Мастер-класс «Звуковой анализ слова»
презентация к уроку по логопедии (старшая группа) на тему

Абдураимова Наталья Викторовна

Конспект

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл master-klass_dlya_roditel.docx96.31 КБ

Предварительный просмотр:

Филиал №3 МАДОУ «Верхнекетский детский сад»      Верхнекетского района Томской области

                           

                         Мастер-класс

            для родителей воспитанников в старшей логопедической группе

                   «Звуковой анализ слова»

C:\Documents and Settings\Наталья\Рабочий стол\карт\cd63d2279c6c326df5ce79e1cd4602b8 (1).jpg

                                                     

                                         

                                                                                         Автор:

                                                                                         Учитель-логопед        

                                                                                         Абдураимова Н.В.

                                     

                                                  Белый Яр-2016                                                                    

 

Звуки бывают ГЛАСНЫМИ И СОГЛАСНЫМИ:

Гласные звуки мы можем пропеть. Этим звукам ничего не мешает -

ни зубы, ни губы, ни язык. Они легко выходят изо рта. Всего 6 гласных

звуков: А О И У Ы Э

Для того, чтобы определить какой звук- гласный или согласный-

нужно сравнивать звуки по их произношению.

Произнесению согласных звуков мешают губы, зубы или язык.

(например, при произнесении звука «М»- мешают губы, звуков «С», «З»-

мешают зубы)

ЕСТЬ некоторые согласные, которые мы как и гласные, можем

пропеть- например, звуки: «РРРРРР», «МММММ», «ЗЗЗЗЗ»- но следует

помнить, что при их произнесении встречаются преграды. («р»-язык, «м»-

губы, «з»-язык).Согласные звуки в свою очередь бывают твердыми и мягкими.

Чтобы определить твердость- мягкость предлагаем детям обратить внимание

на губы:

При произнесении мягкого согласного – губы слегка улыбаются

(произнесите слова «кино», «пальто»), а при произнесении согласного звука

мы «как будто сердимся»(«кот», «палка»).

НЕОБХОДИМО ПОМНИТЬ, ЧТО:

 ЗВУКИ «Ч», «Щ», «й» – ВСЕГДА МЯГКИЕ

 ЗВУКИ «Ж», «Ш», «Ц» – ВСЕГДА ТВЕРДЫЕ.

 Твердые и мягкие звуки могут быть звонкими и глухими. Чтобы это

проверить предлагаем ребенку ладонь положить на шею, и послушать- спит

ли наше горлышко, или громко песенки поет(чувствуем вибрацию голосовых

связок). (для сравнения приложите ладонь к горлышку и произнесите слова:

«СЕНО», «ЗОНТ» произнося звук «с»- ничего не чувствуем, произнося звук

«з»- горлышко вибрирует).

Для примера, рассмотрим звуковой анализ

слова КНИГА.

Количество клеточек схемы этого слова соответствует количеству

звуков в слове.

1. мы должны определить последовательность звуков в слове,

интонационно выделить их, и назвать изолированно.(«К» «НЬ»

«И» «Г» «А»), одновременно вести указкой под схемой.

2. Охарактеризовать звуки – гласный или согласный- твердый или

мягкий, обозначить фишками – гласный – красный квадратик,

согласный твердый – синий квадратик, согласный мягкий –

зеленый.3. произнести слово с ударением (книиига) и обозначить ударный

гласный черной фишкой.

В работе это выглядит так:

Книга - .К» «НЬ» «И» «Г» «А»

1ый звук «К» - твердый согласный, обозначается синей фишкой.

2ой звук «НЬ» - мягкий согласный, обозначается зеленой фишкой

3ий звук «И» - гласный, обозначается красной фишкой

4ый звук «Г» - твердый согласный, обозначается синей фишкой

5ый звук «А» - гласный, обозначается красной фишкой.

«Книиига» – ударный гласный звук «И»- ставим черную фишку.

Вопросы и задания:

1.Какие гласные в слове книга?(«и», «а»)

2.Какой ударный звук? («и»)

3.Произнеси слово с ударением («книиига»)

4.Какой мягкий согласный? («нь»)

5.Какой 2ой твердый согласный? («г»)

6.Какой первый согласный звук? («к»

ИГРЫ СО СЛОВАМИ (с детьми дошкольного возраста)

Игры со словами развивают интеллект. В таких играх ребѐнок проявляет сообразительность и

внимание, увеличивает словарный запас и учится оперировать словами и правильно употреблять их.

Игр со словами очень много, и всегда есть возможность перестраивать их и изобретать новые. Вот

примеры простых игр.

Игра «Кто больше назовѐт предметов…» (мебели, посуды, одежды и т. д.).

Игра «Кто больше назовѐт слов на букву…» («Б», «К», «С» и т. д.).

Игра «Подбери похожее слово, подходящее по рифме». Сначала нужно объяснить ребѐнку, что такое

рифма, как складываются (рифмуются) слова в стихотворении. А потом можно поиграть в слова по типу

«пышка – мышка», «Маша – Даша», «кошка – ложка» и т. д.

Игра «Создай слово, заменив одну букву». Например, «пол – кол – вол –вот – кот» и т. д.

Игра «Найди в слове новое слово». Например, в слове «парашют» есть слово «пар», «самолѐт» -

«сам», «собака» - «бак» и т. д.

На первых порах стоит работать вместе, проговаривая слова, незаметно помогая ребѐнку их вспомнить.

Через несколько занятий ребѐнок полностью освоит игру в слова и будет сам просить поиграть с ним.

Для развития памяти и сообразительности полезно поиграть в игру «Закончи фразу». Взрослый читает

стихотворение из тех книг, которые раньше читал ребѐнку, но фразу не заканчивает.

Игра «Закончи фразу». В этой игре можно использовать русские народные песенки:

Ай, ду - ду, ду – ду, ду – ду!

Сидит ворон на …(дубу).

Жили у бабуси

Два весѐлых …(гуся).

Тили – бом, тили – бом,

Загорелся Кошкин …(дом).

Если ребѐнок знаком с произведениями русских поэтов, можно использовать их стихи:

Зима недаром злится,

Прошла еѐ пора –

Весна в окно стучится

И гонит со… (двора).

 Ф. И. Тютчев

У лукоморья дуб зелѐный

Златая цепь на дубе том:

И днѐм и ночью …(кот учѐный)

Всѐ ходит по цепи …(кругом).

 А. С. Пушкин

Крошка сын к отцу пришѐл,

И спросила кроха:

«Что такое хорошо

И что такое …(плохо)?

 В. В. Маяковский

Для этой игры нужно выбирать любимые стишки ребѐнка. Это могут быть стихотворения С. Маршака, А.

Барто, Е. Благининой, С. Михалкова, К. Чуковского. Их стихи хорошо рифмуются и быстро

запоминаются детьми.

Любимая и увлекательная игра многих детей – «Найди ошибку». Если в известном стихотворении

заменить слово автора другим, подходящим к рифме, ребѐнка очень веселит «ошибка». В этом случае

он поправляет взрослого, отгадывая нужное слово.

Игра «Найди ошибку»Мишка плачет и ревѐт:

Просит пчѐл, чтоб дали «лѐд» (мѐд).

Между гор издалека

Течѐт бурная «щека» (река).

Прилетел из леса «лук» (жук)

И залез под толстый сук.

Игра «Составь предложение». Взрослый и ребѐнок называют по одному слову, например «кот» и

«шкаф». Затем взрослый просит составить предложение с использованием этих слов, например: «Кот

запрыгнул на шкаф».

Игра «Назови предметы одного цвета (размера, формы и т. д.)». В эту игру может играть несколько

человек. В этом случае выигрывает тот, кто назвал последний предмет. Например, назвать все

предметы, имеющие зелѐный цвет: огурец, листья, деревья, лягушка и т. д.

Игра «Составь предложение из слов на одну букву». Например, на букву «К»- Коля копал клад.

Игра «Если бы я был…» волшебником, взрослым, марсианином, невидимкой. Входя в конкретный

образ, ребѐнок должен составит рассказ. Если он затрудняется, стоит задавать ему наводящие

вопросы: что он будет делать, где будет жить, какое самое большое желание осуществит и т. д.

                               


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер-класс для воспитателей по звуковому анализу слова "В интересном мире звуков".

Презентация содержит теоретический и практический  материал по звуковому анализу. слова.Игры могут быть использованы для работы с детьми как воспитателями, так и логопедами....

Конспект Мастер класса для родителей детей подготовительной к школе группы с общим недоразвитием речи по теме: «ЧТО ТАКОЕ ЗВУКОВОЙ АНАЛИЗ СЛОВА?»

Образовательная область: «Познание».Интеграция образовательных областей: «Коммуникация», «Социализация».Цель: Способствовать формированию заинтересованности родителей в совместной коррекционной р...

Мастер-класс для родителей «ЧТО ТАКОЕ ЗВУКОВОЙ АНАЛИЗ СЛОВА?»

Цель:Успешное  формирование у детей навыков выполнения звукового анализа.Задачи:Способствовать формированию необходимых знаний о выполнении звукового анализа, приёмах работы в семье.Создать услов...

Мастер класс для родителей «Как обучаю детей звуковому анализу слов»

Исходя из педагогической практики заметно. что дети испытывают большие трудности при выполнении звукового анализа. Родители не могут оказать нужную помощь ребенку в данном виде деятельности. Что бы ре...

Мастер-класс для родителей "Обучение звуковому анализу слова"

У детей с нарушениями речи в силу объективных причин к 6 годам оказывается несформированным осознанное отношение к звуковой стороне языка. Поэтому  коррекционная работа по перемещению вниман...

Мастер-класс для родителей детей старшей логопедической группы по теме «Звуковой анализ слова»

Звуки бывают ГЛАСНЫМИ И СОГЛАСНЫМИ:Гласные звуки мы можем пропеть. Этим звукам ничего не мешает -ни зубы, ни губы, ни язык. Они легко выходят изо рта. Всего 6 гласныхзвуков: А О И У Ы ЭДля того, чтобы...

Мастер класса для родителей детей по теме:"Что такое звуковой анализ слова"

Мастер класс для  родителей по подготовке к обучению грамоте. В доступной форме родители знакомятся  со звуковым анализом слова. Таким образом идет вовлечение родителей к закреплению получен...