Лексическая тема «Овощи.Труд взрослых на полях и в огородах» Звук [j], буква Йй
план-конспект урока по логопедии (средняя группа) на тему

Лексическая тема «Овощи.Труд взрослых на полях и в огородах» Звук [j], буква Йй

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ovoshchi.docx107.62 КБ

Предварительный просмотр:

Лексическая тема «Овощи.Труд взрослых на полях и в огородах» Звук [j], буква Йй

Коррекционно-образовательные задачи. Расширение представлений детей о труде людей на полях осенью, о необходимости и важности их труда. Совершенствование навыков рассматривания картины, формирование целостного представления об изображенном на ней. Совершенствование грамматического строя речи(образование относительных прилагательных, согласование прилагательных с существительными в роде, числе и падеже).

Коррекционно-развивающие задачи. Развитие связной речи, фонематических представлений(определение места звука в слове), памяти, мышления, зрительного внимания, общей моторики.

Воспитательные задачи. Воспитание активности, инициативности, самостоятельности, навыков сотрудничества на занятии.

Оборудование. Мольберт, картина В.М. Каратая «Уборка урожая» символы для составления алгоритма рассказывания, коврограф, корзина с овощами, контейнер с цветными карандашами, тетрадь №2 по числу детей, резиновый мяч среднего размера.

Предварительная работа. Продолжение во время прогулки наблюдений за осенними изменениями в природе.  Участие при уборке урожая с опытного участка. Сюжетно-ролевая игра «повара», обучение в игре образованию относительных прилагательных (морковный сок, капустный салат и.т.п)Разучивание пальчиковой гимнастики.

Ход занятия

1.Организационный момент. 

Логопед приглашает детей в кабинет и предлагает им занять места у своих стульчиков.

Логопед. Ребята, вы заметили утром, когда шли в детский сад, какая сегодня замечательная погода? Небо высокое и чистое, ярко светит солнце, дует тёплый ветерок. Сегодня мы поговорим о тех изменениях в природе, которые происходят с наступлением золотой осени, рассмотрим картину «Уборка урожая» и составим рассказ по ней.

2.Вводная беседа.

Логопед приглашает детей к окну.

Логопед. Посмотрите в окно и расскажите о том, что произошло в природе за последние дни.

1-й ребёнок. На деревьях всё больше, красных, жёлтых, алых листьев.  Когда дует ветер, они кружатся в воздухе.

2-й ребёнок. Трава желтеет и засыхает, стало меньше цветов.

3-й ребёнок. Не видно бабочек и стрекоз, исчезли божьи коровки.

4-й ребёнок. Птицы собираются в стаи и улетают на юг.

Логопед вновь предлагает детям пройти за стол.

Логопед. Молодцы! Вы очень наблюдательны о хорошо рассказали об осенних изменениях в природе. В выходные дни многие из вас ездили на дачу. Расскажите, что вы там делали.

1-й ребёнок. Мы с папой выкопали картошку.

2-й ребёнок. А я помогал дедушке собирать яблоки.

3-й ребёнок. Мы с мамой срезали гладиолусы и георгины и сделали красивый букет.

Логопед. Вы занимались уборкой урожая, собирали плоды и цветы, как я. Посмотрите, что выросло у меня на даче, попробуйте описать, какие овощи я привезла.

Логопед достаёт корзину с овощами и разрешает детям рассмотреть овощи, поддержать их в руках.

3.Рассматривание картины и беседа по ней.

Логопед приглашает детей на стульчики, стоящие полукругом перед Мольбертом с картиной, даёт детям несколько минут для её рассматривания , читает в это время стихотворение.

Логопед.                            Машины в поле, трактора,

                                            Людей – не сосчитать.

                                            Знать, урожай пришла пора

                                            Им с поля убирать!

                                                                                        В.Нищев

Вы внимательно рассмотрели картину. Расскажите, что делают люди изображённые на ней.

Дети. Люди убирают урожай.

Логопед. Какие овощи они убирают?

Дети. Картошку, машины на переднем плане – капусту.

Логопед. Какая техника в центре картины?

Дети. По полю едет трактор с картофелекопалкой. Картошка сыплется в кузов грузовика.

Логопед. Что на заднем плане картины?

Дети. Мы видим трактор с кузовом, полным картошки. Рядом с ним идут люди с инструментами.

4.Пальчиковая гимнастика «Корзина с овощами»

Логопед приглашает детей на ковёр, где они выполняют знакомое упражнение.

С большою корзиной иду в огород.

На грядках растёт разноцветный народ.

Тут красный, пузатый сеньор-помидор.

А там кабачок, оседлавший забор.

Румяный редис принакрылся листком.

Зелёный лучок дружно всходит рядком.

Как солнышко, жёлтая репка горит

И с чёрную редькой, смеясь говорит.

Лиловый атласный висит баклажан.

Он здесь словно гость из диковинных стран.

Вот рыжей лисицей крадётся морковка,

А тут чеснока две седые головки

И сочный, кудрявый, хрустящий салат.

Все дружно в корзине горою лежат.

                                     Н.Нищева

5.Коллективное составление плана и алгоритма рассказа.

Логопед раскладывает на столе картинки-символы, для составления алгоритма рассказа, и предлагает детям подойти к столу.

Логопед. Давайте все вместе попробуем составить план рассказа. Как вы думаете с чего лучше начать?

Дети. Мы расскажем о природе, о погоде, о лесе.

Логопед. Верно, о чём вы расскажите дальше?

Дети. Потом мы расскажем о том, что делают люди, нарисованные на картинке.

Логопед.Чем вы закончите рассказ?

Дети. Мы расскажем о настроении, которое вызывает картина.

6. Пауза для подготовки детей к рассказыванию.

7.Рассказ по картине «Уборка урожая» с использованием алгоритма.

Логопед сначала может предложить составить рассказ троим детям, а потом вызвать одного ребёнка, который в целом повторит рассказ.

1-й ребёнок. На картине изображён ясный осенний день.Стоит тёплая погода. Стаи птиц летят на юг. Лес уже стал цветным.

2-й ребёнок. На переднем плане нарисованы люди, которые убирают урожай. На заднем плане мы видим людей, которые закончили работу и уходят с поля с инструментами на плечах.

3-й ребёнок. Картина написана в тёплых тонах и вызывает хорошее настроение.

Логопед. Молодцы! Мне очень понравился рассказ, который вы составили. Кто из вас может повторить его целиком?

8.Игра с мячом «Маленькие повара» [Совершенствование грамматического строя речи]

Логопед берёт в руки мяч и зовёт детей на ковёр.Дети становятся в круг.

Логопед. Давайте представим , что мы с вами собрали богатый урожай. Теперь мы станем поварами и будем готовить.Я бросаю вам мяч и начинаю предложение, отвечающее на вопрос «Какой?». Из картофеля можно приготовить…

1-й ребёнок. …картофельное пюре.

Логопед. Из капусты можно приготовить..

2-й ребёнок. Капустные котлеты.

Логопед. Из свеклы можно приготовить..

3-й ребёнок. Свекольный салат.

Логопед. Вот какой обед приготовили!

9.Упражнение «Светофорчики»

Логопед раздаёт детям тетради и ставит на стол карандаши.

Логопед. Откройте тетради на стр.3 С каким звуком вы познакомились на прошлой неделе?

Дети. Звук [j] и буква Йй.

Логопед.Назовите картинки.

Дети. Улей, йогурт, лейка.

Логопед. Правильно определите место звука [j] в этих словах и раскрасьте соответствующий квадрат светофорчика.

Дети выполняют задание, а логопед оценивает работу детей.

10. Подведение итога занятия.

Логопед.Мне очень понравилось, как вы работали на занятии. Но всё-таки чью работу можно оценить особенно?

Дети оценивают работу друг друга и аргументируют ответы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Лексическая тема "Овощи. Труд взрослых на огороде" Материалы для осуществления совместной деятельности детей и взрослых.. Технология дистанционного обучения.

Игры и упражнения помогут закрепить с ребёнком знания, которые он получает на занятиях в детском саду по лексической теме.   Взрослые, выполняя задания с ребёнком, помните, что главное в жиз...

Рекомендации родителям по лексической теме "Овощи. Труд в огороде осенью"

Словесный материал для отработки лексико-грамматических категорий и развития связной речи у детей старшего дошкольного возраста по теме "Овощи.Труд в огороде осенью"...

Лексическая тема "Овощи. Труд людей на полях и в огородах"

С 28 сентября по 2 октября изучали с детьми лексическую тему "Овощи. Труд взрослых на полях и в огородах". Здесь родители могут найти рекомендации по закреплению дома с детьми знаний и умени...

Материал по лексической теме «Овощи. Труд взрослых на полях и огородах»

Материал по лексической теме: «Овощи. Труд взрослых на полях и огородах»П/и, «Коллекционирование», «Опыты», Развлечение: «Виртуальное путешествие в деревню&ra...

Календарное планирование учителя-логопеда на неделю по теме "Овощи. Труд взрослых на полях и огородах. Звук У. Буква У»

Данная форма календарного планирования учителя-логопеда в подготовительной к школе группе компенсирующей направленности разрабатывается на неделю. В ней отражены разделы коррекции и краткое содержание...

Рекомендации для родителей: "Лексическая тема: Овощи. Труд взрослых на полях и огородах"

Родителям рекомендуется: побеседуйте с детьми об овощах (рассмотрите овощи на картинках или в натуральном виде) и о том, как их выращивают. Поиграйте в речевые игры, выбирая одну-две игры. В течение в...