Конспект образовательной деятельности по обучению грамоте на тему: "Буква и звук Л"
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа) на тему

Конспект ОД по обучению грамоте "Буква и звук Л"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otkrytoe_zanyatie_po_obucheniyu_grammote_bukva_l.docx29.4 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

детский сад общеразвивающего вида «Солнышко» с. Тербуны

Тербунского муниципального района Липецкой области

        Подготовила и провела:

                                                                           Зуева Татьяна Витальевна

с. Тербуны, 2018 год

Цель: Знакомство с буквой  и звуком [Л].

Задачи:

Образовательные:

  • Знакомство со звуком [Л], как согласным звуком.
  • Уточнить артикуляцию звука [Л];
  • Учить  детей читать слоги,  выделять заданный звук в начале, в середине и в конце слова;
  • Повторить ранее изученные буквы.

Развивающие:

  • Развивать речевую моторику, фонематическое восприятие.

Воспитательные: 

  • Воспитать интерес к занятию через использование занимательных упражнений.

Приоритетная образовательная область:  речевое развитие.

Планируемые результаты: дети познакомятся с буквой и звуком [Л].

Целевые ориентиры: ребёнок может выделять звуки в словах, у детей складываются предпосылки грамотности.

Материалы и оборудование:

       для воспитателя: ноутбук, интерактивная доска, столы, стулья

       для детей: карточки, карандаши, ручки

Ход занятия

Введение в образовательную ситуацию (ритуал-приветствие)

Дружно за руки возьмемся

И друг другу улыбнемся

Мы пожмем друг другу руки

Побежит тепло по кругу.

Вместе будем очень дружно

На вопросы отвечать.

Все хотим мы заниматься,

Все хотим мы много знать.

Ребята, к нам в гости пришёл герой, а чтобы узнать, кто это, послушайте про него рассказ

Дети слушают текст.

- Однажды на Луне родился необычный малыш. Родился  и прилетел на Землю. Этот малыш пока многого не знает. Мы буем путешествовать вместе с ним и помогать ему, узнавать все новое.

Кто же это? (Лунтик)

Актуализация знаний детей

Ребята, Лунтик нашел вот такие льдинки-снежинки. И не может понять, что на них изображено. Что это? Буквы.

- Какая еще есть сестренка у буквы? Звук.

- Чем буква отличается от звука?

Букву – видим и пишем, а звук – слышим и говорим .

- Какие бывают звуки?

-Гласные и согласные

- Разбейте буквы, изображенные на снежинках на 2 группы. Назовите буквы  и дайте им характеристику.

а – гласный,

у – гласный,

м – согласный, звонкий,

о – гласный,

н – согласный

Совместное открытие нового

- Скажите, с какого звука начинается имя нашего сказочного героя? Со звука Л.

 -  С каким звуком и буквой мы сегодня познакомимся на занятии? Со звуком и буквой Л, л.

Итак, сегодня мы с вами знакомимся с новым звуком [Л].

- Посмотрите на картинки, что на них изображено (лук, лиса)

- Какой первый звук в этих словах?

- Чем похож? Чем отличается?

Артикуляция звука [л] (положение губ, зубов, языка, прохождение воздуха, голос)

-Посмотрите, как я её произношу:

— губки слегка в улыбке;

— зубки сближены;

— узкий кончик языка поднят за верхние зубки к бугорочкам;

— горлышко «работает.  

А теперь вы попробуйте произнести.

-Можем мы её пропеть? (Нет).

- Значит, какой это звук? (согласный) 

- Расскажите Лунтику о звуке [л].

Вывод: воздух задерживается – согласный, произносится голосом – звонкий, может быть твердым и мягким.

Совместное выполнение действий

Лунтик  хочет поиграть с нами в игру «Угадай, звук [Л] ». Я буду называть слова, а вы должны угадать,  есть в них звук [л] или нет и где находится. (если есть звук [л]   дети хлопают в ладоши)

 Лошадь, лев, сом, лак, лыжи, ложка, рама, стул.

- Ребята, посмотрите, что изображено на снежинке? Буква

- Ребята, это буква Л.

- Скажите, на что она  похожа?

- Из каких элементов  состоит печатная буква Л? Из  двух палочек.

 

Алфавит продолжит наш

Буква Л – лесной шалаш.

                             В. Степанов

Физминутка

Лебеди

Лебеди летят, крыльями машут.

Прогнулись над водой,

Качают головой.

Прямо и гордо умеют держаться,

Очень бесшумно на воду садятся.

Сели посидели,

Снова полетели.

 Буквой Л, расставим ноги

Словно в пляске - руки в боки

Наклонились влево, вправо

 Влево - вправо, влево - вправо.

 Получается на славу.

Молодцы!

Включение нового знания в систему знаний (самостоятельная работа)

- Посмотрите, Лунтик нам ещё что- то принёс? Листы бумаги.

На этих листах задание для вас.

Раскрасьте букву Л и найдите ее среди других букв. Попробуйте написать букву Л.

 

Лунтик  приготовил загадки для нас.

Загадки «Доскажи словечко»:

1.На скамейке у ворот

Лена горько слезы… (льет)

2.Серый волк в густом лесу

Встретил рыжую… (лису).

3.У себя в саду Андрейка

Поливал цветы из… (лейки).        

4.Заставил плакать всех вокруг

Хоть он и не драчун, а… (лук).

Ла-ла-ла  — над цветком жужжит ПЧЕЛА.

Лу-лу-лу  — не могу найти ПИЛУ

Ол-ол-ол- вратарю забили ГОЛ.

Лы-лы-лы-  стали туфли мне МАЛЫ

А еще он принес листочки с картинками. Надо соединить только те картинки с буквой Л, которые начинаются на эту букву.

Соединяют картинки с буквой.

 Лунтик просит прочитать слоги с буквой Л

Молодцы, ребята. Вы хорошо справились с заданием. Нашему герою пора возвращаться к своим друзьям. Он благодарит вас за то, что вы помогли ему узнать ещё одну букву.

Совместное подведение итогов, анализ деятельности, рефлексия

- С каким звуком и буквой мы сегодня познакомились? Со звуком [л] и буквой Л.

- Какая это буква? Она согласная и звонкая.

- На что она похожа? 

- Вам понравилось путешествовать с Лунтиком?

Посмотрите, как ярко светит солнышко. Посмотрите на солнышки и скажите, какое сейчас у вас настроение? ( возьмите себе солнышко)


                     



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект образовательной деятельности по обучению грамоте "Путешествие в страну гласных звуков и букв" для детей старшего дошкольного возраста.

Итоговое занятие на закрепление артикуляторных и акустических особенностей гласных звуков и букв, обозначающих эти звуки....

Конспект образовательной деятельности по обучению грамоте в подготовительной группе «Гласный звук Ю, буква Ю, ю»

[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"17151349","attributes":{"alt":"","class":"media-image","height":"360","width":"480"}}]]...