Логопедический массаж
учебно-методический материал по логопедии на тему

Сергеева (Юдина) Елена Алексеевна

Тема самообразования "Логопедический массаж"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon логопедический массаж102 КБ

Предварительный просмотр:

Тема самообразования:

Логопедический массаж

Работа Юдиной Елены Алексеевны.

                                   


Оглавление

Оглавление

Введение________________________________________________  3

Основы логопедического массажа ___________________________ 5

Черепно – мозговые нервы, участвующие в акте говорения______ 7

Основы методики точечного массажа________________________ 8

Комплекс точечного массажа_______________________________ 9

       Анатомо – топографические ориентиры расположения точек,       используемых в речевом точечном массаже ______________________10

Массаж кистей рук________________________________________12

Заключение______________________________________________14

Список литературы_______________________________________15


Введение

В такой отрасли, как логопедия, в настоящее время массаж и другие нетрадиционные формы воздействия на организм человека играют значительную роль, особенно при паретичности артикуляционной и мимической мускулатуры у детей с речевой патологией.

Хотя и раньше в логопедической практике использовались элементы массажа, но им уделялось очень мало внимания. В основном превалировали педагогические методы воздействия на логопата, которые, к сожалению, не могли решить всех проблем. Не учитывалось усиление в результате массажа мозгового кровообращения и метаболизма, что улучшает протекание и формирование многих психических процессов (памяти, внимания и т.д.), вызывает общее оздоровление, то есть гармонизирует все процессы, происходящие в целостном организме.

Массаж – один из методов физического и энергетического воздействия на тело человека – может успокоить, снять боль, помочь победить болезнь и даже способствовать умственному, физическому и речевому развитию детей.

Массаж позволяет активизировать межполушарное взаимодействие, синхронизировать работу обоих полушарий мозга. В.А Сухомлинский утверждал, что «ум ребенка находится на кончиках  его пальцев». Исследования В.М. Бехтерева, А.Н. Леонтьева, А.Р. Лурия, Н. С. Лейтеса, П.К. Анохина доказали влияние манипуляции рук на функции высшей нервной деятельности, развитие речи.  

Логопедический массаж — это один из методов коррекционно-педагогического воздействия, используемых при коррекции тяжелых речевых нарушений.

      Логопедический массаж способствует нормализации произносительной стороны речи, улучшает состояние голоса, речевого дыхания, нормализует эмоциональное состояние человека, страдающего речевыми нарушениями. Логопедический массаж является составной частью комплексной медико-педагогической системы реабилитации детей, подростков и взрослых, страдающих речевыми нарушениями. Массаж используется в логопедической работе с лицами, у которых диагностируются такие речевые расстройства, как дизартрия, в том числе и ее стертые формы, ринолалия, нарушения голоса, а также заикание.
      В целом массаж применяется в коррекционной педагогической работе во всех тех случаях, когда имеются нарушения тонуса мышц.
      Нередко, массаж является необходимым условием эффективности логопедического воздействия.
      Практический опыт коррекционно-педагогической работы с лицами, страдающими речевыми расстройствами показывает, что применение логопедического массажа позволяет значительно сократить время коррекционной работы, особенно над формированием произносительной стороны речи.
       Благодаря использованию логопедического массажа, который приводит к постепенной нормализации мышечного тонуса, формирование нормативного произнесения звуков может происходить в ряде случаев спонтанно. В том случае, если обучаемый имеет выраженную неврологическую симптоматику, только использование логопедического массажа, особенно на начальных стадиях коррекционной работы, может обеспечить положительный эффект.


Основы логопедического массажа

Логопедический  массаж являются частью комплекса лечебно – оздоровительных и коррекционно – развивающих мероприятий, которые осуществляются логопедом с участием других специалистов службы сопровождения развития ребенка. В работе с детьми, имеющих речевую патологию, используют массажи рефлексогенных зон (кистей, стоп, аурикул, волосистой части головы), профессора Ауглина, сегментарно – рефлекторный и точечный.

При наличии временной и технической возможностей можно выполнять полный массажный комплекс – все виды массажа рефлексогенных зон, сегментарно – рефлекторный и точечный. Это займет 50-60 минут. Если же такой возможности нет, вариативность выбора видов массажа произвольная. Можно выполнять от одного до трех видов массажа рефлексогенных зон, сегментарно – рефлекторный и точечный массажи. Можно массажи рефлексогенных зон чередовать или выполнять курсами. Естественно, что  в этом случае время воздействия на ребенка сократится. В комплексе можно проводить отдельно точечный  или сегментарно – рефлекторный массаж, но оптимальным является совмещение обоих видов.

Секрет успешного массажа состоит  в предварительной релаксации (расслаблении). Релаксационные упражнения подготавливают ребенка к массажу. Сеанс любого массажа желательно начинать с приемов общего расслабления. В принципе релаксирующей является любая поза, при которой мышцы максимально расслаблены, а дыхание не затруднено.

Основной позой для релаксации сидя является поза «кучера». Так достигается максимальная расслабление всех мышц тела. Сидящий в положении «кучера» должен сохранять равновесие без смещения туловища вперед или назад. Голову при этом следует мягко опустить, ноги согнуть в коленях под прямым углом и слегка расставить их в стороны, руки со свисающими вовнутрь кистями согнуть в локтях и положить на бедра.

Наиболее частой ошибкой при выполнении позы «кучера» является излишний наклон туловища вперед, что приводит к повышению напряжения в мышцах шеи и спины. Поэтому особенно внимательно надо следить за тем, чтобы плечевые суставы находились над тазобедренными.

Долгие годы практической работы показали, что использование различных видов массажа в комплексной коррекционной работе по преодолению речевых нарушений значительно повышает ее эффективность. Цель логопедов – максимально  развить методику массажа, направленную на коррекцию речевых нарушений, заключающуюся в общеукрепляющем воздействии на неречевые и речевые функциональные системы ребенка.

Желательно для выполнения процедуры подготовить специально оборудованную комнату площадью 10-16 квадратных метров. Если такой возможности нет, массаж можно выполнять прямо в логопедическом кабинете, однако необходимо, чтобы он имел достаточную звукоизоляцию, хорошо освещался, вентилировался, отапливался (при температуре ниже 22 градусов мышцы ребенка не расслабятся, и естественно, максимального эффекта от воздействия не будет).

Для проведения массажа используются удобные стулья, соответствующие росту ребенка (стопа сидящего на стуле должна полностью стоять на полу, а бедро располагаться параллельно полу).

Особые требования предъявляются к рукам массирующего. Они должны быть без царапин, ссадин, трещин, грибковых заболеваний, мозолей, с коротко остриженными ногтями. На руках не должно быть перстней, колец, браслетов, часов и других украшений, которыми можно повредить кожу ребенка. Массаж следует делать только теплыми, чистыми руками (холодные вызывают спазм сосудов, мышц).

Во время проведения сеанса массажа, для того чтобы улучшить скольжение рук, часто пользуются различными средствами (крем, масло, мазь). Массаж детей должен быть непродолжителен, так как в противном случае может возникнуть раздражение кожи.

Сеанс массажа – это процедура, выполняемая один раз в день. Курс массажа – это количество сеансов, проводимых в течение определенного количества дней. Логопедический массаж проводят курсами, содержащими от 10 до 20 сеансов. Продолжительность сеанса и самого курса массажа зависит от тяжести речевой патологии: чем поверхностнее речевое нарушение, тем короче курс массажа и меньше их требуется для наиболее полной коррекции. Иногда возникает необходимость проводить логопедический массаж курсами в течение нескольких лет.

Ключевым моментом в исследовании тела ребенка является определение тонуса мышц. Он может быть нормальным, повышенным (гипертонус) и пониженным (гипотонус). При нормальном тонусе мышца мягкая, упругая, эластичная, безболезненная; при гипертонусе – напряжена, иногда болезненна; при гипотонусе – вялая, излишне мягкая, повисшая. Состояние тонуса мышц является исходной точкой (критерием) при выборе приемов массажа. На это надо обратить особое внимание.

Обязательно следует установить эмоциональный контакт с ребенком до начала массажа. Важно во время сеанса быть к ребенку внимательным, уметь оценить его ответную реакцию на проводимую процедуру.

Противопоказаниями к проведению массажа является наличие:

  • Гнойничковых и грибковых заболеваний кожи у логопеда или ребенка;
  • Гематомы на массируемом участке тела;
  • Активной формы туберкулеза;
  • Болезней крови и капилляров;
  • Тромбозов сосудов;
  • Острой крапивницы, отека Квинке в анамнезе;
  • Онкологических заболеваний;
  • Инфицированных ран;
  • Фурункулеза;
  • ОРЗ;

         Если ребенок недавно перенес ангину, массаж ему также противопоказан (после полного выздоровления должно пройти не менее 10 дней).

В основе механизма воздействия массажа лежат сложные взаимообусловленные рефлекторные процессы, регулируемые высшими отделами центральной нервной системы. В результате массажа в организме возникают различные реакции. Они не являются самостоятельными, а представляют собой генерализованную реакцию рефлекторного характера, благодаря которой происходит мобилизация защитных и приспособительных сил организма, приводящих к нормализации ее функции при самых различных нарушениях речи.

Черепно – мозговые нервы, участвующие в акте говорения

Знание неврологических основ логопедии позволяет педагогам-логопедам глубже понять сущность и этиологию дефекта речи у ребенка, избежать диагностических ошибок, способствует выбору наиболее эффективных систем коррекции, в том числе и массажа.

От головного мозга отходят двенадцать пар черепно-мозговых нервов. Но в моторном акте (акте говорения) непосредственное участие принимают только пять пар:

  • 5 пара – тройничный нерв;
  • 7 – лицевой;
  • 9 – языкоглоточный;
  • 10 – блуждающий;
  • 12 – подъязычный.

Основные мышцы, иннервируемые тройничным нервом:

- Жевательные мышцы. Поднимает нижнюю челюсть.

- Височные мышцы. Поднимают нижнюю челюсть, тянут ее назад.

- Крыловидные мышцы (медиальные и латеральные). В акте говорения участвуют в большей степени латеральные крыловидные мышцы. Каждая при одностороннем сокращении смещает нижнюю челюсть в сторону (левая – вправо, правая – влево). При двустороннем сокращении мышц нижняя челюсть выдвигается вперед. 

Основные мышцы, иннервируемые лицевым нервом (мимические мышцы):

- Мышцы, поднимающие верхнюю губу и крыло носа.

- Щечные мышцы. Оттягивает угол рта латерально – в сторону (в улыбке).

- Мышцы, поднимающие углы рта.

- Малые скуловые мышцы. Вместе с большой скуловой мышцей и мышцей смеха оттягивает угол рта латерально

- Большие скуловые мышцы. Оттягивает угол рта латерально.

- Мышцы, опускающие нижнюю губу и латерально углы рта.

- Мышцы, опускающие углы рта.

- Круговая мышца рта. Закрывает рот.

            Основные мышцы, иннервируемые подъязычным нервом:

 - Подбородочно-язычная мышца. Тянет язык кпереди и вниз.

 - Шилоязычная мышца. Тянет язык, особенно его корень, вверх и назад.

- Подъязычно – язычная мышца. Тянет язык вперед и назад.

- Хрящеязычная мышца. Тянет язык назад и вниз.

- Собственные мышцы языка. К ним относятся:

  1. Нижняя продольная мышца. Укорачивает язык.
  2. Верхняя продольная мышца. Сгибает, укорачивает и поднимает вверх верхушку языка.
  3. Поперечная мышца. Уменьшает поперечный диаметр языка.
  4. Вертикальная мышца. Уплощает язык.

Основы методики точечного массажа

Одним из видов массажа является точечный массаж. В настоящее время уже известно более 1700 биологически активных точек (БАТ), из них полным признанием пользуются 695 (так называемые классические точки). В лечебной практике наиболее популярны приблизительно 150 точек воздействия. Для выполнения точечного массажа лишь с узкой целью коррекции речевых расстройств логопедом или непрофессионалом, например родителям, достаточно знать порядка 40 точек.

БАТ – это небольшой участок кожи и подкожной основы, в которых имеется комплекс взаимосвязанных микроструктур (сосуды, нервы, клетки соединительной ткани), благодаря чему здесь создается биологически активная зона. Она оказывает влияние на образование связей между данным участком кожи и определенным внутренним органом. В области точки происходит усиленное поглощение кислорода, повышается температура, снижается электрическое сопротивление, сильнее инфракрасное излучение, отмечается болезненность при пальпации. Поэтому такие точки получили название «активные точки», что характеризует их физиологически.

Метод точечного массажа – это воздействие на точки акупунктуры пальцами. Широкому распространению этого метода способствует простота, с которой выполняется точечный массаж, его эффективность, отсутствие вредных влияний.

Принцип, по которому выбирается прием воздействий прост: он определяется состоянием мускулатуры (гипо- или гипертонус). Существует несколько приемов точечного массажа, но при воздействии на ребенка с логопедическими проблемами достаточно освоить два основных, наиболее часто употребляемых.

Расслабляющий прием. При повышенном мышечном тонусе задачей является расслабление (седативное воздействие), снятие спазм.

При этом применяется седативный (успокаивающий) прием массажа: на проекции точки устанавливают 1 и 2 (или 3)пальцы, держат их так в течение 1-2 секунд, затем производят вращательные движения по часовой стрелке в течение 5-6 секунд (палец не сходит с области проекции точки) и углубляют, слегка надавливая на точку. Далее фиксируют достигнутый уровень в течение 1-2 секунд. Потом производят противоположные действия – «вывинчивают» палец против часовой стрелки, постепенно уменьшая силу надавливания. Выполняют вращательные движения в течение 5-6 секунд. (При воздействии седативным способом в течение 1 минуты производят 4 входа и выхода, каждый по 15 секунд.)

Возбуждающий прием. При пониженном тонусе и атрофиях мышц, парезах применяется тонизирующий, возбуждающий прием массажа: в течение 12 секунд находят точку, в течение 3-4 секунд производят вращательные движения по часовой стрелке, «ввинчивая» палец. Затем, максимально надавив на область проекции точки, палец резко отрывают. Движения в такой последовательности повторяют 8-10 раз, что составляет 40-60 секунд воздействия.

Для правильного подбора приемов и дозировки коррегирующего раздражения необходимо установить состояние ребенка: путем пальпации и осмотра определить тонус мышц верхней половины туловища, мимических мышц и мышц языка. Учитываются также конституциональные особенности ребенка и его эмоциональный фон.

Комплекс точечного массажа

Таблица 1

№ сеанса

Точки

1

№1

(О)

№2 (О)

№3 (О)

2

№1

(О)

№2 (О)

№4 (Л)

3

№1

(О)

№2 (О)

№4 (Л)

№5 (Л)

4

№1

(О)

№2 (О)

№6 (Л)

№5 (Л)

№7 (Л)

№8 (Л)

5

№1

(О)

№2 (О)

№6 (Л)

№5 (Л)

№7 (Л)

№8 (Л)

№9 (Л)

№10 (Л)

6

№11 (О)

№12 (О)

№13 (Л)

№15 (Л)

№16 (Л)

№17 (Л)

№9 (Л)

№10 (Л)

7

№11 (О)

№12 (О)

№13 (Л)

№15 (Л)

№16 (Л)

№17 (Л)

8

№11 (О)

№12 (О)

№14 (Л)

№15 (Л)

9

№11 (О)

№12 (О)

№14 (Л)

10

№11 (О)

№12 (О)

№ 3 (О)

О – точка общего действия

Л – точка локального действия

Анатомо – топографические ориентиры расположения точек, используемых в речевом точечном массаже

Таблица 2

№ п/п

Основное использование

Местоположение

1

При неврите лицевого нерва, парезе мимических мышц рта, птозе века, контрактуре пальцев, вегетососудистой дистонии, оказывает анальгизирующее действие

На тыльной стороне кисти, между 1 и 2 пястными костями, ближе к середине 2 пястной кости (в этом месте на выпрямленной кисти, когда большой палец прижат, возникает возвышение, а когда отведен – нащупывается углубление)

2

При гемипарезе, патологии дыхания, проблемах с 6 и 7 парами ЧМН

На лучевой стороне предплечья, чуть выше шиловидного отростка лучевой кости, где пальпируется углубление, выше лучезапястной складки примерно на 1,5 поперечных пальца

3

При неврастении, гипертензии, гемипарезе, неврозах, вегетососудистой дистонии, проблемах с 7 парой ЧМН, общеукрепляющее

У наружного края локтевой складки (если согнуть руку в локте там образуется  различимая на ощупь впадина)

4

При проблемах с 5 и 7 парами ЧМН

Одиночная точка над переносицей в углублении на середине линии соединяющей внутренние концы бровей

5

При проблемах с 5 и 7 парами ЧМН, расстройствах речи

На середине наиболее выступающей части подбородка

6

При проблемах с 5 парой ЧМН, расстройствах речи

На нижней челюсти

7

При проблемах с 5 и 7 парами ЧМН, речевых расстройствах (особенно при проблемах с круговой мышцей рта)

Кнаружи от угла рта на 1 см, на вертикальной линии от зрачка

8

При головной доли сосудистого генеза, спастической кривошее, патологии слуха, речевых расстройствах

Между 1 и2 шейными позвонками, примерно на 0,5 поперечного пальца выше задней границы роста волос

9

При парезах, тиках мимических мышц проблемой с 5 парой ЧМН, речевых расстройствах

На середине расстояния между крылом носа и краем верхней губы, кнаружи от средней линии на 0,5 см

10

При парезах, тиках мимических мышц

Посередине носогубной складки

11

При неврозах, истерии, гипертензии, расстройстве глотания, треморе рук, судорогах

В центре ладони (когда рука сжата в кулак, точка находится под безымянным пальцем, между 3 и 4 пястными костями)

12

При бессоннице, ухудшении памяти, фобиях, неврозах, вегетососудистой дистонии

На ладонной стороне запястья, напротив мизинца (легче обнаружить, если рука немного согнута в лучезапястном суставе, ладонью вверх)

13

При судорогах, апатии, ухудшении памяти, головной боли, ночных страхах у детей, неврозах, энурезе, проблемах с 5 парой ЧМН, речевых расстройствах

Одиночная точка на темени, ближе к макушке, во впадине на «прямом проборе» - там, где его линия, проведенная от уха к уху вертикально вверх через верхние точки ушных раковин

14

При расстройствах речи, спастической кривошее, охриплости голоса, проблемах с 5 парой ЧМН (широкий спектр)

У угла нижней челюсти, на один палец вперед и вверх (углубление проще нащупать, открыв рот)

15

При парезе лицевого нерва, птозе века, опущении угла рта, проблемах с 5 парой ЧМН, бронхиальной асиме

В боковой борозде крыла носа, перпендикулярно ниже внутреннего угла глаза

16

При проблемах с 5 и 7 парах ЧМН (широкий спектр речевых расстройств)

В центре подбородочно – губной складки

В курс массажа включены как точки общего действия, так и точки локального действия.

Эффект массажа непропорционален числу задействованных точек. Их максимальное количество в одном сеансе должно быть равно восьми.

В первые сеансы обычно массируют не более 3-4 точек общего действия, которые расположены на верхних и нижних конечностях, ниже локтевых и коленных суставов. Симметричные точки используют попарно и по возможности одновременно. В дальнейшем точки общего действия заменяют на локальные, но обязательно в каждый сеанс должны быть включены 1-2 точки общего действия.

Данный метод называется рецептурным, так как точки для сеанса логопед выбирает произвольно, без акупунктурной диагностики. (Акупунктурная диагностика обязательно должна проводиться врачом – рефлексотерапевтом.)

В рецептурной методике позволяется произвольный выбор точек, так как любая из вышеперечисленных имеет прямое или опосредованное влияние на речевую функцию. Рецептура может меняться в зависимости от действенности сочетания данных точек и состояния ребенка, но нельзя брать одну и ту же точку более пяти раз за один курс.

Массаж кистей рук

Массаж  рефлексогенных зон следует начинать с правой стороны, в данном случае - с кисти правой руки. Массаж можно выполнять в течение дня многократно (желательно массировать кисти рук попеременно, то есть, помассировав одну зону на правой кисти, массируют ту же зону на левой). Массажные приемы можно выполнять поверхностью 2,3,4 пальцев или только подушечками больших.

Сначала нужно поглаживать, а затем с усилием растирать зону позвоночника, то есть границу перехода тыльной стороны кисти в ладонную. Следующий этап – поглаживание и растирание тыльной стороны кисти (между пястными костями). В первую очередь растирают ладонь в направлениях: сверху вниз, снизу вверх и поперек. И только потом массируют пальцы, начиная с мизинца. Это надо выполнять особенно тщательно. Каждый палец массируют со всех сторон. Сначала необходимо сильно зажать ноготь со всех сторон и размять ногтевую фалангу. Потом растереть палец до самого основания и обратно. Удобнее всего это делать винтообразными движениями. Особое внимание надо уделить большому пальцу, так как это зона головы. Затем следует массировать кожные складки между пальцами, начиная от мизинца. Захватив двумя пальцами кожную складку, ее нужно максимально оттянуть и при этом «перетирать». После чего сильно сжимают подушечки пальцев, начиная с мизинца правой руки. Удобнее надавливать на подушечки пальцев, положив указательный на сам ноготь, а большой – на подушечку пальца. На подушечку большого пальца надавливают несколько раз.

Затем массируют запястье. После этого желательно вновь возвратиться к массажу большого пальца. Заканчивают  массаж медленным поглаживанием кисти руки в направлении от запястья к кончикам пальцев.

Для всех суставов пальцев можно выполнять следующие упражнения с элементами сопротивления:

  1. Как можно сильнее сжать руку в кулак, затем резко разжать.
  2. Сложить руки так, чтобы и пальцы, и ладони касались друг друга.

Локти должны быть на высоте плеч. С помощью больших пальцев раздвинуть руки и одновременно приподнять локти. Потрясти руками.

  1. Выполнять движения большим пальцем в направлении к себе и от себя.
  2. Сцепив пальцы рук, большие пальцы вращать вокруг друг друга («мельница»).
  3. Опереться руками о стену. Нажать на нее посильнее, затем кисти расслабить.
  4. Вытянуть руки вперед. Поднять кисти вверх, дать им свободно упасть вниз.
  5. Одной рукой взять другую за запястье и энергично потрясти ею. (Это упражнения улучшает циркуляцию крови. Кожа становится теплой, суставы - упругими, пальцы – гибкими.)

Каждое упражнение повторить 5 раз.

        


Заключение

        В настоящее время отмечается неуклонный рост числа детей с проблемами речи и недоразвитием психических процессов, соматически ослабленных. Объективные обследования в большинстве случаев не выявляют грубой патологии у таких детей, но, между тем, их проблемы практически неразрешимы.

По утверждению специалистов, в процессах обучения и направленной коррекции традиционные методы во многих случаях перестали приносить ожидаемые результаты.

В сложившейся ситуации актуальным является системный, комплексный подход к коррекции речевого и сопутствующего ему психического и соматического развития ребенка. Даже в относительно простых случаях таких патологий в преодолении проблемы было бы идеальным присутствие как общепринятых, традиционных методов, так и нетрадиционных. Нетрадиционные методы помогают более глубокой (качественной) коррекции, особенно затрагивая состояния, сопутствующие речевой патологии. Большинство практикующих специалистов сходятся во мнении, что более эффективно решить задачи, стоящие перед любым профессионалом, включив в процесс коррекции основной речевой патологии воздействие на сопутствующие ей проблемы. Базовыми, безусловно, являются традиционные педагогические методы, но с обязательным использованием и нетрадиционных.


Список литературы

  1. Блыскина И.В. Комплексный подход к коррекции речевой патологии у детей. Логопедический массаж: Методическое пособие для педагогов дошкольных образовательных учреждений. – СПб.: «ДЕТСТВО – ПРЕСС», 2004.- 112 с., ил.
  2. Жукова С.Н. Развивающий массаж в логопедической работе с дошкольниками // Логопед.- 2005.-№ 2.- С. 53-60
  3. Большакова С.Е. Речевые нарушения и их преодоление: Сборник упражнений.- М.: ТЦ Сфера, 2005.- 128 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Логопедический проект «Использование логопедического массажа и ДЕНС-терапии в коррекциии дизартрических проявлений нарушений речи дошкольников в условиях ДОУ»

Автор рассматривает возможность  привлечения в реабилитационный процесс дополнительных средств воздействия на детский организм, не нарушающих естественное постоянство его внутренней среды.Одним и...

Конспект логопедического занятия с использованием логопедического массажа и самомассажа "В гости кошка к нам пришла"

В данном конспекте используются приемы логопедическго массажа  и самомассажа....

Индивидуальное логопедическое занятие с использованием различных видов логопедического массажа (для старшего дошкольного возраста) ТЕМА: ВЫЗЫВАНИЕ СВИСТЯЩИХ ЗВУКОВ.

Индивидуальное логопедическое занятие с использованием различных видов логопедического массажа(для старшего дошкольного возраста) ТЕМА: ВЫЗЫВАНИЕ СВИСТЯЩИХ ЗВУКОВ....

Методическая разработка занятия по теме: "Звук [Р]" (логопедическая технология логопедический массаж с элементами локальной гипотермии"

Предоставлен конспект занятия по постановке звука [Р]с применением логопедического массажа и локальной гипотермии....

УСЛОВИЯ ПРОВЕДЕНИЯ ЛОГОПЕДИЧЕСКОГО МАССАЖА. ПРОТИВОПОКАЗАНИЯ К НАЗНАЧЕНИЮ ЛОГОПЕДИЧЕСКОГО МАССАЖА.

При составлении схемы логопедического массажа для коррекции тяжелых нарушений речи необходимо соблюдать определенные условия, а также учитывать некоторые противопоказаниями к проведению массажа....

Использование здоровьесберегающих технологий в системе логопедических занятий в условиях ДОУ по теме «Использование элементов логопедического массажа и самомассажа в коррекции речи детей»

Актуальность проблемы связана с нарастающей тенденцией появления в массовых садах большого количества детей с нарушениями речи различной степени тяжести, в том числе и детей с тяжелыми нарушениям...