произносятся похоже. Затем дети получают второе задание: выбрать из определенной группы картинок ту, которая нужна Незнайке (предмет, изображенный на картинке, называет логопед).

“Придумай слово”. Логопед предлагает детям прослушать какое-либо слово и придумать слова, которые звучат, похоже (мышка–миска, мишка, крышка, шишка, пышка, фишка; коза–коса, оса, лиса и т. д.).

“Чем отличаются слова”. Логопед предлагает детям рассмотреть пару картинок и назвать изображенные на них предметы  ( кит–кот, жук–сук, шар–шарф. Маша–каша, горка– норка и т. д.). Дети должны определить с помощью наводящих вопросов логопеда разницу в звучании этих слов.

“Лишнее слово”. Логопед четко произносит слова и предлагает ребенку назвать слово, отличающееся от остальных: канава, канава, какао, канава;

утенок, котенок, утенок, утенок;
ком, ком, кот, ком; 

минута, монета, минута, минута;
винт, винт, винт, бинт; 

 «ВОЛШЕБНЫЙ КРУГ». Цель: упражнять детей в подборе слов, отличающихся друг от друга одним звуком, развивать фонематический слух, закреплять понимание словообразующей функции каждой буквы. Автоматизация звуков, профилактика дисграфии, развитие скорости чтения. Ход игры: 1 вариант. Круг со стрелками в виде часов, вместо цифр картинки. Ребенок должен подвинуть стрелку на предмет, название которого отличается одним звуком, от7 названия того предмета, на который указывает другая стрелка (предварительно все слова проговариваются.) Остальные дети хлопком отмечают правильный ответ. Например: удочка - уточка мишка-мышка коза - коса мак-рак трава – дрова кит-кот кадушка – катушка усы-уши дом-дым

На этапе различения фонем

“Недовольный гном”. Детям предлагается прослушать ряд слогов (слов или отдельную фразу). В случае, если они услышат неправильное произношение звуков – поднимают картинку с изображением недовольного гнома.

“Как правильно сказать?”. Логопед имитирует искаженное и нормальное произнесение звука в слоге (слове) и предлагает детям сравнить два вида произношения и воспроизвести правильный.

“Будь внимателен”. Перед ребенком раскладывают картинки (банан, альбом, клетка) и предлагают внимательно слушать логопеда: если логопед правильно называет картинку – ребенок поднимает зеленый флажок, неправильно – красный. Произносимые слова:
Баман, паман, банан, банам, ваван, даван, баван, ванан и т. д.
Аньбом, айбом, альмом, альбом, аньбом, авьбом, альпом, альном, аблем и т. д.
Клетка, къетка, клетта, тлетк

а, квекта, тлекта, кветка и т. д.

“Мое слово”. Логопед предлагает ребенку три картинки, просит назвать предметы, изображенные на них, а затем произносит слово и предлагает ребенку определить, какое имеющееся слово похоже по звучанию на названное:
картинки: мак, дом, ветка; слова для сравнения: сетка, ком, бак, клетка;
картинки: совок, вагон, гном; слова для сравнения: дом, лимон, бидон, загон, каток;
картинки: калитка, дом, каток; слова для сравнения: платок, листок, моток, гном, ком, улитка и т. д.

“Поэт”. Логопед читает двустишие, выделяя голосом последнее слово в первой строке, и предлагает ребенку выбрать для рифмы одно слово из предложенных:

Шепчет ночью мне на ушко сказки разные... (перина, подушка, рубашка).
Без ключа, ты мне поверь, не откроешь эту... (тумбочку, дверь, книгу).
От грязнули даже стол поздним вечером... (сбежал, ушел, ускакал).
Две сестрички, две лисички отыскали где-то... (спички, щетку, ложку).
Тебе кукла, а мне – мячик. Ты 
девочка, а я... (игрушка, медведь, мальчик).
Говорила мышка мышке: до чего люблю я... (сыр, мясо, книжки).
Серый волк в густом лесу встретил рыжую... (лису, белку).
Опустела мостовая, И уехали... (автобусы, трамваи, такси).
Катя Лену просит дать Краски, карандаш... (ручку, тетрадь, книгу) и т. д.

Игра «Мячик мы ладошкой  «стук», повторяем дружно звук»

Цель: развитие фонематического восприятия, быстроты реакции, закрепление знания гласных звуков.

Логопед: Когда услышите звук [А], стукните мячом об пол. Поймав мяч, повторите этот звук.   А-У-О-У-И-О-Ы-И-А

Игра « Гласный звук услышат ушки, мяч взлетает над макушкой».

Цель: развитие фонематического восприятия, быстроты реакции, закрепление знания гласных звуков.

Логопед: Я буду называть гласные звуки. Подбросьте мяч, когда услышите звук [Э].    

  А-У-О-Э-У-И-О-Э-Ы-И-

 Игра «Стучалочка».

Звуки я сказать хочу

И по мячику стучу

 Цель: развитие фонематического восприятия, тренировка чёткого произношения гласных  

             звуков.

Ход игры: Дети и логопед садятся в круг. Мяч зажат у каждого между коленями. Логопед произносит гласные звуки, отстукивая кулаком по мячу. Дети повторяют индивидуально и хором. Звуки отрабатываются в изолированном произношении с постепенным увеличением числа повторений на один выдох, например:

А                    Э                        У

АА                 ЭЭ                      УУ

ААА              ЭЭЭ                    УУУ

На этапе различения слогов:

Игра “Телефон”. Дети сидят в ряд друг за другом. Логопед называет слог или серию слогов (например: ее, бу–бу–бо, па–па–ба и т. д.) на ушко первому ребенку. Серия слогов передается по цепочке, и последний ребенок произносит ее вслух. Последовательность цепочки меняется.

Игра “Какой отличается?”. Логопед произносит серию слогов (например: бу–бу–бо, па– па–ба, ба–па–ба и т. д.) и предлагает детям определить, какой слог отличается от других и чем.

Игра «Закончи слово».

Педагог произносит начальные слоги, а ребенок заканчивает их слогом ба или па: гу, ли, ры, шу, ла, Лю, тру, шля. 

На этапе формирования навыков элементарного звукового анализа:

Игра «Подарки».

Сегодня День рождения у мальчика Бори и девочки Поли. Им подарили много подарков, поможет их разобрать. Картинки со звуком [б] отдадим мальчику Боре, а со звуком [п] девочке Поле.

Игра «Скажи наоборот».

Педагог бросает мяч и называет слова со звонким и глухим согласным звуком, ребенок ловит мяч, если в слове звонкий согласный, а если глухой, то мяч отбивает.

Другой вариант.

Педагог бросает ребенку мяч и произносит слово, содержащее звонкий согласный, ребенок ловит мяч, возвращает его педагогу и произносит слово, содержащее парный глухой согласный, или наоборот.

Аналогично строится работа по дифференциации близких по акустико-артикуляционным признакам звуков и твердых и мягких согласных.

Игра «Веселые путешественники»

Педагог раскладывает картинки, содержащие в названиях звуки [c] и [ш]. Затем ставит изображения машины и автобуса и просит детей рассадить животных, в названии которых есть звук [с] в автобус, а со звуком [ш] в машину.

Другой вариант.

Дети рассаживают животных со звуком [ш] в автобус, а со звуком [c] в машину. Затем рассказать, какие животные едут в автобусе, а какие в машине. «В машине едет собака». «В автобусе едет кошка».

Игра «Разноцветная мозаика».

Педагог раскладывает перед детьми картинки с твердым и мягким согласным [в] и [в’]. К картинкам с твердым звуком надо прикрепить синюю прищепку, а к картинкам с мягким согласным зеленую.

Задания предлагаются в игровой форме, с использованием таких приемов, как придумывание слов, работа с предметными картинками, сигнальными флажками (символами, картинками), опускание при произнесении логопедом последнего (первого) звука в слове и восстановление его детьми с опорой на предметные картинки, работа с карточками и т. д.

Игра «Кто полетит на луну»

Педагог раскладывает перед детьми картинки птиц и животных. Помещает на доску изображение космического корабля. На луну отправятся только те животные и птицы, в названии которых есть звук [к].

Игра «Парочки» («Составь цепочку», «Замкни кольцо»).

Педагог раздает детям по одной картинке, предлагает рассмотреть и определить последний звук. Затем на столе раскладываются картинки из второго комплекта. Педагог предлагает детям выбрать по одной картинке, название которой начинается с того звука, которым заканчивается название первой картинки. Составляются пары.

Другой вариант.

Дети с педагогом стоят в кругу, руки ладошками вверх и положены на соседа. Педагог называет первое слово, выделяя последний согласный, и хлопает своей ладошкой по ладошке соседа. Сосед называет слово со звука, на который заканчивается слово педагога (лоб-банка-автобус-санки-индюк).

Работа по формированию навыков звукового анализа и синтеза включает следующие этапы:

а) анализ и синтез гласных звуков ау, уа, иа;

б) выделение начального ударного гласного звука из слов типа (утка, арка, иглы, ослик, осы, обруч);

в) выделение начального безударного гласного из слов типа (арбуз, индюк, улитка, азбука, эскимо);

г) выделение конечных гласных из слов типа (мак, кит, топ, пол, суп, дом);

д) анализ и синтез обратных слогов (ак, ип, ут, эм, он);

е) анализ и синтез прямых слогов (па, ту, по, мы);

ё) выделение начальных согласных из слов типа (нос, кот, кум, нам, мак);

ж) определение места любого звука в слове (начало, середина, конец);

з) полный звуковой анализ слов (сколько звуков в слове, какова их последовательность, характеристика звука).

Развитие простых форм фонематического анализа.

1. Фонематический анализ ряда гласных.

А) определение наличия гласного звука в ряду гласных звуков.

Речевой материал: сочетания из 2-5 гласных.

Процедура: Логопед диктует ряд гласных звуков, ребенок реагирует движением на заданный звук.

Инструкция: Послушай и подними руку, если услышишь звук.

Б) определение кол-ва и последовательности звукового ряда гласных.

Речевой материал: ряд из гласных звуков (2-3).

Процедура: Логопед произносит звуковой ряд, просит ребенка сказать, сколько гласных звуков в ряду и перечислить их по порядку.

Инструкция: Прослушай и скажи, сколько звуков я назвала, назови их.

2. Фонематический анализ открытого и закрытого слогов.

Речевой материал: сначала открытые слоги, затем закрытые

(примечание: щелевые звуки легче выделяются из открытых слогов,

взрывные - в закрытых слогах).

А) Определение наличия гласного звука.

Б) Определение наличия согласного звука.

На данном этапе проводится работа по усвоению детьми понятий «гласный»«согласный»«слог»«слово». Дети усваивают основные характеристики согласных звуков (твердый - мягкий, звонкий - глухой, слогообразующую роль гласного звука, цветовые обозначения звуков в схемах: красный - гласный звук, синий - твердый согласный звук, зеленый - мягкий согласный звук.

Согласные звуки для фонематического анализа берутся сначала сохранные в произношении, затем вновь вызванные и автоматизированные.

3. Фонематический анализ слов.

Фонематический анализ слов дается на материале все более усложняющейся звукослоговой структуры слов.

Речевой материал дается в следующей последовательности:

односложные слова, типа: ус, дом, рис;

двухсложные слова из открытых слогов, типа: рука, река;

двухсложные слова из открытого и закрытого слогов: топор, сахар;

двухсложные слова со стечением: кошка, ослик, карман;

односложные слова со стечением в начале слова: стул;

односложные слова со стечением в конце слова: волк, тигр;

двухсложные слова со стечением в начале слова: трава, дрова;

двухсложные слова со стечением в начале и середине слова: клумба, крышка; трехсложные слова в той же последовательности, что и двухсложные.

В начальной стадии обучения фонематический анализ проводится с использованием наглядно-предметных вспомогательных средств: схем, фишек, рисунков, счетных линеек и т. п.

А) Выделение звука на фоне слова.

Речевой материал: с учетом вышеизложенной последовательности.

Процедура: Предлагаются для выделения, как гласные, так и согласные звуки. Инструкция: Подними руку, если в слове есть звук.

- назови и отбери картинки, в названии которых есть заданный звук;

- отложи столько фишек, сколько слов с заданным звуком я назвала.

Б) Выделение первого ударного гласного из слова.

Речевой материал: в описанной последовательности.

Процедура: Слова предлагаются с интонированием, вразброс, возможно применение картинок.

Инструкция: Назови первый гласный звук слова:

- (при обучении грамоте /с 6 лет/, возможно буквенное обозначение гласного звука) напиши гласную букву, стоящую в начале слова

- подбери и назови (или картинки, начинающиеся с ударного гласного

и т. д.

в) Вычленение первого согласного звука из слова.

Речевой материал: в описанной последовательности.

Процедура: Слова предлагаются с интонированием, а затем без него.

Инструкция: Назови первый согласный звук:

- подними синюю карточку, если первый согласный звук в слове твердый и зеленую, если первый согласный звук мягкий;

- обозначь на схемах слов первый согласный звук цветом: синим или зеленым, назови его;

(для обучения грамоте) обозначь буквой первый согласный звук в слове, назови звук, букву.

г) Определение конечного согласного в слове.

Речевой материал: сначала в словах, типа: ас, ус, нос; затем более сложные звукослоговые структуры.

Процедура: Логопед произносит слова или показывает картинки, в названии которых ребенок называет и характеризует последний звук.

Инструкция: Назови последний звук в слове:

- подними руку, если последний звук в слове мягкий (твердый, глухой, звонкий, назови его;

- обозначь в словах последний звук на схемах цветными карандашами;

- отобрать картинки с заданным звуком в конце слова.

д) Выделение ударного гласного из середины слова.

Речевой материал: в описанной последовательности (сначала слова,

типа: сок, дом, рис).

Процедура: Сначала слова даются с длительным произнесением гласного, затем приближение к обычному произнесению в более сложных конструкциях слов. Инструкция: Назови ударный («сильный») гласный звук слова:

- подними руку, если в слове «сильный» звук.

(для обучения грамоте) обозначь «ударный» гласный звук в слове соответственной буквой (кроме слов, в которых произношение не расходится с написанием).

III. Сложные формы фонематического анализа (с 6 лет)

1. Развитие навыка определять количество звуков в слове.

Речевой материал: в описанной последовательности.

Процедура: Логопед предъявляет слова, количество звуков, которые называет или показывает ребенок.

Инструкция: Покажи, сколько звуков в слове (на счетном ряду):

- назови сколько звуков в слове;

- выложи столько фишек, сколько звуков в слове;

- отбери картинки с заданным количеством звуков;

- отстучи количество звуков в слове;

- напиши цифрой (палочками, сколько звуков в слове;

- разложи картинки в 2 группы по количеству звуков;

- сосчитай сколько в слове согласных (гласных) звуков.

2. Развитие умения определять последовательность звуков в слове.

Речевой материал: в описанной последовательности.

Процедура: Логопед предъявляет слово, звуки которые ребенок называет последовательно.

Инструкция: Назови картинку и перечисли звуки, названия по порядку:

- послушай слово и назови слово по звукам;

- выложи цветными фишками слово;

- заполни схему, обозначая звуки цветом, соответствующим звуку;

- назови слова «по звукам», охарактеризуй каждый звук.

3. Развитие навыка определения места звука в слове.

Речевой материал: Ребенок определяет место заданного логопедом звука и анализирует звуковую структуру слова.

Инструкция: Найди место звука. в слове;

- назови картинку, место звука. в слове;

- отбери картинки, в названии которых звук. стоит на 2 (3,4) месте;

- назови место звука. в словах (в ряду слов);

- обозначь место звука на схеме;

- назови «соседа справа» звука. (вариант«сосед слева», соседей);

- назови, после какого звука стоит звук. (вариант: перед каким звуком);

- назови, обозначь между какими соседями стоит звук;

- составь схему слова (из цветных фишек, карточек, раскрась карандашами);

- проанализируй схему слова (по плану: количество звуков, 1-ый звук, его характеристика, 2-й, 3-й,. , последний);

- сравни схемы слов, подбери к ним слова по картинкам;

- выбери из картинок те, названия которых соответствуют данной схеме., объясни почему);

- разложи картинки в две группы, под схемы, им соответствующие.

IV. Развитие фонематического синтеза.

Речевой материал: Звуки даются сначала в ненарушенной последовательности, затем в «перепутанном порядке».

Процедура: Дети составляют и называют слова из предъявленных логопедом звуков, которые предлагаются с «помехами» (хлопками, временным перерывом, каким-либо словом, например:. , потом., затем.).

Инструкция: Назови слово, которое я загадала.

V. Развитие фонематических представлений

Речевой материал: в зависимости от этапа развития фонематического восприятияПроцедура: Логопед задает условия, а ребенок, основываясь на имеющемся у него опыте, выполняет задание.

Инструкция: Придумай слово со звуком.:

- придумай слово с 3, 4, 5 звуками;

- отбери картинки с 3 и 5 звуками, не называя их;

- подбери слово со звуком в заданном месте (в начале, в конце, в середине слова).

VI. Упражнения для закрепления навыков фонематического анализа

1. Отобрать картинки с заданным звуком в названии, с определением количества звуков.

2. Придумать слова с определенным количеством звуков и со звуком в определенном месте (например: из 5 звуков, со звуком Р на 3 месте: шарик).

3. Добавить различное количество звуков к одному и тому же слову, чтобы получилось слово: ПА + (пар, парк, паром, паруса).

4. Преобразовать слова:

- добавляя звук: рот-крот; мех-смех; осы-косы; (может быть сравнение этих схем слов);

- убирая звук: плуг-луг; угол-гол;

- изменяя один звук слова (цепочка слов): сом-сок; сук-суп-сох-сор. ;

- переставляя звуки: пила-липа; папка-лапка;.

- составление новых слов из звуков (букв) одного слова: ствол-вол; -тол; -стол.

5. Начинать каждое слово со звука (буквы) последнего: дом-, мак-, каток-, кот-,. (игру можно усложнить, ограничив количество букв в словах).

6. Слово-загадка: по картинкам, из первых звуков названий которых составляется новое слово или название картинки.

7. Назвать слово, в котором звуки расположены в обратном порядке: нос-сон, сор-рос, кот-ток.

8. Слово-отгадка: в квадраты вписываются определенные звуки слов (3-й, получается слово-отгадка.

9. Решение кроссвордов, ребусов, схем.

10. Нахождение общего звука в словах, например: луна-молоток.

11. Подбор слов к графическим схемам.

12. Работа (с 6 лет) по звуко - буквенному анализу слов, с разбором и «пропечатыванием» слов в тетради.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование фонематического восприятия, навыков фонематического анализа и синтеза как одно из условий подготовки детей к школе

Анализ реальной ситуации, сложившейся в настоящее время в системе воспитания и обучения детей дошкольного возраста, показал, что количество детей, имеющих отклонения в речевом развитии, неуклонн...

КОНСПЕКТ ОТКРЫТОГО ФРОНТАЛЬНОГО МЕРОПРИЯТИЯ ПО НЕПОСРЕДСТВЕННОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ К ШКОЛЕ ГРУППЕ ДЛЯ ДЕТЕЙ С ОНР, III ур. НА ФОРМИРРОВАНИЕ ФОНЕМАТИЧЕСКОГО СЛУХА И ФОНЕМАТИЧЕСКОГО ВОСПРИЯТИЯ.

Тема занятия «Дифференциация звуков Б-БЬ-П-ПЬ».Цель: формирование умения  различать звуки [б]-[п],  [б`]-[п`] на материале изолированных звуков, слогов, слов. Задачи: -Коррек...

Нарушение фонематического восприятия у детей с фонетико-фонематическим недоразвитием речи.

Данный материал поможет воспитателям в работе с детьми с различными речевыми расстройствами вследствие дефектов восприятия и произношения фонем....

Особености работы воспитателя по развитию фонематического слуха и фонематического восприятия.

В статье представлены игры, используемые на каждом этапе работы по формированию фонематического слуха и фонематического восприятия....

Статья "Развитие фонематического слуха и формирование фонематического восприятия".

Статья посвящена вопросу по развитию фонематического слуха и формирования фонематического  восприятия. Важность этой темы сегодня не подвергается сомнению, поскольку и для овладения грамотной реч...

Система индивидуальной логопедической работы по развитию фонематического восприятия у детей старшего дошкольного возраста с фонетико-фонематическим недоразвитием речи

Предлагается система индивидуальной работы по развитию фонематического восприятия,  раскрываются приемы работы на каждом этапе....