Конспект занятия по обучению грамоте. Образовательная ситуация: «Буква Х. Звуки Х – Х”» в подготовительной группе
план-конспект занятия по обучению грамоте (подготовительная группа)

Сочка Елена Алексеевна

Конспект и самоанализ занятия, разработан на основе материала по обучению граммоте под авторством Журовой Л.Е.,для дошкольников подготовительной группы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

РОССИЙСКАЯ   ФЕДЕРАЦИЯ

  ТУЛЬСКАЯ   ОБЛАСТЬ

МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«ДЕТСКИЙ САД № 5 КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА»

301840, Тульская область, город Ефремов, улица Тульское шоссе

телефон (848741) 57800, e-mail: fatii5@tularegion.org

 

                         Конспект занятия

                      по обучению грамоте

              Образовательная ситуация:

               «Буква Х.  Звуки Х – Х”»

                в подготовительной группе

                                                             воспитатель Сочка Е.А.

                                              г. Ефремов, 2023 г.

Тема: Буква Х. Звуки Х - Хь.

Возрастная группа: Подготовительная к школе группа, дети 6-7 лет

Форма: Занятие, деятельностный подход

Форма организации: Групповая, индивидуальная

Интегрируемые образовательные области: Речевое развитие, физическое развитие, социально-коммуникативное, познавательное развитие, художественно- эстетическое развитие.

Виды детской деятельности: Коммуникативная, познавательная, игровая, двигательная.

Цель: Закрепления у воспитанников представление о звуках [Х] и [Х`], знакомство с буквой «Х».

Задачи:

Образовательные:

  • Закреплять умение воспитанников давать сравнительную характеристику звуков X, Хь.
  • Отрабатывать навык определение места звука в слове (в начале, в середине, в конце слова).
  • Познакомить с буквой «Х», усвоить зрительный образ буквы «Х».
  • Учить детей выкладывать букву Х из репья.
  • Закреплять умение детей дифференцировать звуки X, Хь в слогах и словах;

Развивающие:

  • Развивать общую, мелкую и артикуляционную моторику;
  • Развивать мыслительную деятельность;
  • Развивать фонематического слуха;
  • Развивать умения выполнять фонетический анализу двухсложных слов (на примере слов со звуками [Х] и [Х`]);
  • Развивать физиологическое и речевое дыхание, силу голоса;
  • Развивать эмоциональную сферу.

Воспитательные:

  • Воспитывать у детей позитивное отношения к данным занятиям.
  • Воспитывать взаимопомощь и взаимовыручку.
  • Воспитывать отношение к родному языку как ценности, умение чувствовать красоту языка, стремление говорить красиво

Развивающая среда: цветные квадраты на каждого ребенка (зеленый, синий, красный, сигнальные кружки для обозначения звука, картинки со слогами, карандаши, звуковая мозайка, карточки с изображением эмоции, мягкая игрушка (Хомяк), запись голоса хомяка и его храпа, коробка, индивидуальные карточки с заданием, печать, раскраска.

План занятия

I. Организационный момент

1. Проведение коммуникативной игры «Здравствуйте»

Педагог: Ребята, Сегодня у нас гости, давайте поздороваемся с ними и начнем занятие. А также, поздороваемся со своим телом.

Педагог : Здравствуйте!

Дети: Здравствуйте!

Здравствуйте, ладошки! (Вытягивают руки, поворачивают ладонями вверх-вниз.)

Хлоп-хлоп-хлоп! (3 хлопка в ладоши)
Здравствуйте, ножки! 
(«Пружинка»)
Топ-топ-топ! 
(Топают ногами.)
Здравствуйте, щечки! 
(Гладят ладонями щеки)
Плюх-плюх-плюх! 
(3 раза слегка похлопывают по щекам)
Пухленькие щечки! 
(Круговые движения кулачками по щекам)
Плюх-плюх-плюх! 
(3 раза слегка ударяют кулачками по щекам)
Здравствуйте, губки! 
(Качают головой вправо-влево)
Чмок-чмок-чмок! 
(3 раза чмокают губами)
Здравствуйте, зубки! 
(Качают головой вправо-влево)
Щелк-щелк-щелк! 
(3 раза щелкают зубами)
Здравствуй, здравствуй, язычок! 
(3 раза наклоняют голову вперед)
Чок-чок-чок! 
(3 раза щелкают языком)

Педагог: Молодцы ребятки! Скажите пожалуйста, а какое сейчас время года?

Дети: Весна!

Педагог: Молодцы! Посмотрите пожалуйста в окно и назовите признаки весны, которые мы здесь видим.

Дети: Солнышко пригревает, снега уже нет, он рас таил. На деревьях набухают почки.

Педагог: Какие признаки весны мы можем наблюдать на центральной стене, посмотрите пожалуйста?

Дети: прилетают птицы.

Педагог: Правильно, возвращаются перелетные птицы из теплых краев.

2. Распевка

Педагог: Молодцы! Ребята, А давайте немного спаём с нашими певчими птичками. Я буду поднимать руку, когда рука внизу - поем тихо, рука поднимается вверх - поем громче. А вы контролируете свое дыхание.

АААААаааааааа
ооооооОООООО
уууууУУУУУууууу
ИИИИИиииииИИИИ

2. Сообщение темы занятия.

Педагог: Молодцы! Ребята, вы слышите? Что это за звук? Чей же это храп? Давайте с вами найдем, откуда он издается и узнаем кто же храпит!

(Дети слышат фонограмму храпа «Х-х-х-х», педагог открывает большую коробку с мягкой игрушкой ХОМЯК, веки которого закрыты)

Ребята, кто это? Правильно хомяк! Ребятки, какой признак весны мы с вами ещё можем назвать? Всё верно, весной просыпаются звери, медведи, ежи, суслики, хомяки, бобры…

- Смотрите, и Хомяк проснулся. И он хочет нам что-то сказать.

Хомяк: Здравствуйте ребята! Меня звать Хомка. Помогите пожалуйста мне узнать с какого звука начинается моё имя и как он обозначается на письме.

Педагог: Ребята поможем Хомяку?

Дети: Да.

Педагог: Ребята, присаживаться на свои места. Спину держим ровненько, ноги по столом.

Педагог: Ребята, какого первый звук в слове «хомка». Полным ответом. Первый звук в слове «Хомка»….

Дети: Первый звук в слове «Хомка» - [Х].

Педагог: Правильно. Сегодня мы с нашим гостем Хомкой, познакомимся со звуками [Х] и [Х`] и научимся их различать. А также познакомимся с буквой «Ха», которая обозначает эти звуки на письме.

II. Основная часть.

1. Акустико-артикуляционная характеристика.

Педагог: Для начала послушайте как правильно произносится звук [х]:

  • губки и зубки свободны;
  • кончик языка опущен вниз, а спинка языка придвинута к твёрдому нёбу, образуя щель для тёплого воздуха;
  • горлышко «молчит».

Педагог: Произнесите его.

Дети: Х.

Педагог: Скажите, какой это звук? Согласный или гласный?

Дети: Согласный.

Педагог: Почему?

Дети: потому что, когда мы его произносим есть преграда.

Педагог: Ребята, давайте с вами сделаем сравнительную характеристику.Какой звук слышится X или Хь, когда Хома смеётся: Ха-ха-ха? (X.) Хи-хи-хи? (Хь.). Воспитанники хором и индивидуально проговаривают звуки и дают их характеристику.

Звук Х — согласный, твёрдый, глухой (обозначаем фишкой синего цвета.

Звук Хь — согласный, мягкий, глухой (обозначаем фишкой зелёного цвета)

2. Работа со звуковыми фишками

Педагог: Ребята, давайте немного поиграем. Сейчас я буду говорить слова и слоги, а вы поднимаете фишку нужного цвета. Если слышится звук Х, то фишка-синего цвета, если звук Х’ – фишка зеленого цвета.

Ха, хи, ху, хе.
-художник -холод
-хома -халат
-орехи -охота
-хек -хижина

3. Соотнесение звуков с буквой.

Педагог: И как и у всех звуков, у звуков «Х и ХЬ», есть письменный знак, дом -это буква «ХА» обозначаются они одной буквой.

Педагог: Посмотрите, как она выглядит и скажите на что это буква похожа?

Дети: На вертушку, крест, на мельницу, на скрещенные пальцы….

Педагог: А теперь возьмите репей и выложите из них эту букву.

Звучит спокойная музыка, дети выкладывают букву Х.

Педагог: А теперь по очереди назовите какой звук обозначает буква, х или хь.

Педагог: Давайте с вами встанем и разомнемся.
4. Физминутка.

Хомка-хомка хомячок -------------- надуваем щеки как хомяк
Полосатенький бочок .
Хомка рано встает ------------- гладим себя по бокам потягиваемся
Щечки моет, глазки трет ------- действия согласно текста
Подметает Хомка хатку ------- имитация-подметаем
И выходит на зарядку. --------- шагают
Раз два три четыре пять ----------------- показываем – упражнения
Хомка сильным хочет стать ----------------- показывают силу
Все ребята по порядку -------------------- далее – зарядка
Сейчас сделают зарядку.

Педагог: Хома предлагает вам отправиться в его зеркальные комнаты. В каждой комнате своё эмоциональное настроение – Радость, Грусть, Удивление и злость. Попробуйте прочитать слоги по настроению со звуком х и хь. (Чтение слогов.)

5. Чтение слогов АХ, ОХ, УХ, ИХ, ХА, ХО, ХУ, ХИ.

6. Игровое упражнение «Звуковая мозайка». (Развитие фонематического слуха.)

Педагог: Хома посещает лесную школу, где ему приходится выполнять много заданий.

С некоторыми из них он никак не может справиться. Хома принёс с собой картинки и просит разложить их.

Педагог: Перед вами лежит полотно, на которое вы будете раскладывать картинке. По очереди берёте одну картинку и определяете, какой звук есть в названии этой картинке, твердый [х] или мягкий [хь]. Если в названии есть звук [х], то ее место на первой строчки синего цвета, если [хь] - на второй зелёного цвета. Затем определяете где она находиться, если в начале, то ей соответствует 1 столбик, в середине- второй, в конце- третий. Как разложите все картинке по своим местам, мы перевернем полотно и посмотрим правильно ли мы выполнили это задание или нет. У нас должна получиться картинка. Следите друг за другом, чтоб никто не допустил ошибки. Цель у нас одна, сделать всё правильно и получить смайлик.

Дети определяют, есть ли звуки [х], [хь] в названии картинок. Где они находятся: в начале, середине, конце слова. Расставляют картинки на наборном полотне.

Педагог: Картинки – хижина, петухи, муха.

7. Звуковой анализ слов Хома.

Педагог: Молодцы, ребята, вы помогли нашему гостю. Но почему же он загрустил? Он наверно хочет написать своё имя и сделать звуковую схему а у него не получается. Поможем Хомке?

Дети: Да.

III. Итог занятия..

1.Сюрприз от Хомки.

Педагог: Молодцы, помогли Хоме справиться с заданием.

Хома: Спасибо, ребята! Без вас я бы не справился и в благодарность хочу вам подарить подарок, раскраску, которую вы раскрасите  самостоятельно. А мне пора отправляться домой. До свиданья!

2. Подведение итогов.

Педагог: Скажите, кому мы сегодня помогали? И с какими звуками мы с вами сегодня познакомились? (Повторение характеристик звуков). Что удалось сегодня вам на занятии, а может что-то показалось трудным? (ответы детей)

Педагог: Если вам понравилось занятие, то поставьте печать рядом с весёлым смайликом, если не понравилось, то с грустным. А если вы не знаете, то с удивлённым.

Самоанализ открытого занятия по грамоте в подготовительной группе на тему: Буква Х. Звуки Х - Хь.

Занятие проводила с детьми подготовительной группы.

Дети легко идут на контакт с педагогом. Умеют слушать и слышать как педагога, так и друг друга.

Целью занятия являлось закрепления у воспитанников представление о звуках [Х] и [Х`], знакомство с буквой «Х».

Мною были поставлены следующие задачи.

Образовательные:

 -Познакомить с буквой «Х», усвоить зрительный образ буквы «Х»; -Научить детей выкладывать букву Х из репья;

-Отрабатывать навык определение места звука в слове (в начале, в середине, в конце слова);

-Закрепить умение воспитанников давать сравнительную характеристику звуков X, Хь;

-Закрепить умение детей дифференцировать звуки X, Хь в слогах и словах

. Развивающие:

-Развивать общую, мелкую и артикуляционную моторику; -Развивать мыслительную деятельность;

-Развивать фонематического слуха; ---Развивать умения выполнять фонетический анализу двухсложных слов (на примере слов со звуками [Х] и [Х`]);

-Развивать физиологическое и речевое дыхание, силу голоса; -Развивать эмоциональную сферу.

 Воспитывающие: 

-Воспитывать у детей позитивное отношения к данным занятиям;  

-Воспитывать взаимопомощь и взаимовыручку.

- Воспитывать отношение к родному языку как ценности, умение чувствовать красоту языка, стремление говорить красиво

Усложнение: упражнение «Составь предложение» для читающих детей. Детям предлагается составить из предложенных слов предложения и прочитать их

Развивающая среда:

цветные квадраты на каждого ребенка (зеленый, синий, красный, сигнальные кружки для обозначения звука, картинки со слогами, карандаши, звуковая мозайка, карточки с изображением эмоции, мягкая игрушка (Хомяк), запись голоса хомяка и его храпа, коробка, индивидуальные карточки с заданием, печать, раскраска.

Интеграция видов детской деятельности:

-речевое развитие ;

-физическое развитие;

-познавательное развитие.

Методы:

-словесные: проблемные  и стимулирующие вопросы к детям, помогающие ребенку найти ответ; беседа,  объяснение, художественное слово, рассказ педагога;

-наглядные: карточки со слогами и буквами, демонстрационное полотно,  иллюстрации;

-игровые:, дидактические игры для активизации словаря, словесные игры,  игровая мотивация ( игрушка хомяк).

-создание успеха: смайлики на шкафчики, раскраски в подарок.

Формы организации занятия:

-групповые;

-индивидуальные.

Формы организации детской деятельности:

-игровая;

-коммуникативная;

-двигательная;

-познавательная;

Использования современных технологий:

-игровые;

-проблемные ситуация;

-познавательная деятельность.

Формы организации совместной деятельности педагога с детьми на принципах партнерского взаимодействия:

-взрослый – партнер, рядом с детьми (вместе);

-свободное размещение, перемещение детей;

-общение детей в процессе деятельности.

Мотивационный этап. 

 Мотивация детей на занятие  включала в себя  создание положительного эмоционального  настроя  дошкольников через динамическую  игру-разминку  в начале занятия, «Приветствие» в стихотворной форме» был направлен на развитие коммуникативных качеств, установлению дружеских взаимоотношений как внутри детского коллектива, так между гостями и детьми.

активизацию дошкольников через игровой прием ( разбудить игрушку-хомяка) На занятии использовалась звукозапись, голос хомяка, которая усиливала эмоциональное восприятие.   Организационная деятельность, подготовка к занятию осуществлялась в соответствии с конспектом. Конспект составлен самостоятельно, в соответствии с задачами, соответствующими данному возрасту детей и комлексно-тематическому планированию Для реализации каждой задачи были подобраны приемы, в интересной и занимательной форме. По своей структуре занятие состоит из трёх частей.

Структура занятия  

- Водная часть: (организация детей) – 5 минуты

- Основная часть: (практическая деятельность) - 20 минут

- Заключительная часть (подведение итогов) 5 минуты

      Данная  структура вполне оправдана, так как каждая часть  занятия направлена на решение определенных педагогических задач и предполагает выбор адекватных методов и приемов.

Водная часть занятия предполагала  организацию детей: переключение внимания на предстоящую деятельность, стимуляцию интереса к ней, создание эмоционального настроя, установку на предстоящую деятельность, объяснение. Это было  сделано с помощью  игрушки – хомяка, игрового динамического  упражнения «Приветствие» Данное упражнение было направлено на развитие коммуникативных качеств, установлению дружеских взаимоотношений как внутри детского коллектива, так между воспитателем  и детьми.

Занятие динамичное,  включает приемы, которые предусматривают быструю смену деятельности, которая позволила избежать утомляемости детей.

         Основная часть занятия- 

Все моменты занятия логичны и последовательны, подчинены одной теме. В занятие были интегрированы моменты из образовательных областей:

Речевое развитие (развивала артикуляционную моторику, физиологическое и речевое дыхание, силу голоса)

Познавательное развитие: (повторили все признаки весны)

 Социально-коммуникативное ( дети участвовали в общей беседе, слушали не перебивая своего сверстник, самостоятельно выражали доброжелательность и помощь соседу.

Физическое развитие ( развивала двигательное воображение и координацию движений).

Использование говорящей игрушки «Хомяк», помогло в интересной игровой форме реализовать основную обучающую задачу - умение воспитанников давать сравнительную характеристику звуков X, Хь и умение дифференцировать звуки X, Хь в слогах и словах, закреплять умение интонационно выделять звуки в слове, определять их последовательность, давать им характеристику; определять количество и последовательность слов в предложении и составлять предложения с заданным количеством слов ( для читающих детей), знать названия букв, читать слоги. Моя роль сводилась к стимулированию речемыслительной деятельности детей, формированию у них умений анализировать слово, определять  место звука в слове, выделять ударные и безударные гласные звуки, вызову у детей желания к чтению.Это помогло добиться оптимального результата.

В каждом моменте занятия я старалась услышать развернутые ответы детей, помогала активизировать самостоятельность и поддерживать положительный эмоциональный настрой.

Создание проблемной ситуации активизировало мыслительную и речевую деятельность детей,

Специфика работы с детьми на занятии отражалась в личностно-ориентированном подходе. Робких детей подбадривала, хвалила, чтобы закрепить у них ситуацию успеха.

Во время занятия старалась общаться с детьми на одном уровне, старалась поддерживать у детей интерес к занятию на протяжении всего времени.

 В заключительной части занятия подводился итог  деятельности, используя метод анализа успешности выполнения заданий.

            Длительность занятия соответствует гигиеническим нормам для детей данного возраста – 30 минут. Воздушный, тепловой, санитарный режим были соблюдены.

 В этой части занятия я продумала метод рефлексии с помощью игрушечного хомяка , который помог дошкольникам лучше запомнить речевой материал. Итог занятия был организован в виде поощрения. Каждый ребенок получил раскраску.

Я считаю, что мне удалось добиться поставленных задач. Образовательная деятельность получилась насыщенной, интересной. Логичность построения различных видов деятельности, позволило провести ее, не выходя за рамки времени – 30 минут. В дальнейшем следует продолжить  применять игровые приемы и проблемные ситуации, которые стимулируют и поддерживают  интерес ребенка  к самостоятельной и практической деятельности на протяжении всего занятия.

.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по речевому развитию - обучение грамоте на тему: Буква Х. Звуки Х – Хь. Чтение слогов, слов.

Занятие ориентировано для детей подготовительной группы. Тема: Буква Х. Звуки Х – Хь.Цель: формировать правильное произношение звуков  [х], [х′]  в слогах, словах, фразах, отличать...

Методическая разработка. Конспект по обучению грамоте.Занимательная азбука. «Знакомство со звуком и буквой К»

Цели: Цель: познакомить со звуком и буквой К и научить детей правильно произносить детей звук К.Задачи:·         познакомить со звуком и буквой К·...

Конспект НОД по подготовке к обучению грамоте на тему "Буква Т, звуки Т и ТЬ".

Данный материал поможет вам провести занятие по подготовке к обучению грамоте в интересной форме. Занятие понравится и детям....

Конспект по обучению грамоте. Знакомство с Буквой (О) и и звуком (О).

Конспект по обучению грамоте, подготовительная группа....

Занятие по обучению грамоте «Гласная двузначная буква «Ю» звуки «й,у» (подготовительная группа)

Занятие по обучению грамоте «Гласная двузначная буква «Ю»звуки «й,у»(подготовительная группа)...

конспект открытого занятия в подготовительной группе по обучению грамоте "знакомство с буквой и звуком Б."

в конспекте представлены задания, упражнения и игры по знакомству с буквой Б....