Занятие "Путешествие в весенний лес"
план-конспект занятия по логопедии (подготовительная группа) на тему

Марикуца Ольга Петровна

Интегрированное занятие совместно с муз.руководителем, воспитателем.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zanyatie_puteshestvie.docx23.76 КБ
Office presentation icon puteshestvie_v_les.ppt2.93 МБ

Предварительный просмотр:

Занятие  «Путешествие в весенний лес».

Беседы:

Первые весенние признаки, изменение в поведении птиц, жизнь животных в лесу и насекомых с приходом весны.

Предварительная работа:

Рассматривание фото иллюстраций ранней весны; беседы о том, какие приметы ранней весны видно на этих картинах.

Чтение художественное литературы:

Н. Сладков «Весенние радости. Ручей».
Э. Шим «Солнечная капля».
Г. Скрибицкий «На лесной полянке. Счастливый жучок. Весна».
Н. Павлова «Под кустом».

Программные задачи:

Образовательные:

Закреплять и пополнять знания детей о весенних изменениях в живой и неживой природе;
Формировать умение устанавливать связи между изменениями в неживой и живой природе, устанавливать их последовательность;
Учить высказывать свою точку зрения на определенную тему, свободно общаться;
Активизировать словарь детей.

Развивающие:

Развивать связную речь, мышление, кругозор, наблюдательность, любознательность;
Развивать эстетическое восприятие окружающей среды через зрительные и слуховые рецепторы;
Развивать тактильные ощущения, мелкую моторику, артикуляционные аппарат;
Развивать познавательный интерес.

Воспитательные:

Воспитывать у детей экологическую культуру;
Воспитывать любовь и бережное отношение к природе.

Оборудование:

Стихотворение А.С.Пушкина «Гонимы вешними лучами»;
Музыкальное сопровождение: фонограмма с музыкой Вивальди «Весна», запись голосов птиц, журчания ручейка;
Демонстрационная картина о весне.

Ход занятия:

Логопед:

Ребята, вы любите путешествовать? На сегодняшнем занятии мы с вами отправляемся в увлекательное путешествие. Мы будем говорить о природе, мы будем слушать звуки природы, познавать ее. Я приглашаю вас  в игру – путешествие по весеннему лесу, где вас ждут интересные задания. Если вы пройдёте все испытания, то попадёте к Мудрой Сове, и она вручит каждому из вас орден Мудрецов за ваши знания! А что это за удивительное время года, вы сейчас мне скажете.

Негромко звучит музыка Вивальди «Весна», воспитатель читает стихотворение Пушкина:

Гонимы вешними лучами
С окрестных гор уже снега
Сбежали мутными ручьями
На потопленные луга.
Улыбкой ясною природа
Сквозь сон встречает утро года…
Синея, блещут небеса.
Ещё прозрачные, леса
Как будто пухом зеленеют.

Логопед:

Что же это за утро года, время года ребята?

Примерные ответы детей:

Весна!

Логопед:

Как вы думаете, почему весну так назвал поэт?

Примерные ответы детей:

Всё просыпается, оживает, расцветает.

Логопед:

Мы с вами сейчас тоже немножко проснемся, встрепенемся. Откроем окошко. На улице тихо и светло. Воздух чистый-чистый, свежий. Давайте вздохнем, выдохнем. Глубоко вдохнем, выдохнем. Как легко дышится весной. А теперь давайте сделаем зарядку для нашего язычка. Утром рано язычок встал, сделал зарядку, замесил тесто, испек блинчики, намазал их вкусным вареньем, попил чай, почистил зубки и побежал гулять. «Весенняя пора - поел, да со двора».

Логопед:

Ну вот мы и готовы к весеннему путешествию. Ребята, первое задание. Посмотрите на наши картинки. Что на них изображено?

Примерные ответы детей:

Времена года.

Логопед:

Какое сейчас время года? С чего же начинается приближение весны? Самый первый признак весны?

Примерные ответы детей:

Начнет ярче светить солнышко.

Логопед:

Вот оно, солнышко! (Переходим к I картинке).
Какое оно? (Яркое, весеннее, теплое, ласковое, лучистое, доброе).
Как ласково солнышко называет русский народ? (Солнышко-колоколнышко, солнышко-вёдрышко.Солнышко-красное).

Логопед:

А теперь мы сделаем гимнастику для наших глазок.

Гимнастика для глаз «Солнечный зайчик»

Солнечный мой заинька,
(вытягивать вперед ладошку)

Прыгни на ладошку.
Солнечный мой заинька,
(ставить на ладонь указательный палец другой руки)

Маленький, как крошка.
Прыг на носик, на плечо.
Ой, как стало горячо!
Прыг на лобик, и опять
На плече давай скакать.
(следить взглядом за движением пальца: к носу, к одному плечу, лбу, к другому плечу)

Вот закрыли мы глаза,
(закрыть глаза ладонями)

А солнышко играет:
Щечки теплые лучами
Нежно согревает.
(широко раскрыть глаза)

Логопед:

Засияло солнышко, одарило нашу землю теплом. А что же стало со снегом? (Снег стал таять). Каким стал снег? (Грязный, серый, рыхлый, липкий, мокрый, холодный). Во что же превратился снег? (Снег превратился в ручейки).

Логопед:

Сейчас послушаем и отгадаем, что это за звук? (Журчание ручейка)

А теперь отгадаем загадку:

Игривый, шаловливый, болтливый, говорливый, 
В голубенькой рубашке, бежит по дну овражка.(ручеёк)

Что можно сказать про ручеек? Какой он? (Быстрый, журчащий, голубой, разговорчивый, звонкий, прозрачный, холодный) Почему говорят, что он «бежит» ? Кто может бежать? (Человек, животное, бегут те у кого есть ноги, лапы).
У ручейка нет ног. Почему же про него говорят, что он «бежит»?

Примерные ответы детей:

Потому, что он быстро течёт.

На доске столбиками записаны слова и выражения, вверху прикрепляется табличка РУЧЕЁК.

проворный

журчит

по дну овражка

шумный

переливается

в лучах солнца

говорливый

скрипит

к речке

вкусный

сверкает

по камешкам

весёлый

льётся

вдоль дороги

чистый

бежит

весенний

бурлит

течёт

(слова прочитываются детьми, находятся «лишние» слова, затем составляются предложения, выбирая слова по смыслу, например: Проворный ручеёк журчит по дну овражка. Чистый ручеёк переливается в лучах солнца.)

Если ручей журчит, значит, он какой? (журчащий) 
бежит – … (бегущий), 
льётся – льющийся, 
сверкает – сверкающий, 
бурлит – бурлящий.

Пальчиковая гимнастика «Ручеек»

Солнце ласково смеется,
(отчерчиваем в воздухе круг указательными пальчиками)

Светит ярче, горячей,
(показываем растопыренные ладони)

Из пригорка звонко льется
(указательным пальцем правой руки проводим по ладони левой)

Разговорчивый ручей.
(указательным пальцем левой руки проводим по ладони правой)

Я журчу, журчу, журчу,
(ладошки вперед, шевеля пальчиками)

Гладко камешки точу,
(потираем ладошки)

Синей лентой разбегусь,
(«змейкой» ладошками)

В речку полную вольюсь.
(соединить ладошки, разъединенные в стороны)

Хороша моя водица,
(массируем большим пальцем все остальные)

Наклонись ко мне напиться.
(наклон, руки «горсткой»)

Речка, травы шевеля,
(шевелим пальчиками)

Ручейком зовет меня.
(плавные движения ладонями из стороны в стороны)

Логопед:

Я сейчас буду называть слова, а вы хлопните в ладоши, когда услышите «весеннее» слово.

Мороз, снегопад, ледоход, листопад, метель, оттепель, солнцепёк, капель, апрель, земляника, проталина, подберёзовик, берёзовый сок, снежинка, снеговик, подснежник, снегурочка, первоцвет, снег, вьюга, василёк, урожай, яблоко, ручеёк, гололёд, ромашка, сосулька, огонёк…

Логопед:

Ребята, я прошу вас помочь прочесть «весенние» слова, которые «разбились» на слоги и объяснить их значение. (Дети открывают конверты со слогами)

(индивидуальное составление слов из слогов, объяснение лексического значения)

та на ли про (проталина) 
суль со ка (сосулька) 
пель ка (капель) 
от пель те (оттепель) 
цвет пер во (первоцвет) 
Логопед:

Что еще происходит весной?

Примерные ответы детей:

Прилетают птицы.

Воспитатель:

Давайте послушаем, как поют птички в весеннем лесу. И отгадаем.

Каких перелетных птиц вы знаете? (скворцы, грачи, ласточки, жаворонки, кукушка).

 Дидактическая игра «Скажи наоборот»

Логопед. Послушайте и закончите предложения.

Зимой снег чистый, а весной - … .

Зимой дни холодные, а весной - … .

Зимой солнце тусклое, а весной - … .

Зимой погода часто пасмурная, а весной - … .

Логопед: А когда совсем тепло становится, кто появляется в лесу?

Примерные ответы детей:

Насекомые (бабочки, жучки и т.д.).

Дидактическая игра «Загадки о насекомых» или «Куда спрятались насекомые?»

На доске картинка, на которой изображена поляна.

Логопед. Все насекомые спрятались. Давайте попробуем отыскать их.

Логопед берет насекомых на палочке  и «прячет» каждое насекомое на полянке. Дети отвечают полными предложениями.

Жук спрятался под грибок. Бабочка спряталась под цветок и т.д. (под мухомор, под веточку, под листок, под травинку).

Логопед:

Ну, вот мы и пришли к мудрой сове, за то, что вы так старались, отвечали, играли, она каждому из вас дает медаль, потом вы её раскрасите. Ребята подошло к концу наше весеннее путешествие. Что вам больше всего понравилось?

Примерные ответы детей:

Слушать журчание ручейка. Рассматривать картинки с весенними признаками.  

Логопед:

Скажите, какой же самый первый признак весны появления в природе?

Примерные ответы детей:

Весеннее солнышко. Оно не просто светит, но и греет землю. И всё начинает просыпаться после зимнего сна.

Логопед:

Весна только вступает в свои права. И мы с вами будем ещё долго любоваться ею, слушать её звуки, путешествовать по весенней природе, радоваться солнышку, прилёту птиц, журчанию ручейков, первым подснежникам. Всем спасибо!


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Путешествие в весенний лес

Слайд 2

Солнечный мой заинька, Прыгни на ладошку. Солнечный мой заинька, Маленький как крошка. Прыг на носик, на плечо. Ой, как стало горячо! Прыг на лобик, и опять На плече давай скакать. Вот закрыли мы глаза, А солнышко играет: Щечки теплые лучами Нежно согревает.

Слайд 3

Ручеёк проворный журчит по дну овражка шумный переливается в лучах солнца говорливый скрипит к речке вкусный сверкает по камешкам веселый льётся вдоль дороги чистый бежит весенний бурлит

Слайд 4

«Весенние слова». Мороз, снегопад, ледоход, листопад, метель, оттепель, солнцепёк, капель, апрель, земляника, проталина, подберезовик, берёзовый сок, снежинка, снеговик, подснежник, снегурочка, первоцвет, снег, вьюга, урожай, яблоко, ручеёк, гололёд, сосулька

Слайд 5

Прочти «весенние» слова та на ли про суль со ка пель ка от пель те цвет пер во

Слайд 6

жаворонок зяблик соловей Птицы в лесу грач скворец ласточка

Слайд 7

Загадки


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

“Добрый лес, весенний лес, Полон сказок и чудес...” (Экскурсия в весенний лес)

Цель: - Познакомить с весенними явлениями в жизни природы;- расширять представление детей о характерных признаках весны, учить находить эти признаки самостоятельно;- закреплять знания о деревьях. Учит...

Весенний праздник для детей старшей группы "Весенняя палитра"

Сценарий праздника содержит стихи, игры и музыкальный материал по ознакомлению детей старшего дошкольного возраста с весенними явлениями природы и игры на развитие цветового восприятия....

"Весенние встречи" сценарий весеннего утренника в 2 младшей группе

дети встречаются с Ручейком, Солнышком на празднике...

Весеннее развлечение для детей первой младшей группы «Прогулка по весеннему лесу».

Весеннее развлечение для детей первой младшей группы. «Прогулка по весеннему лесу».Программное содержание: Доставить радость от совместной прогулки, закрепить основные признаки весны.Пособия: Игрушки:...

"В весеннем лесу с Куклой Катей" сценарий весеннего развлечения в младших группах

К детям приходит в гости Кукла Катя со своими друзьями - зверями. Дети с ними  поют, танцуют, играют на ложках и бубнах, весело отмечают приход Весны....

Весенний праздник для детей 2 младшей и средней группы. "Весенний подарок".

Этот праздник я проводила как итоговое занятие во 2 младшей и в средней группах.Задачи:- воспитание любви у музыке,- развитие певческих навыков,- развитие двигательных навыков,- развитие творческих сп...

"Путешествие в весенний лес" . Весенний праздник для детей средней группы.

Дети отправляются в весенний лес в гости к Лесовичку, читают стихи, поют песни, играют с Лесовичком....