План самообразования
материал по логопедии (подготовительная группа) на тему


Предварительный просмотр:

План самообразования учителя-логопеда Федотовой Г.Н. на 2016-2017 учебный год

Тема: «Коррекция речи детей дошкольного возраста средствами игровых технологий».

Обоснование выбранной темы:

Тема: «Коррекция речи детей дошкольного возраста средствами игровых технологий» стала актуальна в наши дни.

Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования определяет целевые ориентиры, т.е. социальные и психологические характеристики личности ребёнка на этапе завершения дошкольного образования, среди которых речь занимает одно из центральных мест, как самостоятельно формируемая функция, а именно: к завершению дошкольного образования ребёнок хорошо понимает устную речь и может выражать свои мысли и желания.

Для достижения целевых ориентиров необходима систематическая профилактика и коррекция речевых нарушений у детей. Но информационная плотность дошкольной ступени обучения детей и подготовка их к школе столь велика, что накладывает на учителя-логопеда комплекс сложных задач, поиска таких форм и методов работы по исправлению речевых нарушений, которые были бы эффективны, но не перегружали бы ребёнка.

Такой формой может быть только игра. В игровой форме сложные и, порой, малоинтересные логопедические упражнения становятся для ребёнка увлекательным заданием.

Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования к основным видам деятельности детей относит игру и общение, следовательно, игровое общение есть тот необходимый базис, в рамках которого происходит формирование и совершенствование речевой активности ребёнка.

Игровой метод — это основной метод работы с детьми. Во время игр дети овладевают навыками и умениями правильной речи, а также другими видами деятельности. Игра делает сам процесс обучения эмоциональным, действенным, позволяя ребёнку получить собственный опыт.

Цель: повысить свой профессиональный уровень

Задачи:

  1. Изучение современных подходов по использованию игровых технологий в коррекции речи детей дошкольного возраста.
  2. Планирование работы по использованию игровых технологий.
  3. Описать формы и методы работы с детьми и родителями с использованием игровых технологий .
  4. Внедрить систему работы по использованию игровых технологий в коррекции речи детей дошкольного возраста, распространение положительного опыта.

Содержание:

  1. Профессионально-педагогическая деятельность.
  2. Методическая работа. Пополнение методической копилки педагога.
  3. Изучение специальной литературы.
  4. Обобщение практического опыта по теме, распространение положительного опыта работы.

1. Профессионально-педагогическая деятельность:

Название мероприятий

Сроки
выполнения

1.

Разработать и утвердить годовой план работы учителя—логопеда на 2016-2017 учебный год.

Октябрь.

2.

Изучить и проанализировать:
ФГОС дошкольного образования. Приказ Министерства образования и науки РФ от 17.10.13. № 1155

Октябрь.

3.

Систематизировать практический материал, интернет ресурсы по внедрению игровых технологий в коррекционно-развивающую логопедическую работу

В течение учебного года.

4.

Разработать творческий практико-ориентированный проект: «Дружно, весело играем, звуки речи закрепляем»
Для детей и родителей подготовительной группы.

Сентябрь
Октябрь.

5.

Работа по плану проекта
— Творческая мастерская: «Мастерим своими руками»
— Практикум: «Игровая артикуляционная гимнастика — Сказка о весёлом язычке»
— Игровая непосредственно образовательная деятельность «Поиграем с любимым звуком» (дети, родители, учитель-логопед, воспитатели)
— Консультация для родителей: «Роль игры в развитии речи детей»
— Практикум: «Поиграем вместе» (дети, родители, учитель-логопед)
— Игровая непосредственно образовательная деятельность «С трудными звуками справимся играючи» (дети, родители, учитель-логопед)
— Консультация: «Кто сказал, что детям спички не игрушки?»
— Творческий конкурс «Первый звук и буква моего имени »
— Логопедическое развлечение «Паровозик из Игро-ленда»
— Мультимедийная презентация по обобщению опыта работы проекта: «Дружно, весело играем, звуки речи закрепляем»

Октябрь — Май.

6.

Коррекция речи детей средствами игровых технологий на индивидуально — подгрупповых занятиях.

  • Артикуляционные игры.
  • Игры для развития мелкой и общей моторики.
  • Игровые комплексы дыхательной гимнастики.
  • Дидактические игры для коррекции звукопроизношения, словаря, связной речи.

В течение учебного года.

2. Методическая работа. Пополнение методической копилки педагога.

Название мероприятий

Сроки
выполнения

1.

Участие в региональном конкурсеметодических разработок «Организация проектной деятельности в образовательном процессе детей дошкольного и младшего школьного возраста» ТОИПКРО г. Томск
Творческий практико-ориентированный проект: «Дружно, весело играем, звуки речи закрепляем»

Октябрь

2.

Участие в региональном конкурсе для педагогических работников «Творчество. Сотрудничество. Поиск» ТОИПКРО г. Томск.
Методическая разработка логопедического развлечения.
Тема: Паровозик из «Игро-ленда»

Ноябрь

3.

Изготовление папки передвижки для родителей детей
3-4, 4-5лет. Игровая артикуляционная гимнастика:
«Котик Музик»

Декабрь

4.

НОД на логопедическом занятии в рамках методической недели: «Поиграем со звуком Ш»

Декабрь

4.

Систематизация и дополнение портфолио материалами по использованию игровых технологии.

В течение года.

5.

Консультация: «Игровые здоровьесберегающие технологии в коррекционно-развивающем процессе ДОУ»

Январь

5.

Подготовить теоретический материал по теме самообразования.

Февраль

6.

Участие в работе РМО учителей-логопедов и педагогов-психологов МБДОУ Каргасокского района.

  • Консультация «Игра как средство развития и коррекции речи детей дошкольного возраста в условиях внедрения ФГОС »
  • Деловая игра: «Ярмарка речевых игр»

Февраль
Март

7.

Создание презентации по теме самообразования.

Март

8.

Подготовка материалов на сайт МБДОУ д/с № 3 «Теремок» по теме: «Использование игровых технологий в коррекционно — развивающей, логопедической работе »

В течение года

9.

Создание картотеки игр для индивидуальных подгрупповых занятий.

В течение года

3. Изучение специальной литературы.

Название мероприятий

Сроки
выполнения

1.

Изучение материалов на сайтах:

В течение года

2.

  • Бобылёва З.Т. Игры с парными карточками, звуки Р, Л. Настольные логопедические игры для детей 5-7 лет. — М.: ООО «Издательство ГНОМ и Д», 2007г.
  • Бобылёва З.Т. Игры с парными карточками, звуки С,З,Ц. Настольные логопедические игры для детей 5-7 лет. — М.: ООО «Издательство ГНОМ и Д», 2007г.
  • Бобылёва З.Т. Игры с парными карточками, звуки Ш, Ж, Ч, Щ. Настольные логопедические игры для детей 5-7 лет. — М.: ООО «Издательство ГНОМ и Д», 2007г.
  • Васильева С.А., Соколова Н.В. Логопедические игры для дошкольников. — М.: Издательство «Школа-Пресс», 2001.
  • Громова О.Е. Логопедическое лото, учим звук Ж. — М.: ООО «ТЦСфера» 2013г.
  • Громова О.Е. Логопедическое лото, учим звук З. — М.: ООО «ТЦСфера» 2013г.
  • Громова О.Е. Логопедическое лото, учим звук Л-Ль. — М.: ООО «ТЦСфера» 2013г.
  • Громова О.Е. Логопедическое лото, учим звук Р-Рь. — М.: ООО «ТЦСфера» 2013г.
  • Громова О.Е. Логопедическое лото, учим звук С. — М.: ООО «ТЦСфера» 2013г.
  • Громова О.Е. Логопедическое лото, учим звук Ц. — М.: ООО «ТЦСфера» 2013г.
  • Громова О.Е. Логопедическое лото, учим звук Ш. — М.: ООО «ТЦСфера» 2013г.
  • Лазоренко О.И. Логопедическое лото-мозаика.- М.: Издательство «АРКТИ» 2001г.
  • Матыкина И.А. У родителей и деток, вся одежда из монеток. Логопедическое лото — Сайт: www.logorina.ru
  • Матыкина И.А. Футбольный мяч. Логопедическое лото. — Сайт: www.logorina.ru
  • Ткаченко Т.А. Логопедическое лото с картинками. — М,: ООО "Издательство "Эксмо«,2014г.

Октябрь
Ноябрь
Декабрь

4. Обобщение практического опыта по теме, распространение положительного опыта работы.

Название мероприятий

Сроки
выполнения

1.

Изучение опыта работы учителя-логопеда
Матыкиной И.А. по теме: «Игровые приёмы в коррекции звукопроизношения у детей старшего дошкольного возраста» Сайт: 
www.logorina.ru

Сентябрь

2.

Изучение опыта работы учителя-логопеда
Черновой О. О. МБДОУ д/с № 54 г. Щелково по теме: «Разработка и использование логопедических игр и тетрадей как средства повышения мотивации детей в системе логокоррекционной работы». http://metodisty.ru

Декабрь

3.

Изучение опыта работы учителя-логопеда
Жуковой Е.И. МБОУ № 12 «Голубок» г. Коряжма Архангельской области по теме: «Использование игровых технологий как средства повышения эффективности коррекционной работы» http://samarapedsovet.ru

Март

4.

Обобщение практического опыта работы по теме: «Коррекция речи детей дошкольного возраста средствами игровых технологий». Пед. совет МБДОУ д/с № 3 «Теремок»

Апрель

5.

Распространение положительного опыта работы по теме самообразования. РМО учителей — логопедов и педагогов — психологов МБДОУ Каргасокского района.

Май



Предварительный просмотр:

МК ДОУ «Новохоперский детский сад общеразвивающего вида «Ласточка»

                                                                                                                     Подготовила:

учитель-логопед

                                                                                                             Федотова Г.Н.

П. Новохоперский

Эти упражнения проводятся в соответствии с этапами и задачами логопедической работы в начале коррекционного курса. Постепенно количество этих упражнений в середине и конце этого курса сокращается.

Цель упражнения — способствовать нормализации деятельности периферических отделов речевого аппарата.

Упражнения на развитие дыхания способствуют выработке правильного диафрагмального дыхания, продолжительности выдоха, его силы и постепенности, их можно сочетать с движениями рук (вверх — вниз, вверх — в стороны, вверх — на пояс, вверх — на голову и т.д.), туловища (повороты вправо — влево, наклоны вперед, круговые вращения), головы (наклоны к плечу, на грудь, круговые повороты). Например, подняться на носки, руки потянуть вверх — вдох, опуститься на полную ступню, руки на пояс — выдох. Поворот туловища вправо, руки на уровне плеч также отводятся вправо — вдох, возвращение в исходное положение: туловище — прямо, руки опущены вниз — выдох. Поднять голову вверх — вдох, опустить медленно на грудь — выдох и т. д.

В упражнения на развитие дыхания также включается речевой материал, произносимый на выдохе. Например, подняться на носки, руки потянуть вверх — вдох, опускаясь на полную ступню и ставя руки на пояс, длительно тянуть глухой звук с (илиш, ф, х), затем гласные звуки изолированно и в различных сочетаниях с согласными звуками. Далее на выдохе произносятся слова: с открытыми слогами, закрытыми, двух- и трехсложные; фразы, состоящие из трех — пяти слов. Удлинение фразы требует более длительного выдоха.

С произношения на выдохе гласных и согласных звуков начинается работа над голосом. Необходимо воспитывать силу, высоту, длительность звучания и выразительность голоса, которая определяется его тембром. Упражнения в развитии голоса проводятся с музыкальным сопровождением и без него. Гласные пропеваются с изменениями в высоте голоса. Если это упражнение сразу не получается, можно использовать «мурлыканье» или «гудение», чтобы добиться изменения в его высоте. Сила голоса воспитывается в произношении гласных более громко или более тихо, с соответствующим усилением или ослаблением музыкального аккомпанемента. Длительность звучания голоса зависит от продолжительности выдоха. Для воспитания выразительности голоса полезно проводить мелодекламацию: чтение стихотворений (а для взрослых и прозаических текстов) с вопросительной, восклицательной, побудительной и другой интонацией под соответствующую музыку.

Воспитанию четкой дикции способствуют дыхательные, голосовые и артикуляторные упражнения. Вначале под ритмическую музыку или счет педагога гласные обозначаются немой артикуляцией, затем произносятся на шепоте и громко, изолированно и в ряду из 2—3—4 гласных всего ряда. Далее на выдохе произносятсяслоги, слова на шепоте со звуками п, т, к, ф, с, ш (па-по-пу-пы, паф-поф-пуф-пыф и т. д.) и громко, четверостишия, пословицы, поговорки со сменой ударения и темпа речи.

К середине коррекционного курса дыхательные, голосовые и артикуляторные упражнения включаются в подвижные игры, игры-драматизации, в ходьбу с замедлением, в упражнения с хлопками, счетом, пением.

Полезно пение вокализов — мелодии без слов: у, о, а, и. Затем поются гаммы, вводится другой вид связного пения — звучание голоса со скольжением звука с ноты на ноту вверх или вниз, что развивает его гибкость и высоту.

Необходимо развивать диапазон голоса. В звонком, полетном голосе выражены высокие (2000—3000 Гц) и низкие (700—800 Гц) частоты. Повышение уровня высокой форманты (2300—2700 Гц) увеличивает силу и полетность звучания. Начинать следует с произношения звуков м, нс гласными. Голос звучит на среднем регистре, в одной тональности:ммуммоммеэммиммамм. Далее: повышение и понижение голоса на сонорных согласныхм, н с паузами и без пауз при произношении слов и фраз. Например, в инсценировке «Мишка» дети просят у медведицы: «Маммедунам, маммо-локабынамм». Медведица отвечает: «Вотявамм, всемаловамм». Мишки отбегают и вновь пропевают свою просьбу в высоком регистре, медведица грозит им лапой и отвечает в низком регистре: «Вотявамм, вотявамм!»

В занятия по воспитанию дыхания, голоса и артикуляции включается пение и произношение междометий, которые экспрессивно окрашены, выражают эмоции, волевые побуждения человека: радость, боль, гнев, страх: «А! О! Ах! Ох! Ой! Ай-ай-ай!» и т. д. Затем междометия включаются в стихи, которые подбираются таким образом, чтобы окраска звука в них была разной: минорной или мажорной, с соответствующей музыкой. Полезны распевания на материале артикуляторной гимнастики с одновременным развитием мелкой моторики.

Например, упражнение «Муха».

Дети представляют себе ситуацию: как будто муха села на правое колено. Нужно увидеть ее, всмотреться, поймать, почувствовать ее в кулаке, поднести кулак к уху. Слушать, как звенит муха, петь на выдохе: з-з-з. Перед тем, как вдохнуть вновь, раскрыть ладошку, выпустить муху, проследить глазами ее полет.

Петь песенку и одновременно на ударные слоги соединять на обеих руках 2-е, 3-е, 4-е, 5-е пальцы поочередно с первым пальцем руки. На слова «в обморок упали» расслабить кисти, уронить их:

На паркете в восемь пар мухи танцевали, Увидали паука — в обморок упали.

Петь эту же песенку на слогах зум, зу и одновременно дирижировать кистью руки. Кисть должна быть гибкой, четко указывать акценты в музыке.

УПРАЖНЕНИЯ, РЕГУЛИРУЮЩИЕ МЫШЕЧНЫЙ ТОНУС

Эти упражнения позволяют занимающимся овладеть своими мышцами, научиться управлять своими движениями. В содержание

этого раздела входит усвоение понятий «сильно», «слабо» как понятий относительно большей или меньшей силы мускульного напряжения. Понятия «сильно» и «слабо» соответствуют в звучащем процессе терминам «громко» — forteи «тихо» —piano. Дошкольники и младшие школьники знакомятся с громким и тихим звучанием музыкального инструмента сначала в положении стоя или сидя около него и выполняя, например, мягкие движения флажками внизу — на тихое звучание и более сильные взмахи ими над головой — на громкое звучание; кроме флажков, можно использовать барабан, бубен, обруч, ленту. Затем упражнения усложняются. Дети выполняют задания с предметами в процессе ходьбы, бега, поскоков. Так, на сильное звучание дети идут по кругу, размахивают флажками, на тихое — останавливаются, прячут их за спину. Различие звучания можно обозначить и характером шага: на громкое звучание дети идут на всей ступне, на тихое — на носках. Наконец, предлагается одно звучание для ног, другое для рук, связанное со сменой силы звучания. Упражнения с разными построениями приучают детей работать в коллективе. Можно предложить детям следующие упражнения:

Дети сидят в кругу на полу по-турецки. На громкую музыку ударяют ладонями рук об пол, на тихую музыку делают легкие хлопки перед собой.

Стоя в кругу с бубнами в левой руке, дети на громкую музыку ударяют в бубен правой рукой, на тихую музыку берут бубен в правую руку и легко им встряхивают.

На громкую музыку идут по кругу, на тихую — кружатся на одном месте на носках, на громкую музыку идут по кругу, размахивая флажками, на тихую — останавливаются и опускаются на одно колено и т.д.1.

Для старших школьников, подростков и взрослых характер упражнений усложняется по форме построения (поочередные и групповые вступления при смене силы звучания).

Например:

Все стоят в двух шеренгах на расстоянии 6—7 шагов друг против друга, ноги — на ширине плеч. У каждого в правой руке обруч, за который держится левой рукой сосед справа. Образуется неразрывная цепь с обручами в руках. На «тихо» шеренги качаются сначала вправо, а затем влево, перенося тяжесть тела с одной ноги на другую. С переходом на «громко» занимающиеся перебрасывают обручи из одной шеренги в другую, бросает тот, кто держит обруч правой рукой. На «тихо» раскачиваются.

Все слушают музыку с контрастными по силе звучания частями. После прослушивания дирижируют, делая руками сильные взмахи при громком звучании и слабые при тихом.

В работе по воспитанию умения регулировать мышечный тонус можно выделить общеразвивающие и коррекционные упражнения.

Общеразвивающие упражнения многообразны. Помимо всестороннего воздействия' на организм, с помощью этих упражнений можно избирательно воздействовать на развитие мышц спины, живота, плечевого пояса, ног и др. По характеру выполнения они делятся на упражнения с предметами (флажки, мячи, ленты и пр.) и без предметов. В упражнениях с предметами развиваются сила

1Пу н и и а 3. Е. и др. Ритмика для детей с расстройствами слуха и речи. М., 1948.движений, ловкость, четкость, быстрота реакции, глазомер. Особое внимание следует уделить упражнениям с мячами. Используются мячи всех размеров: большие (при отталкивании подвешенного мяча), средние (при перекатывании и ловле), маленькие (при выполнении бросков, передаче по ряду и переносе). В этих движениях чередуется напряжение и расслабление, снимается излишнее напряжение с мышц, когда упражнение уже освоено на уровне двигательного навыка.

Коррекционные упражнения применяются для укрепления мышц, стоп и туловища, для развития функции равновесия, формирования правильной осанки. Упражнения в положении лежа на животе по подтягиванию на руках по гимнастической скамейке и наклонной доске, в лазанье по гимнастической стенке, в перелезании через скамейки, пролезании между рейками лестничной пирамиды или вышки укрепляют мышцы спины и плечевого пояса, влияют на формирование правильной осанки.

Чувство равновесия развивается в процессе ходьбы, бега, прыжков, метания и других упражнений. Для развития равновесия полезно включать в занятия упражнения на уменьшенной площади опоры (дорожка из канатов, доска), с изменением ее высоты (наклонная доска, скамейка), подвижности опоры (мостик-качалка), расположения в пространстве (горизонтально, наклонно). Эти упражнения выполняются под спокойную, умеренную музыку, с выраженными акцентами, указывающими начало и окончание движения. В качестве специальных средств тренировки функции равновесия используются: кружение на месте переступанием с последующим приседанием по звуковому сигналу, а также остановки во время ходьбы и бега по звуковому сигналу, подпрыгивания на месте с поворотами, перешагивание через предметы (кубики, палки, рейки, канат).

Примеры упражнений.

Вращение кистями рук вверху (3—5 секунд) — напряжение мышц рук и верхнего плечевого пояса, с последующим опусканием рук вниз — расслабление. Повторить 2—3 раза.

Притопывания нотами, руки за спиной — мышцы напряжены (5—8 секунд), руки опущены, исходное положение — основная стойка, мышцы расслаблены.

Легкие и тяжелые руки. (Музыка: венгерская народная мелодия.)

Дети стоят в колоннах. Исходное положение: основная стойка, руки за спиной. Первая часть музыки и ее повторение: такты 1—2— плавный подъем рук вперед до уровня плеч и опускание рук вниз и за спину; такты 3—4, 5—6, 7—8— повторение движений 1—2-го тактов.

Вторая часть музыки и ее повторение: такты 9—12—сильное качание рук вперед и назад, до уровня плеч. Колени слегка пружинят, руки сжимаются в кулаки; такты 13—16—руки плавно поднимаются и опускаются вниз и за спину, как в первой части музыки. Усилению и ослаблению музыкального звучания соответствует усиление и ослабление мышечного напряжения.

Эти упражнения воспитывают умение менять мышечный тонус. Регуляция мышечного тонуса в игровой форме.

Игра с водой. (Любая подвижная мелодия на размер —-.)

Дети сидят на полу, будто бы на берегу реки, руки опущены 1) Плавно развести руки в стороны и назад, как бы в воде, сближая лопатки и

несколько отклоняя корпус назад, затем возвратиться в исходное положение, будто захватывая воду кистями рук.

2) Кистями рук легко бить по воображаемой воде.

Веселые ножки. (Любая плясовая мелодия.)

Дети сидят на стульях, упершись руками в бедра, локти в стороны.

Вначале ставят правую ногу на пятку, сильно согнув ее в подъеме: носок смотрит вверх, пальцы свободны; затем выпрямляют ее, касаются пола кончиками пальцев и приставляют к другой ноге. То же, левой ногой. То же, обеими ногами вместе.



Предварительный просмотр:

МК ДОУ «Новохоперский детский сад общеразвивающего вида «Ласточка»

                                                                                                                     

                                                                                                              Подготовила:

учитель-логопед

                                                                                                             Федотова Г.Н.П. Новохоперский

Логопеды говорят: «Чем раньше начать бороться с проблемой, тем лучше будет результат». Когда же стоит привести малыша на консультацию к логопеду, и на какие особенности в речи крохи стоит обратить внимание?

Когда ребенку исполняется уже 4-5 лет, можно объективно говорить о правильном произношении звуков, построении фраз и т.д. Однако даже в возрасте до года можно обнаружить некоторые проблемы, которые необходимо корректировать. Именно ранняя помощь специалиста будет максимально результативной. Если у Вас возникли хоть какие-то сомнения в правильности развития речи Вашего ребенка – приходите на приём к логопеду. Не стоит ждать 5-7 -летнего возраста, когда многие речевые проблемы станут глобальными и будут мешать усвоению школьных знаний. Чистое звукопроизношение, сформированный фонематический слух и определенный словарный запас – стандартные требования для поступления в школу. Если речь Вашего ребенка развивается в рамках возрастной нормы – логопед сообщит об этом, успокоив Вас и развеяв все сомнения. А также даст Вам рекомендации для дальнейшего успешного освоения языка и развития речи Вашего малыша.

А если речь Вашего ребенка не соответствует возрастным нормам, логопед объяснит специфику нарушения, даст необходимые рекомендации, назначит и проведет с Вашим малышом необходимые занятия по исправлению всех недостатков речи.

Некоторые признаки, которые первично могут увидеть у своего ребенка и сами родители:

Малыш «захлёбывается» речью, торопиться высказать свои мысли. В результате мы слышим обрывки слов, переходящие в набор гласных, темп речи очень быстрый, ребенок судорожно вдыхает, пытаясь высказать свою мысль.

Выдоха у ребенка не хватает на фразу, добирает воздух посреди слова. Слова прерываются, создается впечатление всхлипывания.

Малыш не стремиться к общению. Общение со взрослыми и сверстниками сводится к минимуму, ребенок играет один или участвует только в «неречевых» играх (например: салочки, догонялки), ребенок неохотно отвечает на вопросы взрослого, старается ответить жестами.

Сильная назализация голоса – ребёнок говорит «в нос», гнусаво. Создается ощущение, что у ребенка постоянный насморк и заложен нос (при том, что ребенок не простужен и не болен).

Малыш говорит неэмоционально, монотонно, невыразительно. Ребенок «бубнит себе под нос», большую часть фразы разобрать и понять невозможно, в речи отсутствует передача настроения, оттенки эмоций.

Не интересуется окружающим, не задаёт вопросы. Ребенок довольствуется бытовыми ответами (например: «да», «нет», «неа», «там»), не используя полные предложения. На прогулке, дома, при чтении книг у ребенка не возникает вопросов «Почему?», «А что это?», «А зачем?», «А как…?».

  Уже к двум годам кроха должен не только хорошо понимать речь взрослых, но и уметь выразить свои желания простыми предложениями. Если к 2,5 годам ребенок явно понимает взрослых, но свои мысли выражает исключительно жестами, не формулирует простые фразы типа «хочу пить», следует обязательно посетить логопеда. Обратите внимание, в этом возрасте не важно, как ребенок произносит «трудные» звуки, значение имеет в основном характер речевой активности.

Можно и нужно самим заниматься с ребенком, чтобы свести к минимуму необходимость обращения к логопеду:

  • Говорить с ребенком, говорить четко и понятно;
  • Говорить эмоционально;
  • Говорить ребенку «в глаза» (чтобы он видел рот говорящего);
  • Обязательно читать и петь ребенку, играть с ним в пальчиковые игры, учить потешки, стихи, песенки, скороговорки;
  • Не использовать в своей речи «детских» слов (ням-ням, бо-бо, бибика и т.д.);
  • После появления зубов (ознакомьтесь с рекомендациями педиатров) ребенок должен получать и твердую пищу, которую нужно кусать и пережевывать.

 Правильная и красивая речь даст Вашему ребенку блестящую возможность успешно овладевать знаниями, стремиться к новым вершинам и свершениям, как в повседневной жизни, так и в становлении его будущей карьеры. И тогда, возможно, именно Ваш ребенок станет великим актёром, выдающимся политиком или даже президентом… Заложите основу успешности Вашего ребенка уже сейчас!



Предварительный просмотр:

МК ДОУ «Новохоперский детский сад общеразвивающего вида «Ласточка»

                                                                                                                     Подготовила:

учитель-логопед

                                                                                                             Федотова Г.Н.

П. Новохоперский

Вы хотите, чтобы ваш ребенок, став взрослым, добился в жизни успехов, сделал блестящую карьеру, преуспевал в бизнесе? Конечно же, дорогие папы и мамы, бабушки и дедушки, вы хотите, чтобы ваш малыш состоялся как личность, чувствовал себя свободным и уверенным всегда и во всем.

Тогда учите вашего ребенка говорить! Говорить он должен правильно. Ведь учась говорить, ребенок учится логически мыслить. Не заглядывая в отдаленное будущее, попробуйте оценить сегодняшнее состояние речи своего малыша. Часто можно услышать, как взрослые говорят ребенку: «Что же ты не научишься правильно говорить? Все твои товарищи уже хорошо говорят! И ты старайся. Скажи: Миша надел шапку и пошел в сад». Ребенок очень старается, ему хочется сказать правильно, но он не умеет произносить ш, ж, и у него получается: «Миса надел субу, сапку и посол в сад».

Ребенку нужно умело и вовремя помочь, а не ограничиваться выговорами. Вы заметили, что сверстники смеются над неправильной речью малыша? В таких случаях ребенок может постепенно обособиться от сверстников, что еще больше задержит развитие речи и отрицательно повлияет на его характер: он станет раздражительным, замкнутым, обидчивым. Некоторые дети начинают безобразничать, выискивая, чем бы заняться, пока все остальные читают и рассказывают.

Неправильное произношение приносит ребенку много огорчений и трудностей в детском саду, а в школе эти трудности возрастают. Недостатки устной речи влияют и на письменную речь. Ребенок плохо справляется со звуковым анализом слов, часто вместо одной буквы употребляет другую, пишет так, как говорит.

У ребенка прозвище «Картавый» или «Шепелявый», не ваша ли в этом вина? Уделяете ли вы должное внимание тому, чтобы ребенок вовремя научился четко выговаривать все звуки и овладел правильной речью?

Чистое произношение, лексическое богатство, грамматически правильная и логически связанная речь – заслуга прежде всего семейного воспитания. И, напротив, недостаточное внимание к речи ребенка нередко становится главной причиной дислалии – дефектов произношения, невыговаривания или искажения звуков.

Устранить такие дефекты, сформировать и закрепить правильную артикуляцию звуков вашему ребенку поможет учитель – логопед. И все-таки основную нагрузку в обучении ребенка правильной речи вы должны взять на себя.

В настоящее время выпускается большое количество литературы в помощь родителям по исправлению недостатков произношения. Они помогут любящим родителям понять специфику речевого развития ребенка и овладеть необходимыми навыками оказания логопедической помощи своему малышу, в частности, в работе над постановкой самых трудных для него звуков.

Трудных звуков как, правило, девять – свистящие с, з, ц, шипящие – ж, ш, ч, щ, сонорные – л, р. Они позднее, чем другие звуки, осваиваются детьми, а некоторые из них вообще могут не получиться у ребенка без помощи взрослого.

Разумеется, ваш малыш может не выговаривать один из этих звуков или два – три. Разобравшись, почему не даются ребенку трудные звуки, вы сможете вовремя забить тревогу и обратиться к логопеду. А поняв систему логопедической работы, имея под рукой конкретные методики, вы сможете дома уверенно заниматься с ребенком по рекомендации специалиста.

От вас же, любящие родители, потребуется совсем немного – набраться терпения, заинтересовать ребенка и включить его в целенаправленную работу. При этом нельзя забывать элементарные принципы обучения:

  • Ребенок должен учиться, играя.
  • Принуждать ребенка заниматься нельзя. Занятия дадут наилучший результат при сочетании разных приемов обучения.

Обучающий может научить обучаемого, только если сам в достаточной мере владеет материалом, сам произносит звуки правильно.

В сотворчестве с ребенком вы можете добиться многого: научите его отличать правильное произношение от дефектного, контролировать собственное произношение и оценивать качество произношения звуков, различать звуки на слух и воспроизводить их правильно; поможете ему сформировать речедвигательные навыки, развить внимание, память и интеллект; подготовите его к освоению письма.

                                        Кто хочет разговаривать,

Тот должен выговаривать

Все правильно и внятно,

Чтоб всем было понятно.

Мы будем разговаривать

                                        И будем выговаривать

Так правильно и внятно,

Чтоб всем было понятно



Предварительный просмотр:

Консультация для родителей, воспитателей, педагогов

ТЕМА: «Особенности развития речи детей в дошкольном возрасте: звуковая культура речи, грамматический строй, связная речь».

Учитель-логопед: Федотова Г.Н.

 Без речевого общения невозможно полноценное развитие ребенка. Речь включает в себя несколько составляющих сторон: фонематическую (звуковая культура), лексическую, грамматический строй, связную речь.

ДЕТИ 3 – 4 ЛЕТ (вторая младшая группа)

В этом возрасте у ребенка возрастает внимание к звуковой стороне речи, что влияет на его произносительные умения, хотя в большинстве случаев речь детей этого возраста далеко несовершенна. Она характеризуется общей смягченностью, многие звуки не произносятся. Но это не означает, что не следует заниматься с детьми, чтобы их речь была внятной, неторопливой и громкой (варьировать силу голоса, высоту и темп речи). Лучшим образцом служит речь взрослого. Замечания не лучший способ исправить ошибки ребенка, тем более, что они вполне естественны в этом возрасте. Если ребенок в возрасте 3 лет не произносит или неправильно произносит согласные звуки, особенно шипящие, свистящие, сонорные (р,л) – это надо воспринимать как явление вполне допустимое. Вместе с тем упражнения, направленные на их постановку у ребенка очень важны. Это звукоподражания ветру (ш - ш - ш), мотору (р – р – р ), часам (тик – так), насосу (с – с – с), водичке (ть –ть –ть) и др. Если у ребенка не воспитано внимание к звуковой стороне речи, слуховое внимание, или он не проявляет никакого интереса к ней и занятиям ею, то это может негативно сказаться на овладении им другими сторонами речи: лексикой, грамматикой (не говоря уже о произношении и интонационной выразительности).

ДЕТИ 4 - 5 ЛЕТ (средняя группа)

На пятом году жизни происходят значительные изменения в речевом развитии ребенка: совершенствуется речевой слух, грамматический строй речи, развивается связная речь, обогащается словарь. Ребенок начинает точнее излагать свои мысли. Более свободно общаться со взрослыми и сверстниками. Основное внимание уделяется звуковой культуре и хорошей дикции. Попутно развивают фонематический слух, речевое дыхание, интонационную выразительность и темп речи. Дети в этом возрасте в большинстве своем уже четко произносят все звуки родного языка. Если ребенок нечетко произносит свистящие, шипящие и сонорные согласные звуки – нужно обратить на это внимание. Дети могут выделять звук в слове, в специально подобранном речевом материале (потешки, чистоговорки, считалки и т.д.) Ребенок 4 лет восприимчив к ритмико-слоговой структуре слов настолько, что может подобрать слова-друзья: овечка-печка, галка-палка. Кроме того, у детей хорошо развит голосовой аппарат, они могут менять громкость голоса (произносить громко или тихо одни и те же слова, фразы), а также варьировать темп речи (говорить быстро, медленно, протяжно, выделяя голосом отдельные звуки). Дети используют интонационную выразительность чтения стихов, сказок, инсценируя их, читают по ролям, разными голосами за животных и персонажей.

ДЕТИ 5 - 6 ЛЕТ (старшая группа)

Дети этого возраста способны четко произносить трудные звуки: шипящие, свистящие, сонорные. Дифференцируя их в речи, они закрепляют их в произношении. Если недостатки произношения носят устойчивый характер, следует обратиться к логопеду. Отчетливая речь становится нормой для 5-летнего дошкольника в повседневной жизни, а не только во время специальных коррекционных занятий с ним. У детей совершенствуется слуховое восприятие и развивается фонематический слух. Дети могут различать определенные группы звуков, выделять из группы слов, фраз слова, в которых есть заданный звук. Этому способствует такой материал, как стихи, потешки, считалки. У детей 5 лет появляется критическое отношение к своей речи и речи сверстников и взрослых. Они уже знают, как согласовываются прилагательные с существительными в роде, числе; правильно используют существительные единственного и множественного числа в родительном падеже; употребляют в речи сложнопожчиненные предложения. Однако возможны и ошибки: «ботинков» (вместо ботинок), «тапочков» (вместо тапочек) и др.

ДЕТИ 6 - 7 ЛЕТ (подготовительная к школе группа)

 У детей этого возраста недостатки в произношении встречаются редко, лишь в отдельных случаях (в норме). Некоторые дети продолжают неправильно произносить шипящие или сонорные, реже – твердые и мягкие, звонкие и глухие согласные. С такими детьми индивидуально занимается логопед. Обычно дети 6 лет говорят внятно и четко. Ошибки бывают в правильности постановки ударения. Кроме того, с детьми, у которых обнаруживаются недостатки в умении управлять голосом, изменять темп речи, а также в овладении интонационной выразительностью, логопед организует дополнительные занятия для развития речевого слуха и внимания. Речь ребенка обогащается грамматическими формами и конструкциями. Дети 6 лет правильно изменяют и согласовывают слова в предложении, могут создавать трудные грамматические формы существительных, прилагательных, глаголов. Они самостоятельно образовывают слова, обозначающие человека определенной профессии, детенышей животных, предметы посуды, подбирают однокоренные слова. И самое главное, дети способны критически относиться к своим грамматическим ошибкам, они, как правило, стремятся к правильности и точности речи. Если ребенок 6 лет не овладел лексикой, грамматикой родного языка, то причину недоразвития речи можно обнаружить, обратившись за помощью к специалистам (логопеду, психологу, дефектологу) Желаем удачи!



Предварительный просмотр:

МК ДОУ «Новохоперский детский сад общеразвивающего вида Ласточка»

АРТИКУЛЯЦИОННАЯ  ГИМНАСТИКА -

КАК ОСНОВА ПРАВИЛЬНОГО ПРОИЗНОШЕНИЯ

Учитель-логопед

                                                                                                 Федотова Г.Н.  

П. Новохоперский

2016г.

Любой из нас пришёл на свет на этот

Творить добро, надеяться, любить,

Смеяться, плакать, но при всём при этом

Должны мы научиться ГОВОРИТЬ.

         Гимнастика для рук, ног - дело нам привычное и знакомое. Понятно ведь, для чего мы тренируем мышцы - чтобы они стали сильными, ловкими, подвижными. А вот зачем язык тренировать, ведь он и так "без костей"? Язык - главная мышца органов речи. И для него, как и для всякой мышцы, гимнастика просто необходима. Ведь язык должен быть достаточно хорошо развит, чтобы выполнять тонкие целенаправленные движения, именуемые звукопроизношением.

      Недостатки произношения отягощают эмоционально-психическое состояние ребенка, мешают ему развиваться и общаться со сверстниками. Научить детей дошкольного возраста говорить чисто и правильно – важнейшие цели, которые стоят перед логопедами. Недостатки звукопроизношения могут явиться причиной отклонений в развитии таких психических процессов, как память, мышление, воображение, а также сформировать комплекс неполноценности, выражающийся в трудности общения. Своевременное устранение недостатков произношения поможет предотвратить трудности в овладении навыками чтения и письма. Чтобы эта проблема не возникала у ребенка в дальнейшем, стоит начать заниматься артикуляционной гимнастикой как можно раньше.

     Артикуляционная гимнастика — это совокупность специальных упражнений, направленных на укрепление мышц артикуляционного аппарата, развитие силы, подвижности и дифференцированности движений органов, участвующих в речевом процессе.

       Артикуляционная гимнастика длится не более 5-8-10 минут. Чем чаще и качественнее выполняется гимнастика, тем эффективнее пройдет постановка звука. Ежедневное выполнение гимнастики укрепляет мышцы речевого аппарата, при этом движения языка, губ становятся точными, сильными, уверенными. Ребёнок с помощью гимнастики учится дифференцировать движения речевых органов, участвующих в процессе образования звуков, учится длительно удерживать артикуляционную позу.

     Передо мной как  специалистом, работающим с детьми с речевыми нарушениями, стоит задача поиска эффективных методов формирования произносительных возможностей, создания такой артикуляционной базы, которая обеспечивала бы успешное овладение навыками нормативного произношения. Требуется понимание сути расстройства, осмысленный нестандартный подход в работе, постепенное формирование у ребёнка прочных навыков. Необходимо формировать у дошкольников мотивы, волевые качества, необходимые для продолжительной работы, дающей стабильные результаты. И всё это нужно делать легко, непринужденно, в игровой форме, заинтересовывая ребёнка, не превращая занятия в нудные тренировки.

   Ежедневные занятия гимнастикой, к сожалению, снижают интерес детей к этому процессу, что в свою очередь приводит к уменьшению эффективности выполнения артикуляционных упражнений.

   Исходя из того, что мышление дошкольников носит наглядно – образный характер, большинство артикуляционных упражнений связано с определенными игровыми образами. Данные картинки-символы используются мною как и на начальном этапе проведения артикуляционной гимнастики, так и даются детям в качестве   домашнего задания и вклеиваются в тетрадь. Эти символы ребенок должен раскрасить и повторить данные упражнения перед зеркалом дома.  

   Символы упражнений расположены над зеркалом для индивидуальных занятий,  сделаны альбомы с комплексами упражнений для активных органов артикуляции, а так же специфические комплексы упражнений с учетом фонетической группы.  

    Данные символы используются мною и в таких игровых пособиях:

- артикуляционные кубики;

- артикуляционные круги; Эти пособия созданы для работы над определённой группой звуков.

- игра "Весёлая рыбалка" направлена не только на развитие артикуляторной моторки, но и зрительной ловкости в  умении "поймать" рыбку;

- артикуляционная игра «Путешествие язычка» с использованием игрового поля, фишек-игрушек и кубика позволяет провести артикуляционную гимнастику в форме соревнования, игры-путешествия;

- пособие "Волшебный мешочек", где ребята с удовольствием отыскивают  угадывают  и достают игрушку из мешочка и используя игровое поле "Путешествие язычка" расставляют найденные фигурки на картинки-символы, выполняя при этом упражнение.

     Выполнение артикуляционных упражнений с  применением  «волшебных  палочек — помогалочек, а так же с использованием нетрадиционных упражнений с шариком и ложкой способствуют  совершенствованию  артикуляционной моторики.

   В "копилке" любого логопеда имеются "Сказки о Весёлом язычке", которые позволяют в забавной форме выполнить необходимые упражнения. Каждый раз приступая к занятию, можно рассказывать новую сказку, а также придумывать свои, что будет являться  дополнительным стимулом  и быстрее приведет к желаемому результату!  Сказки имеют и традиционную форму - стихотворение, сказка  и  загадки, а так же и более современную - мультимедийная презентация.

    Учитывая склонность детей к подражанию, наглядным формам мышления, игре, я изготовила дидактическое пособие "Язычок", который одевается на руку взрослого и ребенка.   Играя с язычком, ребёнок узнаёт, что у язычка есть кончик, спинка, корешок.  Картинку язычка рисуем в тетради и подписываем "Мой язычок".  Знакомясь с новым звуком, ребёнок узнаёт, где находится кончик, спинка, корешок.  Это хороший игровой приём для самоккорекции произношения, исследования звуков.

   Выполняя артикуляционные упражнения с  помощью вязаного язычка происходит соединение движений кистей рук с движениями органов артикуляционного аппарата. Данная форма работы носит название БИОЭНЕРГОПЛАСТИКА. В момент выполнения артикуляционного упражнения рука показывает, где и в каком положении находится язык, нижняя челюсть или губы. Сначала рукавичка-язычок одевается на ведущую руку ребёнка, а уже после того как отработано упражнение руки и язычка,  мы добавляем и вторую руку.

  Так же мною изготовлена дидактическая кукла Лягушка-Квакушка, которую использую в работе по коррекции артикуляторных расстройств. С ее помощью можно модифицировать вышеуказанный прием и вместе с тем она является занимательным персонажем в сюжете занятия и создает благоприятный эмоциональный фон.

   Квакушка – это мягкая игрушка с раскрывающимся ртом. Голова лягушки сшита таким образом, что можно вложить руку с тыльной стороны головы в язык, сделанный в виде красного мешка Логопед, манипулируя этим языком, демонстрирует артикуляционные движения, уклады. При этом он дает возможность детям ощупывать язык лягушки, подключая к работе тактильный анализатор. Ярко-красный цвет языка и его размер улучшают зрительное восприятие артикуляции. В целом работа с этой замечательной игрушкой повышает заинтересованность детей. Кстати, Лягушку-Квакушку можно использовать как поощрение, а именно предложить провести артикуляционную гимнастику вместе с лягушкой наиболее старательному ребенку.

    Упражнения, которые преподносятся детям в игровой форме основаны на непроизвольных движениях, не утомляют их, не вызывают негативных реакций и отказа от выполнения в случае неудачи.

      Таким образом, артикуляционные  упражнения преподносятся детям в виде сказок, стихов, загадок, считалок, образных иллюстраций, слайдов. Занятие становится интересным, увлекательным, эмоциональным. Ребёнок не замечает, что его учат. А это значит, что процесс развития артикуляционной моторики протекает активнее, быстрее, преодоление трудностей проходит легче.

Список литературы

  1. Анищенкова Е. С. "Артикуляционная гимнастика для развития речи дошкольников", Издательство: АСТ. 
  2. Воробьева Т.А., Крупенчук О.И. «Логопедические упражнения. Артикуляционная гимнастика». – Санкт-Петербург, 2007.
  3. Куликовская Т. А. Артикуляционная гимнастика в стихах и картинках. Пособие для логопедов, воспитателей и родителей.- М.: ГНОМ и Д, 2007.
  4. Коноваленко В.В., Коноваленко С.В. Хлоп-топ. Нетрадиционные приёмы коррекционной логопедической работы с детьми 5-9 лет. — М.: ГНОМ и Д, 2004.
  5. Коноваленко В.В., Коноваленко С.В. Хлоп-топ. Нетрадиционные приёмы коррекционной логопедической работы с детьми 5-9 лет. — М.: ГНОМ и Д, 2004.
  6. Куликовская Т. А. Артикуляционная гимнастика в стихах и картинках. Пособие для логопедов, воспитателей и родителей.- М.: ГНОМ и Д, 2007.
  7. Фомичева М.Ф. Воспитание у детей правильного произношения. — М.: Просвещение, 1989.



Предварительный просмотр:

Основные артикуляционные упражнения

для постановки звуков:

   ТОЛСТЯЧОК. Надувать одновременно обе щеки и удерживать под счёт до 5. Выполнять 6 – 8 раз
Указания. 1. Вдох делать через нос. 2. Следить, чтобы при надутых щеках изо рта не выходил воздух.
   ХУДЫШКА. При сомкнутых губах и опущенной нижней челюсти втягивать щёки в ротовую полость. Удерживать под счёт до 5. Выполнять 6 – 8 раз.  Указания. 1. Вдох делать через нос. 2.Следить за удержанием заданного положения, чтобы ребёнок не расслаблял щёки раньше времени.
   УЛЫБОЧКА. Улыбнуться, с напряжением обнажив сомкнутые зубы. Удерживать данное положение под счёт до 5. Выполнять 6 – 8 раз.
Указания.1. Прикус должен быть естественным. 2. Нижняя челюсть не должна выдвигаться вперёд.
   ХОБОТОК. Губы и зубы сомкнуты. Губы с напряжением вытянуть вперёд трубочкой. Удерживать данное положение под счёт до 5. Выполнять 6 – 8 раз.
Указания. 1. Следить, чтобы ребёнок удерживал губы в заданном положении, не расслабляя их раньше времени.

    ЗАЙЧИК. Зубы сомкнуты. Поднимать верхнюю губу вверх, чтобы были видны верхние зубы (5 раз). Затем опускать нижнюю губу вниз, чтобы были видны нижние зубы (5 раз). Выполнять 3 – 4 раза.
Указания. 1. При поднимании верхней губы следить, чтобы нижняя была расслаблена, не поднималась вверх. 2. При опускании нижней губы верхняя должна оставаться в обычном положении, не опускаться за нижней губой.
    ПТЕНЧИК. Широко открыть рот («птенчик просит есть»), язык спокойно лежит в ротовой полости. Удерживать заданное положение под счёт до 5. Выполнять 6 – 8 раз.
Указания. 1.Следить, чтобы во время выполнения упражнения рот был широко открыт, не закрывался. 2. Язык не должен втягиваться вглубь ротовой полости, он должен быть расслаблен, лежать спокойно, не двигаться.
     НАКАЖИ НЕПОСЛУШНЫЙ ЯЗЫЧОК.     Приоткрыть рот, широкий язык спокойно положить на нижнюю губу и, пошлёпывая его губами, произносить звуки «пя-пя-пя». Затем остановиться и, не убирая язык в ротовую полость, удерживать его широким в спокойном состоянии при открытом рте под счёт до 5-10. Выполнять 4-5 раз.
Указания. 1. Язык должен быть расслабленным, широким, его края должны касаться углов рта. 2. Нижняя губа не должна подворачиваться или натягиваться на нижние зубы. 3. Похлопывать язык губами надо несколько раз на одном выдохе, при этом важно следить, чтобы ребёнок не задерживал выдыхаемый воздух (чтобы это проверить, надо поднести ватку ко рту; при правильном выполнении она будет отклоняться).
   ЛОПАТОЧКА. Слегка улыбнуться, приоткрыть рот. Широкий спокойный язык положить на нижнюю губу. Удерживать в таком положении под счёт до 5-10. Выполнять 6 – 8 раз.
Указания. 1. Язык должен быть расслабленным, широким, его края должны касаться углов рта. 2. Нижняя губа не должна подворачиваться или натягиваться на нижние зубы. 3. Не высовывать язык далеко, он должен только прикрывать нижнюю губу.

    ИГОЛОЧКА. Приоткрыть рот, слегка высунуть язык изо рта. Сделать его узким («как иголочка»), удерживать в таком положении под счёт до 5-10.
Указания. 1. Следить, чтобы язык был узким; его края не должны касаться углов рта. 2. Стараться удерживать язык в спокойном состоянии.
    ЧАСИКИ. Улыбнуться, приоткрыть рот, высунуть язык. На счёт «раз – два» переводить язык из одного угла рта в другой, тянуть его то к правому, то к левому уху.
Указания. 1. Нижняя челюсть должна оставаться неподвижной. 2. Темп выполнения не должен быть быстрым.

    КАЧЕЛИ. Приоткрыть рот, высунуть язык. По указанию взрослого («вверх» - «вниз» - «вверх» - «вниз» - ... и т.д.) ребёнок должен поочерёдно поднимать язык вверх и опускать вниз, тянуться то к носу, то к подбородку.
Указания. 1. Нижняя челюсть должна оставаться неподвижной. 2. Следить, чтобы при подъёме языка рот был приоткрыт, нижняя губа не подталкивала язык вверх.
     ПОЧИСТИ ЗУБКИ. Улыбнуться, приоткрыть рот. Кончиком языка «почистить» сначала нижние, затем верхние зубы с внутренней стороны, делая движения языком вправо – влево. Выполнять 5 – 6 раз.
Указания. 1. Язык находится с внутренней стороны зубов, не высовывается из ротовой полости. 2. Нижняя челюсть неподвижна. 3. Темп выполнения не должен быть быстрым.
     ПОСЧИТАЙ ЗУБКИ. Улыбнуться, приоткрыть рот. Кончиком языка упираться в каждый зуб с внутренней стороны сначала нижней челюсти, затем верхней. Выполнять 2 раза
Указания. 1. Язык находится с внутренней стороны зубов, не высовывается из ротовой полости. 2. Нижняя челюсть неподвижна. 3. Следить, чтобы рот был приоткрыт, не закрывался во время выполнения упражнения.
      КИСКА СЕРДИТСЯ. Улыбнуться, открыть рот. Кончиком языка упереться в нижние зубы (с внутренней стороны). На счёт «раз» - выгнуть язык горкой («как киска выгибает спинку, когда сердится»), упираясь в нижние зубы. На счёт «два» - вернуться в исходное положение. Выполнять 6 – 8 раз.

Указания. 1. Кончик языка не отрывается от нижних зубов. 2. Рот не должен закрываться.
      ЧАШЕЧКА. Улыбнуться, открыть рот. Широкий язык положить на нижнюю губу, края языка поднять вверх в форме чашечки. Удерживать в данном положении под счёт до 5. выполнять 5 – 6 раз.
Указания. 1. Рот открыт; нижняя челюсть не должна подталкивать язык вверх. 2. Следить, чтобы нижняя губа не натягивалась на нижние зубы (на начальных этапах можно придерживать её пальцем).



      ВКУСНОЕ ВАРЕНЬЕ. Улыбнуться, приоткрыть рот. Языком в форме чашечки облизывать верхнюю губу сверху вниз (можно помазать её вареньем). Выполнять 8 – 10 раз.
Указания. 1. Язык должен двигаться сверху вниз (а не влево - вправо). 2. Рот открыт; нижняя челюсть неподвижна, не подталкивает язык вверх. 3. Нижняя губа не должна натягиваться на нижние зубы.
    ТРУБОЧКА. Открыть рот. Поднять боковые края языка вверх, свернув язык трубочкой. Длительно подуть в эту трубочку.
Указания. 1. Выдох должен быть плавным, длительным, непрерывным. Можно положить на стол ватку и дуть на неё. 2. Щёки не должны надуваться. 3. Следить, чтобы ребёнок не делал слишком глубокий вдох и резкий выдох.
    МАЛЯР. Улыбнуться, открыть рот. Широким кончиком языка погладить нёбо от зубов к горлу. Выполнять 8 – 10 раз.
Указания.. 1. Следить. Чтобы язык был широким. 2. Нижняя челюсть неподвижна. 3. Нижняя губа не должна натягиваться на нижнюю челюсть.
    ИНДЮКИ. Приоткрыть рот, положить язык на верхнюю губу и производить движения широким передним краем языка по верхней губе вперёд – назад, стараясь не отрывать язык от губы, как бы поглаживая её. Темп выполнения постепенно убыстрять, затем добавить голос, чтобы слышалось «бл-бл-бл» («как индюки болбочут»). Выполнять 6 – 8 раз.

Указания. 1. Следить, чтобы язык был широким и не сужался. 2. Движения языка должны быть вперёд – назад, а не из стороны в сторону. 3. Язык должен облизывать верхнюю губу, а не выдвигаться вперёд.
    ЛОШАДКА. Приоткрыть рот и пощёлкать кончиком языка («как лошадка цокает копытами»). Упражнение выполняется сначала медленно, затем темп выполнения постепенно увеличивается. Выполнять 10 – 20 раз.
Указания. 1. Нижняя челюсть неподвижна, работает только язык. 2. Кончик языка не должен быть вытянут и заострён. 3. Следить, чтобы кончик языка не подворачивался внутрь, т.е. чтобы ребёнок щёлкал языком, а не чмокал.
    ГРИБОК. Улыбнуться, открыть рот. Присосать широкий язык к нёбу (это шляпка грибка, а подъязычная уздечка – ножка). Держать под счёт до 3-10 (время выполнения увеличивать постепенно), выполнять 3 – 4 раза.
Указания. 1. Губы должны быть в улыбке. 2. Кончик языка не должен подворачиваться. 3. Если ребёнку не удаётся присосать язык, то можно пощёлкать языком, как в упражнении «Лошадка».
      ГАРМОШКА. Улыбнуться, открыть рот, присосать язык к нёбу (как в упражнении «Грибок»). Не отрывая языка, закрывать и открывать рот. Выполнять под счёт до 3 – 10 (время выполнения увеличивать постепенно). Со временем стараться открывать рот всё шире и всё дольше удерживать язык вверху.
Указания. 1. Губы должны быть в положении улыбки. 2. Когда открывается рот, следить, чтобы губы были неподвижны.

     ДЯТЕЛ. Улыбнуться, открыть рот. Кончик языка поставить на бугорки за верхними зубами. Ударять кончиком языка по бугоркам («как дятел стучит по дереву»), при этом будет слышатся звук, близкий к звуку «д». Сначала упражнение выполнять медленно, постепенно убыстряя темп.
Указания. 1. Рот должен быть всё время приоткрыт, губы в улыбке, нижняя челюсть неподвижна; работает только язык. 2. Ударять языком надо именно по бугоркам, а не по верхним зубам. 3. Следить, чтобы звук «д» носил характер чёткого удара, а не хлюпал. 4. Кончик языка не должен подворачиваться.
                   

       УСПЕХОВ!

Составила: учитель-логопед Федотова Г.Н.

МК ДОУ «Новохоперский детский сад общеразвивающего вида «Ласточка»

АРТИКУЛЯЦИОННАЯ ГИМНАСТИКА

   Логопедическая разминка, логозарядка - это такие специальные упражнения, которые улучшают подвижность артикуляционного аппарата. Гимнастика помогает сделать речь четкой, при этом ребёнок не должен чувствовать, что его принуждают.      

              Повторяйте упражнения при каждом удобном случае:

  • Утром, когда мы чистим зубки, можно повторить перед зеркалом некоторые упражнения для язычка: "Часики", "Качели", "Чистим зубки", "Лошадка", "Горка".
  • Послушайте, как шумит вода из крана, и повторите "Песенку водички" ("Сссс").
  • Идем пить чай на кухне и сделаем упражнение "Чашечка".
  • Послушай, как шипит яичница на сковородке, повторите: "Шшшш".       и др.



Предварительный просмотр:

МК ДОУ «Новохоперский детский сад общеразвивающего вида «Ласточка»

                                                                                                                Подготовила:

                                                                 учитель-логопед

                                                            Федотова Г.Н.

П. Новохоперский 2015г.

Хорошая речь — важнейшее условие всестороннего полноценного развития детей. Чем богаче и правильнее у ребёнка речь, тем легче ему высказывать свои мысли, тем шире его возможности в познании окружающей действительности, содержательнее и полноценнее отношения со сверстниками и взрослыми, тем активнее осуществляется его психическое развитие.
Любое нарушение речи в той или иной степени может отразиться на деятельности и поведении ребёнка. Дети, плохо говорящие, начиная осознавать свой недостаток, становятся молчаливыми, застенчивыми, нерешительными. Особенно важное значение имеет правильное, чёткое произношение детьми звуков и слов в период обучения грамоте, так как письменная речь формируется на основе устной, и недостатки устной речи могут привести к неуспеваемости.

Работа по развитию основных движений органов артикуляционного аппарата, на начальном этапе, проводится в форме артикуляционной гимнастики для развития, уточнения и совершенствования основных движений органов речи.
Цель артикуляционной гимнастики — выработка правильных, полноценных движений и определённых положений артикуляционных органов, необходимых для правильного произношения звуков, и объединение простых движений в сложные.
Артикуляционная гимнастика включает упражнения как для тренировки подвижности и переключаемости органов, отработки определённых положений губ, языка, правильного произношения всех звуков, так и для каждого звука той или иной группы. При подборе упражнений для артикуляционной гимнастики следует предусматривать те движения и положения органов артикуляционного аппарата, в результате которых образуются звуки.

Всю систему артикуляционной гимнастики, можно разделить на два вида упражнений: статические и динамические с образными названиями. Статические упражнения («Лопаточка», «Птенчики», «Чашечка», «Иголочка», «Стрелочка», «Трубочка») направлены на удержание артикуляционной позы в течении 6 — 10 секунд .
Динамические упражнения («Лошадка», «Грибок», «Качели», «Вкусное варенье», «Змейка», «Часики», «Маятник», «Катушка», «Маляр») требуют ритмического повторения 6-8 раз, координации, хорошей переключаемости.

Самым подвижным органом является язык. Наибольшей степенью подвижности обладают передняя часть языка и кончик языка, боковые края передней и средней частей языка, так как от их работы зависит качество звуков. Поэтому в артикуляционную гимнастику входят упражнения, в процессе которых вырабатываются следующие положения кончика языка: а) опущен за нижние зубы — «почистим зубы»; б) поднят вверх «маляр», «грибок», «гармошка».
После того как каждое положение будет отработано, даётся упражнение на переключение с одного положения на другое — «качели». Средняя часть языка наиболее ограничена в своих движениях. Для выработки подъёма средней части спинки языка выполняют упражнение «киска сердится». Для отработки движений для задней части языка служат упражнения «пароход гудит», «прятки». Боковые края языка могут прижиматься к внутренней поверхности коренных зубов и не пропускать вбок входящую струю воздуха (и, э, с, з, ж, ч, щ); могут опускаться и пропускать струю воздуха вбок (л); язык может сужаться (о, у).

В образовании звуков так же играет роль подвижность губ, они могут вытягиваться в трубочку (у), округляться (о), обнажать передние зубы (и, с, з, ц, и др.), слегка выдвинуты вперёд (ш, ж). Но наибольшей подвижностью обладает нижняя губа, образовывая щель, приближаясь к верхним передним зубам (ф, в), смыкается с верхней губой (п, б, м). Нижняя челюсть может опускаться, образуя носовые звуки и подниматься, образуя ротовые звуки.

Целенаправленные упражнения помогают подготовить артикуляционный аппарат ребёнка к правильному произнесению нужных звуков. Эти упражнения подбираются, исходя из правильной артикуляции звука, поэтому их лучше объединять в комплексы. Каждый комплекс готовит определённые движения и положения губ, языка, вырабатывает правильную воздушную струю, то есть всё то, что необходимо для правильного образования звука.
Артикуляционную гимнастику следует всегда 
начинать с отработки основных движений и положений губ, языка, необходимых для четкого, правильного произношения всех звуков. Проводится артикуляционная гимнастика ежедневно, чтобы вырабатываемые у детей двигательные навыки закреплялись, становились более прочными. Лучше её делать перед завтраком в течении 3-5 минут. Не следует предлагать детям более 2-3 упражнений.

При отборе материала для артикуляционной гимнастики я соблюдаю определённую последовательность, я иду от простых упражнений к более сложным. Провожу упражнения эмоционально, в игровой форме.
Упражнения выполняются сидя перед зеркалом, дети должны видеть лицо педагога и своё лицо. Из выполняемых упражнений, новым может быть только одно, остальные даются для повторения и закрепления. Если детьми выполняется какое-то упражнение недостаточно хорошо, новые упражнения не вводятся, а отрабатывается пройденный материал. Для закрепления придумываются новые игровые приёмы.
Нельзя проводить артикуляционную гимнастику, не видя, как выполняет упражнения каждый ребёнок. Формирование артикуляционных движений осуществляется произвольно и осознанно: ребёнок учится производить их и контролировать правильность выполнения. Необходимые 
движения формируются по зрительному подражанию: педагог рассказывает о предстоящем упражнении; показывает его выполнение — правильную артикуляцию звука; объясняет, какие движения следует произвести, предлагает повторить. В результате нескольких проб, сопровождаемых зрительным контролем, ребёнок добивается нужной позы. При затруднениях педагог помогает ребёнку шпателем или зондом. Педагог следит за качеством выполняемых движений: точностью и правильностью, плавностью, достаточным объёмом движения, темпом выполнения, устойчивостью, хорошей переключаемостью с одного движения на другое, симметричностью, наличием лишних движений.

Не все дети одновременно овладевают двигательными навыками, поэтому необходим индивидуальный подход и даётся задание родителям отработать эти движения дома. В противном случае артикуляционная гимнастика не достигает своей цели. Артикуляция считается усвоенной, если она выполняется безошибочно и не нуждается в зрительном контроле.

В работе с детьми мне нравится проводить такое практическое задание (занимательный материал к артикуляционным упражнениям):

«Сказка о Весёлом Язычке»
Жил — был Весёлый Язычок в своём домике.
Догадайся, что это за домик:
В домике этом красные двери,
Рядом с дверями белые звери.
Любят зверюшки конфеты и плюшки.

Логопед: Догадались? Этот домик — рот. Двери в домике, то открываются, то закрываются (рот закрыт, открыт). Непоседливый Язычок не сидит на месте. Он часто выбегает из домика (высунуть язык). Вот он вышел погреться на солнышке, отдохнуть на крылечке (язык «лопаточкой» на нижней губе). Подул лёгкий ветерок, Язычок поёжился (язык «стрелочкой»), спрятался в домик и закрыл за собой дверь(язычок убрать, рот закрыть). А на дворе солнце спряталось за тучки и забарабанил по крыше дождь (языком стучим в зубы, произносим «д — д — д — д»). Язычок не скучал дома, напоил котёнка молоком. Он лакал молочко(водим языком по верхней губу сверху вниз, рот открыт), потом котёнок облизнулся(облизать верхнюю и нижнюю губки справа налево, слева направо) и сладко зевнул(рот широко открыт). Язычок посмотрел на часы, они тикали: «тик — так» (рот открыт, губы в улыбке, кончиком язычка дотрагиваемся до уголков рта). Котёнок свернулся клубочком. «Пора и мне спать», — подумал Язычок.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План самообразования по теме «Развитие мелкой моторики дошкольников второй младшей группы» План самообразования на 2016-2017 уч. год воспитателя Мамонтовой О.И.

План самообразования по теме«Развитие мелкой моторики дошкольников второй младшей группы» План самообразования на 2016-2017 уч. год воспитателя Мамонтовой О.И....

Отчет по плану самообразования Тема самообразования: «Здоровье сберегающие технологии в работе с детьми»

Отчет по плану самообразования Тема самообразования:   «Здоровье сберегающие технологии в работе с детьми»...

Отчет по плану самообразования Тема самообразования: «Развитие индивидуальных способностей дошкольников-посредством использования метода куклотерапии»

Отчет по плану самообразованияТема самообразования: «Развитие индивидуальных способностей дошкольников-посредством использования метода куклотерапии»...

Творческий план самообразования педагога Черемухиной С.Ю. в группе общеразвивающей направленности детей 4-5 лет на 2019-2020гг Тема самообразования: Математические развлечения как средство формирования элемент

В этом году я взяла новую тему по самообразованию. Разработала план по самообразованию для детей 4-5 лет. Придерживаясь плана, мы работаем в системе. Он очень помогает мне в моей работе....

Индивидуальный план самообразования воспитателя Тема самообразования: Формирование математических представлений через дидактические игры

Цель: изучение актуальности использования занимательного игрового материала при формировании элементарных математических представлений у дошкольников....

Индивидуальный план самообразования воспитателя Тема самообразования : « Речевое развитие детей в младшей группе через сказку »

Речь - великий дар природы, благодаря которому люди получают широкие возможности общения друг с другом. Однако на появление и становление речи природа отводит человеку очень мало времени – ранни...

Самообразование. План самообразования. Консультация для педагогов

Самообразование – одна из форм повышения профессионального мастерства педагога «Мастерство учителя – это специальность, которой надо учиться» А.С. МакаренкоПедагогу самостоятел...