Логопедический досуг по лексической теме "Весна"
план-конспект занятия по логопедии (старшая группа) по теме

Мунтян Ольга Владимировна

Обучение языку, развитие речи рассматриваются не только в лингвистической сфере (как овладение ребенком языковыми навыками - фонетическими, грамматическими, лексическими), но и в контексте развития общения детей друг с другом и со взрослыми (как становление коммуникативных способностей). Поэтому существенной задачей речевого воспитания является не только формирование культуры речи, но и культуры общения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dosug_na_temu_vesna.docx22.98 КБ

Предварительный просмотр:

Логопедический досуг

для детей с тяжёлыми нарушениями речи

по лексической теме «Весна»

подготовили учителя – логопеды: Мунтян О.В, Павлова О.В.

Цели:

коррекционно-образовательная:

-  расширить представления о признаках весны, весенних цветах, об образе жизни животных, птицах. Уточнить и расширить словарь по теме.

коррекционно-развивающие:

- развивать у детей умение подбирать глаголы, существительные и прилагательные;

- развивать творческое воображение, логическое мышление и связную речь;

- активизировать и развивать словарь по теме;

- учить координировать речь с движениями;

- развивать общую и мелкую моторику;

- развивать фонематические процессы;

коррекционно-воспитательная:

- воспитывать у детей интерес к происходящим изменениям в природе.

Оборудование:

Весенние пейзажи, картинки диких животных, перелётных и зимующих птиц, цветов – первоцветов, запись произведения П. И. Чайковского «Времена года» («Март»), ноутбук, мультимедийное оборудование.

Предварительная работа: чтение и обсуждение художественных текстов Е. Серовой «Подснежник», А.Н. Плещеева «Весна», Ф.И. Тютчева «Весенние воды». Игры: «Подбери признаки», «Исправь ошибку», «Подбери слово», «Думай, отвечай».

1. Орг. момент.

Логопед:

- Здравствуйте, ребята. Прослушайте загадку.

Ребёнок:

Светает рано по утрам,

Проталины и тут и там.

Ручей шумит, как водопад,

Скворцы к скворечнику летят,

Звенят под крышами капели,

Медведь с еловой стал постели,

Всех солнышко тепло ласкает,-

Кто это время года знает? (Весна)

Логопед:

- Правильно это весна!

 По народным представлениям весна сама не придет, ее нужно пригласить. Вот и зазывали весну, исполняя своеобразным речитативом «заклички».

2. «Игра –зазывалка»

- Давайте  и  мы позовем весну.

«Весна, весна красная!
Приди, весна, с радостью,
С радостью, радостью,
С великой милостью.

С льном высоким,
С корнем глубоким
С дождями, ливнями,
С хлебами обильными».

Логопед:

- Что  происходит весной в природе?

Внимание на экран.

3.Сказка «Что же такое весна» (презентация)

4. Игра «Отгадай загадку»

(Дети загадывают загадки)

За окном звенит она

И поет: "Пришла весна!

И холодные сосульки

Превратила в эти струйки!"

Слышно с крыши:

"Шлеп-шлеп-шлеп!"

Это маленький потоп. (Капель)

Мишка вылез из берлоги,

Грязь и лужи на дороге,

В небе жаворонка трель -

В гости к нам пришёл ...( Апрель)

Пробиваюсь я в апреле-

Все поля позеленели!

Покрываю, как ковёр,

Поле, луг и школьный двор (Трава)

Из-под снега расцветает,

Раньше всех весну встречает (Подснежник)

Клёнам, липам и дубочкам

Новые дарю листочки.

Милых пташек приглашаю

Возвращаться с юга.

И на север провожаю

Зимушку – подружку (Весна)

Оно весь мир обогревает,

И усталости не знает.

Улыбается в оконце

И зовут его все …(Солнце)

Осенью летели к югу,

Чтоб не встретить злую вьюгу.

А весной снежок растаял,

И вернулись наши стаи! (Перелётные птицы)

Этот домик из фанерки,

У него насест и дверки.

Птичек ждёт удобный дом,

Им уютно будет в нём (Скворечник)

5. Подвижная игра «Займи скворечник»

Логопед:

- Готовы скворечники,

Можно селиться,

Летите, летите, весёлые птицы,

Скорей занимайте дома!

Раз, два повернись.

В птичек быстро превратись!

(На площадке разложены обручи-скворечники  по количеству детей. В руках у детей разноцветные ленты. Под музыку они бегают между скворечниками.

После остановки музыки, дети занимают обруч-скворечник)

Логопед: 

- Раз, два, три, четыре, пять

Стали детки вы опять!

(Дети кружатся вокруг себя и опускают ленточки)

Логопед:

-  Что  я слышу? Мне кажется, дует сильный ветер?

6. Автоматизация звука Ш

Логопед:

Мы подуем высоко: ш-ш-ш          

Мы подуем низко: ш-ш-ш            

Мы подуем далеко: ш-ш-ш            

Мы подуем близко: ш-ш-ш            

7. Комплекс артикуляционной гимнастики

8. Проговаривание чистоговорок

На-на-на в лес пришла весна

на-ны-ны на снегу проталины

ник-ник-ник журчит родник

ки-ки-ки бегут быстро речейки

не-не-не рады мы весне.

9. Игра «Посади птиц на ветку»

(На мольберт прикреплено дерево. На столе лежат картинки с птицами. Ребятам необходимо выбрать перелётных птиц и прикрепить их к  дереву.)

 Ребёнок:

- Как красив весенний лес                    

Полон он всегда чудес.

В дымке лес стоит зеленой,

Каждый в лес весной влюбленный.

На деревьях вздулись почки                          

Распускаются листочки                              

Появляются цветочки                                  

Головой кивают                                            

Солнышко встречают  

Логопед:  

- В весеннем лесу можно услышать  много интересных звуков.

10. Игра «Чей голосок?» (развитие фонематического слуха)

 Логопед:

- Из-под снега, на проталинке,
Самый первый, самый маленький,
Мокролюб, цветочек-вешник -
Распустил бутон подснежник.

11.Игра «Подбор определений к слову подснежник»

Логопед:

- Ответьте на мой вопрос, — «Подснежник какой?».

Д е т и. Подснежник нежный.

Подснежник хрупкий.

Подснежник узколистный.

Подснежник изящный.

Подснежник белоснежный.

Подснежник ранний.

Подснежник весенний.

Логопед:

- Давайте изобразим подснежник.

12. Пальчиковая гимнастика (на стульчиках)

Наши белые цветки

Раскрывают лепестки. Ветерок чуть дышит, Лепестки колышет.

Наши белые цветкиЗакрывают лепестки,

Тихо засыпают,Головками качают.

Ладошки сложены.

Разводим пальчики по одному, начиная с мизинца.

Смыкаем пальчики по одному, начиная с большого.

Качаем сложенными ладошками из стороны в сторону.

13. Игра «Собери цветок»

(логопед раздаёт детям конверты с разрезными карточками, детям необходимо выложить картинку с подснежником)

14. Подвижная игра «Ручеек» с музыкальным сопровождением

15. Игра «Повтори похожие слова»

На поляне весной вырос зуб молодой (дуб)

На деревьях набухли кочки (почки)

И проклюнулись листочки.

Солнце землю нагревает,

Гонит с нашей горки мёд (лёд)

От сугробов меньше тень.

Всё длинней и ярче пень! (день)

Тает снег, течёт ручей

На ветвях полно врачей. (грачей)

Встало солнце, уходит прочь

Тёмная длинная дочь (ночь).

16. Игра «Солнышко с прищепками»

- У солнца потерялись лучики. Чтобы солнце засияло, нам собрать лучи все надо. Присоединяем лучики и называем слова на тот же звук, с которого начинается слово солнышко.

(Скворечник, снегурочка, санки, сосульки, слон, сад, сова, собака, сорока, самокат, сапоги, самолёт)

17.Стихи детей о весне.

              ***

Апрель! Апрель!
На дворе звенит капель.
По полям бегут ручьи,
На дорогах лужи.
Скоро выйдут муравьи
После зимней стужи.
Пробирается медведь
Сквозь густой валежник.
Стали птицы песни петь
И расцвел подснежник.

Весна пришла

По весне набухли почки
И проклюнулись листочки.
Посмотри на ветки клена –
Сколько носиков зеленых!

18. Итог.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Логопедический досуг с использованием ИКТ в старшей логопедической группе для детей с ОНР по лексической теме «Насекомые».

Тема: "Праздник Пчелы" Цель: Обобщение  знаний детей о насекомых. Задачи: Уточнять и расширять словарь по теме: «Насекомые», совершенствовать грамматический строй речи.Закреплять ...

Конспект логопедического досуга в подготовительной к школе группе "Письмо от Умки"(итоговое мероприятие по лексической теме "Животные холодных стран")

Конспект досуга выдержан в едином сюжете, разработан с целью обобщить знания детей, полученные за неделю по лексической теме "Животные холодных стран" и закрепить навыки звуко-буквенного анализа....

Конспект логопедического досуга для детей старшего дошкольного возраста по лексической теме «Посуда»

Цель: уточнить и расширить представления детей о посуде, её назначении, материалах, из которых она сделана; Задачи:1. Развивающие: уточнить и расширить представление о посуде, ее назначении; закр...

Логопедический досуг в средней группе для детей с ОНР. По лексической теме «Семья»

Логопедический досуг  в средней группе для детей с ОНР.   По лексической теме  «Семья»...

Логопедический досуг в старшей группе для детей с ОНР по лексической теме « Овощи. Огород»

Цели:- активизировать  словарь, совершенствовать грамматический строй речи, закрепить правильное произношение трехсложных слов (слоги со стечением согласных)- развивать речь, внимание, мышление, ...

Конспект открытого логопедического занятия по лексической теме «Космос» в подготовительной группе Цель: Закрепить знания детей по лексической теме «Космос».

Конспект открытого логопедического занятия по лексической теме «Космос» в подготовительной группеЦель: Закрепить знания детей по лексической теме «Космос».Задачи:Коррекционно-о...

Логопедический досуг в старшей группе для детей с ОНР по лексической теме « Урожай»

Логопедический досуг в старшей группе для детей с ОНР по лексической теме « Урожай»...