Главные вкладки

    План-конспект занятия по логопедии (старшая группа) на тему:
    Конспект НОД в старшей группе компенсирующей направленности для детей с тяжёлыми нарушениями речи "Звуки [т] - [д]. Дифференциация".

    Михайловская Елена Олеговна

    Данный материал поможет дифференцировать у детей звуки [т] - [д] изолированно,в слогах, словах, проводить сравнительный анализ звуков с помощью плана-схемы,  составлять предложения по нескольким предметным картинкам,  употреблять в речи относительные прилагательные, совершенствовать  навыки составления рассказа по сюжетной картинке. 

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл konspekt_logopedicheskogo_zanyatiya.docx17.19 КБ

    Предварительный просмотр:

    Конспект НОД

    (старшая группа компенсирующей направленности

    для детей с тяжёлыми нарушениями речи)

    Звуки [т] - [д]. Дифференциация.

    Цели:

    Коррекционно-образовательные: дифференцировать звуки [т] и [д] изолированно, в слогах, в словах, учить проводить сравнительный анализ звуков с помощью плана-схемы, учить составлять предложения по нескольким предметным картинкам, учить употреблять в речи относительные прилагательные, совершенствование навыков составления рассказа по сюжетной картинке.

    Коррекционно-развивающие: развитие зрительного восприятия, развитие артикуляционной, общей и мелкой моторики, развитие фонематического слуха.

    Коррекционно-воспитательные: воспитывать желание говорить четко и правильно, воспитывать внимательность и наблюдательность.

    Оборудование:  2 игрушки медвежат, письмо-пазл (изображение медвежьей семьи), схемы анализа артикуляции и характеристики звуков, колокольчики, предметные картинки со звуками [т] и [д], 2 мольберта, наборное полотно, карточки-картинки, карандаши, грузовая машина, мешочки с крупой, опорные картинки для составления предложений, сюжетные картинки листочки с гусеницами /жучками/ на ниточке, музыкальный центр с музыкой леса весной.

    Ход занятия

    1. Оргмомент.

    Логопед обращает внимание детей на появившийся конверт. (В конверте картинка-пазл с изображением медвежьей семьи)

    Посмотрите, что случилось -
    Вся картинка развалилась,
    Ты на место все поставь,
    Все в лесу сейчас поправь.

    (Дети собирают картинку из частей)

    Логопед. Что же у нас получилось? Кто это?

    Дети. Медведи, медвежья семья.

    Логопед выставляет игрушки медвежат: девочка и мальчик.

    Логопед. Пришла весна. Медвежата проснулись и пришли к нам в гости.

     Это - Толя, а это - Даша, они хотят у вас научиться тому, что вы уже знаете и умеете.

    2. Основная часть.

    Развитие  мимики.

    Логопед. Ребята, вы рады медвежатам? Покажите, как вы улыбаетесь, а медвежата хотят посмотреть, как вы удивились, когда их увидели? Покажите, как вы сердитесь? А как плачете? (Дети показывают).

    Логопед. А теперь вновь улыбнитесь и покажите, как вы рады встрече с медвежатами.

     Развитие артикуляционной моторики.

    Логопед. Прежде, чем идти вперед, каждый пусть в наш лес зайдет.

    Будем мышцы упражнять,
    Расслаблять и напрягать.
    Ну, скажите, кто готов?

    Зубы.

    Чтобы лес не разоряли,
    Чтобы лес все охраняли,
    Обнесем его забором,
    Зубками стучим мы хором. (
    Дети выполняют «Заборчик»)

    Язык.

    Что за стук? Тук-тук-тук.
    Это дятел все стучит,
    Никогда не замолчит (
    Дети выполняют «Дятел»)

    Воздушная струя. 

    Логопед. Всех мы вредных насекомых сдуем с листиков зеленых (сдувание с листочков гусениц /жучков/)

     

    Дифференциация звуков.

    Логопед. Кто сегодня к нам в гости пришел? Как их зовут?

    Дети. Толя и Даша.

    Логопед. Назовите звуки, с которых начинаются имена наших медвежат?

    Дети.  [Т] ,  [Д].

    Логопед. Вот с этими звуками мы сегодня и поиграем.

    Чтобы звуки нам поймать

    Нужно все про них сказать.

    Дети характеризуют артикуляцию звука [Т] с помощь схемы.

    Губы: в виде улыбки.

    Зубы: сближены, но не сомкнуты; между зубами небольшая щель.

    Язык: кончик упирается в верхние зубы, спинка опущена.

    Голосовые складки: не работают (не напряжены).

    Воздушная струя: короткая, прохладная.

    Дети характеризуют артикуляцию звука [Д] с помощь схемы.

    Губы: в виде улыбки.

    Зубы: сближены, но не сомкнуты; между зубами небольшая щель.

    Язык: кончик упирается в верхние зубы, спинка опущена.

    Голосовые складки: работают (напряжены).

    Воздушная струя: короткая, теплая.

    Логопед. Чем похожи эти звуки?

    Дети. Губы, зубы и язычок расположены одинаково.

    Логопед. В чем отличие звуков?

    Дети. При произношении звука [т] голосовые связки не работают (голос не дрожит), а при произношении звука [д] голос дрожит.

     Развитие фонематического слуха.

    Логопед. Колокольчиком звоните, если звонкий звук услышите.

    Ну, а если звук глухой, то молчите, раз он такой. (Дети звонят колокольчиками, когда услышат [д].

    (Т, Д, Т, Д, Т; да, та, до, ды, ты, ту, да, то; помада, лопата, котлета, дом, туфли, двор, дочка, тачка)

     Дифференциация звуков.

    Логопед. Ребята, посмотрите, наши медвежата о чем-то спорят. Что случилось? Наши друзья медвежата никак не могут между собой поделить картинки. Давайте мы с вами поможем им. Картинки, в названии которых есть звук [д] отдаем Даше, картинки со звуком [т] - Толе. (Дети раскладывают картинки).

    Логопед. Медвежата просят вас красиво разговаривать, все звуки проговаривать. Расскажем нашим медвежатам чистоговорку.  На звонкий звук [д], мы будем хлопать в ладоши, ну а на глухой [т] - по бедрышкам. (Дети выполняют задание).

    Та-та-та - горячая плита,
    Да - да - да - в баке вода,
    Ту - ту- ту - я улицу мету,
    Ду - ду - ду - я домой иду.
    Ты - ты - ты - зеленые кусты,
    Ды- ды - ды - я налил воды.

     Массаж рук.

    Логопед.  Взяли в руки карандаши,
    Будем делать мы массаж.
    Сверху-вниз, сверху-вниз,
    Ты катись, катись, катись.
    Про ладошки не забудем,
    Массажировать их будем.

    (Дети выполняют массаж ладоней от конца пальчиков через всю ладонь)

     Развитие графо-моторных навыков.

    Логопед. По дорожкам мы пойдем и друзей себе найдем. Побежим по дорожкам и кого же из друзей наших медвежат мы встретим? (Под спокойную музыку дети проводят карандашом по дорожкам)

    - Кого же из друзей наших медвежат на дорожках вы встретили? (Ответы детей).

     Физкультминутка.

    (Дети выполняют движения,  соответствующие тесту)

    Медвежата зарядкой занимаются,  друг с другом обнимаются.

    Лапки вверх поднимаются, лапки вниз опускаются.

    В стороны потом разводят и на месте вместе ходят.

    Топают ногами, крутят головой, крепко обнимаются и идут домой.

     Пальчиковая гимнастика.

    Логопед. Ребята, медвежата приготовили для вас сюрприз. Хотите узнать? (въезжает машина с мешочками)

    Логопед. Что привез нам грузовик? Как вы думаете, что в мешочках? Прежде, чем узнать, что там лежит, мы с вами сделаем гимнастику для наших пальчиков. Покажем медвежатам, как мы развиваем наши пальчики, и узнаем, кто дружит с нашими медвежатами. (Дети выполняют задание логопеда.)

    Это зайчонок,                (Дети поочередно сгибают пальчики в кулачок,
    Это бельчонок,              
    начиная с мизинчика обеими руками.)
    Это лисенок,
    Это волчок,
    А это спешит,                  (
    Вращают большими пальчиками обеих рук.)
    Ковыляет спросонок
    Бурый, мохнатый,           (
    Сначала в одну сторону, потом в другую.)
    Смешной медвежонок.

    Развитие грамматического строя речи

    Логопед. Возьмите из кузова машины по одному мешочку. Как вы думаете, что же лежит в ваших мешочках? Скажи, что же лежит в твоем мешочке? (Индивидуальные ответы детей. Дети определяют, какая крупа лежит у них в мешочке. Если затрудняются сказать, то необходимо предложить развязать мешочек и посмотреть, какая крупа там находится.)

    Логопед. Медвежата очень любят разные вкусные каши, но не знают, как эти каши называются. Помогите им.

    Дети. Из манки - получается манная каша.

              Из пшена - пшенная каша.

              Из гречи - гречневая каша.

              Из риса - рисовая каша.

              Из гороха - гороховая каша.

              Из фасоли - фасолевая каша.

    Совершенствование  связной речи

    Логопед. Вы любите каши? Кто вам их готовит? (Ответы детей.)

    Логопед. Медвежата  приготовили интересные иллюстрации. Вы их рассмотрите и расскажите, что на них изображено? (Дети составляют предложения и рассказы по картинкам.)

    3.  Итог.

    Логопед. Наши медвежата очень рады тому, что вы уже умеете и знаете и желают вам:

                   Говорить всегда красиво, смело и неторопливо,

                   Вспоминайте обязательно, что учили на занятии.

    Логопед. Какие звуки мы сегодня сравнивали? Чем отличаются эти звуки?

    Из чего варили каши? (Дети отвечают на вопросы логопеда.)



    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Календарное планирование подгрупповых занятий в старшей группе компенсирующей направленности для детей с тяжёлыми нарушениями речи.

    Календарное планирование подгрупповых занятий в старшей группе компенсирующей направленности для детей с тяжёлыми нарушениями речи составлено по "Программе коррекционно-развивающей работы в логопедиче...

    Конспект фронтального занятия в старшей группе компенсирующей направленности для детей с тяжёлыми нарушениями речи по теме: "Формирование представления о звуках речи. Слово"

    В конспекте даётся понятие о звуках речи, словах, упражнения на дифференциацию понятий "звук" - "слово".  Дети знакомятся с органами артикуляционного аппарата;  проводится работа по формиров...

    Конспект фронтального занятия в старшей группе компенсирующей направленности для детей с тяжёлыми нарушениями речи по теме: "Звуки А, О, У, И, Э"

    Цель занятия: закрепление понятия «гласный звук», навыка чёткого произношения гласных звуков [А], [У], [И], [О], [Э]; произвести слухо – произносительную дифференциацию гласных звуков; продолжить обуч...

    Конспект фронтального занятия в старшей группе компенсирующей направленности для детей с тяжёлыми нарушениями речи по теме: "Домашние животные"

    На занятии происходит закрепление представлений детей о домашних животных, их внешнем виде, образе жизни, повадках; уточнение, расширение и активизация словаря по теме «Домашние животные»; совершенств...

    Конспект непосредственно образовательной деятельности по познавательно-речевому развитию в старшей группе компенсирующей направленности для детей с тяжёлыми нарушениями речи № 4 МБДОУ города Иркутска детского сада комбинированного вида №75 Тема: «Мир те

    Конспект непосредственно образовательной деятельности по познавательно-речевому развитию в старшей группе компенсирующей направленности для детей с тяжёлыми нарушениями речи  № 4 МБДОУ города Ирк...

    Конспект занятия по формированию лексико-грамматических средств языка и развитию связной речи в старшей группе компенсирующей направленности для детей с тяжёлыми нарушениями речи. Тема: «Перелетные птицы»

    Цель: познакомить детей с перелетными птицами.Задачи: уяснить строение птиц, внешние признаки; уточнить понятия «перелетные», «водоплавающие»; образовывать существительные с  уменьшительно - ласк...