Главные вкладки

    Конспект занятия по обучению грамоте. Тема "Путешествие по городу Иркутску. Звуки Р-Рь".(подготовительная к школе группа).
    план-конспект занятия по логопедии (подготовительная группа) на тему

    Шабалина Светлана Витальевна

    Активизируется словарь детей по теме "Город Иркутск". Дети придумывают слова - родственники к слову "город"; Дифференцируют звуки "Р-Рь";Придумывают существительные с уменьшительно-ласкательным значением; образуют слова- признаки; называют слова с противоположным значением; отгадывают пословицу по первому звуку.

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Конспект занятия.

    Тема: «Путешествие по городу Иркутску. Звуки Р-Рь.»

    Оборудование:

    раздаточный материал - схемы слов; прищепки синего и зелёного цвета; предметные картинки на звуки «Р-Рь»; звуковые домики.

    демонстрационный материал - мнемотаблица «Прочитай пословицу», мяч;

    техническое оборудование – презентация  PowerPoint «Достопримечательности города Иркутска».

    Задачи:

    1.Создать условия для развития фонематического слуха, определять позицию звука в слове, дифференцировать согласные звуки по твёрдости-мягкости.

    2.Мотивировать детей на введение в речевую деятельность, используя приёмы мнемотехники.

    3.Обеспечить развитие умения словесно рассказывать о городе Иркутске.

    4.Способствовать развитию памяти, внимания, интереса к занятию.

    5.Вызвать желание помогать друг другу.

    Ход образовательной деятельности:

    1.Вводная часть. Педагог читает стихотворение:

    Красивых городов

    Немало есть на свете,

    Взгляни на восток и на запад взгляни,

    Сквозь тысячи вёрст мы свой

    Родной город заметим,

    Любимый, красивый город Земли!

    Педагог загадывает загадку: И у мамы есть, и у папы есть,

    И у дочки есть, и у сына есть,

    И у кошки есть, и у собаки есть.

    Чтобы его узнать, надо вслух назвать? (Имя).

     В старину крупное жилое место, окружённое со всех сторон оборонительной стеной - оградой, называлось городом. ( от слова «городить»). Имя город часто получал от названия реки, вблизи которой находился. (Иркут). Как называется наш родной город? (Иркутск) Люди, которые живут в городе Иркутске, как называются? (Иркутяне) Иркутск находится в Сибири, значит мы - сибиряки. А Сибирь-часть России, значит, как ещё нас можно назвать? (Россияне) Расскажите, какой город Иркутск? (большой, красивый, благоустроенный, чистый, белокаменный, уютный, любимый, родной, старинный, шумный, многонациональный, удивительный, неповторимый). Придумаем слова - родственники к слову «город»: городок, городской, горожане, городище, городить.

    2. Основная часть.

    Игра «Назови одинаковый звук». Слова: Иркутск, иркутяне, Россия, россияне, город. (Звук «Р»). Слова: Река, сибиряки, дворик, скверик, адрес. (Звук «Рь»).

    Характеристика звуков Р-Рь. (мнемосхема)

    Дети, вы хотите совершить прогулку по родному городу Иркутску? Какой транспорт нам поможет совершить наше путешествие по городу? (примеры детей).

    Произношение скороговорок: Тридцать три вагона в ряд тарахтят, тарахтят.

    По  маршруту номер пять

    Прогремел трамвай опять.

    Прогремел и простучал,

    Пассажиров всех забрал.

    Педагог читает стихотворение и предлагает детям внимательно послушать и назвать слова со звуками «Р-Рь», которые  им встретятся в стихотворении.

    Иркутск - это город, где мы с вами живём.

    Самый красивый город на свете.

    Мы любим реку Ангару,

    Фонтаны и парки, и улицы наши.

    Мы любим старинные русские дома,

    Купола позолоченных церквей.

    Средь зелени клёнов и тополей.

    Дети  называют слова: Иркутск, город, красивый, река, Ангара, парки, старинные, русские, церкви.

     Игра «Узнай звук». Педагог  называет слова, а дети хлопают в ладоши, когда услышат слова со звуками «Р-Рь». Слова: страна, улица, край, область, площадь, район, горожане,  аллея,  памятник, сквер, театр, музей,  жители, парк, двор, мост, вокзал, озеро.

    Игра «Светофорчики». Дети дифференцируют звуки «Р-Рь» по твёрдости - мягкости. Слова: Иркутск, река, город, сибиряки, Россия, иркутяне, дворик, Родина, скверик, озеро, адрес.

    Упражнение на координацию речи и движения.

    Мы  по городу шагаем,

    Много видим, называем:

    Светофоры и машины,

    Ярмарки и магазины,

    Скверы, улицы, мосты.

    Дети по слайдам презентации называют достопримечательности города Иркутска. Деление слов на слоги хлопками.

    Отгадайте мои загадки: 1.Здание словно теремок,

    Что не низок, не высок.

    Позолочен, величав.

    И  иконами красив. (Церковь)

    2.Туда любит ходить детвора,

    Там в спектакли актёры играют,

    Куклы разные  оживают,

    Сказки, истории представляют. (Театр)

    3.Есть в городе река,

    Голубая, как облака.

    Широка и необъятна

    Полноводна и чиста. (Ангара).

    Дети определяют позиции звуков «Р-Рь» с помощью звуковых домиков и прищепок. Подбирают схемы слов.

    Игра «Назови ласково». Слова: адрес - адресок, город-городок, сквер - скверик, двор - дворик, фонарь - фонарик, река - речка, дорога - дорожка, светофор - светофорчик, остров - островок.

    Игра, «Какой?». Слова: житель города - городской житель,  знак на дороге - дорожный знак,  площадка во дворе - дворовая площадка, галерея, где любуются  картинами - картинная галерея, площадь в центре - центральная площадь,  ограда на бульваре-бульварная ограда, аллея парка - парковая аллея, витрина магазина- магазинная витрина, переход для пешеходов- пешеходный переход, движение на дороге- дорожное движение, улица в городе- городская улица, остановка троллейбуса- троллейбусная остановка.

    Динамическая пауза - игра с мячом «Скажи наоборот».

    Город большой, а посёлок маленький.

    Есть улицы длинные, а есть улицы короткие.

    Есть улицы узкие, а есть улицы широкие.

    Люди бывают весёлые, а бывают и грустные.

    Люди бывают ленивые, а бывают и трудолюбивые.

    Днём город шумный, а ночью тихий.

    Есть дома новые и  молодые, а есть и старые.

    Отгадывание пословицы по первому звуку (мнемотаблица): Родной куст и зайцу дорог. Как вы понимаете пословицу? (ответы детей).

    3. Заключительная часть. Дети вместе с педагогом произносят пожелание:

    Желаем родному, любимому городу Иркутску

    С годами хорошеть и процветать,

    И в яркости садов, цветов благоухать.

     


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Интегрированное занятие по обучению грамоте с элементами ознакомления с художественной литературой в подготовительной к школе группе

    конспект  интегрированного занятия  по обучению грамоте с элементами ознакомления с художественной литературой в подготовительной к школе группе на тему: "Помошники для золушки"...

    Конспект занятия по обучению грамоте "В гостях у сказки. Звуки Н, Нь и буква Н"

    Конспект занятия по обучению грамоте для старшего дошкольного возраста....

    Занятие по обучению грамоте с элементами лексико-грамматических категорий для детей подготовительной к школе группы с нарушениями речи Тема: Дифференциация звуков Ф – ФЬ.

    Занятие по обучению грамоте с элементами лексико-грамматических категорий для детей подготовительной к школе группы с нарушениями речи....

    Конспект занятия по обучению грамоте. Тема: "Путешествие в Африку.Звуки Р-Рь".

    Закрепляется лексический материал по теме "Животные жарких стран"; автоматизируются звуи Р-Рь; дети определяют позицию звуков Р-Рь в словах; дифференцируют звуки Р-Рь по твёрдости-мягкости; употребляю...

    Конспект занятия по обучению грамоте с дидактическим пособием «Пробки-звуки» Тема: Понятие о звуке

    Цель: дать понятие о звуке и звуковой культуре слова, развивать фонематический слух, учить выделять начальный гласный звук в слове и конечный согласный, развивать мелкую моторику....

    Конспект непрерывно образовательной деятельности по обучению грамоте тема: «Путешествие в страну знаний» с детьми подготовительной к школе группе.

    Конспект непрерывно образовательной деятельности по обучению грамоте тема: «Путешествие в страну знаний» с детьми подготовительной к школе группе....