ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ УЧИТЕЛЯ – ЛОГОПЕДА И ВОСПИТАТЕЛЕЙ ЛОГОПЕДИЧЕСКИХ ГРУПП В МБДОУ Д/С № 7 «ВИШЕНКА» Г. ПРОТВИНО МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ
консультация по логопедии (старшая группа) на тему

Маркина Ольга Владимировна

Правильная речь – главнейший  показатель  готовности ребенка к обучению в школе. Если не устранить нарушения звукопроизношения, лексики, грамматики, фонематических процессов, то у дошкольников  возникают трудности общения с окружающими. Поиски эффективных методов и приёмов коррекции речи не утратили своей актуальности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vzaimodeystvie_uchitelya_-_logopeda_i_vospitateley_1.docx36.39 КБ

Предварительный просмотр:

ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ УЧИТЕЛЯ – ЛОГОПЕДА                                      И ВОСПИТАТЕЛЕЙ  ЛОГОПЕДИЧЕСКИХ  ГРУПП  В  МБДОУ Д/С № 7 «ВИШЕНКА» Г. ПРОТВИНО МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ

Правильная речь – главнейший  показатель  готовности ребенка к обучению в школе. Если не устранить нарушения звукопроизношения, лексики, грамматики, фонематических процессов, то у дошкольников  возникают трудности общения с окружающими. Поиски эффективных методов и приёмов коррекции речи не утратили своей актуальности.

 В настоящее время в дошкольных учреждениях   вопросу преемственности в работе узких специалистов уделяется особое внимание. Особенно актуально это звучит для логопедических групп. Только при тесном сотрудничестве и единстве требований педагогов возможно преодоление имеющихся у детей дефектов речевого развития. В логопедической группе особенно важно насколько тесно сотрудничают учителя-логопеды и воспитатели. В нашем МБДОУ д/с № 7 «Вишенка» существуют две логопедические группы  с заключениями – ОНР, ФФНР, с  дизартрическими компонентами.

Коллективы логопедических групп имеют богатый педагогический опыт. Преемственность в работе учителей-логопедов и воспитателей логопедических групп для детей с речевыми нарушениями начинается с начала учебного года, когда группа уже сформирована.

Совместная коррекционная работа в логопедических группах  предусматривает решение следующих задач, при которых учителя-логопеды формируют первичные речевые навыки у детей с нарушениями речи, а воспитатели  закрепляют сформированные речевые навыки.

Основные виды организации совместной деятельности учителей-логопедов и воспитателей в нашем МБДОУ д/с № 7 «Вишенка»  - это   совместное изучение содержания программы обучения и воспитания  и составление совместного плана работы на весь период обучения.

 Воспитателям  необходимо знать содержание не только тех разделов программы, по которым они непосредственно проводят занятия, но и тех, которые проводят учителя-логопеды, так как правильное планирование занятий воспитателей обеспечивает необходимое закрепление материала в разных видах деятельности детей.

Исходя из этого, разделяются задачи учителей - логопедов и воспитателей.
                              
Задачи учителя-логопеда: 

  1. Изучение уровня речевых, познавательных и индивидуально-типологических особенностей детей, определение основных направлений и содержания работы с каждым из них.
  2. Формирование правильного речевого дыхания, чувства ритма и выразительности речи, работа над просодической стороной речи.
  3. Работа по коррекции звукопроизношения.
  4. Совершенствование фонематического восприятия и навыков звукового анализа и синтеза.
  5. Работа по коррекции слоговой структуры слова.
  6. Формирование послогового чтения.
  7.  Знакомство и усвоение новых лексико-грамматических категорий.
  8. Обучение связной речи: развернутому смысловому высказыванию, состоящему из логически сочетающихся грамматически правильных предложений.
  9. Предупреждение нарушений письма и чтения.
  10. Развитие высших психических функций.                                                  
     Задачи воспитателя:
  1.  Учет лексической темы при проведении всех занятий в группе в течение недели.
  2.  Пополнение, уточнение и активизация словарного запаса детей по текущей лексической теме в процессе всех режимных моментов.
  3.  Постоянное совершенствование артикуляции, тонкой и общей моторики.
  4. Системный контроль над поставленными звуками и грамматической правильностью речи детей в процессе всех режимных моментов.
  5.   Включение отработанных грамматических конструкций в ситуацию естественного общения у детей.
  6. Формирование связной речи.
  7.  Закрепление навыков чтения и письма.
  8. Закрепление у детей речевых навыков на индивидуальных занятиях по заданию логопеда.
  9. Развитие понимания, внимания, памяти, логического мышления, воображения в игровых упражнениях на бездефектном речевом материале.

Важным вопросом  взаимодействия учителей-логопедов и воспитателей логопедических групп – это  организация и проведение открытых  занятий. В начале учебного года учителя-логопеды знакомят воспитателей с результатами обследования, проводят совместное обсуждение путей реализации поставленных задач по реабилитации детей с речевыми нарушениями. При определении содержания работы обсуждается перспективный план, уточняются наиболее рациональные приёмы проведения коррекции речи у каждого ребёнка.

 В нашем МБДОУ д/с № 7 «Вишенка»  разработаны и используются воспитателями групп комплексы здоровьесберегающих  мероприятий с целью улучшения работы артикуляционного аппарата, органов дыхания и голосообразования,  общей и мелкой моторики и развития высших психических функций детей.

В целях наиболее полной  жизни в наших группах планируем взаимодействие учителей-логопедов и воспитателей в соответствии с рекомендациями Н.Е.Арбековой, Н.В.Нищевой,  Т.Б. Филичевой, Г.В. Чиркиной и др. Основной задачей наших логопедических групп  является подготовка детей к школе, в том числе к усвоению письменной речи. Формирование звуковой стороны речи рассматривается, как одно из необходимых средств воспитания звуковой культуры и подготовки к успешному овладению письменной формой речи.

Наша совместная работа  представляет коррекционно-развивающую систему, обеспечивающую:

  1. полноценное овладение фонетическим строем русского языка,
  2.  интенсивное развитие фонематического восприятия,
  3.  лексико-грамматических категорий языка,
  4.  развитие связной речи, что обуславливает формирование коммуникативных способностей,
  5. речевого и общего психического развития ребёнка дошкольного возраста с речевой патологией,
  6.  как основы успешного овладения чтением и письмом в дальнейшем при обучении в массовой школе, а так же его социализации.

Нами  подобраны задания для работы с подгруппой детей, индивидуально; отдельные артикуляционные упражнения, повторение текстов, стихотворений, игры по совершенствованию словарного запаса детей и грамматического строя речи и т.д., включены варианты упражнений по развитию мышления, внимания, памяти, различению звуков.

Главное условие заключается в том, что виды заданий должны быть знакомы детям и подробно объяснены воспитателям  учителями-логопедами. На каждый день предусмотрено планирование индивидуальной работы в соответствии с планом учителей-логопедов. Воспитатели после проведённых занятий фиксируют  результативность усвоения предложенного материала, что позволяет учителям - логопедам наметить дельнейший маршрут коррекции.

Только тесная взаимосвязь в работе учителей-логопедов и воспитателей логопедических групп позволяет добиваться положительных результатов в коррекции речи дошкольников.

Из мониторинга состояния речевого развития детей с речевыми нарушениями  видны стабильные положительные результаты. Дети со сложной структурой дефекта показали положительную динамику развития, что позволило им повысить свой уровень с низкого до допустимого.

Таким образом, итоговый мониторинг контроля эффективности коррекционно-логопедической работы выявил положительную динамику в речевом развитии детей. В целом уровень развития речи более 80%. Это обусловлено правильно составленным планом коррекционно-развивающей работы с использованием современных методик и технологий развивающего обучения,  проводимой учителями - логопедами систематической работой с детьми, с привлечением родителей, воспитателей, узких специалистов, грамотно подобранными методами и приёмами, с использованием современных образовательных и развивающих технологий. 

Библиография:

  1. Ефименкова Л. Н. Формирование речи у дошкольников. – М., 1981.
  2. Жукова Н. С. , Мастюкова Е. М. Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников. – М., 1990.
  3. Лопатина Л. В., Серебрякова Н. В. Логопедическая работа в группах дошкольников со стёртой формой дизартрии. – СПб., 1994.
  4. Филичева Т. Б., Туманова Т. В. Дети с общим недоразвитием речи. – М., 1999.
  5. Филичева Т. Б., Чиркина Г. В. Коррекционное обучение и воспитание детей  с общим недоразвитием речи. – М., 1991.
  6. http://50ds.ru/logoped/324-vzaimodeystvie-uchiteley-logopedov-i-vospitateley-korrektsionnykh-grupp.html


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Схема взаимодействия учителя-дефектолога и воспитателя по основным образовательным областям дошкольного образования

В данной презентации раскрывается опыт работы учителя-дефектолога по ФГТ.  Схема предназначена для специалистов, работающих в условиях Дома ребенка  с детьми, имеющими ограниченные возможнос...

Опыт работы учителя-логопеда МДОУ детского сада №12 «Колокольчик» г. Егорьевска Московской области Раткиной Светланы Геннадьевны по теме: «Коррекционная работа с заикающимися детьми дошкольного возраста в условиях детского сада».

Логопедическая группа для заикающихся детей существует в нашем городе с 1994 г.. Все эти годы в этой группе логопедом работаю я, Раткина Светлана Геннадьевна. С 1999 года имею высшую квалификационную ...

Общество «Автоборт» занимается организацией грузоперевозок по Москве, Московской области и другим областям России вот уже несколько лет

Общество «Автоборт» занимается организацией грузоперевозок по Москве, Московской области и другим областям России вот уже несколько лет. Изза сей период она зарекомендовала себя с наилучшей стороны: б...

ОТЧЕТ об итогах работы региональной инновационной площадки в системе дошкольного образования Московской области на базе МДОУ №7 «Вишенка»

В данном материале помещен отчет о работе инновационной региональной площадки на базе МДОУ №7 "Вишенка" за два года....

Взаимодействие учителя-логопеда с участниками образовательного процесса посредством интеграции образовательных областей

В публикации предлагается конспекте по лексической теме "Домашние животные", где прослеживается интеграция трех образовательных областей: развитие  речи (коммуникация), художественно-эс...