Развитие фонематического слуха
консультация по логопедии на тему

Залилова Анжелика Владимировна

Упражнения для развития фонематического слуха

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл razvitie_fonematicheskogo_sluha.docx101.38 КБ

Предварительный просмотр:

Развитие фонематического слуха

https://i.mycdn.me/image?id=851952085223&t=3&plc=WEB&tkn=*uExF843ZJDWJw5byyeS2neRLCGc

Упражнения

     «Узнай звук». Это упражнение учит определять наличие или отсутствие заданного звука в слове на слух. Предложите вашему ребенку выполнять определенное действие (поднимать руку, хлопать в ладоши, топать ногой), когда он услышит слова с заданным звуком. Если у ребенка есть проблемы с различением конкретного звука — делайте упражнение на этот звук, если проблем нет — выберите наиболее вероятные «проблемные» звуки.

     «Что общего?» Произнесите три-четыре слова, в каждом их которых есть определенный звук, и спросите у ребенка, какой звук общий для всех этих слов. Желательно, чтобы заданный звук находился в словах на разных позициях — в начале, в середине и в конце. Например: цапля, нарцисс, молодец.

     «Раз, два, три — быстрей сообрази!» В этом упражнении ребенку нужно придумать слово, которое будет отвечать определенным критериям, например:

  • Назови слово, которое начинается с того же звука, что и слово «шуба».
  • Придумай слово, которое начинается с последнего звука слова «арбуз».
  • Вспомни название рыбы, в котором есть последний звук слова «замок» (щука, карась, карп...).
  • Подбери слово, в котором первый звук — с, а последний — к.

     Можно попросить ребенка выбрать картинку, на которой изображен предмет с заданным звуком, или простой найти такой предмет в комнате.

     «Кто-то что-то перепутал». Это упражнение помогает научиться различать слова, отличающиеся одной фонемой. Для этого нужно зачитать ребенку детские стишки, заменив в каком-нибудь слове одну букву (или убрав ее, или добавив лишнюю). Ребенок должен найти в стихотворении ошибку и исправить ее. Стихи могут быть самыми разными, например:

Я люблю свою лошадку,

Причешу ей шёрстку гладко,

Гребешком приглажу хвостик

И верхом поеду в кости.

                                   Самолёт построим сами,

                                   Понесёмся над лесами.

                                   Понесёмся над лесами,

                                   А потом вернёмся к маме.

                                                                Зайка серенький сидит

                                                                И ушами шевелит.

                                                                Зайке холодно сидеть,

                                                                Надо лампочки погреть.

     «Услышишь – хлопни». Взрослый произносит ряд звуков (слогов, слов); а ребёнок с закрытыми глазами, услышав заданный звук, хлопает в ладоши.

     «Внимательный слушатель». Взрослый произносит слова, а дети определяют место заданного звука в каждом их них (начало, середина или конец слова).

     «Нужное слово». По заданию взрослого дети произносят слова с определенным звуком в начале, середине, конце слова.

     «Зоркий глаз». Детям предлагается найти в окружающей обстановке предметы, в названии которых есть заданный звук, и определить его место в слове.

     «Сложи звук». Взрослый произносит ряд звуков, а дети проговаривают составленные из них слоги и слова, например: [м][а] - ма; [н][о][с] - нос.

     «Скажи наоборот». Взрослый проговаривает два-три звука, а дети должны произнести их в обратном порядке.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Система коррекционно-логопедической работы по развитию фонематического слуха у детей старшего дошкольного возраста с фонетико-фонематическим недоразвитием речи

I. Теоретические основы развития фонематического слуха у детей старшего дошкольного возрастаСовременные подходы к изучению и коррекции нарушений фонематического слуха у детей с ФФНОсобенности развития...

Презентация "Развитие фонематического слуха" Развитие фонематического слуха у детей — залог успешного обучения чтению и письму, а в дальнейшем — и иностранным языкам.

Развитие фонематического слуха у детей - залог успешного обучения чтению и письму, а в дальнейшем - и иностранным языкам....

Развитие фонематического слуха у детей 5-6 лет. Фонематический слух – основа правильной речи.

Развитие фонематического    слуха у детей 5-6 летФонематический слух –  основа правильной речи   МАДОУ № 19Гр. "ЗОЛОТОЙ ПЕТУШОК...

Консультация."Развитие фонематического восприятия у дошкольников. Развитие фонематического слуха в процессе игры".

Консультация "Развитие фонематического восприятия  у дошкольников. Развитие фонематического слуха в процессе игры....

Развитие фонематического восприятия у дошкольников. Развитие фонематического слуха во время игры.

Развитие фонематического восприятия. Развитие фонематического слуха во время игры....

Консультация для педагогов: «Как развивать фонематический слух?» - развитие фонематического слуха у детей с ТНР в процессе игровой деятельности.

Консультация для педагогов: «Как развивать фонематический слух?» - развитие фонематического слуха у детей с ТНР в процессе игровой деятельности....