Паспорт детского проекта "Вессёлый язычок"
проект по логопедии на тему

Терентьева Ольга Фёдоровна

Чтобы все нас понимали, что говорим мы разбирали,

есть один у нас совет: арт. гимнастике – привет!

Мы гимнастику начнём, ротик быстро разовьём,

язычок мы укрепим и тогда заговорим

очень чисто, очень внятно, чтобы всем было понятно!

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pasport_detskogo_proekta.docx241.21 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 5»

дошкольные группы

г. Югорска

«Весёлый язычок»

Составитель:

Терентьева О.Ф., учитель-логопед

первой квалификационной категории,

МБДОУ «СОШ» № 5 г.Югорска

Югорск

2016

Краткая аннотация проекта

Чтобы все нас понимали, что говорим мы разбирали,

есть один у нас совет: арт. гимнастике – привет!

Мы гимнастику начнём, ротик быстро разовьём,

язычок мы укрепим и тогда заговорим

очень чисто, очень внятно, чтобы всем было понятно!

Воспитание правильного звукопроизношения у детей дошкольного возраста - задача общественной значимости. Существует много средств устранения недостатков речи (игры, упражнения и другие). Одним из них является артикуляционная гимнастика. Знакомство детей с артикуляционной гимнастикой происходит с ранних лет. Благодаря артикуляционной гимнастике и упражнениям по развитию речевого слуха некоторые дети сами могут научиться говорить чисто и правильно, без помощи логопеда.

Артикуляционная гимнастика интересна своей яркой, доступной для детей формой. Дети с интересом пытаются подрожать педагогу, повторить его действие. Выполняя вместе с педагогом артикуляционные упражнения, у детей обогащается словарный запас, развивается воображение, эмоции, упражняются органы артикуляции.

Совместная работа учителя-логопеда и родителей помогает подготовить артикуляционный аппарат ребёнка к правильному произношению тех звуков, которые он плохо говорит, позволяет достичь наилучших результатов в речевом развитии ребёнка.

Паспорт проекта

Полное название проекта

Проект по развитию артикуляционной моторики  «Веселый язычок»

Автор проекта

Учитель-логопед: Терентьева Ольга Фёдоровна.

Тип проекта по продолжительности выполнения

Долгосрочный, с октября 2015 по май 2016 года

Тип проекта по характеру деятельности

практико-ориентированный

Участники проекта

Дети, родители, воспитатели, учитель-логопед

Проблема

Сегодня перед учителем-логопедом в условиях дошкольного логопедического пункта, когда в минимальные сроки коррекционной работы, мы решаем максимальное количество задач при одновременно усложняющемся уровне нарушений речи, необходимо найти формы работы направленные на профилактику и коррекцию речевых и личностных нарушений.

Гипотеза

процесс формирования правильного звукопроизношения через развитие артикуляционной моторики будет проходить более успешно если:

- систематически реализовывать комплекс артикуляционной гимнастики, направленный на развитие речевой моторики включающий введение индивидуальных занятий и обеспечение развития артикуляционной моторики дошкольников на всех этапах образовательного процесса в дошкольном учреждении;

- сформировать убежденность всех субъектов образовательно-воспитательного процесса в необходимости использовать комплекс артикуляционной гимнастики по развитию речевой моторики.

Цель

- Для детей:

Организация и создание условий для профилактической работы учителя с детьми

- Для педагогов:

Создание условий для предупреждения и коррекции нарушений звукопроизношения у детей, через применение артикуляционной гимнастики.

-Для родителей:

Повышение интереса родителей к проблеме развития речи своих детей;

Использование артикуляционной гимнастики в процессе на прогулке, в повседневной жизни ребенка;

Задачи:

- Для детей:

Образовательные:

Развивающие Воспитательные:

Образовательные:

Формировать представления детей об органах речи, их значении для правильного звукопроизношения;

Развивающие:

Выработать тонкие дифференцированные движения артикуляционного аппарата, необходимые для постановки отсутствующих звуков;

Воспитательные:

Создание положительного эмоционального настроя у детей и желания заниматься;

- Для педагогов:

  1. Повысить компетентность у педагогов по данной теме.
  2. Использование артикуляционной гимнастики в процессе НОД, на прогулке, в повседневной жизни ребенка;
  3. Использовать артикуляционной гимнастики в процессе НОД, на прогулке.
  4. Научить детей правильно выполнять артикуляционные упражнения, контролировать свои действия.
  5. Развивать познавательные способности и творческое мышление детей.
  6. Учить коллективному сочинению сказки.
  7. Разработать комплексы утренней артикуляционной гимнастики в соответствии развитию лексико-грамматических категорий.
  8. Составить сборник заданий и игр по развитию лексико-грамматических категорий с применением артикуляционной гимнастики.

Для родителей:

Предмет

Звуковая культура речи.

Объект

Процесс формирования правильного звукопроизношения через развитие артикуляционной моторики.

Практическая значимость

Практическое применение продуктов проекта в утренней коррекционной гимнастке.

Предполагаемый результат:

- Для детей:

  1. Подготовленность артикуляционного аппарата к овладению нормами звукопроизношения родного языка.
  2. Развитие артикуляционной моторики до уровня максимальной достаточности для постановки звуков родного языка у детей;

для педагогов:

  1. Активное участие педагогов в образовательном процессе детей.
  2. Повышение компетентности по данной теме.

для родителей

  1. Повышение интереса родителей к проблеме развития речи своих детей;
  2. Активное участие родителей в образовательном процессе детей.

Продукт проектной деятельности

  • Итоговое занятие «Презентация артикуляционных кубов.
  • Изготовление коллективной книжки-самоделки «Сказки о Веселом Язычке»
  • Выставка рисунков «Моя сказка о весёлом язычке» (награждения почетными грамотами участников в выставке «Моя сказка о весёлом язычке»)
  • Разработать памятки для родителей по выполнениюартикуляционной гимнастики.
  • Разработать буклеты для родителей на тему «Артикуляционная гимнастика в домашних условиях»

Актуальность

Хорошая речь - важнейшее условие всестороннего, полноценного развития детей. Чем богаче и правильнее у ребенка речь, тем легче ему высказать свои мысли, тем шире его возможности в познании окружающей действительности, тем содержательнее и полноценнее отношение со сверстниками и взрослыми, тем активнее осуществляется его психическое развитие.Очень серьезно встает вопрос о формировании правильного звукопроизношения у детей дошкольного возраста.

Воспитание правильного звукопроизношения у детей дошкольного возраста - задача общественной значимости. Существует много средств устранения недостатков речи (игры, упражнения и другие). Одним из них является артикуляционная гимнастика. Знакомство детей с артикуляционной гимнастикой происходит с ранних лет. Благодаря артикуляционной гимнастике и упражнениям по развитию речевого слуха некоторые дети сами могут научиться говорить чисто и правильно, без помощи логопеда.

Артикуляционная гимнастика интересна своей яркой, доступной для детей формой. Дети с интересом пытаются подрожать педагогу, повторить его действие. Выполняя вместе с педагогом артикуляционные упражнения, у детей обогащается словарный запас, развивается воображение, эмоции, упражняются органы артикуляции.

Совместная работа учителя-логопеда и родителей помогает подготовить артикуляционный аппарат ребёнка к правильному произношению тех звуков, которые он плохо говорит, позволяет достичь наилучших результатов в речевом развитии ребёнка. Многих родителей волнует проблема правильного произношения звуков речи ребенка. Для того чтобы детская речь была внятной, четкой и понятной другим людям, необходимо работать над развитием мышц артикуляционного аппарата. Существуют специальные упражнения для развития подвижности, ловкости языка, губ, щек, подъязычной уздечки, которые называются артикуляционной гимнастикой.

В последнее время значительно увеличивается количество детей, имеющих нарушения речи, при этом наблюдаются количественные и качественные изменения в их развитии. Нарушения речи все чаще сопряжены с проблемами неврологического, психологического и социального порядка, что значительно утяжеляет речевую симптоматику нарушений.

В современной практике дошкольного образования возникает ряд проблем, требующих решения.

Во-первых, дети достаточно поздно попадают в поле профессиональной деятельности учителя-логопеда.

Во-вторых, к данному возрасту, ребенок уже приобретает ряд вторичных и третичных нарушений развития, значительно снижающих уровень его обучаемости.

В-третьих, профилактика и коррекция нарушений речи у дошкольников остается недостаточно эффективной, если речевое нарушение не является предметом комплексного воздействия всех специалистов ДОУ.

Исходя из следующего, мной была выделена педагогическая проблема:

Сегодня перед учителем-логопедом в условиях дошкольного логопедического пункта, когда в минимальные сроки коррекционной работы мы решаем максимальное количество задач при одновременно усложняющемся уровне нарушений речи, необходимо найти формы работы направленные на профилактику и коррекцию речевых и личностных нарушений.

Чтобы найти выход из сложившейся ситуации, мной, как специалистом, работающей с детьми с нарушением речи был разработан проект «Мой весёлый язычок».

Предмет: Звуковая культура речи.

Объект: Процесс формирования правильного звукопроизношения через развитие артикуляционной моторики.

Цель: Организация и создание условий для профилактической работы учителя — логопеда с детьми 5-6 лет.

Задачи:

  1. Формировать представления детей об органах речи, их значении для правильного звукопроизношения;
  2. Выработать тонкие дифференцированные движения артикуляционного аппарата, необходимые для постановки отсутствующих звуков;
  3. Создание положительного эмоционального настроя у детей и желания заниматься;
  4. Заинтересовать родителей в коррекционно-развивающем процессе, направленном на преодоление речевых нарушений детей;

Вести просветительскую работу среди педагогов и родителей дошкольного учреждения по коррекционно-логопедическому направлению

Гипотеза: процесс формирования правильного звукопроизношения через развитие артикуляционной моторики будет проходить более успешно если:

- систематически реализовывать комплекс артикуляционной гимнастики, направленный на развитие речевой моторики включающий введение индивидуальных занятий и обеспечение развития артикуляционной моторики дошкольников на всех этапах образовательного процесса в дошкольном учреждении;

- сформировать убежденность всех субъектов образовательно-воспитательного процесса в необходимости использовать комплекс артикуляционной гимнастики по развитию речевой моторики.

Принципы реализации проекта

     Успешность коррекционно-развивающей деятельности обеспечивается реализацией следующих принципов.

  1. Системность коррекционных, профилактических и развивающих задач.

     Соблюдение означенного принципа не позволяет ограничиваться решением лишь актуальных на сегодняшний день трудностей и требует учета ближайшего прогноза развития ребенка и создания благоприятных условий для наиболее полной реализации его потенциальных возможностей. Иными словами, задачи коррекционной программы должны быть сформулированы как система задач трех уровней:

  • коррекционного (исправление отклонений, нарушений развития, разрешение трудностей);
  • профилактического;
  • развивающего (оптимизация, стимулирование и обогащение содержания развития).
  1. Единство диагностики и коррекции.

     Этот принцип отражает целостность процесса оказания коррекционной психолого-педагогической помощи ребенку. Он предполагает обязательное комплексное диагностическое обследование ребенка и на основе его результатов определение целей и задач индивидуальной коррекционно-развивающей программы. При этом осуществляется постоянный контроль за развитием лексико-грамматического строя, связного высказывания ребенка, за его деятельностью, поведением, динамикой его эмоциональных состояний, чувств и переживаний, что позволяет внести необходимые коррективы в обучающие программы.

  1. Деятельностный принцип коррекции.

Данный принцип означает, что генеральным способом коррекционно-развивающего воздействия является организация активной деятельности ребенка и создание оптимальных условий для ориентировки ребенка в конкретной ситуации.

  1. Учет возрастно-психологических и индивидуальных особенностей ребенка.

 Согласно этому принципу следует учитывать соответствие хода развития ребенка, психического и личностного, нормативному, памятуя в то же время об уникальности, неповторимости, своеобразии каждой личности.

  1. Комплексность методов психологического воздействия.

 Этот принцип позволяет говорить о необходимости использования как в обучении, так и воспитании детей с ОНР всего многообразия методов, приемов, средств. К их числу можно отнести и те, что получили в теории и практике коррекции в последние годы наибольшее распространение и признание. Это методы игровой коррекции: методы арт-, сказко-, игротерапии; методы модификации поведения (поведенческий тренинг).

  1. Активное привлечение ближайшего социального окружения к работе с ребенком.

Перенос нового позитивного опыта, полученного ребенком на коррекционных занятиях, в реальную жизненную практику возможен лишь при условии готовности ближайших партнеров ребенка принять и реализовать новые способы общения и взаимодействия с ним, поддержать ребенка в его саморазвитии и самоутверждении.

Перечисленные принципы позволяют наметить стратегию и направления коррекционно-развивающей деятельности и прогнозировать степень ее успешности. Важным условием результативности организации обучающей и развивающей деятельности непосредственно на занятиях будет являться насколько последовательно реализуются дидактические принципы.

Тип проекта: практико-ориентированный

Сроки реализации проекта:сентябрь 2015 г. – март 2016 года.

Участники проекта: дети старшей и подготовительной группы, логопед, воспитатели, родители.

Методы:

  • Наглядный
  • Игровой
  • Практический
  • Словесный

Приёмы:

Показ и объяснение каждого упражнения;

Упражнение и контроль. Упражнение: без него ни один навык не может быть сформирован, т.к. только в деятельности каждого ребенка создаются и закрепляются динамические и статические упражнения.

Контроль очень важен на начальной стадии формирования артикуляционных упражнений. Следует проверять, как выполнено упражнениеперед зеркалом.

Пример взрослых, нужно постоянно помнить о том, что дети в этом возрасте очень наблюдательны. Многие дети выполняют упражнения по подражанию.

Игровые приемы

Игровые приемы очень эффективны, помогают закрепить имеющиеся навыки. Использование иллюстраций, художественного слова, фольклора, книг, бесед, инсценировок. Все это уточняет представления детей о том, как надо выполнять тот или иной навык.

К одним из наиболее важных принципов в работе с детьми можно отнести принцип повторяемости, что объясняется сниженной способностью автоматизировать умения.

Предполагаемые результаты.

Ожидаемый результат:

  • Подготовленность артикуляционного аппарата к овладению нормами звукопроизношения родного языка.
  • Развитие артикуляционной моторики до уровня максимальной достаточности для постановки звуков родного языка у детей;
  • Повышение интереса родителей к проблеме развития речи своих детей;
  • Активное участие родителей в образовательном процессе детей.

Предполагаемый продукт проекта:

  • Итоговое занятие «Презентация артикуляционных кубов.
  • Изготовление коллективной книжки-самоделки «Сказки о Веселом Язычке»
  • Сборник сказок «Моя сказка о весёлом язычке»
  • Сборник сказок игр и упражнений по развитию артикуляционной гимнастики.
  • Памятки для родителей по выполнению артикуляционной гимнастики.
  • Буклеты для родителей на тему «Артикуляционная гимнастика в домашних условиях

Содержание проекта

СОДЕРЖАНИЕ И СТРУКТУРА ЛОГОПЕДИЧЕСКОГО ПРОЕКТА.

Содержание проекта.

Реализация проекта представлена тремя этапами:

1.Подготовительный

2. Основной этап: (направлен на организацию и реализацию перспективного плана)

3.Заключительный: (определить эффективность проведенной работы, провести анализ полученных результатов)

Разработка перспективного плана. Диагностика состояния арт. моторики у детей;

Изучение методической литературы по данной теме;

Определение темы, цели и задач, содержание проекта;

Прогноз результата деятельности.

подбор наглядного материала:

-подбор игр и игровых упражнений, дидактических игр по теме проекта;

-Разработка конспектов занятий с детьми

-Разработать комплексы утренней артикуляционной.

-Составление перспективного плана проведения артикуляционных игр педагогов и родителей с детьми.

-Подготовка консультации для родителей «Что такое артикуляционная гимнастика?»

-Подготовка консультации для воспитателей на ему:

«Знакомство с артикуляционной гимнастикой» «Артикуляционная гимнастика, как эффективное средство формирования правильного звукопроизношения у детей.

-Разработать комплексы утренней артикуляционной гимнастики в соответствии развитию лексико-грамматических категорий.

-Родительские собрания: знакомство с проектом «Веселый язычок!»

-Провести  Семинар – практикум: «Воспитание звуковой культуры речи у детей младшего дошкольного возраста» для родителей на средних группах

-Проведение подгрупповых занятий на тему «Сказки о Весёлом язычке» (знакомство и выполнение артикуляционной гимнастики)

-Индивидуальные консультации учителя – логопеда для родителей на тему: «Для чего нужна артикуляционная гимнастика? »

-Консультации для воспитателей и родителей «Артикуляционная гимнастика, как эффективное средство формирования правильного звукопроизношения у детей.

-Консультации на стенде информации: «Почему с детьми надо проводить речевые игры? », «Как проводить с ребенком речевые игры».

-Консультации для родителей «Значения  артикуляционной  гимнастики  и правила её выполнения».

-Выставка для родителей дидактических игр и пособий по развитию артикуляционной моторики детей.

-Повторная диагностика арт. моторики у детей;

 -Анализ проделанной работы по проекту «Веселый язычок! » - Подобрать и систематизировать сказки и игровые упражнения по развитию артикуляционного аппарата,

Изготовить методический сборник  с играми и упражнениями для проведения артикуляционной гимнастики.

Подготовительный этап

На подготовительном этапе провела диагностику состояния артикуляционной моторики у детей и разработала конспекты занятий с детьми. Определила тему, цели, задачи и содержание проекта, изучила методическую литературу по данной теме. Подобрала комплексы утренней артикуляционной гимнастики. Составила перспективный план проведения артикуляционных игр для  педагогов и родителей с детьми. Подготовила консультации для родителей на тему: «Что такое артикуляционная гимнастика? «Знакомство с артикуляционной гимнастикой». «Артикуляционная гимнастика, как эффективное средство формирования правильного звукопроизношения у детей. Подготовила  наглядный материалдля развития артикуляционного аппарата детей, письменные консультации, стенды информации; буклет на тему «Артикуляционная гимнастика в домашних условиях».

Календарно-тематический план на 2015-2016 уч. г.

месяц

Тема

1 неделя

2 неделя

3 неделя

4 неделя

Работа с детьми

октябрь

«Сказка про Язычок»

«Утро Язычка»

"Белочка"

"Катин Мяч"

ноябрь

"Машина"

"На дворе"

"Лесные новости"

"Множество забот"

декабрь

«У бабушки с дедушкой»

"Пузырь и соломинка"

"Храбрый комар"

"Загадочная бабочка"

январь

Зимние каникул

"Веселая змейка"

"Заяц-огородник"

"Сказка о кляксе"

февраль

"Дом, который построил рот"

"Как Язычок лепил снеговика"

"Веселый Язычок"

"Денискина зарядка"

март

"Зоопарк"

"Веселая артикуляционная гимнастика"

"Сказка о лягушке-квакушке и ее веселом язычке"

"Приключения Язычка"

апрель

"Ленивый котенок"

"Волк и три поросенка"

"Как Язычок отдыхал на море"

"Невоспитанный мышонок"

май

"Как Язычок гулял в лесу"

"Веселый лягушонок"

"Как Язычок купался в ванне"

"Кто поможет воробью"

Работа с педагогами

Месяц

Содержание

сентябрь

Тестирование по теме «Формирование правильного звукопроизношения у детей средствами артикуляционной гимнастики»

октябрь

Беседа для  воспитателей «Для чего нужна артикуляционная гимнастика?»

ноябрь

Консультация «Артикуляционная гимнастика, как эффективное средство формирования правильного звукопроизношения у детей.

декабрь

Выставка дидактических игр и пособий по развитию артикуляционной моторики у детей.(папки-передвижки, картотеки)

январь

НОД на развитие артикуляционной моторики у детей.

февраль

Мастер-класс «Трудности трудных звуков»

март

Диагностика артикуляционной моторики у детей.

Работа с родителями

Месяц

Содержание

октябрь

Индивидуальные консультации учителя – логопеда для родителей на тему: «Для чего нужна артикуляционная гимнастика?» Информационные листы для родителей

ноябрь

Проведение индивидуальных консультаций для родителей, рекомендации по развитию речи, фонематического слуха, артикуляционного аппарата.

декабрь

Подготовка практического материала для выполнения домашнего задания «Иллюстрации к сказке о весёлом язычке»

январь

Рисование иллюстраций к сказке о весёлом язычке.

февраль

Выставка рисунков «Моя сказка о весёлом язычке». (Награждения почетными грамотами участников в выставке «Моя сказка о весёлом язычке»)

март

Составление буклета для родителей

Основной этап.

Работа с родителями

Речь – чудесный дар природы – не даётся человеку от рождения. Благодаря родному языку, малыш входит в наш мир, получает широкие возможности общения с другими людьми. А взрослые должны приложить немало усилий, чтобы речь ребёнка развивалась правильно и своевременно.

Артикуляционная гимнастика интересна своей яркой, доступной для детей формой. Дети с интересом пытаются подрожать педагогу, повторить его действие. Выполняя вместе с педагогом артикуляционные упражнения, у детей обогащается словарный запас, развивается воображение, эмоции, упражняются органы артикуляции.

Совместная работа учителя-логопеда и родителей помогает подготовить артикуляционный аппарат ребёнка к правильному произношению тех звуков, которые он плохо говорит, позволяет достичь наилучших результатов в речевом развитии ребёнка. Многих родителей волнует проблема правильного произношения звуков речи ребенка. Для того чтобы детская речь была внятной, четкой и понятной другим людям, необходимо работать над развитием мышц артикуляционного аппарата.Для этого я проводилаиндивидуальные консультации для родителей на тему: «Для чего нужна артикуляционная гимнастика?» Дала рекомендации по развитию артикуляционного аппарата, фонематического слуха. Обучала родителей перед зеркалом выполнению статических и динамических упражнений. Подготовила практический материал и для выполнения домашнего задания для родителей с детьми. Провела мастер - класс на тему:  «Воспитание звуковой культуры речи у детей младшего дошкольного возраста». Семинар – практикум: на тему: «Формирование правильного звукопроизношения средствами артикуляционной гимнастики у детей младшего дошкольного возраста» Составила информационные листы для родителей по выполнению артикуляционных упражнений. Родители самостоятельно с детьми выполняли домашние задания в индивидуальной тетради. Придумывали вместе с детьми сказку и рисовали иллюстрации к сказке о весёлом язычке. Затем мы провели выставку рисунков «Моя сказка о весёлом язычке». Награждения почетными грамотами в выставке «Моя сказка о весёлом язычке получили все участники. Родители научились использовать артикуляционную гимнастику на прогулке и в повседневной жизни ребенка;

Работа с детьми

Провела диагностику состояния артикуляционной моторики у детей. Формировала представления детей об органах речи, их значении для правильного звукопроизношения. Учила детей правильно выполнять артикуляционные упражнения в статике и динамике. Учила контролировать свои действия перед зеркалом. Разработала комплексы утренней артикуляционной гимнастики в соответствии лексико-тематических тем. Каждую неделю в месяце меняли комплекс упражнений. У многих детейвыработались тонкие дифференцированные движения артикуляционного аппарата, необходимые для постановки отсутствующих звуков. У некоторых детей появились шипящие звуки.

По мнению физиолога Е.Н. Винарской, эмоциональный дискомфорт отрицательно сказывается на развитии  всех сторон  речи. Вот почему логопеду так важно обеспечить на занятиях положительный настрой и поддержать  интерес к изученным  ранее упражнениям. Здесь на помощь может прийти сказка.

Для того чтобы заинтересовать детей, мы все упражнения стали объединять в небольшие сказки. Сказки нравятся детям и дают положительный результат. Истории с движениями, как правило, легче и быстрее запоминаются, потому что опираются на принцип активности. Он заключается в том, что человек усваивает 10% из того, что слышит; 50% из того, что видит, 90% из того, что делает. Можно рассказывать сказку и одновременно выполнять упражнения. Дети с родителями придумывали свою сказку и рисовали к ней рисунок. Провели выставку рисунков.

Работа с педагогами

Для начала провела тестирование с педагогами по теме «Формирование правильного звукопроизношения у детей средствами артикуляционной гимнастики», для того чтобы узнать насколько они компетентны в этом вопросе.

 Провела беседу с воспитателями по теме: «Для чего нужна артикуляционная гимнастика?» На семинаре – практикуме по теме: «Артикуляционная гимнастика, как эффективное средство формирования правильного звукопроизношения у детей многие педагоги повысили свою компетентность по данной теме. Воспитатели научились использовать артикуляционную гимнастику на прогулке, на занятии.

Практический результат проекта

  •  Итоговое занятие – «Презентация артикуляционных кубов, коллективной книжки-самоделки «Сказки о Веселом Язычке»
  • Практическое применение продуктов проекта в утренней коррекционной гимнастке.
  • Выставка рисунков «Моя сказка о весёлом язычке» (награждения почетными грамотами участников в выставке «Моя сказка о весёлом язычке»)
  • Выставка для родителей дидактических игр и пособий по развитию артикуляционной моторики у детей. (Папки-передвижки, картотеки)
  • Разработать памятки  по выполнению артикуляционной гимнастики.
  • Разработать буклеты на тему «Артикуляционная гимнастика в домашних условиях»

Заключительный этап

Для проверки эффективности проделанной работы по реализации проекта

К концу учебного года было проведено повторное наблюдение за детьми с целью выявления сформированности артикуляционного уклада. Для проверки эффективности проделанной работы буду использовать тот же диагностический материал, что и на подготовительном этапе. По результатам диагностики разработаю план работы на следующий учебный год.

Таким образом, результаты проведенной работы и мониторинг на конец учебного года показал, что многие дети овладеливсеми артикуляционными упражнениями и готовы к постановке постановки звуков родного языка у детей; у некоторых детей появились шипящие звуки.

Поэтому, можно утверждать, что используемые в реализации проекта методы и приемы способствовали формированиюартикуляционного аппарата, повысился интерес родителей к проблеме развития речи своих детей, они активно участвовали в образовательном процессе

Итого по старшим группам № 3, №10

Начало года

Конец года

Количество детей

9

%

Количество детей

9

%

Высокий уровень развития

-

-

-

-

Средний уровень развития

6

67%

8

88%

Низкий уровень развития

3

3%

1

11%

Таким образом, артикуляционная гимнастика, является  эффективным средством формирования правильного звукопроизношения.

Перспективы дальнейшего развития проекта

Воспитание правильного звукопроизношения у детей дошкольного возраста - задача общественной значимости. Существует много средств устранения недостатков речи (игры, упражнения и другие). Одним из них является артикуляционная гимнастика. Благодаря артикуляционной гимнастике и упражнениям по развитию речевого слуха некоторые дети сами могут научиться говорить чисто и правильно, без помощи логопеда.

Совместная работа учителя-логопеда и родителей помогает подготовить артикуляционный аппарат ребёнка к правильному произношению тех звуков, которые он плохо говорит, позволяет достичь наилучших результатов в речевом развитии ребёнка. Многих родителей волнует проблема правильного произношения звуков речи ребенка. Для того чтобы детская речь была внятной, четкой и понятной другим людям, необходимо работать над развитием мышц артикуляционного аппарата. Профилактика и коррекция нарушений речи у дошкольников остается недостаточно эффективной, если речевое нарушение не является предметом комплексного воздействия всех специалистов ДОУ.

Поэтому нужно всегда вести профилактическую и просветительскую работу среди детей, родителей и педагогов.

Список литературы

  1. Рыжова Н.В. Артикуляционная гимнастика для малышей. М.: ТЦ Сфера, 2013. — 64 с. (Библиотека Логопеда).  
  2. Анищенкова Е.С. - Артикуляционная гимнастика для развития речи дошкольников
  3. Анищенкова Е.С. - Речевая гимнастика для развития речи дошкольников
  4. Новиковская О.А. - Веселая зарядка для язычка. Игры для развития речи. 4-7 лет...
  5. У. М. Сидорова - Задания по развитию речи детей средней группы ДОУ
  6. Костыгина В. - Бу-Бу-Бу. Артикуляционная гимнастика
  7. Костыгина В. Н. - Тру-ля-ля. Артикуляционная гимнастика
  8. В. В. Коноваленко, С. В. Коноваленко - Артикуляционная, пальчиковая гимнаст ...
  9. Т. А. Куликовская - Артикуляционная гимнастика в стихах и картинках
  10. Репина З. А Уроки логопедии. / Репина З. А. Буйко В. И. - Екатеринбург: - Изд-во "Л и ТУР", 1999. - 208 с.
  11.  Буйко В. И. Чудо-обучайка. Серия «Учимся играя». - Екатеринбург: - ООО «Издательский дом ЛИТУР", 2009. - 31 с.
  12. Волошина И. А. Артикуляционная гимнастика для девочек. – СПб. : ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2011. – 32с.
  13.  Волошина И. А. Артикуляционная гимнастика для мальчиков. – СПб. : ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2011. – 32с.
  14.  Нищева Н. В. Весёлая артикуляционная гимнастика---СПб. : ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 201о. – 32с.
  15.  Рыжова Н. В. Артикуляционная гимнастика для малышей. - М. : ТЦ Сфера, 2013.
  16. Буденная Т. В. логопедическая гимнастика: Методическое пособие. – Спб. : «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2003. – 64с. + вкл. 8с.
  17. Буйко В. И. Чудо-обучайка. Серия «Учимся играя». - Екатеринбург: - ООО «Издательский дом ЛИТУР", 2009. - 31 с.
  18. Волошина И. А. Артикуляционная гимнастика для девочек. – СПб. : ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2011. – 32с
  19. Волошина И. А. Артикуляционная гимнастика для девочек. – СПб. : ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2011. – 32с.
  20. Коноваленко В. В. Артикуляционная, пальчиковая гимнастика и дыхательно-голосовые упражнения. Приложение к комплекту тетрадей для закрепления произношения звуков у дошкольников/ В. В. Коноваленко, С. В. Коноваленко. – 2-е.
  21. Нищева Н. В. Веслая артикуляционная гимнастика---СПб. : ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 201о. – 32с.
  22. Репина З. А Уроки логопедии. / Репина З. А. Буйко В. И. - Екатеринбург: - Изд-во "Л и ТУР", 1999. - 208 с.
  23. Рогожникова М. В. Артикуляционные и пальчиковые игры – сказки / М. В. Рогожникова//Логопед. – 2008. - № 2. – с. 66 – 74.
  24. Рыжова Н. В. Артикуляционная гимнастика для малышей. : ТЦ Сфера, 2013. – 64 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Экологический паспорт детского сада

Описаны цели и задачи составления экологического паспорта, экологическая ситуация, характеристика территории учреждения, здания, влияние ДОУ на окружающую среду, профессиональная и методическая п...

Экологический паспорт детского сада.

В паспорте представлено зонирование территории детского сада, растительный и животный мир, почвенный покров, программно-методическое обеспечение по экологическому воспитанию....

Экологический паспорт детского сада «Золотой ключик» п Игрим Березовского района , ХМАО

Экологический паспорт детского сада «Золотой ключик» п Игрим   Березовского   района , ХМАО...

Паспорт детского образовательного виртуально-туристического маршрута

Паспорт детского образовательного виртуально-туристического маршрута«Web Most  Казань-Шарья-Чебоксары»...

Паспорт детского оздоровительного бассейна «Дельфинчик»

Вода - первоисточник жизни, поэтому жизнь и вода неразделимы.Умение плавать необходимо каждому человеку. Благоприятные условия для развития физических качеств и возможность предупреждения опасных ситу...

Схемы экологических паспортов детского сада и участка детского сада

Схемы экологических  паспортов детского сада и участка детского сада...